ЮВЕНИЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.



1. Теории игр животных.

2. Концепция игры Фабри.

3. Виды игр по Фабри.

1. Теории игр животных.

К. Гроос (нем.): игра - способ совершенствования. Игра - предварительное упражнение формирования взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности (теория упражнения).

Спенсер: игровая активность - расход активности.

Рубинштейн: недостатки - “ данный автор не рассматривает содержание игры, не способен объяснить функции”.

Теория Спенсера.

Лоренц: концепция вакуумной активности.

Когда животному некуда девать накопившуюся энергию, оно начинает с азартом выполнять незавершённые бесполезные телодвижения, не приносящие никакой выгоды для обеспечения жизнедеятельности. Игровые действия совершаются без присутствия соответствующих ключевых раздражителей (например: игровая борьба). Многие авторы также отрицали значение игры для формирования взрослого.

Мейер - Холоцапфель: игра животных - мнимая деятельность. В основе игры лежит пробование, основанное на любопытстве. Животные играют лишь тогда, когда не выполняются игровые действия - её обоснования. Центры игры в головном мозге не было обнаружено.

Бодендайк: коренное отличие игры от других форм поведения он усматривал в полном отсутствии приспособительного значения игровой активности. Он категорически утверждал, что игра важна только для непосредственно играющего животного, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но не для будущего развития.

Критика Эльконина - указал, что Бодендайк недооценивал ориентировочно - исследовательскую функцию игры (познавательное значение игры). Игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает способность к ориентации в сложных условиях среды.

Торп: игра служит для приобретения животным навыков и для ознакомления с окружающим миром. Особое значение отдавал манипулированию с предметами во время игры.

Беков: сводил функции игры к двигательной тренировке, формированию процессов общения и упражнению познавательных процессов.

2. Концепция игры Фабри.

Игра - развивающаяся психическая деятельность животных (а не отдельная категория поведения).

Игра (Фабри) - процесс, который охватывает все сферы поведения животного в ходе его окончательного становления перед достижением взрослого состояния.

Адультное.

Предадультное (в молодом возрасте).

С началом игрового периода резко увеличивается количество способов манипулирования, а также число и ассортимент объектов и доигровых движений путём их усиления и совершенствования, например, поведение лисиц - этим животным не свойственно много манипуляционных действий (в игровой период от двадцати до двадцати восьми движений, лисицы научаются выполнять движения одной конечностью).

Компоненты игры.

Манипуляционная активность - любое воздействие животного на предметные компоненты среды, взаимодействия животных с любыми предметами.

Наличие либо отсутствие игры является определённым критерием уровня психического развития, играют только высшие животные (главным образом млекопитающие).

Основная функция игры - накопление индивидуального опыта во всех жизненных сферах, но на основе инстинктивных компонентов поведения.

3. Виды игр по Фабри.

Виды игр животных:

1. Одиночные:

а) локомационные;

б) манипуляционные (компенсаторные; некомпенсаторные).

2. Совместные:

а) локомационные;

б) манипуляционные.

Одиночные манипуляционные игры.

Компенсаторные - естественное видотипичное поведение животного, которое молодые животные ещё не могут выполнить, компенсирующееся в его играх сходными действиями с предметами - заместителями. Предмет, как объект игры должен обладать некоторыми признаками, которые присущи объекту взрослого поведения (признаки - ключевые раздражители (Лоренц) специфические признаки предмета, вызывающие инстинктивную реакцию, например, движение объекта).

Некомпенсаторные - игры с предметами, которые являются биологически значимыми, необходимыми для поддержания жизнедеятельности - те предметы, с которыми детёныши сталкиваются на протяжении всей жизни (например, игра с едой). Игра с пищевыми объектами это источник игрового познания (изучение поведения жертвы). Значение некомпенсаторных игр было доказано в эксперименте - детёныши выращивались без игры с предметами, при этом свобода пальцев, рук не ограничивалась. В результате они отличались низкой способностью к хватанию, ощупыванию, не умели хвататься за служителей, отсутствовало характерное для обезьян обыскивание.

Функция манипуляционных игр заключается в упражнении, совершенствовании элементов моторного поведения, а также в познании окружающего мира.

Одиночные локомационные игры - подвижные игры, при которых животное постоянно меняет своё местонахождение (хватание хвоста). Необходимы для совершенствования и тренировки своего будущего поведения.


Ладыгина - Коц. Предметная деятельность шимпанзе.

1. Конструктивная деятельность - воссоздание из частей целого путём сближения, соединения и наслаивания предметов.

2. Ориентировочно - обследующая (ознакомительная) - поверхностное ознакомление с предметами, не оставляющая на них заметных следов.

3. Обрабатывающая - углублённое воздействие на предмет.

4. Манипуляционная игра.

5. Сохранение и отвергание предмета.

Орудийная деятельность - употребление предмета, как вспомогательного для достижения какого - либо биологически значимого результата (исследовательская познавательная).

Ладыгина - Коц одна из первых количественно подсчитывала манипуляционные действия с предметами.

Вывод: у шимпанзе чаще всего представлена:

- ознакомительная;

- обрабатывающая;

- конструктивная;

- орудийная - встречается меньше всего.

Два вида поведения орудийной деятельности:

1) извлечение термитов из построек с помощью веточек;

2) собирание влаги из углублений с помощью пережёванного комка листьев.

В лабораторных условиях таких типов поведения намного больше (например, обезьяна сняла ключи со стены при помощи доски и сбежала - подражание, элементарное мышление (Фирсов))

Ладыгина - Коц: это говорит о потенциальных психических способностях приматов, которые в естественных условиях не проявляются.

Ладыгина - Коц определила орудийную деятельность, как индивидуальную черту поведения, а не видовую.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!