Глава 3. Идеологическая концепция



 

ЦК КПСС суть своих разногласий с КПК впервые публично изложил в Открытом письме партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза от 14 июля 1963 г.[36]    В письме говорилось: « В центре спора стоят вопросы, которые затрагивают кровные интересы народов. Это вопросы войны и мира, вопрос о роли и развитии мировой социалистической системы, это вопросы борьбы против идеологии и практики культа личности, это вопросы стратегии и тактики мирового рабочего движения и национально-освободительной борьбы"[37]. Также КПСС добавили пояснения о том, что " китайские товарищи"[38], во-первых, приписывают КПСС и другим марксистско-ленинским партиям такие взгляды, которых они никогда не выражали , которые им кажутся чуждыми ; во-вторых, они стараются "словесным признанием" установок коммунистического движения, спрятать свои ошибочные взгляды и неправильные позиции. Всё это, согласно руководству КПСС, и породило советско-китайские расхождения. В ответ на Открытое письмо , ЦК КПК опубликовало одну из девяти статей " Возникновение и развитие разногласий между руководством КПСС и нами"[39], Пекин согласился с тем, что советско-китайский раскол вызван исключительно идеологическими разногласиями, но дал свое толкование. В статье утверждалось ,что " разногласия начались с XX съезда КПСС". Он явился самым первым шагом, с которого руководство КПСС начало своё движение по пути ревизионизма.[40] К грубейшим ошибкам XX съезда КПСС были отнесены " взгляды по двум вопросам – полному отрицанию И.В. Сталина под предлогом " борьбы против культа личности" и мирному переходу от социализма через парламентский путь!"[41].

    ЦК КПК перечислил также другие вопросы, вызывающие его несогласие с ЦК КПСС , в том числе об империализме, войне и мире. С особым негодование ЦК КПК осуждал позицию Хрущева , который " нападал на социалистическое строительство в Китае , называя его " перескакиванием через этап" и " уравнительским коммунизмом", " нападал на народны коммуны в Китае, говоря, что народные коммуны " по существу реакционные"[42].

    В статье также утверждается , что борьба между двумя линиями– марксистско-ленинской линией и ревизионистской проявилась на совещании коммунистических и рабочих партий в 1960 году. Состоявшийся в 1961 г. XXII съезд КПСС " стал вехой, которая знаменовала то, что руководство КПСС уже шаг за шагом превратило в законченную систему "[43].

    Можно сделать вывод о том , что обе партии назвали главной причиной раскола между ними идеологические разногласия. Эту концепцию взяли на вооружение и все его исследователи , на ней замкнуты авторы работ, посвященных советско-китайским отношениям как в СССР , так и в КНР. Само по себе это оправдано и справедливо , однако , по мнению Б.Т. Кулика, эта концепция страдала существенными недостатками. Идеологическая концепция не отвечает на вопрос о том, чем обусловлены сами идеологические разногласия. В статье от 6 сентября 1963 г.[44] ЦК КПК указывает на то, что "Разногласия между КПК и КПСС и в международном коммунистическом движении возникли исключительно из-за того, что руководство КПСС отошло от марксизма-ленинизма , отошло от революционных принципов Декларации 1957г.[45] и Заявления 1960 г. и проводит ревизионистскую , раскольническую линию в международном коммунистическом движении"[46]. Но важно назвать ряд обстоятельств, которые не дают назвать идеологические расхождения основной причиной раскола. Рассмотрим основные.

    1.Увязка идеологии с конкретными социально-экономическими условиями страны осуществлялась только применительно к Китаю. Идеологические же установки КПСС брались не как "производные"[47] из соответствующих условий, а как нечто эталонное само по себе, осуществляемое в любых условиях. Из этого вытекает, что и КПСС и КПК претендовали на то , чтобы быть "хранительницей ничем не замутненной чистоты марксизма-ленинизма"[48]. Такие претензии , безусловно, были бы справедливы , если бы КПК имели в виду положения , отвечающие уровню социально-экономического развития Китая, а руководители КПСС – уровню, достигнутому Советским Союзом. Однако партии предпочли обвинять друг друга в догматизме (Москва обвиняла Пекин) и в ревизионизме ( Пекин Москву).

    2.Выработке объективной оценки советско-китайских разногласий в серьезной степени препятствовал пропагандистский подход к решению задачи как с одной, так и с другой стороны. Советские и китайские публикации на данную тему стремились обосновать правоту исключительно своей партии , доказывали справедливость ее позиций. Идеологическим взглядам Мао Цзэдуна приписывались все известные советским авторам пороки и недостатки[49]. Китайская печать столь же резко отзывалась о Хрущёве.

 


 

Заключение.

               

    Подводя итоги, хочется отметить, что были решены следующие задачи: исследовать советско-китайские отношения до образования КНР; оценить роль Советского Союза в этот период; изучить отношения двух стран в период с 1956-1965 гг.; раскрыть сущность идеологической концепции ; рассмотреть разногласия между державами в вопросе идеологии. Основной целью работы было выявление основной причины дипломатического конфликта между КНР и СССР, начавшегося в конце 1950-х годов и вылившегося в пограничный конфликт на острове Даманский. В ходе исследования была найдена основная причина раскола-разногласия в идеологии. Критика И. В. Сталина, в частности, культа личности, в докладе Хрущёва в конце XX съезда КПСС, новый советский курс на экономическое развитие при политике «мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии.

    Изучение этого вопроса будет мною продолжаться, так как в рамках этой темы остались еще вопросы, а именно : пограничные конфликты, внутренние события Китая, китайские источники . На протяжении всего исследования я сталкивалась лишь с одной проблемой – пропагандой . В разных источниках деятельность руководителей компартий оценивается по-разному. Но опять же отмечу замечательную монографию Б.Т. Кулика , в которой не было излишней эмоциональности , а были лишь «сухие» факты, которые помогали мне самой отвечать на вопросы , а не запутываться в неимоверном количестве мнений разных историков и востоковедов. Эта работа явилась для меня отправной точкой в изучении советско-китайских отношения и особенностей изучаемого региона - Китайской Народной Республики.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!