Тавассуль достижение (расположения) довольства Аллаха посредством чего либо.
Тавассуль здесь подразумевает поиски близости к чему-либо, что же касается слова "василя", употребленного в нижеследующем аяте, то оно означает средство приближения. Аллах Всевышний сказал: "...ищите средства приближения к нему..." ("Трапеза", 35.)
Это значит: ищите близости к Нему, слава Ему, с помощью покорности Аллаху и следования тому, что угодно Ему.
Тавассуль можно подразделить на два вида:
Вид первый представляет собой тавассуль, дозволенный Шариатом, который, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов:
Подвид первый: обращение с просьбой к Аллаху Всевышнему посредство использования Его имен и атрибутов, как повелел это сам Всевышний Аллах, сказав: "У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним и оставьте тех, которые не веруют в Его имена. Воздаться им в будущем за то, что они делают!" ("Преграды", 180.)
Подвид второй: обращение с просьбой к Аллаху Всевышнему посредством своей веры и своих праведных дел, совершаемых самим человеком, обращающимся подобным образом, как сказал об этом Всевышний, имея в виду обладающих верой: "Господь наш! Мы слышали зовущего, который звал к вере: "Мол, уверуйте в Господа вашего!" И мы уверовали. Господь наш! Прости же нам (то есть ради нашей веры) наши грехи и очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас с праведниками" ("Семейство Имрана", 193).
А в одном из хадисов приводится рассказ о троих людях, которые не могли выйти из пещеры, где они находились, из-за того, что упавший обломок скалы загородил выход, и тогда они обратились с просьбой к Аллаху, помочь им ради праведных дел, после чего Аллах облегчил их положение и они смогли выбраться наружу. (это является кратким содержанием хадиса, который приводят ал-Бухари и Муслим).
|
|
Подвид третий: обращение к Аллаху Всевышнему с помощью произнесения слов свидетельства, как сделал это Йунус, мир ему: "И воззвал он во мраке: "Нет божества, кроме Тебя, хвала Тебе..." ("Пророки", 87).
Подвид четвертый: обращение к Аллаху Всевышнему с помощью заявления о своей слабости, беспомощности и ощущения потребности в Аллахе, как сказал об этом Айуб, мир над ним, мир ему:
"Постигла меня беда, а Ты - милосерднейший из милосердных!" ("Пророки", 83.)
Подвид пятый: обращение к Аллаху путем обращения к живым праведникам, как сделали это сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время неурожая, попросив его, чтобы он обратился к Аллаху за них, а когда он умер, то они стали обращаться с такими же просьбами к его дяде Аббасу, да будет доволен им Аллах, и он делал для них то же самое. (Этот хадис приводит ал-Бухари).
|
|
Подвид шестой: обращение к Аллаху с помощью признания в совершении греха:
"Сказал он: "Господи! Я поступил несправедливо с самим собой. Прости же мне!" ("Рассказ", 16.)
Вид второй: недозволенный тавассуль. Здесь имеется в виду обращение с просьбой к Аллаху посредством каких-либо иных путей помимо шести вышеперечисленных, например, обращение к покойным с просьбой о том, чтобы они вознесли свои мольбы к Аллаху за человека или были заступниками за человека перед ним, обращение с просьбой к Аллаху ради высокого положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, перед Аллахом, а также обращение к Аллаху ради плоти какого-либо сотворенного или сана, или святости его, а подробнее это изложено ниже:
1 - Недопустимо просить покойных о том, чтобы они возносили мольбы к Аллаху за человека:
Этого нельзя делать потому, что покойный просто не в состоянии сделать того, что он мог сделать при жизни. Точно также нельзя просить их о посредничестве или заступничестве перед Богом, так как Умар ибн ал-Хаттаб, Муавийа ибн Абу Суфйан и другие сподвижники и табиун обращались во время неурожая с просьбой о ниспослании дождя и заступничестве к тем, кто был жив, например, к Аббасу и Йазиду, но они не делали ничего подобного ни у могилы Пророка,, да благословит его Аллах и приветствует, ни у могил других людей. Они нашли себе замену в лице других, а именно - Аббаса и Йазида, а Умар сказал: "О Боже, раньше мы обращались к Тебе через нашего Пророка и Ты посылал нам дождь, а теперь мы обращаемся к Тебе через дядю нашего Пророка, пошли же нам дождь!" - и они стали поступать таким образом потому что поступать по старому, не нарушая установлений шариата, для них оказалось невозможным.
|
|
При этом, если бы подобное было дозволено, ничто не могло бы помешать им приходить к могиле Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), и просить его о помощи [Источник: “Сборник фатв”, 1/318-319], однако их отказ от подобных поступков свидетельствует о недопустимости обращения к покойным с просьбами о вознесении мольбы к Аллаху или о заступничестве, ведь, поистине, если бы обращения к живым и покойным с подобными просьбами ничем не отличались друг от друга, то они никогда не отказались бы от обращений к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и не стали бы обращаться к тем, кто ниже его, кем бы они ни были.
|
|
2 - Недопустимо обращаться к Аллаху, прося Его сделать нечто ради высокого положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или кого-нибудь иного перед Ним.
Что касается хадиса, где говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если будете просить Аллаха о чем-либо, просите Его сделать это ради того положения, которое я перед Ним занимаю, ибо, поистине, положение мое у Аллаха велико!" - то это недостоверный хадис. Ни одна из достоверных мусульманских книг не приводила его, и никто из авторитетных мухаддисов никогда не приводил его ни в одном из соответствующих сборников [Источник: “Сборник фатв”, 10/319], а поскольку нет ничего, что подтверждало его подлинность, то подобные действия являются недопустимыми, ибо правильность тех или иных видов поклонения может быть подтверждена только с помощью ясных и достоверных доказательств из Корана и хадисов.
3 - Недопустимо обращаться с просьбой к Аллаху именем сотворенного или ради плоти его.
Этого нельзя сделать потому, что Аллах не говорил о том, что просьбы именем чего-нибудь сотворенного или ради плоти какого-либо сотворенного могут послужить причиной для ответа, и не узаконил этого для своих рабов.
В Коране и хадисах приводятся все виды тавассуля, через кого или посредством чего обращаться с просьбой к Аллаху. Это то, что мы перечислили в шести пунктах дозволенного тавассуля. Другой вид тавассуля, помимо этих шести, не дозволяется, поскольку нигде в Коране и в хадисах не приводятся такие образцы мольбы и тавассуля как "О Аллах! Ради Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ради ангелов, ради Трона или Курси, ради Каабы, ради авлияъ или ради устазов или шейхов прости меня, помилуй меня, дай мне то-то или то-то". Раз нигде в двух источниках Шариата такой образец не упоминается, выдумывать от себя, как обращаться с просьбой к Аллаху или посредством кого или чего, и вводить туда какое-то новшество из своих соображений мы просто не имеем права.
Дело в том, что дуа, мольба и обращение с просьбой и как это делать являются поклонением, как об этом говорится в хадисе "Дуа, мольба является поклонением" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи),
а вопрос поклонения таков, что вводить в него какое-либо изменение, будь то убавлением или добавлением, не разрешается в отличие от мирских вопросов, где мы имеем права что угодно делать по своему усмотрению, с учетом своих интересов, не выходя за рамки Шариата.
Относительно обращения с просьбой о помощи («исти'ана») и спасения («истигаса») сотворенному:
Обращение за помощью: под этим подразумевается обращение с просьбой о помощи и поддержке в том или ином деле.
Просьба о спасении: здесь имеется в виду обращение с просьбой о спасении от того или иного бедствия.
Обращения с просьбой о помощи и спасении к сотворенному могут быть двух видов:
Первый вид - это обращение к сотворенному с просьбой о помощи и спасении в таких делах, где он может помочь, что является допустимым, ибо Всевышний сказал: "И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности..." ("Трапеза", 2.)
А рассказывая о Мусе, мир ему, Всевышний сказал: "И взывал к нему (к Мусе) о помощи тот, что из его окружения, против того, кто из врагов" ("Рассказ", 15).
Так человек обращается к своим друзьям с просьбой о спасении во время военных действий, ибо оказание помощи в подобных случаях по силам сотворенному.
Второй вид - это обращение к сотворенному с просьбой о помощи и спасении в таких делах, где может помочь лишь Аллах, например, обращение с такими просьбами к покойным или обращение к живым с просьбами о помощи в том, что посильно одному лишь Аллаху, например, если речь идет об излечении больных, изгнании печалей и отвращении вреда. Подобные обращения недопустимы, ибо они являются не чем иным, как большим многобожием.
Сообщается, что при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был один лицемер, сильно досаждавший правоверным, и в конце концов один из них сказал: "Пойдемте и попросим Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спасти нас от этого лицемера", - а когда они обратились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с такой просьбой, он ответил им: "Поистине, просить о спасении следует не меня, а одного лишь Аллаха!" (Этот хадис приводит ат-Табарани).
Из этого следует, что он, да благословит его Аллах и приветствует, отвергал допустимость того, чтобы к нему обращались с подобными словами, хотя и сам мог оказать помощь в этом случае. Дело же было в том, что таким образом он оберегал единобожие и преграждал путь тому, что впоследствии могло привести к многобожию и стать предлогом для оправдания проявлений многобожия; он дал такой ответ, соблюдая приличия и проявляя скромность перед Господом и чтобы предостеречь мусульманскую Умму от всего того, что может привести ее к многобожию в словах и делах. Но если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступил таким образом при жизни и речь шла о том, что было в его силах, то как же можно обращаться к нему с просьбами о спасении после его смерти и требовать от него того, что под силу одному лишь Аллаху? [Источник: “Победа Славного”, стр. 196-197].
Таким образом, если подобное является недопустимым, когда речь идет о самом Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, то тем более недопустимым является это, когда дело касается других, которые намного ниже рангом.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!