Жемчужина русской усадебной архитектуры – Мураново



Подмосковные усадьбы – путешествие в прошлое Московская область насчитывает порядка двухсот шестидесяти восьми усадеб. Каждая из них имеет свой неповторимый облик, у каждой своя история полна тайн и загадок. Если вас интересует история и архитектура, то вам стоит посетить такие настоящие жемчужины как: Архангельское, Вороново, Абрамцево, Шахматово, Мураново и конечно усадьбу князей Вяземских Пущино на Наре. Архитектор этого великолепия – Львов Николай Александрович. Почетный член Академии художеств, член Российской Академии, он был довольно близко связан с выдающимися людьми своего времени: Г.Р.Державиным, В.В.Капнистом, Г.Л. Боровиковским, графом С.Р.Воронцовым. Будучи дипломатом и писателем, входил в «кружок Державина», архитектурой Н.А.Львов занимался нерегулярно. Несмотря на это, сохранилось многие его постройки, которые дошли до нас: Никитские ворота Петропавловской крепости, здание Почтового двора – Почтамт в Санкт-Петербурге, Приоратский дворец в Гатчине, Борисоглебский собор в Торжке, церковь святой Екатерины в Валдае. Он же был автор проектов усадеб в Торжке: Знаменское – Раек, Никольское – Черенчицы, Митино, Василево. Построил Н.А.Львов еще и Званку для Г.Р.Державина, Кирианово для княгини Дашковой, Очкино для Судиенко в Черниговской губернии, Вороново для Ростопчина. Но ни одному его детищу не удалось превзойти по своему великолепию Пущино на Наре. До нашего времени сохранились дворец палладианской архитектуры и два флигеля из четырех и парк со старинными липами, и двумя фонтанами. Кажется, что еще не давно в стенах этой усадьбы гремели оркестры, дамы и кавалеры кружились в танцах, гости собирались на обеды и вечера. К сожалению, сейчас только начались работы по его реконструкции. Если изыски архитектуры вас мало интересуют, вы хотите полностью погрузится в атмосферу усадьбы XIX века и почувствовать себя дворянином, то советуем вам посетить прекрасно сохранившуюся поместье Абрамцево. Усадьба находится в Сергиево-Посадском районе. Добраться туда достаточно легко: электричкой с Ярославского вокзала на Сергиев Посад или Александров до станции Абрамцево. В усадьбе размещается Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник. В 1955г. Н.П. Пахомов удалил часть поздних пристроек, и облик главного дома усадьбы был приближен к аксаковскому времени. Парк Абрамцева XVIII-XIX века состоит из лиственных пород. У главного дома парк сохранил центрально-осевую планировку, проходя по этим аллеям, чувствуешь дыхания времени. Перед тобой проходят дамы в кринолиновых платьях, проносятся молодые господа на своих жеребцах. Со склона берега Вори открывается живописный вид, наверное, именно сюда приходили тайком барышни от родителей на вечерние свидания. Парк украшен причудливыми древними скульптурами, вывезенными Мамонтовым из южных степей. Дом славился своими зваными обедами и вечерами, в нем всегда было много гостей, громыхал оркестр и горели свечи. Усадьбу посещали именитые гости. Среди них были писатели: Аксаков Сергей Тимофеевич, Гоголь Николай Васильевич, Тургенев Иване Сергеевич. В 1866 году в Абрамцево приезжал Ф.И.Тютчев. Необычайна красота окружающей природы привлекала сюда и художников. Здесь побывали Репин Илья Ефимович, Васнецов Виктор Михайлович, Суриков Василий Иванович, Серов Валентин Александрович, Врубель Михаил Александрович, Коровин Константин Александрович, скульптор М.М.Антокольский и многие другие. В Абрамцево часто бывали и мастера русской сцены Щепкин Михаил Сергеевич, Станиславский Константин Сергеевич, Ермолова Мария Николаевна и любимец общества, прекрасный певец Шаляпин Федор Иванович. Вся обстановка и интерьер были восстановлены благодаря кропотливой работе служащих усадьбы. Вы сможете увидеть те самые мастерские, где творили свои великие произведения именитые художники. В действующей керамической мастерской вы увидите весь процесс производства керамики, услышите сказки посадского гончара. После небольшого мастер класса вы сможете сами вылепить из местной глины изделие, раскрасить и забрать его с собой. Экскурсии, проводящиеся в усадьбе Абрамцево, будут интересны не только для школьников и взрослых России, но и для иностранных туристов. Именно здесь любой человек открывает для себя мир русских сказок и узнаёт особенности русского гончарного и керамического производства, погружается во времена зарождения и расцвета России. Если вы устали от такой насыщенной программы, то можете испить воды из родника. Или перекусить в комфортабельных и сравнительно недорогих кафе и ресторанах. Посещение этой усадьбы доставит вам массу впечатлений в любое время года. Там хорошо и летом и зимой в независимости от погоды, так как по большей части проходят в комфортабельных хорошо отапливаемых помещениях. Экскурсии легко подстраиваются под Ваши настроения и пожелания. Говоря об усадьбах московской области нельзя не вспомнить про сокровищницу XVIII века – усадьбу Архангельское. Добраться дл него можно от станции метро «Тушинская» на 549 автобусе. Усадьба находится в Красногорском районе, на Ильинском шоссе, в пятнадцати километрах от Санатория Архангельское. Усадьба Архангельское – выдающийся архитектурно – художественный ансамбль конца XVIII в. Над созданием этого шедевра работало несколько поколений талантливых мастеров – архитекторов и художников. В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов, известный коллекционер и любитель искусств. При нём дворец архитектора де Герн, заложенный ещё при прежнем владельце, был завершён. В 1790-х гг. по проекту итальянца Д. Тромбаро перед дворцом были устроены три террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов. Уже в 1820-е годы Архангельское было известным и притягательным центром светской жизни, который посещали не только российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты, но и более широкая публика. Не случайно усадьба Юсупова была введена в разряд достопримечательностей Москвы. Жюль де Лаво в «Описании Москвы», которое выдержало два издания 1824 и 1835 годах, писал, что Архангельское – «великолепная деревня», которая «собрала всё, что может придать очарования досугам вельможи». Здесь всё чудесно: «и дворец, стоящий на плато, и регулярный сад, к которому прилегают оранжереи. Великолепные аллеи, прекрасный зелёный ковёр партера и множество куртин придают этому саду величественный вид, приличествующий царственному дому». Жуль отмечал, «насколько Архангельское богато местными природными красотами, настолько же оно замечательно выбором произведений искусства, которые содержит». Став музеем, усадьба сумела сохранить многие свои сокровища. Сегодня собрание музея насчитывает более 50 тыс. экспонатов. Это высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства русских, европейских, восточных мастеров XVII – первой половины XIX веков. Так же редкие книги на иностранных и русском языках, рукописи, старинные фотографии и документы. Это одна из крупнейших по объему коллекция редких книг. Она составляет 16 000 томов и являет собой уникальный образец усадебной библиотеки начала XIX в. Несколько тысяч насчитывает собрание декоративно-прикладного искусства, включающее уникальные предметы русского и западноевропейского происхождения: бронзы, мебель, фарфор, стекло, текстиль. Оно является основой обстановочного комплекса интерьеров ампирного дворца. Значительно собрание изобразительного искусства. Коллекция живописи включает полотна западноевропейских и русских художников XVII – XIX вв. – более 400 экспонатов. Воображение гостей усадьбы всегда поражали представленные здесь произведения выдающихся живописцев Д. Б. Тьеполо, А. Ван Дейка, Ф. Буше, Ю. Робера, П. А. Ротари. Коллекция графики насчитывает почти 3000 листов. Мраморные изваяния, бронзовая пластика, изделия из резного камня составляют коллекцию скульптуры музея. Набор произведений весьма типичен для императорских и крупных дворянских собраний России XVIII-XIX вв. О красоте Архангельского бессмысленно говорить, её нужно видеть. Усадьба прекрасна в любое время года, но в период «Золотой осени», когда последние тёплые лучи солнца играют бликами на колоннадах Клейна, а ветерок кружит над шпилем Юсуповского дворца первую пожелтевшую листву – она просто неотразима. Вот такой он, удивительный мир усадеб и старины. Если вы в душе романтик, и вам кажется, что должны были родиться в веке XIX – то это ваш мир. Если же вы шагаете в ногу со временем, то вам будет приятно отдохнуть и погрузится в мир красоты, балов и грез. Богата усадьбами не Толька Московская область, но и вся Россия. О наиболее привлекательных из них мы обязательно расскажем в следующих материалах.

Жемчужина русской усадебной архитектуры – Мураново

Вас встречает живописный сад, уютный парк, липовая аллея, ведущая в дальнюю часть парка. Там, на краю оврага, стоит построенная на фундаменте старинного амбара, домовая церковь. Направо от центральной дорожки – маленький детский домик в виде крестьянской избушки, выстроенный Иваном Федоровичем Тютчевым для своих детей. В северо-восточной части парка – деревянный флигель, построенный им для своей матери, Эрнестины Федоровны, в котором она регулярно проводила летние месяцы, приезжая в Мураново из Петербурга. У восточной стены церкви – могилы Ивана Федоровича и Николая Ивановича, сына и внука Тютчева. С южной стороны от усадебного дома открывается живописный вид на пруд и холмы, через один из которых раньше шла дорога на Москву.

История Мураново тесно переплетена с судьбами её владельцев. Сохранившаяся по сей день «Межевая книга», рукопись середины XVIII века, раскрывает начало истории усадьбы Мураново, которая находилась во владении князя М. И. Оболенского, после – Суровшиковых, Сипягиных, Дудышкиных.

В 1814 году Мураново за 40 тысяч рублей покупает надворный советник А.Г. Черевин, а через два года за ту же сумму перепродает усадьбу жене генерал-майора, Екатерине Петровне Энгельгардт. Эта сделка и предопределила будущую литературную судьбу Мураново.

Поэт Давыдов Денис Васильевич, родственник Екатерины Петровны, будучи женатым на её племяннице, Софье, знакомит Энгельгардтов с еще одним выдающимся поэтом – Баратынским Евгением Абрамовичем. В доме Давыдова происходит встреча Баратынского с его будущей женой и преданной спутницей, Анастасией Львовной, старшей дочерью Энгельгардтов. Кроме того, Баратынский был в необыкновенных дружеских отношениях и с младшей сестрой своей жены, Софьей.

Дальше цепочка судьбоносных встреч определяет будущее Софьи, которая, познакомившись с другом Баратынского, Путятой Николаем Васильевичем, позже выходит за него замуж.

В 1836 году умирает Л.Н. Энгельгардт, и с этого момента управление имением Энгельгардтов берет в свои руки Баратынский, оказавшийся, по сути, единственным трудоспособным мужчиной в семье, поскольку брат Анастасии и Софьи был серьезно болен.

Баратынский, всегда стремившийся к уединению, «счастливой глуши», писал своему другу И. В. Киреевскому:

«Приют, от светских посещений

Надежной дверью запертой,

Но с благодарною душой

Открытый дружеству и девам вдохновений.

Таковой я себе устрою рано или поздно и надеюсь, что ты меня в нем посетишь».

И в 1841 году Баратынский приступил к постройке такого «приюта». К тому времени семейство Баратынских значительно выросло, у него уже были три сына и четыре дочери. К тому же Баратынский очень хотел обитать в деревне круглый год, а дом в Муранове для этих целей был слишком тесен и неудобен. Баратынский, любящий архитектуру и имеющий отменный вкус, разбирает старый дом и рядом начинает строительство нового.

Семейство Баратынских на время постройки дома переселилось в соседнее имение Пальчиковых – Артемово, в трех километрах от Мураново. При этом каждое утро Баратынский ездит наблюдать за постройкой дома, к обеду возвращается, а к вечеру со старшими детьми пешком вновь отправляется туда.

Осенью 1842 года семейство Баратынских поселяется в долгожданном новом доме, а в начале января 1843 года Баратынский с чувством удовлетворения пишет Н. В. Путяте и его жене: «Слава Богу, дом хорош, очень тепел. Были и большие морозы и сильные ветры: мы не чувствовали ни тех, ни других и, что в особенности редко в деревенских домах, никогда не знали, с которой стороны непогода... Дом отделан вполне: в два полных этажа, стены общекатурены, полы выкрашены, крыт железом».

К тому времени здоровье жены Баратынского, Анастасии Львовны, сильно ухудшилось и требовало лечения. Баратынские осенью 1843 года, оставив четырех младших детей в Петербурге у Путят, выезжает со своей женой за границу. Осень и зиму Баратынские проводят в Париже, от которого сразу же приходят в восторг. Знакомства, завязанные во французских литературных кругах, также добавляют радости и восторженности пребыванию в Париже. Весной Баратынские выезжают в Италию и снова письма близким, исполненные радостью и вдохновленностью. Но 29 июня 1844 года белая полоса внезапно закончилась: скоропостижно скончался Евгений Абрамович Баратынский.

Только через год Н.В.Путята с вдовой Баратынского приезжают в Мураново. Своей жене Путята пишет: «В Муранове мы провели около двух суток. Поехали туда в воскресенье поутру, а возвратились во вторник вечером. Дом в Муранове прелесть, особенно внутреннее расположение. Оригинально и со вкусом. Тут все живо напоминает покойного Евгения. Все носит свежие следы его работ, его дум, его предположений на будущее. В каждом углу, кажется, слышим и видим его. Я не мог удалить из памяти его стиха:

Тут не хладел бы я и в старости глубокой!

Я не пишу тебе о том, что должна была чувствовать Настасья Львовна. Ее печаль так глубока, так истинна, что я смотрю на нее с каким-то благоговением, не смею говорить с ней, не смею даже замечать ее...».

Через пять лет по разделу, произведенному между А. Л. Баратынской и С. Л. Путятой, Мураново досталось последней. Семья Путят поселилась в усадьбе. С этого момента Мураново вновь стала гостеприимным приютом для ценителей настоящей поэзии и искусства.

Среди литературных гостей Н. В. Путяты в Муранове был Н.В.Гоголь, С.Т. Аксаков, поэтесса Е.П. Ростопчина, приятель Пушкина, автор эпиграмм и шуточных стихотворений С.А. Соболевский, писатель, музыкальный деятель В.Ф. Одоевский, известный библиофил и библиограф С.Д. Полторацкий.

Но особенное значение для Муранова имели дружеские, а затем и родственные связи семьи Путят с поэтом Ф. И. Тютчевым.

В 1820 году на литературном вечере в доме молодого филолога и поэта-переводчика С. Е. Раича, состоялось знакомство Ф. И. Тютчева с Н. В. Путятой. Вскоре Тютчев поступил на дипломатическую службу и весной 1822 года уехал за границу. И лишь после 1850 года, по возвращении Тютчева на родину, вновь состоялась его встреча с Путятой. В 1869 году их дружба была скреплена еще и родственными узами, когда младший сын Тютчева, Иван Фёдорович, женился на Ольге Николаевне, единственной дочери Путяты.

Тютчев последний раз побывал у своего сына в Муранове летом 1871 года. 15 июля 1873 года Тютчев умер в Царском Селе, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

После революции 1917 года усадьба отходит государству, получает охранную грамоту, а 10 декабря 1919 года состоялось постановление Коллегии по охране памятников искусства и старины об открытии в Муранове музея имени Ф. И. Тютчева

В августе 1920 года первые посетители музея переступили порог дома в Мураново.

Директором музея с самого начала его существования стал родной внук Тютчева, Николай Иванович. После смерти Тютчева, стараниями его вдовы и сына, из Петербурга была перевезена обстановка его кабинета, а также личные вещи из усадьбы Тютчевых – Овстуга. В Мураново была перевезена и обстановка московского кабинета, многие семейные вещи И. С. Аксакова после его смерти.

В музее хранятся личные и семейные вещи, архивные документы, рукописи, семейные альбомы Е. А. Баратынского, Н. В. Путяты, Ф.И. Тютчева. Большое собрание книг мемориальной библиотеки, произведения живописи русских художников XVII-XIX века, изделия из фарфора, фаянса и стекла русских и иностранных заводов, коллекции дагерротипов и фотографий, старинных часов, светильников, образцов мебели русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков, знаменитая тютчевская чернильница со скульптурным изображением Гёте и письмо поэта сыну на французском языке. В большой гостиной на центральной стене висит самый старый из имеющихся в Муранове портретов. На нем изображен Нефед Никитич Кудрявцев – прапрадед А. Л. Баратынской и С. Л. Путяты.

«Дом поэтов» открыт для посетителей каждый день, кроме понедельника. Однако, особенно ярким и запоминающимся может стать посещение музея в его праздничные дни:

1 августа – День рождения музея

29 августа – Престольный праздник – Хлебный Спас

3 марта и 11 июля – дни памяти Е.А.Баратынского

28 июля и 6 декабря – дни памяти Ф.И.Тютчева

25 декабря – 14 января – Рождественские и Новогодние праздники в Муранове


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!