Мифопоэтическое художественное сознание.



Древнейший архаический период. До раннего Гомера. 7-6 век до нашей эры.

Это Предлитература. Художественность как принцип верности сложившимся традициям. Поэтика без поэтики.

Жанры определяются из внелитературной действительности. Жанровые правила – непосредственное продолжение правил бытового приличия или сакрального ритуала. То есть на свадьбу – свои песни, на похороны – свои. А вне традиции зачем еще что-то писать?

По мере усложнения и утоньшения словесности культуры возникают и жанры, где ритуально-бытовой характер не имеет густоты и вещественности, но выступает относительно разрешенным и развеществленным. Однако предлитература НЕ ИМЕЕТ САМОСОЗНАНИЯ, НЕ РЕФЛЕКСИРУЕТ. Твердые критерии даются жанрам лишь внелитературной реальностью.

 

Нет потребности в четком размежевании жанров, поскольку НЕТ мышления в жанровых категориях. Категорию авторства заменяет категория авторитета.

Завершается период в результате аттической интеллектуальной революции 5-4 века до нашей эры. (Во времена Аристотеля).

 

Рефлективный традиционализм

Кратко: качество традиционализма сохранено, появляется рефлексия, самосознания. Период заканчивается романтизмом (сер.18 века).

Подробно: Литература впервые осознает себя как автономную реальность отличную от других. В первую очередь, от реальности быта и культа. Самоопределение сформировалось в рождении поэтики и риторики – литературной теории и практики.

Жанр получает характеристику сущности уже не из внелитературных ситуаций, но из собственных литературных норм, кодифицируемых теорией.

После того, как законы жанра сформулированы (например, трагедия), от произведения требуется как можно более отчетливая жанровая идентичность.

Категория авторства теперь соотносится с характерностью индивидуальной манеры, индивидуального стиля. Автор – есть автор, потому что он непохож на остальных. Появляется категория «знаток»: может распознать подлинного автора.

НО. Категория жанра все еще более существенна, чем категория авторства. У жанра есть воля, автор не может с ней спорить. Все авторы играют по одним правилам. Эллинизм, Рим, Средневековье – Ренессанс, барокко, классицизм. Для этих эпох статическая концепция жанра является устойчивыми правилами игры, в которую можно играть с удаленными по времени партнерами.

Два признака рефлективно-традиционалистской культуры:

- неоспоримость идеала

- господство рассудочности, т.е. ограниченного рационализма.

Общий принцип – риторический.

Нюансы перехода из периода в период:

Переход не может охватить всю суму жанров и конкретных произведений. Остаются виды словесного искусства, которые еще на стадии дорефлективного традиционализма.

Низовые жанры (например, мемуарные тексты) от нас видятся как высококачественная литература, но тогда не осознаются как литература и оказываются за чертой.  Они служат для накапливания возможностей для следующего периода – не традиционалистской стадии.

По факту: низовые жанры были запущены, а потому свободны.

Конец периода.

Первые признаки нового периода еще в эпоху Ренессанса (именно в низовых жанрах), НО настоящие признаки нового состояния литературы обнаруживаются только в конце 18 века. Один из важнейших симптомов - роман. Своим присутствием он разрушает традиционную систему жанров как центральную и стабильную теоретико-литературную категорию.

Индивидуальное творческое художественное сознание

Больше не традиционалистское

Рефлексивное.

Важна авторская индивидуальность. Понятие о художественном меняется. На константе: все знают традицию, автор ее разрушает, зная, что это вызовет реакцию.

Свойственная предшествующему типу художественного сознания стилистическая и жанровая аргументация заместилась видением историческим и индивидуальным. Центральная категория поэтики – автор.

Традиционная система жанров разрушена и на первое место выдвигается роман, "антижанр", упраздняющий привычные жанровые требования.

Понятие стиля переосмысляется: оно перестает быть нормативным и делается индивидуальным, причем индивидуальный стиль как раз и противостоит норме.

Литературный процесс тесно связан и с личностью, и с окружающей его действительностью, поэтому важны методы и направления, объединяющие поэтов (романтизм, затем реализм, и далее).

Всем важно объединить слово и действительность. Писать о личности, о действительности.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!