Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ



1. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимают артикуляционные позы: широко округляются, как при произнесении звука [а]; широко растягиваются, как при [и]; растягиваются и округляются, как при [э]; вытягиваются широкой трубочкой, как при [у], сомкнутые губы вытягиваются хоботком.

2. Кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы.

3. Кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы.

Упражнения на координацию движений языка и выдоха

1. Вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик языка.

2. Вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кончик языка.

3. Дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть на кончик языка.

4. Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.

5. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, а затем произвести медленный выдох на кончик языка.

6. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, а затем произвести выдох.

7. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять корень языка, а затем произвести выдох.

Упражнения на координацию движений языка и челюсти и выдоха

1. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох.

2. Поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох.

3. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и про извести выдох.

4. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох.

Упражнения на координацию движений языка и губ и выдоха

Кончик языка зафиксировать у нижних резцов.

1. Широко открыть рот, как при звуке [а], и произвести дли тельный выдох.

2. Растянуть губы в улыбку, как при звуке [и], и произвести длительный выдох.

3. Округлить губы, как при звуке[о], и произвести длительный выдох.

4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке [у], и произвести длительный выдох.

5. Вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке [э], и произвести длительный выдох.

Кончик языка зафиксировать у верхних резцов.

1. Широко открыть рот, как при звуке [а], и произвести длительный выдох.

2. Растянуть губы в улыбку, как при звуке [и], и произвести длительный выдох.

3. Округлить губы, как при звуке [о], и произвести длительный выдох.

4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке [у], и произвести длительный выдох.

5. Зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать перечисленные положения губ и произвести выдох.

6. Надуть обе щеки, вытянуть губы вперед трубочкой и постепенно выдыхать.

Каждое упражнение выполняется вначале с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, а в заключение – с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ребенок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длительность струи воздуха, выдыхаемой логопедом и им самим. Для развития дифференцированного кинестетического восприятия подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем – с менее контрастными. В дальнейшем отрабатываются артикуляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, которые нуждаются в коррекции.

1) высовывание языка лопатой;

2) высовывание языка жалом;

3) высовывание распластанного и заостренного языка поочередно;

4) поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;

5) поднимание и опускание задней части языка – кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень то поднимается вверх, то опускается вниз;

6) присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;

7) высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;

8) присасывание языка между зубами, так что верхние резцы "скоблят" спинку языка;

9) круговое облизывание кончиком языка губ;

10) поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте;

11) поочередное загибание языка жалом к носу и подбородку, к верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости;
     12) касание кончиком языка верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте;

13) высунутый язык удерживать желобком или лодочкой;

14) высунутый язык удерживать чашечкой;

15) закусывание зубами боковых краев языка;

16) упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен;
    17) при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т-т);

18) проделать движения одно за другим: язык жалом, чашечкой, вверх .

Приемы массажа:

Поглаживание поверхностное в направлении от твердых резцов к носоглотке. Поглаживание прерывистое по направлению от средней линии твердого неба к шейкам зубов (2 минуты). Растирание (1,5 минуты), прямолинейно от резцов к носоглотке и в обратном направлении. Поперечно по мягкому небу, а также спиралевидно в тех же направлениях (2 минуты). Интенсивное растирание по точкам выхода сосудисто-нервных пучков (по 10 секунд на каждой точке). Разминание в медленном темпе, плавно, без рывков в продольном и поперечных направлениях (2 минуты).

Массаж проводится несколько раз в день, не менее 10 минут в течение 6 месяцев. Проводить массаж рекомендуется как на занятиях, так и самостоятельно. Родителям предлагается обучиться массажу вместе с детьми. Начинать массаж нужно сразу после снятия швов.


 

                                 Приложение 2

Работа над звуками.

1. Обычно постановка звуков начинается со звука [а]. Язык находится в состоянии покоя, рот широко открыт. При звуке [о] язык несколько оттянут, губы выдвинуты вперед; при звуке [у] губы вытягиваются с напряжением в трубочку, а язык еще больше оттянут назад. При звуке [э] язык несколько приподнимается в средней части, рот полуоткрыт, губы растянуты. Эти звуки легко произносятся по подражанию, основная задача при их постановке – устранение назального оттенка. Вначале звуки отрабатывают в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

а о у э
аа оо уу ээ
аа а ооо ууу Эээ

 

При каждом произнесении необходим контроль за направлением воздушной струи. Для этого ребенок держит у крыльев носа зеркало или легкую ватку. Затем ребенка упражняют в повторении гласных с паузами, во время которых он учится удерживать мягкое нёбо в поднятом положении (правильное положение мягкого нёба ему нужно показать перед зеркалом). Паузы постепенно увеличивают до 2-3 с. Далее можно переходить к плавному произнесению.

2. Постановку согласных звуков начинают со звуков [ф] и [п]. При произнесении звука [ф] язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Верхние зубы чуть прикусывают нижнюю губу. Сильный ротовой выдох разрывает эту смычку и образует отрывистый звук [ф]. Утечка воздуха проверяется с помощью зеркала или ватки.

Упражнения на постановку и закрепление звуков следует проводить в большом количестве и в самых разных сочетаниях. Хорошим приемом, облегчающим введение правильно произносимых в изолированном положении звуков в самостоятельную речь, является пение. Во время пения смыкание мягкого нёба и задней стенки глотки осуществляется рефлекторно, и ребенку легче сосредоточиться на артикуляции звуков.

Упражнения:

Произнесение слогов с сонорными [й], [л], [р] звуками на мягком начале, приемами «согревание рук», «слушай себя», «пульсирование звука»: «ил, ел, ял, ёл, юл, ийи, ейе, еле, юлю, элэ, эйэ, эл-элью. ал-аль, ул-уль». Произнесение слогов, слов с сонорными в конечной позиции   «лий,рий,лил, лир,рой, рыл,лы-ли-льи, рэ-ре-рье,пилу-пилю-пылью ». Произнесение звукоподражаний («разговор птенцов», призыв, радость, усталость, испуг, плач, лай, блеянье, хрюканье и т.д.) вместе с ребенком на два выдоха в ситуации или показом картинки (при всех произнесениях язык–у нижних резцов): И я: « и, и, и». И вы: «и, и ,и». И я: «ой, ой, ой». И вы: «ой, ой, ой». И я: « пи, пи, пи». И вы: «пи, пи, пи». Затем в упражнениях заменить Вы на Ты.

Произнесение гласных и сонорных звуков в предложениях:

«И я ела, и вы ели. Я ловил, и вы ловили»

Произнесение слов с подчеркиванием их окончаний:

«Алый, овевай, ярый, ольховый, лелеяли, ловили, валяли. »

Произнесение фраз с акцентом на окончаниях слов:

«Ира и Элла ели уху. Лихо! Полили ли лилию? »

Произнесение слов – фишек с интонацией перечисления.

«Лира, Ия, Уля, идея, верь, Лара, Илья, Юлия, ей, его, яхта»

После сонорных работают над шумными фрикативными (щелевыми) звуками, а затем – смычными. Шумные согласные не следует произносить утрированно, а направлять воздух в места сближения органов артикуляции или смычки без видимых усилий, легко и кратко. А гласные и сонорные произносить подчеркнуто выразительно. Здесь допускается упрощение артикуляторной работы органов речи, но не искажение произношения.

Принципы отбора речевого материала:

Фразы короткие; должны включать только правильно произносимые фонемы; во фразах должно быть достаточное количество соноров и звонких фрикативных согласных.

Сначала ребенок повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, утрируя соноры:

На мели мы налима ловили.

Нил поймал линей: один мал, два длинней.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

Вокальные упражнения:

Цель: расширение диапазона и увеличение силы голоса.

Наибольший подъем небной занавески наблюдается при пении, что способствует активизации мускулатуры гортаноглотки, т.к. ребенок широко открывает рот, к увеличению силы голоса. Эти занятия могут удлинить небную занавеску на 1 см.

Каждое движение начинается с распевания терций (трезвучий) на гласные звуки [а, э, аэ, эа]. Через 2-3 дня добавляется звук[о], через неделю [и], последним[у]или «мычание». При этом меняют тональность, громкость. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок.

Требования к отбору:

Простые и легко запоминающиеся;

С легким ритмическим рисунком, не требующим длительного выдоха;

По диапазону не выходящие за пределы отработанного трезвучия;

Мелодия фразы построена на интервалах не меньше терции;

Петь только в речевом диапазоне обучаемого, без напряжения.

Когда ребенок выучит мелодию, научится брать дыхание в нужные моменты, тогда можно переходить к пению со словами. Песни подбирают со словами на пройденные звуки, начинают петь медленно, плавно, переключаясь от звука к звуку. Для изучения брать одну песню.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 630; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!