Т Е М Ы К У Р С О В Ы Х Р А Б О Т

Московский архитектурный институт (государственная академия)»

Кафедра «История архитектуры и градостроительства»

Курс

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовой работы

«Архитектурный анализ»

по дисциплине «История русской архитектуры»

 

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

для студентов

направления подготовки: 270100 Архитектура, 270300 Дизайн архитектурной среды

уровень подготовки: бакалавриат

 

Педагоги

 

профессор Клименко Сергей Васильевич

доцент Клименко Юлия Гаврииловна

Москва 2017

Учебный год

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОМУ АНАЛИЗУ

       Содержание курсовой работы должно соответствовать утвержденной на кафедре теме. Изменение темы допускается в исключительных случаях после согласования с преподавателями и только при наличии достаточных материалов, необходимых для работы по самостоятельно предложенной студентом теме.

Выбранные темы исключаются из списка (!)

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

       Курсовая работа является по характеру графической и выполняется в ручной графике с привлечением фотоматериалов, зарисовок, схем и т.д., при этом возможно частичное использование компьютерной техники, преимущественно для обработки собранных материалов по теме.

       В законченной работе должна преобладать ручная графика. Выполнение курсовой работы целиком в компьютерной графике возможно только в случае создания трехмерных цифровых моделей (!).

       В отдельных случаях (только по согласованию с педагогами) допускается макетирование из бумаги и картона, при этом создание макета должно в себе нести конкретную научную цель (например, макет несохранившегося здания или сооружения с элементами реконструкции; макет-реконструкция существующего памятника, утратившего свой первоначальный облик; сравнение двух (или нескольких) сооружений в макете с выявлением их конструктивных особенностей и т.д.).

       Графические работы, как правило, выполняются на формате А1: 60х80 (55х75 см). Не принимаются работы, выполненные на подрамниках 100х100 см или на гофрированном картоне. При выполнении компьютерного моделирования (построение аксонометрий, перспектив и т.д.) допускается сдавать работы на цифровых носителях с контрольной распечаткой изображений (альбом формата А3).

       Законченная работа должна содержать:

· название темы;

· отдельно лист с библиографией (не на подрамнике, правила ее оформления даны ниже);

Все чертежи должны быть снабжены линейными масштабами. Необходимы краткие выводы, отражающие суть проведенного анализа, но не следует помещать на графические листы значительные фрагменты текстов.

 

ЭТАПЫ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

       Работа выполняется в течение всего учебного года в три этапа:

А) ВЫБОР ТЕМЫ И СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:

- Выбрать и утвердить на кафедре одну из предложенных тем (список см. ниже) после предварительного знакомства с литературой (необходимо иметь представление, достаточна ли литература по выбранной теме, имеются ли необходимые чертежи и изображения памятников и т.д.).

- Выбрать метод архитектурного анализа, варианты которого приведены в методическом пособии: Герасимов Ю.Н. Методика архитектурного анализа. М., 1977 (имеется в библиотеке института). Подобрать необходимые материалы: сделать копии чертежей и фотографий, снять кальки, выполнить зарисовки и т.д. Составить список литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

       При составлении списка литературы следует соблюдать правила библиографического описания книг и статей в журналах, сборниках и т.д.

Пример выходных данных книги:

       Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доходные дома. СПб., 2003.

Если публикация находится в каком-либо периодическом издании или сборнике, то необходимо сначала указать имя автора, название статьи, а затем наименование издания, его выходные данные, номера страниц, на которых помещена статья, например:

       Огнев Б.А. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря // Памятники культуры: Исследование и реставрация. М., 1959. С.72 – 82.

       При составлении списка литературы по темам, которые хронологически охватывают XVIII—начало XX века, можно обращаться к следующему изданию: Клименко Ю.Г, Клименко С.В. История русской архитектуры Нового времени. Учебно-методическое пособие к лекционному курсу. М., 2015 (имеется в библиотеке МАРХИ). К каждой лекции здесь приведен список литературы, учитывающий новейшие публикации.

Аттестация (с оценкой) по результатам выбора темы и представленному списка литературы по выбранной теме (до 6 октября).

Б) СБОР МАТЕРИАЛОВ, ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА И ВЫПОЛНЕНИЕ ЭСКИЗА КУРСОВОЙ РАБОТЫ: 

       Опираясь на подобранный материал, представить эскиз курсовой работы (формат А3), выполнить необходимые построения, отражающие суть анализа по избранной теме.

       Контрольный просмотр материалов и эскиза графической работы до 20 декабря. По его результатам студенты допускаются к зачету в осеннем семестре.

В) ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ:

       Выполняется в 6-м (весеннем семестре). Сдача курсовой работы и аттестация до 20 апреля, по результатам которых студенты допускаются к экзамену в весеннем семестре. После указанной даты работы считаются сданными не в срок и не оцениваются (ставится только "ЗАЧЕТ").

       В течение всего учебного года на кафедре проводятся консультации по избранной теме (согласно расписанию, вывешенному на доске объявлений кафедры).

 

Т Е М Ы К У Р С О В Ы Х Р А Б О Т

1. Византийские и древнерусские конструкции и строительные приемы.

2. Сравнение Софийского собора в Киеве с византийскими храмами.

3. Софийский собор в Киеве. Сравнение вариантов реконструкций.

4. Старейшие постройки Киева. Типология, архитектурные и конструктивные особенности.

5. Анализ Софийского собора в Новгороде.

6. Постройки Киева конца XI – начала XII вв. Построение типологического ряда.

7. Оборонительные сооружения Древней Руси X – XIII вв.

8. Софийский собор в Полоцке. Сравнение вариантов реконструкций.

9. Анализ Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке.

10. Шестистолпные храмы XI – XII вв. Построение типологического ряда.

11. Башнеобразные храмы XII – начала XIII вв. Сопоставление композиционных и конструктивных особенностей.

12. Варианты графической реконструкции церкви Михаила Архангела (Свирской) в Смоленске.

13. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Сравнение с ранними храмами Владимиро-Суздальского княжества.

14. Успенский собор во Владимире. Сравнение с романскими постройками.

15. Сравнение Боголюбовского замка с гражданскими постройками Византии и Западной Европы.

16. Церковь Покрова на Нерли. Сравнение вариантов графической реконструкции.

17. Дмитриевский собор во Владимире. Сравнение вариантов графической реконструкции.

18. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сравнение вариантов графической реконструкции.

19. Храмы Владимиро-Суздальской школы зодчества. Принципы скульптурной обработки.

20. Памятники Владимиро-Суздальской архитектуры XII – XIII вв. Построение типологического ряда.

21. Церкви Николы на Липне и Рождества на Перыни в Новгороде. Сравнение.

22. Новгородские церкви середины-второй половины XV в. Типологические и стилистические особенности.

23. Церкви Федора Стратилата на Ручье и Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде. Сравнение.

24. Собор Мирожского монастыря в Пскове и новгородская архитектура XII в.

25. Псковские храмы. Построение типологического ряда.

26. Церкви Николы Каменноградского в Пскове и Успения в Гдове. Сравнение объемно-пространственных композиций и конструктивных схем.

27. Бесстолпные храмы Пскова и Москвы XIV – XVI вв. Сравнение объемно-пространственных композиций и конструктивных приемов.

28. Храмы Московского княжества XIV – XV вв. Построение типологического ряда.

29. Пятницкая церковь в Чернигове и Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Сравнение композиции и конструктивной схемы завершения.

30. Каменные крепости XIV – XV вв.

31. Стены и башни Московского Кремля. Сравнение с итальянскими крепостями.

32. Ренессансные черты в архитектуре Успенского собора Московского Кремля.

33. Постройки Алевиза Нового в Венеции и Москве.

34. Сравнение Архангельского собора в Московском Кремле с венецианскими храмами.

35. Благовещенский собор Московского Кремля. Эволюция объемно-пространственной композиции.

36. Грановитая палата в Московском Кремле и одностолпные трапезные палаты XV – XVI в.

37. Ренессансные черты в архитектуре церкви Вознесения в Коломенском.

38. Архитектурный анализ собора Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

39. Типология шатровых храмов XVI–XVII вв. Выявление композиционной и конструктивной роли шатра.

40. Сравнение пятиглавых храмов XVI в. с Успенским собором Московского Кремля.

41. Пятиглавые храмы XVI в.

42. Композиционная роль колоколен и звонниц в архитектуре ярославских храмов.

43. Особенности ярославской школы зодчества XVII в.

44. Анализ первоначального облика Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

45. Сравнение вариантов реконструкции Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря в XVIII в.

46. Жилая архитектура Пскова XVII в.

47. Типология жилых домов XVII в.

48. Композиционная роль ордера в храмах конца XVII — начала XVIII в.

49. Западноевропейские источники архитектуры церкви Знамения в Дубровицах.

50. Строгановские постройки. Сравнительный анализ.

51. Жилые палаты XVII в. в Москве.

52. Каменные крепости XVI – XVII вв.

53. Московские храмы с крещатым сводом. Анализ конструкций и путей их развития.

54. Сравнение старого собора Донского монастыря и церкви Покрова в Рубцове.

55. Оборонительные сооружения монастырей XVII в.

56. Московские церкви середины XVII в. Сравнение пятиглавых и шатровых вариантов храмов.

57. Усадьба Аверкия Кириллова в Москве. Сравнение фасадов середины XVII с главным фасадом начала XVIII в.

58. Типология храмов в ярославской архитектуре XVII в.

59. Анализ композиции храмов Верхней Волги XVII в.

60. Типы наличников в московской, ярославской и других школах зодчества XVII в.

61. Изразцы в русской архитектуре XVII в.

62. Сравнение московских и ярославских храмов середины XVII в.

63. Типы деревянных храмов XV – XVIII в. (на примере одного из регионов Русского Севера).

64. Местные особенности русского деревянного зодчества XVI – XVIII в. на Северной Двине, Онеге, Мезени и др. местах.

65. Многоглавые деревянные храмы XVII – XVIII вв. Сопоставление композиций.

66. Типы деревянных колоколен. Анализ их конструктивных схем и композиционной роли в архитектуре храмов.

67. Деревянные хозяйственные постройки Русского Севера.

68. Изразцы в московской гражданской архитектуре Петровского времени (Крутицкое подворье, Главная аптека, Сухарева башня и другие).

69. Типологический ряд гражданских московских построек рубежа XVII-XVIII веков.

70. Анализ объемно-пространственной композиции церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни) в Москве (на основании одного из вариантов реконструкции).

71. Сравнение вариантов графической реконструкции церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни) в Москве.

72. Композиционная роль ордера в постройках первой четверти XVIII в. в Москве.

73. Новые черты в церковных сооружениях Москвы Петровского времени.

74. Сравнение фасадов палат Аверкия Кириллова (центральный объем) и здания Суконного двора в Москве.

75. Графическая реконструкция комплекса Суконного двора в Москве.

76. Лефортовский дворец в Москве. Сравнение вариантов научной реконструкции центрального корпуса.

77. Сравнение центрального и «меншиковского» корпусов Лефортовского дворца в Москве.

78. Типология центрических храмов петровского времени.

79. Здание Арсенала в Московском Кремле. Анализ этапов строительства.

80. Здание Арсенала в Московском Кремле. Научная реконструкция первоначального облика.

81. Система укреплений Петропавловской крепости в Петербурге в контексте европейской фортификации XVII – начала XVIII в.

82. Бастионные крепости конца XVII – первой половины XVIII в.

83. Собор Петропавловской крепости в Петербурге. Источники архитектурных форм.

84. Собор Петропавловской крепости в Петербурге. Графическая реконструкция замысла Д.Трезини.

85. Анализ композиции петербургских храмов 1720-1730-х годов.

86. Творчество Ж.-Б.А.Леблона.

87. Графические реконструкции нереализованных проектов Ж.-Б.А.Леблона.

88. Жилая застройка Петербурга первой половины XVIII в.

89. Жилая застройка набережных в Петербурге Петровского времени.

90. Петербургский жилой дом середины XVIII в. Типологический анализ.

91. Здание Кунсткамеры в Петербурге. Этапы строительства.

92. Адмиралтейство в Петербурге по проекту И.К.Коробова. Сопоставление с западноевропейскими аналогами.

93. Дворцовые постройки Ф.Б.Растрелли.

94. Ансамбль императорской резиденции Анненгоф в Москве. Графическая реконструкция ансамбля

95. Ансамбль Аничкова дворца в Петербурге. Графическая реконструкция на середину XVIII в.

96. Анализ развития пространственной структуры Зимнего дворца XVIII-XIX вв.

97. Императорский дворец в Петергофе. Анализ композиционного развития.

98. Анализ развития пространственной структуры Екатерининского дворца в Царском Селе в первой половине XVIII в.

99. Сравнение колокольни Смольного монастыря с колокольнями XVII – первой половины XVIII в.

100. Анализ декоративного убранства в проектах и постройках Ф.Б.Растрелли.

101. Выявление особенностей московского барокко середины XVIII в.

102. Выявление стилистических особенностей произведений И.Бланка.

103. Выявление стилистических особенностей произведений Д.В.Ухтомского.

104. Сравнение Красных ворот в Москве по проекту Д.В.Ухтомского с предшествующими воротами 1742 г.

105. Неосуществленный ансамбль Госпитального и Инвалидного домов Д.В.Ухтомского. Графическая реконструкция.

106.  Комплекс зданий Монетного двора на Красной площади в Москве. Графическая реконструкция.

107. Выявление стилистических особенностей произведений К.И.Бланка.

108. Триумфальные сооружения эпохи барокко.

109. Триумфальные ворота в Москве середины XVIII века. Трехмерные (объемные реконструкции).

110. Триумфальные ворота в Петербурге середины XVIII века. Трехмерные (объемные реконструкции).

111. Архитектурные ансамбли Москвы эпохи барокко (выбор объекта, возможны графические реконструкции)

112. Архитектурные ансамбли Петербурга эпохи барокко (выбор объекта, возможны графические реконструкции).

113. Типология церковных сооружений в архитектуре Москвы 1730-1750-х годов.

114. Колокольня Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Анализ проектов.

115. Пятиглавые храмы середины XVIII в. Анализ композиционной роли пятиглавия.

116. Исаакиевский собор. Сравнение сооружений XVIII - первой трети XIX в.

117. Анализ объемно-пространственной композиции городского усадебного дома в архитектуре русского классицизма. (Предполагается выбор объекта)

118.  Анализ объемно-пространственного решения загородной усадьбы в архитектуре русского классицизма . (Предполагается выбор объекта)

119. Госпитальные и больничные здания в русском классицизме.

120. Театральные здания в русском классицизме.

121. Библиотеки и музеи в русском классицизме.

122. Здания учебных заведений в русском классицизме.

123. Комплексы военных зданий в архитектуре русского классицизма. 

124. Типология иконостасов в храмах русского классицизма.

125. Храм-мавзолей в архитектурном развитии русского классицизма.

126. Английская тема в архитектуре русского классицизма.

127. Французская тема в архитектуре русского классицизма.

128. Городские жилые дома в творчестве Ж.Б.Валлен-Деламота.

129. Загородные усадьбы в творчестве И.Е.Старова.

130. Архитектурный анализ ансамбля Таврического дворца в Петербурге.

131. Резиденция Екатерины Великой в Пелле. Попытка научной реконструкции архитектурного замысла.

132. Архитектурный анализ Троицкого собора Александро-Невской лавры.

133. Интерьеры в творчестве Ч.Камерона.

134. Сравнение дворца Завадовского в Ляличах архитектора Д.Кваренги и Павловского дворца под Петербургом архитектора Ч.Камерона.

135. Императорский дворец в Павловске. Анализ архитектурного замысла Ч.Камерона.

136. Михайловский замок в Санкт-Петербурге. Архитектурный анализ проектных вариантов.

137. Творчество архитектора Луиджи Руска.

138. Жилая застройка Твери после пожара 1763 г. Сравнение проектов и осуществленных зданий.

139. Романтическая тема в архитектуре русского классицизма последней трети XVIII в.

140. Архитектура городской усадьбы в эпоху классицизма. Сопоставительный анализ объемно-пространственной композиции от раннего классицизма до эпохи Ампир.

141. Конструктивные приемы в проектах и постройках М.Ф.Казакова.

142. Собственные дома архитекторов эпохи классицизма. Сравнительный анализ.

143. Творчество архитектора Е.С.Назарова.

144. Анализ проектных предложений М.Ф.Казакова в ходе создания архитектурного ансамбля Московского Сената.

145. Творческое наследие архитектора В.И.Баженова. Научная реконструкция первоначального облика построек или нереализованных проектов мастера. (самостоятельный выбор)

146. Анализ изменения городской планировки Москвы конца XVIII в. (выбор ансамблей).

147. Ансамбль Слободского дворца — здания Ремесленного училища в Лефортово в Москве (ныне МГТУ им.Баумана). Реконструкция этапов строительства (возможно построение компьютерных моделей).

148. Здание Адмиралтейства в Петербурге. Развитие объемно-пространственной композиции в XVIII – начале XIX в.

149. Казанский проект в Петербурге по проекту А.Н.Воронихина. Анализ истоков объемно-пространственной композиции.

150. К.И.Росси и А.Ф.Модюи в Санкт-Петербурге. Проекты и постройки.

151. Анализ изменения городской планировки после пожара Москвы 1812 г. (выбор градостроительных ансамблей).

152. Петровский театр О.И.Бове и архитектура западноевропейских театральных зданий.

153. Особенности архитектуры ампир в Санкт-Петербурге и Москве.

154. Романтическая тема в русской архитектуре 1800-х годов (творчество И.В.Еготова, В.А.Бакарева, И.Л.Мироновского).

155. Творчество Е.Д.Тюрина.

156. Реконструкция проекта Е.Д.Тюрина в Коломенском.

157. Принципы организации жилого пространства в жилых домах московского ампира. 

158. Тема городской усадьбы в творчестве А.Г. Григорьева.

159. Усадьба Усачевых-Найденовых в Москве. Архитектурный анализ.

160. Д.Жилярди в Москве. От проекта к постройкам.

161. Конструктивные особенности в постройках Д.Жилярди.

162. Творчество архитектора А.С.Кутепова.

163. Сравнение Десятинной церкви по проекту В.П.Стасова и Храма Христа Спасителя К.А.Тона.

164. Проекты образцовых церквей К.А.Тона. Построение типологического ряда.

165. Проекты Храма Христа Спасителя архитекторов А.Л.Витберга и К.А.Тона. Источники форм.

166. Конкурсные проекты Храма Христа Спасителя в Москве. Сравнение.

167. Творчество архитектора М.П.Коринфского.

168. Барочные тенденции в творчестве А.И.Штакеншнейдера.

169. Собор Ивановского монастыря в Москве по проекту М.Д.Быковского. Архитектурный анализ.

170. Неоготические постройки 1820 – 1840-х годов и их источники.

171. Влияние металлических конструкций на формообразование в русской архитектуре второй половины XIX – начала XX в.

172. Принципы формообразования в псевдорусских сооружениях второй половины XIX в.

173. Рационалистическое направление в архитектуре модерна.

174. Пластические средства создания выразительности фасадов в архитектуре русского модерна.

175. Сопоставление сооружений интернационального направления модерна в России с европейскими постройками стиля.

176. Неорусский стиль в творчестве Ф.О.Шехтеля.

177. Общественные и промышленные постройки Ф.О.Шехтеля.

178. Принципы формообразования в проектах особняков архитектора Ф.О.Шехтеля.

179. Тема доходных домов в творчестве Л.Н.Кекушева.

180. Московские особняки Л.Н.Кекушева.

181. Интерьеры особняков в архитектуре модерна.

182. Основные направления в творчестве архитектора А.фон Гогена. 

183. «Северный модерн» в архитектуре Петербурга конца XIX – начала XX в.

184. Особенности стиля модерн в творчестве архитекторов Н.В.Васильева и А.Ф.Бубыря.

185. Неоклассическое направление в творчестве В.А.Щуко и И.А.Фомина.

186. Неоклассические тенденции в творчестве Ф.И.Лидваля.

187. Творчество И.В.Жолтовского.

188. Неопалладианство в русской архитектуре начала ХХ в. И.В.Жолтовский, И.А.Фомин, В.А.Щуко.

189. Неоклассическое направление в творчестве архитекторов В.Д.Адамовича и В.М.Маята.

190. Эволюция ордера в архитектуре XVIII — начала XX в.

191. Творчество Р.И.Клейна.

192. Музей изящных искусств Р.И.Клейна в Москве и его античные источники.

193. Неорусский стиль начала ХХ в.

194. Неорусский стиль в творчестве А.В.Щусева.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!