Formation and development of civil society institutions in Russian Federation

УДК ….. DOI   Становление и развитие институтов гражданского общества в Российской Федерации М. И. Маркина Иркутский государственный университет, г. Иркутск Аннотация. В основе изучения становления и развития гражданского общества в современной России лежит анализ основных концепций гражданского общества зарубежных мыслителей таких, как: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др. Помимо трудов зарубежных авторов, используются концепции отечественных исследователей: А. Н. Аринина, С. Н. Кожевникова, А. Малько и др. Для определения проблем в становлении и развитии гражданского общества Российской Федерации были рассмотрены деятельность общественных организаций, существовавших в СССР и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность некоммерческих организаций на территории Российской Федерации. В заключении дается оценка состояния институтов гражданского общества в Российской Федерации. Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, институты гражданского общества. Для цитирования: Маркина М. И. Становление и развитие институтов гражданского общества в Российской Федерации // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология, 2018. - С. 9-28.   Гражданское общество начали изучать еще в древнем Риме. Сам этот термин происходит от слова «сivitаs (от сivis – гражданин)». Оно означало гражданскую общину как таковую. Как правило, в своих трудах античные философы понимали под гражданским обществом систему, которая складывалась из государственно-общественных отношений. [1, с.7]. Уже Платон стал выделять гражданское общество как обособленную систему отношений граждан и государственной власти. Не поддерживая современный ему политический режим, Платон создал теорию, которая подразумевала, что регулировать жизнь государства должны сами граждане, а не государственные деятели. Именно это легло в основу его представления о «гражданском обществе». В свою очередь, Аристотель, являвшийся учеником Платона, считал, что для определения сути государства, для начала нужно понять, кем является «гражданин» в государстве, поскольку государство состоит из граждан. [3, с. 8]. В средние века «гражданское общество» не пользовалось вниманием ученых. Лишь изредка оно упоминалось в высказываниях философов. Например, А. Августин в работе «О граде божьем», писал, что гражданское общество – есть совокупность семей, на которой стоит высшее объединение. В такой совокупности все – граждане. А. Августин считал, что существует некий добродетель, который движет гражданским обществом и способствует его гармоничности и согласию между людьми, в него входящих [2, с. 10]. Эпоха Нового времени отличается от античности тем, что начинает происходить формирование экономических, политических и идеологических предпосылок гражданского общества, создаются соответствующие теоретические основы гражданского общества. Вопросами функционального предназначения гражданского общества и определения его положения относительно государства на рубеже XVI – XVII вв. занимались Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и Ш. Монтескье [3, c. 15]. Так, Дж. Локк считал, что абсолютная власть монарха несоизмеримо с гражданским обществом. Поэтому абсолютная монархия, по его мнению, не является формой гражданского общества. Понятия «государство» и «гражданское общество» в своих трудах разделял Т. Гоббс. Он полагал, что и общество, и человек отделены от государства. Однако государство стремится подчинять себе любые социальные структуры посредством небезупречных законов. Таким образом, с его точки зрения, государство может быть участником общественных изменений, субъектами которых являются граждане. Ш. Л. де Монтескье определял, что существование государства начинается с договора граждан между собой. Такой договор должен был понизить враждебность людей друг к другу. Монтескье не сопоставляет и не противопоставляет гражданское общество государству. Он полагал, что каждое из них действует по своим законам и влияет на соответствующую сферу деятельности [2, с. 25]. По мнению Ж. Ж. Руссо, гражданское общество является синонимом понятий «государство» и «общественная организация». Формируется же гражданское общество посредством объединения граждан, которые потеряли свободы и борются за свои права, данные им при рождении. Таким образом, системообразующими институтами для гражданского общества в его теории выступают основные социальные институты государства, которое выступает в роли субъекта, в то время как актором выступают ассоциации граждан [1, с. 68]. Как некий институт, действующий в государственных рамках и находящийся между политикой и семьей, определял гражданское общество Г. Гегель. По Г. Гегелю, в формировании гражданского общества заинтересованы самостоятельные граждан, объединяющиеся с целью обеспечения своей безопасность – при помощи государства. [2, с. 152]. Ф. Энгельс и К. Маркс считали теорию Г. Гегеля несовершенной. Они определяли гражданское общество как объединение, основанное на трудовых отношениях. При этом государство, по их мнению, являлось гарантом политического господства, которое пользуется производственными средствами. Ф. Энгельс и К. Маркс считали теорию Г. Гегеля несовершенной. Они определяли гражданское общество как объединение, основанное на трудовых отношениях. При этом государство, по их мнению, являлось гарантом политического господства, которое пользуется производственными средствами. Доктор политических наук, академик РАЕН, директор Института федерализма и гражданского общества А. Н. Аринин полагает, что гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, которое взаимодействует с государством, но при этом – независимо от него [3 c. 37]. Исследователь в сфере гражданского общества 3. Т. Голенкова приходит к выводу, что «гражданское общество – это сфера внeгoсyдapcтвeнныx отношений, структур и институтов», что не противоречит мнению К. Н. Костюка, который считает, что «гражданское общество является социальным пространством, которое, в свою очередь, самостоятельно и действует параллельно государству». С. Н. Кожевников характеризует гражданское общество, прежде всего, как возможность осуществления социальной активности. При этом существование гражданского общества базируется демократии и праве; общественном устройстве, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия и утверждаются права человека [2, c. 40]. Совокупностью религиозных, нравственных, социально-экономических, национальных и семейных отношений, при помощи которых будут удовлетворяться права и интересы граждан и их групп определяет гражданское общество А. Малько [3, c. 41]. По мнению экономиста и политолога, академика РАН Т. И. Заславской, гражданское общество – это комплексные отношения институтов, которые осуществляют свою деятельность независимо от государственной власти, однако обладая при этом возможностью влиять на государство [1, c. 42]. Факт существования гражданского общества в государстве определяется наличием определенной структуры, которая включает в себя различные элементы (институты), тесно взаимодействующие между собой. При этом субъекты гражданского общества образуют горизонтальные связи, которые основаны на принципах компромисса [3, с. 10]. До сих пор неразрешенной остается проблема, связанная с определением институтов гражданского общества. Исследователи, используя различные подходы, выделяют самые различные институты, являющиеся элементами гражданского общества. Однако большинство из них сходится на вычленении следующих: местное самоуправление; объединения на основе членства; ситуационные институты гражданской инициативы; институты непосредственного принятия решений; ассоциации; средства массовой информации (СМИ); публичные мероприятия (митинги, пикеты, демонстрации и т.д.) [3, с. 11]. При этом в настоящее время в Российской Федерации сформировалась отдельная категория государственных организаций, не входящих непосредственно в состав гражданского общества, но созданных специально, с целью содействия формированию и развитию гражданского общества (Общественная палата Российской Федерации, Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации), деятельность которых более подробно будет описана в пункте 1.3. данной работы) [3, с. 12]. Таким образом, несмотря на различия оснований для выделения институтов гражданского общества, все исследователи сходятся в одном – в многосубъектности гражданского общества. При этом традиционно в систему гражданского общества включаются такие негосударственные субъекты, как: политические (политические партии, движения); экономические (объединения предпринимателей, корпорации); общности; органы местного самоуправления; религиозные образования; негосударственные социально-культурные образования; СМИ; семья; граждане [3, с. 13]. На пути становления и развития гражданского общества в России существует ряд определенных трудностей. Среди них можно выделить устойчивые стереотипы, систему ценностей, которые были сформированы коммунистическим режимом, отторгающие многие социальные, культурные и экономические предпосылки формирования гражданского общества. У большей части граждан Российской Федерации психологический дискомфорт вызывает непринятие базовых ценностей, характерных для гражданского общества западных стран, а именно частной собственности, социального и экономического неравенства, конкуренции и исчезновение тех социальных гарантий, которые были в советский период [2]. Однако в начале XX века именно российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем во многом способствовали становлению гражданского общества. Однако установившийся после Октябрьской революции 1917 г. режим ввел жесткий политический контроль со стороны государства за деятельностью общественных институтов, столь характерных для гражданского общества. Тем не менее, некоторые элементы этого общества, начало становления которых относится еще к дореволюционному периоду (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), были адаптированы к советской системе, пережили ее и сохраняют свою жизнеспособность и по сей день [1, с. 100]. После распада Советского Союза в 1991 г. и ослабления контроля со стороны государства за некоммерческим сектором появляется ряд новых общественных организаций, призванных отстаивать интересы граждан страны. Например, стали появляться новые движений такие, как ассоциации производителей и общества потребителей; конфессиональные и этнические общности, землячества и национально-культурные организации, центры. Но в то же время свою деятельность в новом государстве продолжили профсоюзы, творческие объединения и различные общественные организации (политические движения, социально-ориентированные некоммерческие организации, молодежные и добровольные общества, экологические и патриотические организации, женские советы и ветеранские объединения). Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в Советском Союзе существовали элементы гражданского общества и они были самой различной направленности. Но в то же время нельзя говорить о полноценном гражданском обществе, каким его описывают зарубежные и отечественные исследователи, поскольку деятельность вышеперечисленных организаций заключалась в мобилизации социальной активности граждан с целью решения тех задач, которые были значимы, прежде всего, для государства, но которые оно – в силу различных причин - было не в состоянии решить, а вовсе не в защите прав и интересов граждан или представления возможности их самореализации. При рассмотрении нормативно-правового регулирования деятельности институтов гражданского общества в современной России, необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации не использует выражение «гражданское общество». Однако в преамбуле, как и в ряде статей, основной закон государства определяет правовую базу гражданского общества: конституционные права на объединения и на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, на доступ к информации, свободу мысли и слова, массовой информации, принципы избираемости власти и доступа граждан к государственной и муниципальной службам, открытость государственных органов и органов местного самоуправления. Конституция гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности, что создает экономическую базу гражданского общества. Современное российское законодательство, развивая конституционные принципы, определяет организационно-правые формы и механизмы правового регулирования гражданского общества. В современном российском законодательстве существует ряд законов, регулирующих деятельность институтов гражданского общества. В данном параграфе будут рассмотрены федеральные законы и законодательные акты, которые определяют и регулируют деятельность основных составляющих гражданского общества, а именно некоммерческих организаций, религиозных организаций, а также политических партий и движений. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций осуществляется на основании положений Федерального закона от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» [2]. Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, а также в достижении общественно-полезных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приводится в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие. Для координации предпринимательской деятельности и защиты своих прав коммерческие организации вправе создавать объединения в форме союзов или ассоциаций. В свою очередь, такое объединение коммерческих организаций по форме будет некоммерческой организацией. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Стоит сказать, что законодательно не закреплены направления предпринимательской деятельности ассоциаций (союзов) [3]. Согласно ст. 14 Конституции РФ, Российская Федерация является светским государством. Ни одна из религий может быть обязательной или государственной. Религиозные объединения отдельны от государства, но при этом имеет равенство перед законом наравне с государственными структурами. Ст. 28 Конституции гарантирует каждому гражданину свободу совести и свободу вероисповедания, а также право исповедовать любую религию или вообще не исповедовать. При этом граждане могут свободно выбирать религиозные убеждения, а также распространять их и действовать согласно этим убеждениям [2]. Согласно ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные объединения делятся на религиозные группы и религиозные организации. Право на открытие иностранной религиозной организации на территории Российской Федерации закреплено в п. 2 ст. 13 федерального закона. Согласно данному федеральному закону, представительства иностранных религиозных организаций не могу осуществлять религиозную и культовую деятельность. Такое представительство к тому же не может являться религиозным объединение. Религиозная организация Российской Федерации имеет право на открытие своего представительства иностранной религиозной организации. В п. 3 ст. 16 федерального закона указывается, что религиозные организации могут проводить в медицинских учреждениях, домах-интернатах для инвалидов и престарелых и т. п. религиозные обряды, если об этом попросит учреждение. Если говорить об отношениях государства с религиозными организациями, то, согласно п. 3 ст. 4, государство оказывает религиозным организациям помощь в виде предоставления налоговых и иных льгот, субсидий, материальной помощи, а также содействует в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, которые являются памятниками культуры и истории. Государство также позволяет религиозным организациям преподавать общеобразовательные дисциплины в образовательных учреждениях, которые были созданы в соответствии с законодательством РФ об образовании, религиозными организациями. Помимо образовательной деятельности, в соответствии с п. 3 ст. 18, государство содействует и поддерживает религиозные организации при осуществлении ими благотворительной деятельности, а также оказывает поддержку при реализации культурно-просветительских программ и мероприятий и общественно значимых проектов религиозных организаций [1]. По просьбам религиозных организаций органы государственной власти вправе объявлять религиозные праздники нерабочими днями. К примеру, в кавказских регионах, где большинство населения приверженцы ислама, официальными нерабочими днями признаны праздники Курбан-Байрам и Уразама-Байрам. При рассмотрении механизмов регулирования отношений между государством и религиозными организациями (объединениями) стоит отметить и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, который был создан распоряжением Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г.– консультативный орган, который осуществляет предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента РФ, относящихся к вопросам взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями. В современном российском законодательстве деятельность политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений регулируется Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях».  В ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» дается определение политической партии. В соответствии с данной статьей, она является общественным объединением, целью которого служит вовлечение граждан РФ в политическую жизнь государства. Это происходит при помощи выражения политической воли граждан и участия их в различных акция, как общественных, так и политических; участия в референдумах и выборах; защиты интересов и прав граждан в органах власти разного уровня (государственных или государственных) [1].  В соответствии со ст. 26 Федерального закона, политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения имеют право на свободное распространение информации о работе; пропаганду взглядов задач и целей; участие в разработке решений государственных органов и органов местного самоуправления; участие в избирательном процессе; создание региональных, местных и первичных отделений; организацию и проведение собраний, митингов, демонстраций и шествий, пикетирований и др.; открытие образовательных учреждений для взрослого населения; создание объединений и союзов с общественными объединениями и партиями; представление прав и интересов членов партии, а также поддержание международных связей с партия-ми и общественными организациями других стран . В Российской Федерации политические партии должны соблюдать Конституцию РФ при осуществлении своей деятельности, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии. Политические партии должны допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия, которые проводит непосредственно политическая партия, ее региональное отделение и либо иное структурное подразделение. Члены политической партии обязаны уведомлять избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия обязана представлять в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности один раз в три года; региональное отделение, в свою очередь, также, как и общероссийская партия представляет в территориальный орган информацию о продолжительности своей деятельности [10]. Таким образом, в результате анализа основных концепций гражданского общества в трудах зарубежных ученых, можно говорить о том, что в целом, современные концепции гражданского общества восходят к политическим тео-риям XVIII века, в которых человек рассматривался как индивид, обладающий свободой, потребностями и естественными правами, а государство было при-звано охранять эти права на основе взаимного соглашения. Рассмотрев подходы отечественных исследователей к изучению гражданского общества, можно сделать вывод о том, что гражданское общество – это совокупность отношений институтов таких, как общественные организации, религиозные организации, средства массовой информации, социально-экономические отношения и др., которые направлены на защиту прав и интересов граждан. Мнения отечественных ученых схожи в выделении одних и тех же институтов гражданского общества. Но есть и разница: одни считают, что гражданское общество неподвластно органам государственной власти и способно влиять на принятие политических решений, другие же считают иначе. Гражданское общество, по их мнению, также призвано защищать интересы граждан, но при этом оно взаимодействует с государственной властью. Институты гражданского общества существовали еще в Советском Союзе. Но из-за контроля со стороны государства, а именно Партии, эти институты не выполняли свою главную функцию – защиты интересов граждан, они действовали на благо советского режима. Но стоит отметить, что в современной России по сей день действуют элементы гражданского общества, которые существовали еще в СССР: это различные женские организации, ветеранские организации, профсоюзы, добровольческие движения. Можно сказать, что сегодня эти институты осуществляют защиту интересов граждан. Но в то же время появился и ряд новых элементов, чему способствовало развитие рыночных отношений, например, ассоциации (союзы) предпринимателей и др. Что касается нормативно-правового регулирования «третьего сектора», то стоит отметить тот факт, что понятия «гражданского общества» в Конституции Российской Федерации не существует. При этом есть ряд федеральных законов, регламентирующих деятельность институтов, характерных для гражданского общества.   Список литературы   1. Галкова И. В. Региональные условия развития некоммерческих организаций как институтов гражданского общества / И. В. Галкова // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер. Педагогика. Филология. Философия. – 2015. – № S14. – С. 119-124. 2. Иван Зелент: Мы вселяем уверенность в наличии справедливости [Электронный ресурс] // Уполномоченный по правам человека в Иркутской области. – URL: http://ombudsman.r38.ru/news/19.html (дата обращения: 2.05.2018). 3. Каинов А. С. Структура гражданского общества / А. С. Каинов // Юридическая наука. – 2015. – № 1. – С. 9-13.  

Formation and development of civil society institutions in Russian Federation

M. I. Markina

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The basis of the study of the formation and development of civil society in modern Russia is the analysis of the basic concepts of civil society of foreign thinkers such as: T. Hobbes, J. Locke, Montesquieu, etc. In past works of foreign authors use the concepts of domestic IP-investigators: A. N. Arinina, S. N. Kozhevnikova, A. Malko, etc. To identify problems in the formation and development of civil society in the Russian Federation examined the activities of public associations which is pre-existing in the Soviet Union and the normative legal acts regulating the activity of noncommercial organizations on the territory of the Russian Federation. In conclusion, an assessment of the state of civil society institutions in the Russian Federation is given.

 

Keywords: civil society, non-profit organizations, civil society institutions.

 

References

1. Galkova I. V. Regional`ny`e usloviya razvitiya nekommercheskix orga-nizacij kak institutov grazhdanskogo obshhestva [Regional conditions for the development of non-profit organizations as civil society institutions]. Bulletin of Buryat State University. Series Pedagogy. Philology. Philosophy, 2015, no. S14. – pp. 119-124. (in Russian).

2. Ivan Zelent: My` vselyaem uverennost` v nalichii spravedlivosti [Ivan Zelent: we instill confidence in the presence of justice]. Commissioner for human rights in the Irkutsk region. Available at: http://ombudsman.r38.ru/news/19.html (date of accesses 2.05.2018).

3. Kainov A. S. Struktura grazhdanskogo obshhestva [Structure of civil society]. Legal science, 2015, no. 1. – pp. 9-13. (in Russian).

Маркина Мария Ивановна студент, Исторический факультет Иркутский государственный университет Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1 тел. 8(3952)520416 e - mail : markina _ m @ gorodirk . ru Markina Mariya Ivanovna student, History faculty Irkutst State University 1, K. Marks st. Irkutsk, 664003, Russian Federation tel.: 8(3952)520416 e-mail: markina_m@gorodirk.ru

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!