Современная система образования. 24 страница



ЛАВУАЗЬЕ (Lavoisier) Антуан Лоран (26.8.1743, Париж, — 8.5.1794, там же), франц. химик, один из основоположников совр. химии. Чл. Парижской АН (1772, адъюнкт 1768). В 1764 окончил юрид. ф-т Парижского ун-та. В 1768—91 чл. «Компании откупов» (орг-ция финансистов, бравшая на откуп гос. налоги). Часть доходов использовал для науч. исследовании. Казнён с др. откупщиками по приговору трибунала.

С 1791 участвовал в работе Совещат. бюро иск— в и ремёсел, по поручению к-рого разработал предложения к реформе нар. образования с целью распространения естеств.-науч. и техн. знаний в интересах развития производит, сил страны. В развитии образования и науки Л. видел путь к подъёму благосостояния гос-ва. В докладе «Мысли о нар. образовании» (авг. 1793) подчёркивал, что основой образования должны стать живые представления детей о явлениях природы. В процессе игры ребёнок может получить первонач. сведения о физич. явлениях. Игры должны сочетаться с трудом, знакомящим детей с осн. орудиями, способами обработки дерева, металла, с. х-вом. Л. предусматривал 4 ступени образования. 1-я ступень — начальное (всеобщее и бесплатное); в программу этого курса предлагал ввести естествознание (особенно ботанику, изучаемую путём наблюдений), опытную физику, практич. геомет-§ию. 2-я ступень объединяла ср. школы видов — механич. иск— в (ремёсел), хим. ремёсел и т. н. смешанные (для желающих изучать социально-экон. и коммерч. науки). Спец. проф. подготовка должна была базироваться на предварит, изучении общих основ механич. или хим. ремёсел (рисования, начертат. геометрии.

теоретич. и практич. механики или же осн. хим. процессов, общих основ хим. произ-в). 3-я и 4-я ступени включали гимназии — ср. школы, сочетающие общее и спец. образование, и лицеи — высшие школы для углублённого изучения наук. Автор — «Нач. учебника химии» (1789).

Соч.: QEuvres, t. 1—6, Р., 1862—93; в рус. пер.: Мысли о нар. образовании, в сб.: Пед. идеи Вел. франц. революции, под ред. А. П. Пинкевича, М., 1926, с. 270—81.

Лит .: Д о p ф м ан Я. Г., Лавуазье, М., 19622; S с h e l e r L., Lavoisier et la Revolution francaise, Р., 1956; Dujarric de la R i v i e r e R., Chabrier M., La vie et l'oeuvre de Lavoisier d'apres ses ecrits, P., [1959]; Velluz L., Vie de Lavoisier, P., 1966; Duveen D. I., Klickstein H. S., A bibliography of the works of Antoine Laurent Lavoisier. 1743—1794, L., 1965. Л. А. Пименова.

ЛАГОВСКИЙ Николай Михайлович [25.12.1862(6.1.1863), с. Одоевское Костромской губ., — 3.5.1933, Москва], сурдопедагог, проф. (1925). С 1884 воспитатель, с 1889 — инспектор в Петерб. уч-ще глухонемых. Работал в Александровском (1910—12) и Мариинском (1913—17) уч-щах глухонемых. После Окт. революции был привлечён к руководству учреждениями для аномальных детей. В 1918—19 работал в Отделе социального обеспечения Петрограда. По инициативе и при участии Л. в Петрограде был создан (1918) Центр, ин-т глухонемых — первое в России исследо-ват. учреждение для изучения методов обучения глухих и подготовки кадров сурдопедагогов. В 1919 переведён в Москву: заведовал до 1921 Перервинским ин-том глухонемых (ныне Люблинская школа глухонемых Моск. обл.), одновременно работал в Наркомпросе. В 1921 — 1927 преподавал во 2-м Моск. ин-те глухих; с 1925 — на пед. ф-те 2-го МГУ (с 1930 в Моск. пед. ин-те).

Труды по истории сурдопедагогики в Зап. Европе и в России, её теории и методике. Разрабатывал вопросы обучения взрослых глухих. Осн. задачей сурдопедагогики считал формирование устной речи. Именем Л. названы школы для глухих в Киеве и Вязниках (Владимирская обл.).

Соч.: С.-Петерб. уч-ше глухонемых (1810—1910), СПБ, 1910; Обучение глухонемых устной речи, Александровск,.19112; Основы сурдопедагогики, М., 1931; Обучение грамоте взрослых глухонемых, М., 1933.

ЛитАнисимов П. К., Н. М. Ла-говский — рус. сурдопедагог (к 20-летию со дня смерти), «УЗ МГПИ им. Ленина», 1955, т. 85, в. 6; Б а с о в а А. Г., Н. М. Лаговский, в её кн.: Очерки по истории сурдопедагогики в СССР, М., 1965; Басова А. Г., Егоров С. Ф., H. M. Лаговский, в кн.: История сурдопедагогики, М., 1984.

Г. Л. Зайцева.

ЛАДЕНКО Иоасаф Семенович (р 16 9 1933, Харьков), философ, методолог, акад РАО (1992), д-р филос наук (1980), проф (1984) Окончил филос ф-т МГУ (1958) Преподавал в вузах Томска, Пензы, Омска и др В 1968—84 работал в ин-тах Сиб отделения АН С 1982 проф Новосиб ун-та Разработал концептуальные основы теории интеллектуальных систем («интеллектики») и пути их использования в целях обучения («Интеллектуальные системы и обучение», 1993) Исследовал принципы применения мето-дол знания и активных методов в обучении

С о ч Интеллектуальные системы и логика, Новосиб , 1973, Логич проблемы системного анализа трудовых ресурсов (моделирование и формализация), Новосиб , 1975, Интеллект и логика, Красноярск, 1985, Логика цетевого управления, Новосиб , 1988 (совм с Г Л Туль-чинским), Интеллектуальные системы и ин форматика, M , 1991, Интеллект управления и консультирование, Новосиб , 1992 (совм с В Г Поляковым), Концептуальные основы теории интеллектуальных систем (систематизация методол основ интеллектики), Новосиб., 1994 (совм с В И Разумовым, А Г Теслиновым).

ЛАДИГИНА-КОТС Надежда Николаевна [7(19).5.1889, Пенза, — 3.9.1963, Москва], психолог, специалист в области сравнит, психологии, дер биол. наук. Окончила Моск. высш. жен. курсы (1916) и Моск. ун-т (1917). В 1913 основала Лабораторию сравнит, психологии в Музее эволюц. истории. С 1945 в Ин-те философии АН СССР.

Разрабатывая проблемы предыстории человеческого интеллекта, осн. внимание уделяла анализу психики высш. и низш. обезьян, новым объективным методам исследования. Наблюдения Л.-К. над жившим у неё молодым шимпанзе и над собств. сыном того же возраста продемонстрировали принципиальное отличие

конкретно-чувств. предметного мышления шимпанзе, основывающегося на использовании пространственно-временных связей, от абстрактного обобщённого мышления человека, вскрывающего при-чинно-следств. отношения. Л.-К. также показала нек-рое сходство между психикой обезьяны и человека, определяемое единством развития жизни в процессе эволюции организмов.

Соч.: Исследование познават. способностей шимпанзе, ч. 1 — 2, М. — П., 1923; Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразит, движениях, М., 1935; Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958; Конструктивная и орудийная деятельность высш. обезьян (шимпанзе), М., 1959; Предпосылки человеческого мышления. (Подра-жат. конструирование обезьяной и детьми), М., 1965. М. А. Степанова. ЛАДЫЖЕНСКАЯ Таиса Алексеевна (р. 5.4.1925, Кировоград, Украина), педагог, методист по рус. языку, дер пед. наук (1972), проф. (1973). В 1946 окончила ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1941 учитель в Кемеровской обл. В 1951—56 преподавала в Майкопском пед. ин-те и в ср. школе, в 1956—81 работала в НИИ СИМО АПН СССР. С 1981 зав. кафедрой методики преподавания рус. языка в МГПИ им. В. И. Ленина. Под ред. и при участии Л. создан учебник рус. языка для 4(5) — го кл. (1968, 198818; пр. К. Д. Ушинского, 1970), существенной особенностью к-рого явилось последоват. стремление приблизить нач. шк. курс к уровню совр. лингвистич. знаний. Структура и способы подачи теоретич. материала, система упражнений, устных и письменных работ направлены на формирование у учащихся сознательного отношения к слову, умения наблюдать и анализировать языковые факты, правильно строить свои рассуждения и высказывания.

Л. — автор работ по методике обучения письменной речи, руководитель разработки межпредметной программы «Речь» (1980) для 1—3-х кл. Автор метод, пособия «Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения» (1986), адресованного учителю-словеснику. Отмечая «основополагающее значение» речи в становлении личности (познании, общении, в формировании мировоззрения, эстетич. вкуса, поведения), Л. анализирует в курсе два комплекса вопросов. С одной стороны, выясняются особенности устной речи (фонетика, синтаксис, лексика), её жанрово-стилистич. характеристики и ситуативные разновидности. С другой — обосновывается роль речи в процессе уч. коммуникации. Утверждается особая роль «с лова »учите ля, свобода владения им разл. «пед. стилями общения». Подробно рассматриваются приёмы и методы совершенствования устной речи школьников на разных этапах работы.

492

Развитие коммуникативных умений учащихся, по мысли Л., включает знакомство с речевым этикетом, речевыми формулами и т. д.; выработку культуры устных ответов и умения самостоятельно создавать логически стройный, убедительный текст; воспитание у детей «мастерства рассказчика» (способность реализовать собственное мировосприятие, первичные навыки худож. творчества); освоение элементов «ораторского иск-ва» и умелое использование в речи эмоционально-оценочных языковых средств. Каждое направление работы в пособии подкрепляется упражнениями, разборами и метод, рекомендациями.

С о ч.: Анализ устной речи уч-ся 5—7 кл., М., 1963; Система обучения сочинениям на уроках рус. языка (4—8 кл.), M., 19783; Исследования по развитию связной речи учащихся, М., 1974 (ред.); Методика развития речи на уроках рус. языка, Ми980 (ред.); Речь. Речь. Речь, M., 19902 (соавт., ред.). Г. А. Богданова, Д. А. Ермаков. ЛАЗ^РСКИЙ Александр Фёдорович [31.3(12.4).1874, Переяслав, ныне Пере-яслав-Хмельницкий Киевской обл., — » 27.2(12.3).1917], психолог. Проф. Пси-хоневрологич. ин-та в Петрограде и Пед. академии. Один из организаторов и активных участников рус. съездов по пед. психологии и эксперим. педагогике. Разработанная Л. методика естественного эксперимента (1911) сближала психол. исследование с жизненной ситуацией и оказала влияние на совр. дет. и пед. психологию. В ряде работ («Общая и эксперим. психология», 1912, и др.) Л. подчёркивал, что психология должна быть не философской, а «биол.» наукой. Спец. науч. интересы Л. связаны с характерологией и проблемой классификации личностей. Собранный Л. материал психол. наблюдений и составленные им характеристики школьников способствовали становлению характерологич. проблематики. Различая во всякой личности «эндопсихику» (осн. нервно-психич. организацию) и «экзопсихику» (психику, взятую в её отношении к среде), он фактически противопоставлял их друг другу.

Соч.: Программа иссл. личности, СПБ, 1908; Шк. характеристики, СПБ, 19132; К учению о психич. активности, М., 1916; Очерк науки о характерах. П., 1917 *; Естеств. эксперимент и его шк. применение. [Сб. ст.], П., 1918 (ред.); Классификация личностей, Л., 19243; Психология общая и экспериментальная, Л., 1925".

Лит.: Петровский А. В., Об осн. направлениях в рус. психологии нач. XX в., в кн.: Из истории рус. психологии, М., 1961. А. В. Петровский.

ЛАЙ (Lay) Вильгельм Август (30.7.1862, Бётщшген в Брайсгау, ныне в ФРГ, — 9.5.1926, Карлсруэ), нем. педагог, теоретик экспериментальной педагогики, дер философии (1903). Был сел. учителем, затем учился в Высш. техн. школе в Карлсруэ и в ун-те Фрайбурга. С 1892 преподаватель в учительской семинарии в Карлсруэ. Последователь Э. Мёймана, Л. исходил из биол.-психол. трактовки единства восприятия, умственной переработки воспринятого и выражения сложившихся представлений соответств. действием. Решающее значение в пед. практике придавал организации действия, в понятие к-рого включал любую практич. и творческую деятельность учащихся и их поведение. Именно действие ученика совм. со сверстниками в рамках т. н. шк. общины составляет, по Л., смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся (см. Педагогика действия). С помощью дидактич. эксперимента стремился определить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения. Осн. значение придавал уч. моделированию, хим. и физ. эксперименту, рисованию.

Л. считал, что «школа действия» способна изменить социальную действительность Германии, а эксперим. педагогика — синтезировать все пед. искания нач. 20 в. «Школа действия» как уч.-воспитат. система не выдержала проверки практикой массового обучения и превратилась в иллюстративную школу. Идеи Л. оказали в 20-е гг. значит, влияние на методику нек-рых шк. предметов: естествознания, арифметики и др.

Соч.: Die Lebensgemeinschaftsschule, Österwieck am Harz — Lpz., 1927; в рус. пер.: Эксперим. дидактика, СПБ, 19102; Методика естеств.-ист. преподавания, СПБ, 1914; Школа действия, П., 19202; Первый год обучения арифметике, М., 1923; Эксперим. педагогика, М. — Л1927.

Лит.: Е с и и о в Б. П., К критике теории Лая о процессе обучения, СП, 1938, МЬ 1.

П. А. Лебедев.

ЛАКШИН Владимир Яковлевич (6.5. 1933, Москва, — 26.7.1993, там же), филолог, лит. критик, акад. РАО (1992, ч.-к. АПН СССР с 1989). Окончил в 1955 фи-лол. ф-т МГУ. В 1958—61 преподавал историю рус. лит-ры там же. Работал в редакциях журналов «Новый мир» (1962- 1970) и «Знамя» (1986—89). С 1991 гл. редактор журн. «Иностранная литература». Пред. Чеховской комиссии РАН (1987), чл. Правления Междунар. центра Рерихов в Москве (с 1992).

В 60-е гг. сформулировал задачи сравнит, метода на конкретно-ист, основе и ввёл в практику изучения и преподавания лит-ры сравнит, анализ творчества писателей («Толстой и Чехов», 1963, 19752). В 70-е гг. способствовал возрождению биографич. метода; в ряде исследований и в монографии «А. Н. Островский» (1976, 19822) показал необходимость комплексного изучения творчества и личности художника. В кон. 70-х — 1-й пол. 80-х гг. на Центр, телевидении создал цикл авторских программ и телевиз. фильмов, посвящённых классикам рус. лит-ры, в т. ч. в рамках жанра «телевидение для урока». В 1989—91 принимал участие в разработке новых шк. программ и уч. пособий по лит-ре для ст. классов. Автор психол. повести о подростках «Закон палаты» (1986).

Соч.: Пять великих имен, М., 1988; Открытая дверь. Воспоминания и портреты, М., 1989; Судьбы: от Пушкина до Блока. Телевизионные опыты, М., 1990; Пути журнальные, М., 1990.

ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ, институт духовного образования в ламаизме. Ламаизм (форма сев. буддизма) распространялся в Тибете с 7 в. н. э., Монголии и соседних с ней землях с 16 в., в России среди народов Тувы, Бурятии и Калмыкии с 17 в. В сер. 17 в. на терр. Тибета было создано теократич. гос-во во главе с далай-ламой. Согласно учению ламаизма, у верующего должен быть духовный наставник и руководитель — лама, помогающий рекомендациями и советами, совершающий разл. обряды и оберегающий дом от беды. Численность лам достигала более трети всего населения. Родители старались хотя бы одного сына сделать членом высш. сословия — духовенства, т. к. лама имел авторитет и власть, был свободен от налогов и др. обществ, повинностей, подчиняя всю жизнь выполнению ре лиг. долга.

Л. ш. существовали, как правило, при монастырях, на фоне широкого развития индивидуального обучения (см. также Буддистские школы). Длительность и содержание обучения зависели от того, какого иерархич. уровня лам готовила школа. Пед. идеал включал требования к личным качествам ученика, знанию догматики и пригодности к проповеднич. и преподавательской деятельности. Распорядком Л. ш. предусматривался полный отказ воспитанников от своей воли и гордости и полное повиновение ламе.

Предварительно (до поступления в монастырь) ок. 1 года обучение грамоте, нач. культовым обрядам и молитвам проводилось ламой в семье. В возрасте 6 лет ребёнок становился послушником в монастыре, а затем занимался в нач. религ, школе, где совершенствовался в письме и знании культа, изучал поэтику, стилистику, синонимику и композицию текста, астрологию, основы хореографии и драмы (т. н. пять малых предметов). Давалось представление также о «пяти больших предметах» — языкознании, логике, медицине, технологии, философии. Мн. ламы не оканчивали и нач. школы, покидая её без получения подтверждающей их звание грамоты. Малообразованные ламы не имели права жить в монастырях и назывались «степными». Хотя формально подлинным ламой считался лишь прошедший весь курс монастырского обучения, однако уровень образованности лам часто был низким.

Способные ученики, имевшие нач. ре-лиг, образование, в возрасте 15—20 лет распределялись в монастырские (да-цанские) школы, к-рые представляли собой ср. ступень образования лам. В них изучалась «внутр. наука», т.е. ре-лиг.-филос. система буддизма. Дацанские школы делились на 3 класса: низший (5 лет, изучались логика и психология, язык, краткая история буддизма), средний (5 лет) и старший (4 года), включавшие религ. философию (этику, метафизику, гносеологию и др.) и канон монашеской дисциплины. Выпускники, сдав экзамен, получали спец. грамоту. После этого можно было поступить в высшую религ.-филос. школу, где в течение 7 лет повторялось и углублялось ранее пройденное, писались под контролем наставников самостоят, сочинения и комментарии к текстам буддийского канона. Окончившие её получали право поступить на богословские или филос. ф-ты (чжуд-да-цан, цаннид) при крупнейших монастырях, где обучались ещё 10—15 лет всему курсу наук и мистич. философии, предавались длительной и аскетически суровой медитации для «достижения состояния Будды». Выпускники в возрасте 50—60 лет получали высшие учёные степени.

493

В процессе обучения в Л. ш. наставники стремились обеспечить единство «взгляда», «созерцания», «поведения», т.е. теории и практики. Многоступенчатая дидактич. система предусматривала последоват. введение разл. методов и приёмов обучения от простой наглядности и поучительных примеров до диспутов, медитации и йогических средств.

Ряд Л. ш. функционирует и в 20 в. в Тибете и др. регионах распространения ламаизма.

В России первая высшая Л. ш. (цаннид) создана в сер. 19 в. при Цугольском дацане у агинских бурят (ныне Агинский Бурят, нац. округ в Читинской обл.). К кон. 19 в, в Забайкалье насчитывалось 32 школы с числом учеников от 100 до 300 в каждой (всего ок. 7 тыс.). В дальнейшем Л. ш. довольно продолжит, время сохраняли существенное значение для просвещения бурят вследствие медленного развития общеобразоват. сети в этом регионе, а также в силу влияния религ. и культурных традиций (в 1929 — 73 школы, насчитывавшие св. 4 тыс. уч-ся).

Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, в кн.: Записки Имп. рус. геогр. об-ва по отд. этнографии, т. 16, СПБ, 1887; Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев, СПБ, 1905; Андреев В. И., Школьное образование у бурят во второй пол. XIX в., Иркутск, __ 1958; Кычанов Е. И., Савицкий Л — С., Люди и боги Страны снегов. Очерки истории Тибета и его культуры, Ми975; Даши ев Д. Б., Нек-рые соци-ально-психол. аспекты культа наставника (по тибетским источникам), в кн.: Психол. аспекты буддизма, Новосиб., 1986; Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центр. Азии, Новосиб., 1989; Рампа Т., Л о б с а и г, Третий глаз, Л., 19922. В. Г. Безрогое,

ЛАНГЕ Николай Николаевич [12 (24).3. 1858, Петербург, — 15.2.1921, Одесса], психолог, один из основоположников эксперим. психологии в России. По окончании Петерб. ун-та (1882) работал за границей, в т. ч. в лаборатории В. Вундта в Лейпциге. С 1888 приват-доцент, затем проф. Новороссийского ун-та (Одесса), где в 1896 организовал одну из первых в стране эксперим. психол. лабораторий.

В 1900—04 Л.-пред, ист.-филол. об-ва при ун-те. Организовал при об-ве пед. отдел, ставший центром науч.-метод, работы учителей нач. и ср. школы. В 1903 организовал и возглавил Одесские жен. пед. курсы, преобразованные в 1905 в Высшие жен. пед. курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. предметы). В 1907 за отказ принять к исполнению циркуляр Мин-ва нар. просвещения о запрете участия служащих в деятельности «противогос. партий» отстранён от руководства курсами. В 1917 избран в обществ, к-т Одессы для решения вопросов реорганизации нар. образования; создал и возглавил Народный ун-т Одессы.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!