Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 21 страница



Интуиция вне времени. Она позволяет идти к цели столько, сколько нужно, а не столько, сколько требует логика, убеждения, здравый смысл. Поэтому интуиция позволяет спокойно относиться к неудачам. Выбор интуиции начинается тогда, когда человек позволяет себе выйти за пределы логики. Для этого он предпринимает действия, не связанные с логикой. Он учится определять внутренние сигналы логики, тормозящие подобные действия. Они ограничивают творчество, подсказывают разумное решение. Это то, что приводит в качестве доказательства общепринятое, уже проверенное, сделанное достойными людьми. Это ощущения, мысли, воспоминания, которые свидетельствуют о «правильном». Они 220 критикуют, обвиняют и стыдят при несоответствии их требованиям. Такие сигналы ограничивают попытки выйти за рамки имеющихся возможностей. Они немедленно приклеивают любым подобным попыткам ярлык «глупости», «высокомерия» или «аморальности». По сути, первый шаг в сторону интуиции — это приобретение способности отодвигать внутреннюю самокритичность. Именно отодвигать на нужное время, а не презирать, побеждать и уничтожать. Презрение или война с логикой и ее проявлением — самокритичностью приводит только к замене ее на другую логику. То есть начало выбора интуиции - это поиск компромисса с логикой. Второй шаг на пути выбора интуиции — это поиск доверия к ней. Ведь если человек не может доверять голосу своего «Я», то есть самому себе, кому еще он сможет довериться ? Для того чтобы интуиция пришла к человеку, он должен ждать этого, просить об этом, требовать этого. Он должен быть внимателен к своим ощущениям, мыслям, образам, к своим действиям и снам, фантазиям и ошибкам. Он должен поверить в возможность получения информации путем, который отличается от логического. Он должен осознать самый короткий путь между истинными целями и действиями, которые их достигают. Таким путем является интуиция. На этом этапе человек должен приобрести доверие к своей интуиции. Он должен осознать, что интуиция способна подсказать верное решение о том, что делать. Он должен позволить себе быть любопытным исследователем, предпочитая это имиджу умного логика. Обретя доверие к интуиции, человек может получить способность вызывать ее. Для этого он может наблюдать за происходящим с точки зрения ребенка - так, будто все, что он видит, чувствует или слышит, происходит с ним впервые. При помощи воображения он может представить, будто попал в некую игру, за границу, на другую планету, туда, где все происходит иначе. При этом он должен сохранять интерес, непредубежденное любопытство, отстраненность. Воспринимая так самого себя, свои действия, мысли, других людей, человек может получить доступ к интуиции. Все, что он при этом получает от своих ощущений, фантазий, мыслей и чувств, значительно ближе к интуиции, чем обычно. 221 Исторические примеры ограниченности логики «Лошадь никуда не денется, а автомобиль — лишь модная игрушка», — так президент Банка Мичигана убеждал Генри Форда не вкладывать средства в производство автомобилей. «Летающие машины тяжелее воздуха невозможны», — утверждал Лорд Кельвин в 1895 году. «Кто, черт побери, захочет слушать, как разговаривают киноактеры?» — недоумевал Гарри Уорнер, президент кинокомпании «Уорнер Бразерз» в 1927 году. «Телевидение не продержится больше шести месяцев. Людям быстро надоест смотреть каждый вечер в фанерный ящик», — был категоричен Дерил Ф. Занук, глава кинокомпании «XX Век-Фокс» в 1946 году. «Я думаю, во всем мире возможно продать лишь примерно пять компьютеров», — заявлял Томас Вацон, президент IBM в 1943 году. «У людей нет никакой надобности держать компьютер в своем доме», — вторил ему позже Кен Уольсен, основатель и президент компании по производству электронной техники «Диджитал Эквимпент». Это было в 1977 году. Притча «Милтон* и лошадь» — Обычаи на фермах теперь не такие, как раньше, — говорил старый ковбой с обветренным лицом собутыльнику в придорожном трактире, — тогда за воровство лошади могли и убить... И никто не будет разбираться, если даже она сама потеряется и забредет к тебе. Собеседник равнодушно слушал его болтовню. Он был журналистом и привык отсеивать из массы обрушивающейся на него бесполезной рутины бриллианты интересных фактов. — Тогда мне было восемнадцать, а Милтону... пожалуй, лет пятнадцать. Трудно вспомнить точно, ведь нас было восемь, а мать все рожала... С тех пор мы и начали замечать, что Милтон не такой, как мы. Вроде как умнее. Речь идет об одном из самых выдающихся психотерапевтов XX века Милтоне Г. Эриксоне. — Примеч. ред. 222 Чужая лошадь забрела к нам на ферму. В таких случаях, чтобы не быть обвиненным в краже, нужно скакать за хозяином. Ну, мы так всегда и делали. А эта как с ума сошла. То ли напекло ей голову, то ли что... Ну, в общем, не давала она сесть на себя. Да и непонятно, куда ее вести, вокруг восемь ферм и на каждой такие же лошади. Все вокруг нее сгрудились, а Милтон наблюдал издали. Когда мы выбились из сил, он подошел к воротам, открыл их и пошел рядом с лошадью, держа ее за повод. Он не понукал ее, не гнал, не водил по фермам, а просто шел рядом. К вечеру она сама привела его к ферме Джека Вебстера. Это действительно была его лошадь. В благодарность он дал Милтону яблочный пирог, который тот честно донес до дома. Притча «Монета и верблюд» Однажды Ен-ту спорил со своим другом букинистом. — Люди, которые достигли успеха, воспринимают одни и те же явления одинаково, — твердил букинист. — Скорее такие люди не способны добиться желаемого! — отвечал Ен-ту. — Они способны видеть только одну сторону монеты, хотя их у нее две. — Опять ты говоришь чушь! - в сердцах сказал букинист. На этом они разошлись спать. Когда утром букинист проснулся и вышел во двор, он увидел то, что заставило его в очередной раз усомниться в целостности рассудка Ен-ту. Тот восседал задом наперед на верблюде букиниста. Разговаривая на верблюжьем языке, он отдавал верблюду какие-то команды. В результате животное двигалось то в одну, то в другую сторону. — Что ты видишь? — обратился Ен-ту к изумленному букинисту. — Я вижу старца, который едет на верблюде задом наперед, — ответил озадаченный букинист. — Об этом мы и говорили вчера! — наставительно молвил Ен-ту. — Ты даже и не подумал о простой вещи. Я как раз сижу в ту сторону, в которую хочу ехать. А вот верблюд направляется совсем не туда, куда ему следовало бы идти. 223 О Образ: таможня, пропускающая только то, что соответствует ее требованиям. ? Вопрос: Я доверяю интуиции или основываюсь на логике, здравом смысле? ф Ограничивающее убеждение (иллюзия): Верными являются только логические решения. Действительность: Только интуиция дает решения, верные для самого человека. •* Призыв: Доверяйте внутреннему голосу и ищите пути услышать его! Инструкции: В течение достаточного времени выполняйте все свои действия абсолютно новым, не свойственным вам способом. свое versus общее Не связывай себя ни с кем и ни с чем — ведь это означает стать рабом, рабом кого угодно... Самое важное — сохранить свободу от обязательств и долгов — инструмента, которым пользуются противники, чтобы с твоей помощью захватить власть. Бальтазар Грасиан ...Делай, как я. Это значит: не надо за мной. Колея эта только моя, Выбирайся своей колеей. Владимир Высоцкий Стоит сделать метку в этом мире, как многие идут с резинками стирать! Роберт Энтони СВОЕ ОБЩЕЕ То, чем вы живете и где вы живете, дает вам возможность быть свободным в достижении своих целей, выражении своих чувств и совершении действий. У вас есть возможность не ограничивать свое самовыражение общепринятыми правилами и самому определять, для чего жить. В своих действиях, чувствах, мыслях и целях вы зависимы от ограничений и условностей, которые навязаны вам извне. То, чем вы живете, вам на самом деле не принадлежит. Вместе с тем у вас высоки возможности влиять на поступки, цели и мысли людей, похожих на вас, и использовать их в интересах, которые вы привыкли считать своими. Под «своим» подразумевается то пространство, на котором человек реализует собственные цели, желания, чувства и действия. Это свое тело, своя психика, свои силы, способности, чувства, желания, потребности и цели. Это то материальное, что принадлежит человеку. Это все, что он получил при рождении и приобрел в течение жизни. Это все, чем человек реально обладает, собирается это использовать или просто владеть. Под «общим» понимается то пространство, на котором предусматривается достижение общих целей и совершение общих действий. На нем действуют законы, правила, ограничения, ограничивающие свободу достижения целей и выражения чувств конкретного человека. Это пространство для выражения общепринятых чувств, демонстрации общепринятого поведения и общепринятых мыслей. «Общее» — это то, что не является своим для какого-либо человека не только по его мнению, но и на самом деле. Для каждого человека существует свое и общее пространство. Каждый сам выбирает, на каком пространстве будет проходить его жизнь. Он сам определяет, в какое пространство будет вкладывать свои силы и какое пространство будет развивать. Выбор «своего» - это выбор пространства, на котором человек свободен для достижения своих целей, выражения своих чувств и совершения своих действий. Выбор «общего» — это выбор пространства, на котором человек зависим от ограничений, общих для всех. Выбирая общее пространство, он должен подчинять свои цели, чувства и действия его ограничениям. По сути, это выбор между свободой и зависимостью. Предпочитая «свое», человек прежде всего принимает собственные цели и желания. Он реализует их на своем пространстве. При этом его цели и желания не ограничены условностями «общего». Он также предполагает полную свободу других людей за пределами того, что считает своим пространством. В общем пространстве он не препятствует их действиям. Предпочитая «общее», человек сосредоточивается на целях, чувствах и действиях, которые находятся в общем пространстве. Для этого он ограничивает цели и желания, действия и мысли своего пространства. Вместе с ограничением своей свободы, своих целей, чувств и желаний он стремится ограничить свободу других людей. Для этого он навязывает им существование в общем пространстве. В результате, выбирая «свое», человек делает «общее» чужим для себя. Выбирая «общее», человек делает чужим для себя «свое». 226 Положительная сторона выбора «своего»: свобода в преде-дах «своего». Положительная сторона выбора «общего»: возможность делать зависимыми других в пределах «общего». Выбирая «свое», человек абсолютно свободен в своем пространстве. Он может достигать любых целей и переживать любые чувства. Он не ограничивает свое самовыражение общепринятыми правилами. История одной картины Веласкеса Веками только монархи и их приближенные имели право на свое мнение и индивидуальность. Это проявлялось, в частности, и в их влиянии на художников. Считалось, что богатый и влиятельный человек обладает решающим словом при создании произведения искусства. Он вправе определять, каким оно будет. Автор же произведения — только исполнитель воли того, кому он служит. Это приводило к тому, что творцом оказывался не тот, кто создает произведение искусства, а тот, кто его заказывает. Автор был рабски подчинен, зависим в своем творчестве от сомнительных требований тех, кого он увековечивал. В 1656 году знаменитый испанский художник Диего Велас-кеС написал картину «Менины». На полотне показана комната. Слева — художник, который пишет картину. Глядя на произведение Веласкеса, нельзя понять, что изображено на картине, которую пишет художник, поскольку она повернута к наблюдателю оборотной стороной. За спиной художника стоит принцесса со своей свитой. Все они внимательно наблюдают за рождающейся на их глазах картиной. ^ Художнику позируют король и королева Испании. Это можно понять по их крохотным отражениям в зеркале на задней стене комнаты. Сами они сидят где-то за пределами полотна. Картина Веласкеса стала выражением его желания самому определять свои собственные взгляды, выражать свои замыслы. Сам Веласкес в роли художника изображен на картине значительно лучше, чем принцесса, и несравненно выигрышнее, чем полностью отсутствующие король и королева. Видно, что его власть больше, что именно от него зависит, какой будет картина. Итак, выбирая «свое», человек освобождает себя от ограничений, имеющихся в общепринятых правилах. Вместе с тем это не значит, что такой человек разрушает существование других людей. Он свободен только в рамках того, что является для него своим. Он устанавливает приемлемое и запрещенное только внутри «своего». Он выбирает только для себя правила и ограничения, верования и отсутствие таковых. Находясь в общем пространстве, за пределами «своего», он принимает тот уровень свободы, который установлен в данном пространстве. То есть он свободен полностью в своем пространстве. В пространстве другого человека он свободен настолько, насколько это приемлемо для другого человека. ' Выбирая «общее», человек пытается обосноваться на нем. Он сразу стремится расширить его. Человек делает это единственно возможным путем — за счет той территории, которую считают своей другие. Для этого он пытается навязать им убеждения, приводящие к разрушению пространства, которое эти люди считают «своим». В частности, он пытается заставить других отказаться от «своего». Вместо этого он предлагает им служить общим идеям, которые являются не чем иным, как его собственными. Он начиняет общее пространство целями, которые считает своими. Но на самом деле это даже не его идеи и цели. Тяга жить на общем пространстве для такого человека не случайна. Он реализует цели, которые к нему самому пришли из общего пространства и оказываются смешанными со своими истинными целями. Это происходит в тот момент, когда человек предпочел «общее» «своему». В результате, думая, что он присваивает себе общее пространство, человек только его расширяет. Это происходит незаметно для него, в тот момент, когда он выбирает «общее». Выбирая «свое», человек обретает право на самостоятельное его использование. Он получает возможность разграничивать собственные права и права других людей, охранять собственное право на «свое» и не тратить силы на ограничение аналогичного права у других людей. Он приобретает качества, необходимые для отстаивания «своего» и помогающие использовать «свое» для достижения целей. Выбирая «свое», человек сам определяет, для чего он живет и что он делает. Выбирая «общее», человек живет для того и дела 228 етто, что указано другими людьми. Выбирая «свое», человек тратит свои силы в пределах своего пространства. Он использует их для достижения своих целей, для расширения своего пространства. Выбирая «общее», человек тратит основные силы на то, что не является «своим». Выбирая «свое», человек сам определяет его ценность. Он сам решает, на что он тратит то, что зарабатывает и достигает. Он сам определяет ценность и предназначение своей жизни. Он сам охраняет и отстаивает то, что считает «своим». Одновременно такой человек освобождает себя от ответственности за «общее». Он становится свободным от траты сил на поддержание и отстаивание интересов « общего ». Ему больше не надо принудительно привлекать в общее пространство других людей. Выбирая «общее», человек тратит на него свою жизнь и силы. Все это уходит на поддержание, развитие и укрепление «общего». Он принимает ответственность за «общее» и теряет ответственность за «свое». Выбирая «свое», человек приобретает право распоряжаться собой сам. Он освобождается от необходимости решать проблемы, лежащие за пределами того, что считается своей территорией, то есть от груза чужих проблем. Тем самым он возвращает себе силы, которые затрачивал на это ранее. Вместе с тем он получает возможность решать свои проблемы самостоятельно. Он приобретает истинное представление о том, что сделал для их возникновения. Он узнает, что его проблемы — результат недостаточного осознавания того, что является «своим», а также результат непонимания, как распоряжаться «своим» для собственной пользы. То есть человек понимает, что любой источник его ошибок, препятствий, огорчений и неудач — неверное определение и использование «своего». Выбирая «свое», человек должен быть готов к тому, что он сам и только он становится ответственным за то, что происходит в пределах этого «своего». Другие люди теряют право на управление этим «своим» и его присваивание. Кроме того, они перестают брать на себя ответственность за спасение человека. Он должен быть готов к тому, что в случае неправильного обращения со «своим» не только будет пожинать последствия этого неверного действия, но и окажется единственным, кто будет эти последствия оценивать и изменять ситуацию. 229 Выбирая «свое», человек получает возможность регулировать его использование другими людьми. Он запрещает использовать «свое» в целях, которые не совпадают с его собственными целями. Он начинает действовать, отстаивая право использовать «свое» для себя. Однако это не означает, что он полностью ограждает «свое» (тело, физические и умственные умения, силы, знания, творчество, время и т. д.) от использования другими. Он дает людям право использовать «свое» на собственных условиях, правилах, в собственных ограничениях и за устраивающую его компенсацию. Выбирая «свое», человек приобретает возможность узнать, что на самом деле является для него «своим». Он узнает, что «общее» он приписывал себе, а что «свое» у него было похищено общим. Человек приобретает возможность развиваться, двигаться дальше, только пройдя через все стадии взаимоотношения со «своим». Это определение «своего», присваивание «своего», осознавание истинной ценности «своего», использование «своего» и, наконец, способность отказаться от «своего», то есть не отождествлять с ним себя самого. © Образ «общего»: вирус, невидимый, быстро и легко проникающий в организм, где молниеносно подчиняет себе все и вся до того, как человек сможет сопротивляться; сорняк с множеством шипов. ? Вопрос: Это принадлежит только мне или другим людям тоже? <ф Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно присвоить себе как можно больше общего. Действительность: Нужно использовать свое. Призыв: Живите и действуйте на своей территории! К Инструкции: Найдите то, что, что является только Вашим (в материальном и в духовном плане) и пользуйтесь только этим. принятие решения Этот раздел связан с предыдущим, посвященным убеждениям. Здесь рассматриваются предпочтения человека, которые имеют значение, когда принимается любое решение. Всего таких пар предпочтений (выборов) три: выбор между многообразием вариантов и определенностью, окончательный или временный выбор и своевременный выбор или откладывание (затягивание) принятия решения. Это значит, что всегда, когда человек принимает решение, он выбирает в каждой паре предпочтений один из вариантов. В зависимости от выбора его решение будет либо зависимым, либо свободным, ведущим к цели. многообразие versus определенность Когда отсутствует какая бы то ни было определенность, мы все время алертны, мы постоянно готовы к прыжку. Гораздо интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, словно тебе все давным-давно известно. К. Кастанеда. Колесо времени 231 МНОГООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ Принимая решение, чтобы сделать его оптимальным, вы стремитесь увеличить разнообразие вариантов. Из этого разнообразия вы выбираете то решение, которое является наиболее приемлемым. Вы исходите из того, что с увеличением вариантов увеличивается возможность появления среди них максимально соответствующего текущей ситуации, реальности. Вы цените беспроигрышность и стремитесь избежать ошибок, предпочитая синицу в руках журавлю в небе. Поэтому вы стараетесь избежать выбора, изначально предпочитая чтобы вариантов не было, а присутствовало единственное решение. Вы исходите из того, что с увеличением числа вариантов увеличивается путаница и вероятность ошибки. Для этого вы ищете стабильные, однозначные ситуации. . В ситуациях, где такие требования не соблюдаются, вы отказываетесь участвовать. Это принципиальный, основополагающий выбор АФП. Для каждого, кто приступает к освоению данной книги, абсолютно необходимо совершить его как можно раньше. В нем предлагается определить, что для человека важнее — наличие вариантов для принятия решения, то есть многообразие, или их отсутствие, то есть определенность.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!