II. Классовая борьба вокруг коллективизации
Бурный рост коллективизации в крае и переход за последние месяцы ряда районов и округов на сплошную коллективизацию вызвали усиленное противодействие кулацко-зажиточных и антисоветских элементов деревни. С целью оказать большее влияние на широкие массы населения кулачество прибегает к помощи организованных ими кадров подкулачников и легко поддающихся их агитации женщин, часто являющихся опорой для всех кулацких выступлений против коллективизации. Основным мотивом антиколхозной агитации кулачества является указание на то, что «колхозы — это новая советская барщина», «коммунисты хотят обогатить рабочих за счет мужицких шей» (Сталинградский, Балашовский и другие округа).
За последнее время в кулацкой агитации против колхозов начинают преобладать религиозные мотивы, указания на несовместимость религии с колхозами, причем эта агитация, как правило, имеет особый успех среди женских масс деревни. Характерны в этом отношении следующие антиколхозные лозунги, ставшие популярными в ряде округов края в результате противоколхозной агитации кулаков, попов, сектантов и других антисоветских элементов: «Кто вступит в колхоз, тот будет носить печать Антихриста» (Аткарский округ). «Колхоз несовместим с религией, там вас заставят работать в воскресенье, закроют церкви и не дадут молиться» (Пугачевский округ). «Вступая в колхоз, вы подписываетесь под лист Антихриста, бегите от колхоза, спасайте свою душу» (там же) и т.п. Успех этой агитации кулачества среди отдельных групп середнячества и бедноты подтверждается рядом случаев массовой подачи заявлений о выходе из колхозов, особенно женщин (Вольский, Камышинский, Балашовский и другие округа). Продолжает практиковаться кулачеством по ряду округов распространение разных провокационных слухов с целью запугивания населения: «В колхоз вступать не надо, т.к. весной ожидается приход белых из-за границы», «Весной Китай разгромит Советскую власть и вам придется расплачиваться» (Сталинградский округ и др.).
|
|
Кадры подкулачников и сагитированные им женщины большей частью используются кулачеством для срыва собраний, посвященных вопросам организации колхозов.
За последние два месяца зарегистрирован ряд случаев спровоцирова-ния кулачеством массовых выступлений против коллективизации. Нередко эти выступления подогревались кулачеством религиозными мотивами: в защиту попа, против закрытия церкви и снятия колоколов и т.д. В этом отношении особого внимания заслуживают массовые выступления, имевшие место в январе в ряде сел Каменского кантона Немреспублики, где
|
|
94
выступавшие одновременно под антиколхозными и религиозными лозунгами фактически парализовали работу и влияние местных организаций в течение 5—6 дней (см. приложение)1*.
Из других антисоветских проявлений на почве коллективизации следует также указать на ряд случаев террора, выразившегося, преимущественно, в поджогах колхозного имущества, покушениях и ранениях колхозных работников (Аткарский, Хоперский, Сталинградский и другие округа). По ряду районов Сталинградского, Пугачевского, Балашовского и Камышинского округов обнаружены антиколхозные листовки, призывающие к выходу из колхозов и угрожающие террором вступающим в колхозы. Некоторые из этих антиколхозных листовок носят явно к/р и монархический характер: «Выписывайтесь из коллективов!..2* Да здравствует белогвардейская война, да здравствуют золотые погоны!» и т.д. (Сталинградский округ).
Следует особо отметить разлагающую работу кулаков внутри ряда колхозов, засоренность ряда колхозов кулачеством и другим чуждым элементом, даже после произведенной чистки в колхозах.
Противоколхозная агитация
и распространение провокационных слухов
Аткарский округ. В с. Турзовка М.-Сердобинск[ого] района жена кулака систематически ходит по дворам и проводит среди женщин антиколхозную агитацию, зайдя в дом беднячки кулачка говорила: «Зачем ты мужа пустила в колхоз, или хотите быть нищими, в колхозе вас замучают, а скотину уморят с голоду, мне вот мать на днях прислала письмо из Балашова и пишет, что у них в колхозе плохо, последнюю шкуру дерут».
|
|
В с. Александровке Екатериновск[ого] района жена лишенца в разговоре по вопросу о коллективизации в группе крестьянок говорила: «Не ходите, бабы, в колхоз, пусть лучше вам головы поотрубят, только не ходите».
Камышинский округ. В хут. Пудовкин Ольховского района кулак агитирует: «Единоличные хозяйства дают больше пользы, чем колхозы. Машины негодны, ремонтировать их нечем, и они сжигают много топлива. Потом ремонт отрывает много времени, тогда как единоличник это время употребил бы на работу и, вообще, трактора — это мазок по губам крестьян, в действительности же землю по-старому обрабатывают лошадьми, но лошадей-то отбирают и не дают работать».
Сталинградский округ. На хут. Зеленовском кулак, быв. офицер, эмигрант, агитирует: «В колхоз вступать не надо, т.к. весной ожидается приход из-за границы белых. При приходе белых всем колхозникам не поздоровится».
|
|
Кулак хут. Князевского Н[ижне]-Чирского района, быв. белогвардеец, в группе колхозников-середняков говорил: «Подождите, весной Китай разгромит соввласть и вам придется расплачиваться с нашими офицерами. Они вас всех знают, и вы от них не ухоронитесь. Бросьте организовывать колхозы, готовьтесь отчитываться перед кадетами и просите меня, чтобы я вас оправдал, ведь у меня там много знакомых офицеров, и недалек тот день, когда я расправлюсь с теми, кто сейчас душит нас».
Балашовский округ. В с. Трубетчино Туркинского района на собрании по вопросу об организации колхоза 4 быв. эсера открыто грозили расправой крестьянам, вступающим в колхозы, говоря: «Организовать колхоз
95
мы не дадим, это барщина, грабеж, а кто будет пытаться организовать, с тем мы вынуждены произвести расправу».
Вольский округ. В с. Б.Алексеевка Б.-Карабул[акского] района в Ма-зинском и 3-м земоб[щест]вах общие собрания по вопросу о сплошной коллективизации проводились три раза, но безрезультатно, ввиду агитации быв. эсеров. Так, быв. эсер, выступая на собрании, говорил: «Товарищи, теперь насилия нет и не может быть, а нас насилуют, и я думаю, ошибаются сами докладчики, когда ведут нас обманным путем».
Аналогичные выступления были и со стороны других быв. эсеров. Эсеровское влияние распространялось и на другие общества, в результате чего ряд бедняцко-середняцких хозяйств не вступает в колхозы.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!