ТРАНС, СВЯЗАННЫЙ С ЗАЩИТОЙ ОТ СТРАХА
Всякое врачебное вмешательство ассоциируется с болью и страхом, поэтому пациент готов убежать в любую "нору", чтобы спрятаться от болезненных манипуляций. Такой "норой" может стать состояние транса. Хорошо, когда врач заботливо подготавливает пациента, помогая ему в этом: "Мы можем немного подождать, пока эти неприятные ощущения пройдут сами собой, или пока Вы сможете каким-то образом успокоиться, убрать напряжение и изменить свое состояние. Если боли останутся, тогда я проведу исследование. Оно, правда, будет болезненным, но я думаю, что Ваши привычные боли не слабее тех, которые испытывают больные при этом исследовании. Сообщайте мне о самых малейших изменениях в Вашем состоянии". Иногда бывает так: больной как бы погружается на короткое время в сонливое или, лучше сказать, дремотное состояние, что-то вспоминает хорошее и боли исчезают.
Если трансовое состояние во время медицинских манипуляций возникает спонтанно, как защитная реакция на угрозу боли или "проникновение внутрь", то лучшая тактика врача — способствовать развитию такого транса и попытаться контролировать это состояние. Транс может проявляться замиранием, задержкой дыхания, отворачиванием лица при
217
приближении врача, при касании, а также при внесении в "персональное пространство" пациента (около 1 метра вокруг тела) медицинских приборов или инструментов. Наиболее простым способом поддержки такого трансового состояния являются слова: "правильно", "хорошо", "вот так", "прекрасно" и др. Следует пользоваться этими словами или любыми другими способами ободрения и позитивной оценки только для этой цели, т.е. не использовать их в другом контексте.
|
|
Кушетка, стоящая в углу кабинета и закрытая ширмой, является наилучшим средством защиты от страха перед манипуляциями. Когда врач не торопит больного и дает ему достаточное время для приготовления к обследованию, пациент скорее всего найдет способ "войти в защитный транс" и к приходу врача будет готов принять терапевтические внушения.
/
ТРАНС ВО ВРЕМЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Раздевание
Одежда, как пишет Макс Люшер, это "текстильная упаковка" предусмотренной роли-имиджа, которая повышает ценность содержимого. Незаконно одетая офицерская форма может превратить какого-либо бедолагу и горемыку в знаменитого капитана королевских вооруженных сил. Одежда -это один из видов "сигналов личности". Когда человек одет, он чувствует себя психологически защищенным, он уверенно играет ту роль, которую выбрал сознательно или бессознательно.
|
|
Средневековая теология, как пишет А. Ф. Лосев в "Эстетике возрождения" (А. Ф. Лосев, 1998, с. 330), различала несколько символических значений наготы:
1) нагота естественная (nuditas naturalis). Это естественное, природное состояние человека, ведущее к смирению;
218
2) нагота мирская (nuditas temporalis). Это свобода, обнаженность от земных благ, которая может быть добровольной, как у святых, юродивых, или вызванная бедностью;
3) нагота добродетельная (nuditas virtualis). Это символ невинности, состояние после исповеди, после душевного "обнажения";
4) нагота преступная (nuditas criminalis). Это знак распутства, суетности, отсутствия всякой добродетельности.
Ренесанс признал языческую наготу, но в то же время одухотворил обнаженность человеческого тела, возвеличил ее и даже абсолютизировал. Смотреть на изображение обнаженного тела на полотнах художников Возрождения и смотреть на собственное обнаженное тело, отраженное в зеркале, — совсем разные вещи. В первом случае нагота воспринимается как обнажение духовное, величественное, снятие покрывала с истины и красоты. Во втором — как снятие защитной оболочки, состояние стыда или даже некоего позора. Выставить кого-то голым на показ — это крайняя степень унижения человека, что-то похожее на "гражданскую казнь" в малом масштабе. До сих пор в наших детских садах существует наказание детей методом раздевания, выставления напоказ "без трусов" перед другими детьми. Воспитателям кажется, что это нетравмирующее наказание (?!).
|
|
Говорящий о своих психологических переживаниях, болях и страданиях одетый человек невольно относит все это к своей одежде. Раздевание вносит значительные изменения в процесс самоосознания. Иногда врач замечает поразительную разницу в поведении и высказываниях пациента в одетом и раздетом состоянии: раздетый для осмотра пациент вдруг становится умиротворенным, тихим, спокойным и податливым, у него уменьшаются боли, он уже почти не чувствует болезнь, чувство стыда заставляет его мгновенно пересмотреть внутреннюю картину болезни, перейти на совершенно другие координаты оценки своего состояния, у него резко повышается степень доверия к врачу, он перестает спорить, превращается в маленького ребенка, который с благодарностью принимает заботу, позволяет себя гладить, "пеленать", играть с отдельными частями своего тела: "Дышите животом,
219
вот так живот выпячивается при вдохе, пупок идет вверх", "Руки свободно лежат вдоль туловища, пальчики разжаты" и т.д. Многие врачи бессознательно играют при этом роль "заботливой матери" или "строгого отца", а пациент — маленького, нуждающегося в руководстве и опеке ребенка. Раздевание является ключевым сигналом для распределения ролей. Но стать "ребенком", не войдя при этом в транс, невозможно. Поэтому раздевание можно считать трансовой процедурой. Это один из наиболее действенных врачебных ритуалов. Эффективность одних и тех же методик психотерапии, применяемых психологами, педагогами или советниками, гораздо ниже по сравнению с их врачебным применением. И связано это с тем, что у врача всегда под рукой освященные многовековой практикой врачебные ритуалы. Снятие одежды (разоблачение!) — один из них.
|
|
Иногда раздевание при врачебном осмотре может вызвать довольно сильные переживания — чувство стыда, неловкости, растерянности, которые можно легко утилизировать.
Например, врач может дать инструкцию: "Как только неприятные ощущения начнут уменьшаться, несколько раз глубоко вдохните и одевайтесь". Пациент, желающий быстрее облачиться в свою "защитную оболочку", выполнит инструкцию, найдя подходящий способ уменьшить неприятные ощущения.
В редких случаях раздевание может спровоцировать "симп-томный транс". Автор наблюдал случай сомнамбулического транса, который развился у пациента с истерическим неврозом во время консультации у невропатолога. После дегипнотизации пациент рассказал, что во время службы в армии над ним издевались "старики", заставляя раздеваться-одеваться. Четко произнесенные врачом инструкции-приказы каким-то образом актуализировали неизжитые полностью эмоциональные воспоминания и вызвали "гипноидную защиту".
Аускультация
Выслушивание и перкуссия пациента - весьма эффективные врачебные ритуалы, которые производят на паци-
220
ента магическое воздействие: врач общается непосредственно с телом больного, вслушивается в его внутренние процессы, понимает сигналы жизненных сил и той враждебной силы, которую пациент воспринимает как болезнь. От этого контакта зависит многое, и больной ждет от врача перевода важных сообщений с языка тела на понятный житейский язык. Доверие, которое испытывает больной к выслушивающему его тело врачу, является решающим фактором психологического лечения. Некоторые психоаналитики находят, что внутреннее состояние больного, ищущего помощи у врача, можно описать как архетип Раненого Целителя (D.Grosbeck, 1975).
Раненый Целитель - это опыт самого врача в преодолении какой-либо болезни, который обеспечивает готовность пережить драматическую схватку с болезнью, доверие к внутренней силе Природы, неустанные поиски верного способа вылечиться, желание перемен в самом себе, желание раскрыть ресурсы самоисцеления. Избавление от болезни происходит в том случае, когда данный внутренний процесс соединяется с внешними воздействиями — соответствующей медицинской средой, терапевтическими процедурами, терапевтическими отношениями с врачом. Врач бессознательно отождествляется с посредником, который вступает в коммуникацию с внутренним архитипическим образом Раненого Целителя, узнает от него важные сведения и помогает ему справиться с болезнью. Врач, умеющий слышать признаки жизни, способствует исцелению.
Однажды к Боткину пришел пациент-ипохондрик, потерявший веру в свое исцеление. Он обращался ко многим врачам, но те, быстро выслушав его, радостно сообщали, что у того "ничего нет". Больной знал, что у него есть много боли и страдания, поэтому не верил в обнадеживающие заключения врачей и продолжал искать такого врача, который бы действительно выслушал его. Боткин очень внимательно и долго выслушивал и простукивал пациента, а затем сказал: "Вы действительно очень больны, и Вам необходимо серьезно лечиться". Больной вздохнул с облегчением: наконец его страдание приняли всерьез и выслушали. Боткин
221
прописал ему какое-то безобидное лекарство (плацебо) и рассказал, как надо принимать его. Через месяц пациент был практически здоров.
Что явилось причиной такого выздоровления от "пустышки", лекарства-плацебо? Балинт, крупный современный психотерапевт, основатель метода групповых встреч психотерапевтов ("Балинтовские группы"), считает, что основным условием всякой психотерапии является умение врача заинтересованно и внимательно слушать больного. Этот интерес притягивает пациента, сближает его с врачом, мобилизует его душевные силы, необходимые для выздоровления. Процедура аускультации, кроме своего основного предназначения исследовать объективные признаки болезни, сама по себе является отличной формой контакта между доктором и больным, несущей плацебогенные эффекты.
Пальпация
Прикосновение врача к больному — очень древний ритуал, пришедший в современную медицину из практики лечебной магии. Детская психика, являющаяся хранителем архаических способов поведения человека, дает примеры действенной силы этого ритуала: притронуться рукой к больному месту — значит вылечить. Наложение руки на лоб, которое практиковал Иисус Христос при исцелении больных, используется и сейчас многими психотерапевтами во время сеансов гипноза. Массаж и мануальныая терапия часто помогают не только из-за целенаправленного физического воздействия на болезненный процесс, но в большей степени как психологическое "поглаживание", освобождающее человека от тревоги, напряжения, страха — этих вечных спутников любой болезни.
Пульсометрия и другие измерения "сигналов жизни"
Пульсометрия. Настоящие мастера пульсометрии — тибетские народные врачи, способные по пульсу ставить диагноз. Действия целителя неизбежно вызывают трансовое
222
состояние: врач рекомендует за сутки до обследования избегать умственного и физического перенапряжения, переедания; пульс проверяется на рассвете, когда рисунок на ладони становится ясно различимым и больной еще находится в постели; врач укладывает обе руки пациента на специальную подушечку, сам удобно устраивается, берется обеими руками за запястья рук пациента, мягко придавливая шестью пальцами определенные точки измерения пульса, дышит в такт с дыханием пациента, закрывает глаза и словно погружается в дремоту. Со стороны можно подумать, что врач и его пациент погружены в сонливое состояние. Процедура может длиться от нескольких минут до часа. Врач слегка прижимает одну за другой точки пуль-сометрии, изучая 12 позиций пульса. Пациент прислушивается к этим прикосновениям, ощущает под пальцами доктора собственный пульс и погружается по примеру врача в созерцание телесных ритмов. Для тибетского врача ощупывание пульсирующих каналов подобно речевому уведомлению, т.е. пульс\"говорит" врачу о том, что происходит с пациентом: пульс "как прыжок лягушки", "как просачивающиеся капли", "как кипящая вода".
Известен случай исцеления молодого человека Авиценной, когда знаменитый врачеватель беседовал с больным, держа руку на его пульсе. По изменению ритма пульса Авиценна выяснил истинную причину страданий молодого влюбленного, его сердце забилось сильнее при мысленном путешествии к любимой. Пульс "сказал" врачу больше, чем сам пациент знал о своей болезни.
На пациента "разговор врача с пульсом" может оказать сильное трансовой воздействие: "Сидите вот так спокойно и молча, пока я не прослушаю хорошенько Ваш пульс. Так, что он мне скажет? Он немножко частит, а сейчас начинает замедляться. Так бывает перед началом глубокого расслабления: пульс то немного ускоряется, то замедляется да. Вот так — как бы ищет самый удобный для расслабления ритм и тем самым задает темп расслабления мышцам тела. Пульс как бы советует мышцам слегка напрячься и затем расслабиться полнее и полнее..." и т.д.
223
Измерение артериального давления. Для многих людей цифры АД являются одним из основных объективных параметров здоровья. Автор лечил одного молодого невротика, который до курса психотерапии около года ходил везде с тонометром и измерял у себя АД до 200 раз в сутки. Сама процедура измерения давления действовала на него успокаивающим образом, создавая иллюзию полного контроля над своими жизнеобеспечивающими функциями.
Пережатие манжетой плеча действует на многих больных как трансовый сигнал "обратитесь к своим внутренним ощущениям": пациент обычно замирает, прислушивается к своим ощущениям в руке, пульсовым толчкам, пытается догадаться о том, какое у него давление, ищет способы успокоить себя и снизить давление (или повысить при агравации или симуляции). Манометр в этот момент является "магическим агентом", который "знает" то, чего сам больной не может знать, а врач — магом, агенты которого послушно выполняют его задания. Как тут не вспомнить шамана с его армией духов, которые привлекаются для борьбы с болезнями!
Термометрия. Наиболее впечатляющий случай исцеления с помощью термометра известен из врачебной казуистики XVIII века: больной, которая более 10 лет не вставала с постели из-за истерической "астазии-абазии", решили измерить температуру тела появившимся к этому времени ртутным термометром. Измерение производилось per rectum. Больную не предупредили о том, что это измерение. Процедура измерения настолько поразила больную (необычный метод лечения!), что она встала и пошла. В любом случае это была "интервенция" в ее соматическое пространство, смысл которой был чрезвычайно важен для снятия ограничений, которые не давали ей пользоваться ногами.
Современные больные, конечно же, знают, что градусник только измеряет температуру и не оказывает никакого физического воздействия на организм. Однако, думают они об этом или нет, маленький термометр оказывает весьма сильное воздействие на их психику. Регулярное измерение
224
температуры тела с записью результатов в температурный лист — мощное средство организации поведения больного во время прохождения курса лечения. График температуры — свидетель жизни организма в стесненных болезнью условиях, он диктует свои условия и говорит больному иногда больше, чем он слышит от врача: "Видите, график пошел вниз. Это говорит о том, что кризис миновал, организм справляется".
Измерение температуры, пульса, артериального давления — обычные медицинские процедуры в руках искусного врача являются получением сигналов жизни: жизнь теплится в измученной сомнениями душе и раздираемом болью теле пациента, и только эти "маяки" сигналят о скором приходе здоровья. Благой вестью служат скупые сообщения врача: "Давление сегодня хорошее", "Пульс стал лучше наполняться (жизнью!)", "Температура стала нормальной" (звучит почти как "Погода нынче установилась теплой и устойчивой, вот-вот поспеет клубника"). Такие вести можно "упаковать в трансовую оболочку", и тогда сообщения о "сигналах жизни" будут действовать как гипнотические инструкции: "Давление у Вас немного повысилось, значит, организм борется с внутренним стрессором — может, это слишком большие притязания или излишние заботы, — я не знаю, а организм знает, и он посылает сигнал Вашей сознательной воле — "успокойся", "откажись от того, от чего можешь отказаться".
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!