РАЗДЕЛ I. «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ



И СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ»

М.В. Бушуева

аспирант гр. 29Пом161

направление «Педагогическое образование»

Научный руководитель: канд. пед. наук,

доцент кафедры искусств О.А. Бакиева

Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КВЕСТ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья именно индивидуальный подход имеет наибольшую эффективность и актуальность [4]. Однако не стоит упускать тот факт, что личность формируется и создается в социуме, поэтому ей необходимо уметь адаптироваться и взаимодействовать с обществом для ее успешного развития. В процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья немаловажное значение имеет искусство во всех его проявлениях. Ребенок с аутизмом лучше всего проявляется и развивается в игровой атмосфере, в которой он может раскрыть свои переживания, реализовать свои мечты, почувствовать себя увереннее. И чем больше насыщен процесс обучения активной деятельностью, тем наиболее ярче будут изменения как в личностных качествах, так и в адаптации такого ребенка к внешним условиям окружающей среды [3].

В нашей статье речь пойдет о квесте, как о способе, который позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья в непринужденной игровой форме, ознакомиться с материалом, помочь реализовать себя, и повлиять на развитие логического мышление. Для дальнейшего рассмотрения, необходимо определить, что такое квест и квест в образовательном процессе.

Образовательный квест – это форма внеклассной работы со школьниками, которая приобретает всё большую популярность: становится очевидным, что именно такой — активный и игровой — способ работы с городом мотивирует ребёнка на учебную деятельность, создаёт для него пространство не только получения знания, но и личностного развития [1].

Изучением и разработками квестов занимались такие ученые, как Андреева М. В., Байрон Д., Быховский Я.С., профессор образовательных технологий США Берни Додж, Николаева Н. В., Романцова Ю.В. и др.

Работа детей вовремя квеста способствует налаживанию контакта и помогает каждому ребенку примерить на себя определенную роль в общей команде. Именно так на начальном этапе происходит распределение ролей и знакомство с основными понятиями по выбранной теме. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работать с компьютерными программами [2]. В целом если проанализировать работу квеста, то можно отметить, тот факт, что происходит индивидуальная работа каждого участника в команде на общий результат. А так как цель работы в квесте не соревновательная, а сотрудническая, то в процессе работы квеста происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с художественными материалами [5].

Происходит взаимодействие всех участников квеста, а создается сотрудничество с включением компромиссов и договоренности для общего успешного результата. На заключительном этапе квеста, команда работает совместно, под руководством педагога, ощущая свою ответственность за совместные результаты [2]. Используя в процессе обучения такую форму, как квест, педагог может работать с детьми с ОВЗ как в удаленных условиях от ребенка (веб–квест), так и непосредственно на занятии по изобразительному искусству.

При работе с детьми с РАС необходимо учитывать то, что дети имеют закрытость и порой закомплексованность, поэтому для успешного выхода ребенка из зоны комфорта необходимо делать постепенно. Для этого используется АВА–терапия, с помощью, которой ребенок в паре с другим ребенком взаимодействует, и выполняют определенные задачи и задания. То есть ребенок в паре с одним ребенком выполняет и изучает определенный материал, таким образом, знакомясь не только с тем теоретическим, но и практическим материалом, но и учится находить общий язык со своим партнером.

Затем он меняет партнера, и создается новая пара для также нового задания и нового взаимодействия с другим ребенком. Итак, каждый ребенок прорабатывает задания в паре друг с другом, меняясь местами. Для этого мы предлогам последовательное непринужденное введение ребенка в социальную среду с помощью сначала взаимодействия детей в квесте, т. е. участвуя ребенка, налаживает контакты со всеми участниками квест–игры и пробует выполнять задания, необходимые для продвижения в ходе игры.

Так, например, детям предлагается принять участие в квест–игре «АРТ–БОЯРД». Квест рассчитан на детей в возрасте 8–11 лет. Количество детей в группе от 4 до 6–7.

В начале детей «вводят» в игру в процессе беседы; создается игровая ситуация, при которой дети становятся участниками путешествия на корабле, где отсутствует команда. После чего детям предлагается выбрать роли («боцман», матросов, кока и т. п.). Следующим этапом является постановка игровой задачи, при которой необходимо оказать помощь жителям острова, на котором пропали все краски. После чего детям дается часть карты, по которой они выполняют задания; отгадать, где находится другая часть карты (решают ребус) по которой они должны отыскать все 7 цветов радуги.

Каждый участник квест–игры должен быть задействован с учетом своей роли. Так, например, кок должен выполнить задание, связанное с разгадкой: какой из фруктов участвует во всех блюдах (в ребусах). В ходе такого квеста дети «примеряют» на себя роли и пробуют договориться, подсказать другому, если тот сомневается или не знает, как выполнить задание.

В оценке результатов принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования. Ключевым разделом любого квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель [4]. Квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна

основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата [5].

Таким образом, можно сказать, что квест способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как он предполагает непосредственное взаимодействие и сотрудничество детей между собой и включение их в творческую деятельность, направленную на реализацию как общих, так и индивидуальных работ, которые можно представить в виде общего проекта или отдельных работ по определенной тематике. Кроме того, квест предполагает, как индивидуальную работу участников квеста, так и коллективную работу, направленную на решение поставленных задач перед всем коллективом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, М. В. Технологии веб–квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции [Текст] / М.В. Андреева // Информационно–коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: тезисы докладов I Международной научно–практической конференции. – М. : МШУ, 2004. – С. 20–25.

2. Бакиева, А.О., Колчанова, Е.А Арт–педагогические технологии в современном образовательном пространстве [Текст] / Колчанова Е.А., Бакиева А.О. – Тюмень : «Издательство ТОГИРРО», 2016. – С. 26–28.

3. Быховский, Я.С. Образовательные веб–квесты [Электронный ресурс] / Я.С. Быховский // Информационные технологии в образовании. ИТО–99: Материалы международной конференции. – Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999 (Дата обращения 01.02.2018)

4. Быховский, Я.С.Что такое образовательный веб–квест? [Электронный ресурс] / Я.С. Быховский. – Обучение для будущего. – Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php (Дата обращения 01.02.2018)

5. Николаева, Н. В. Образовательные проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Текст] / Н.В. Николаева // Вопросы Интернет–образования. – 2002, № 7. – С. 9–12.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!