В основном задействован центр, симметричные композиции.



Н.А.Сапрыкина - Архитектурная форма: статика и динамика

Основы композиции.
Статика и динамика в композиции.

Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Имеется в виду продуманное построение композиции, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю архитектурную композицию.


Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).


К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.


Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы.

СТАТИКА и ДИНАМИКА могут быть выражены в композиции разными средствами: расположением элементов, цветом, пластикой и др.

При этом они могут придавать композиционной форме неоднозначный характер. Одни элементы могут зрительно выявлять ее стремительность, другие – наоборот, «останавливать» ее. Так, неустойчивые вертикали могут пересекаться устойчивыми горизонталями, падающие диагонали – подпираться вертикалями или противоположными по направлению диагоналями, яркий цвет может успокаиваться сдержанными тонами и т.д. При решении таких сложных композиционных задач нужна предельная четкость в установлении зрительного равновесия, между элементами сложной композиции.

СТАТИКА

Статичность - ярое выражение стабильности, устойчивости, покоя. Формы, имеющие хорошо выделенный центр, организованные посредствам оси симметрии, чаще всего статичны. В понятие статики входят: массивность объекта, визуальная тяжесть и незыблемость формы, более темный фон.

По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить на следующие четыре вида.

К первому виду относятся зрительно и физически статичные формы. По производимому впечатлению они оцениваются как предельно стабильные. К ним можно отнести: квадрат, прямоугольник, параллелепипед положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т.п. Композиция составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.

Второй вид представляют физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремленных. Например, в одном направлении, с нарушенной системой и другими специфичными для динамических композиций свойствами.

Третий вид представляет зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Они имеют устойчивую основу, в которой «двигаются» отдельные элементы. Часто в практике дизайна «движение» обусловлено особенностями функционирования объектов, реальны движением в них отдельных деталей. При этом их композиция в целом носит статичный характер.

Четвертый вид – зрительно и физически полностью динамичные формы. Они типичны для форм многих современных движущихся дизайн – объектов, прежде всего различных транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. Часто изменяется вся их структура. В композиционном плане им присущ предельно динамичный, стремительный характер. В формальной композиции – это так называемые гибкие, открытые, изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы.


Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.

 Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении.

Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.

В основном задействован центр, симметричные композиции.

Для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:



Поэтому и мы возьмем их за основу. Для композиции выбираем три предмета – круг квадрат треугольник. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).

 


Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.
Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон.

 А заодно и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:



Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства. Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света (инсоляции). Использую комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света: неяркого заполняющего света, и направленного – луч света.

Получилась композиция по всем правилам: Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

ДИНАМИКА

 

2. Динамика в архитектуре:

- диагональные линии;

- свободное пространство перед движущимся объектом;

- момент кульминации движения.

При создании визуально динамичных архитектурных проектов применяются специальные приемы, определяющие как конструктивные особенности зданий и сооружений, так и используемые при их строительстве материалы.

В числе таких приемов:

  • активная эксплуатация криволинейных поверхностей, линий и объемов;
  • применение асимметрии как формы проявления архитектурного динамического равновесия;
  • использование в процессе строительства особо легких материалов, зеркал и стекла в их различных комбинациях.

Перечисленные выше приемы позволяют архитекторам создавать конструктивно оригинальные проекты, в которых внешний, сымитированный художественными средствами динамизм сочетается со статичными и функциональными внутренними пространствами.

Архитектурная динамика, как явление, может быть выражена и в форме ее художественной имитации, и посредством создания способных к реальному движению зданий и сооружений. К числу последних относится, например, знаменитый Da Vinci Tower в Дубае (архитектор Дэфид Фишер).


Теперь переходим к динамической композиции. Динамика, это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.
Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету. Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.

и тональный эскиз готов:

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!