Проблема детской дружбы и детских игр

Пример сочинения ЕГЭ 2019

 

(1)Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. (2)Пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетёрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой шляпы — первая книга, которую я сам прочитал. (3)Я уже знал многих писателей: Диккенса, Скотта, Купера. (4)Их читала мне мама. (5)Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров». (6)У меня было три закадычных друга. (7) Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетёров и пережить с ними наново историю любимых героев. (8)Со временем игра наша приобрела чёткую форму, хотя мы никогда не разыгрывали сцен из романов Дюма: ни погони за бриллиантовыми подвесками, ни завтрака на бастионе Сен-Жерве, ни расправы над миледи. (9)Не придумывали мы и своих собственных с завершённой интригой сцен. (10)Наша игра была лишена всякой театральности. (11)Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце. (12)...Последующие годы мы виделись значительно реже, чем в пору детства. (13)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (14)Но это не значит, что ослабли связующие нас нити. (15)Каждое более или менее значительное событие в жизни одного из нас как-то само собой собирало всех вместе. (16)В последний раз мы встретились 22 июня 1941 года. (17)Мы знали, что это будет последняя наша встреча, и молчали. (18)Тень вечности скользнула над нашим столом. (19)У Бориса детски дрожали пухлые губы. (20)Павел опустил голову, он мог многого добиться в жизни, но, беспощадный к себе, он не ждал пощады от судьбы. (21)О судьбе своих товарищей я узнал, вернувшись после контузии зимой сорок третьего года в Москву. (22)Дома меня ждало письмо от Бориса. (23)Он писал: (24)«Я стал такой злой и упрямый, а мне всё злости мало. (25)Хочу знать всё про вас: кто живой, а кто пал от руки фашистов, чтоб и за эти жизни взять с них ответ». (26)Я написал Борису, что знал. (27)Павел пал в боях за Москву. (28)Его имя значилось в коротенькой заметке Информбюро. (29)Там сообщалось об упорном бое, разгоревшемся в селе Н. между группой советских бойцов во главе с младшим лейтенантом Аршанским и ротой немецких автоматчиков. (30)Советские воины, отрезанные от своей части, засели в здании сельсовета и в течение нескольких часов отражали атаки немцев. (31)В конце концов немцам удалось поджечь деревянное строение. (32)Советские воины предпочли погибнуть в огне, нежели сдаться в плен. (33)Заметка была написана в обычном тоне: кратко, сухо, без подробностей. (34)Но я, для которого младший лейтенант Аршанский был соратником по Чистопрудным боям, очень хорошо представил, как всё это происходило. (35)Да, вот о таких, как Павел, разбился характер новоявленных тевтонов. (36)О судьбе Коли я узнал несколько позже. (37)Оказалось, он никогда не был на Волховском фронте. (38)Он погиб у Ильменя. (39)В один из московских госпиталей прибыл его товарищ, однокашник, который был с ним в последнем бою. (40)И последнее, что он видел, перед тем как его ранили, был Николай, тащивший на спине раненого товарища. (41)Мать Николая, пришедшая вместе со мной в госпиталь, спросила почему-то раненого, видел ли он лицо Николая в этот момент. (42)Нет, сказал тот, товарищ, которого тащил Николай, был очень велик и грузен. (43)Коля так согнулся под тяжестью его тела, что лицом едва не касался снега. (44)Коля был маленьким и тщедушным. (45)Я помню: сумка с провизией или туго набитый ученический портфель казались ему немалой тяжестью, и он поминутно перекладывал ношу из руки в руку. (46)Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном его подвиге. (47)Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. (48)Но рассказ раненого поразил меня: то, что сделал Николай, было сверх его физической силы. (49)Иначе сложилась судьба Бориса. (50)Он прошёл до конца весь беспримерный путь русского солдата. (51)Убитый под Ельней, он воскрес под Молодечно. (52)Он брал Варшаву и, оплаканный матерью в дни штурма Кёнигсберга, прислал ей весть из-под Кюстрина. (53)Четырежды раненный, дважды контуженный, дважды объявленный погибшим, он брал Берлин, и не его вина, если он не был в числе тех, кто поднял знамя над горящим рейхстагом. (По Ю. Нагибину *)

 * Нагибин Юрий Маркович (1920—1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист. Учился на сценарном факультете ВГИКа. Печатается с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны. В книгах Нагибина — картины войны и труда, воспоминания детства и зарубежные встречи, судьбы современников, людей русского искусства. Его произведения отмечены драматичностью конфликтов, лирическим мировосприятием, точностью деталей. Сочинения Юрия Нагибина переведены на многие иностранные языки.

 

 

Важно помнить, что практически половину баллов за выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку составляют баллы, полученные в результате написания сочинения (в идеале здесь можно заработать 42 балла). О чём нужно помнить, чтобы достичь желаемых результатов?

Во-первых, обязательно ознакомьтесь с критериями оценивания сочинения. Пишите его, основываясь прежде всего на них, а не на то, чему учат вас преподаватели/репетиторы/Интернет-советчики. Почему? Потому что именно на критерии оценивания опирается при проверке вашего сочинения любой эксперт!

В соответствии с этим примерный план вашего сочинения может выглядеть так:

1. Вступление

2. Проблема + комментарий, основанный на 2 примерах из текста, связанных между собой смысловыми связями.

3. Позиция автора

4. Согласие с позицией автора + обоснование своего отношения к ней.

5. Вывод.

Обратите внимание, что вступление и заключение не являются основными элементами. В принципе, можно обойтись и без них. Но! Вступление – это «одёжка» вашего сочинения, по которой его встречает эксперт. Никто не заставляет вас писать многословное вступление в духе Толстого. Однако 3-5 предложений, предваряющие основной текст, показывают не только вашу элементарную культуру в области написания сочинения, но наглядно демонстрируют, насколько компетентно вы разбираетесь в проблеме предложенного для анализа текста. В заключениипродемонстрируйте, что поднятая автором проблема не оставила вас равнодушным: вы сумели сделать для себя определённые выводы.    

После вступления переходим ко второму абзацу. Это основное содержание вашего сочинения и за него вы можете заработать целых 5 первичных баллов. Начните с чёткого и ясного определения проблемы. Т.е., обязательно должна использоваться фраза «поднимается проблема». Причём, старайтесь использовать проблему, которая лежит на поверхности текста, над которой не надо долго думать. Так значительно увеличатся шансы того, что вы правильно её обозначите, не ошибившись на самом первом, но очень важном этапе. Далеепрокомментируйте проблему. Что это значит? Найдите в тексте фрагмент, в котором так или иначе отражается данная проблема и перескажите его своими словами, подтвердив 2-3 предложениями из текста. Например, если в тексте Астафьева поднимается проблема отношения к пленным, то мы говорим о том, что можно относиться к ним озлобленно, с ненавистью (предложения 12-14), а можно – гуманно помогать им (предложения 36, 46). Не забывайте о смысловых связях между частями. Что они из себя представляют? Очень просто – в основном это подчинительные, соединительные и противительные союзы, с помощью которых вы собственно и связываете один пример из текста с другим. Подчинительную смысловую связь можно оформить с помощью вопросов: «В чём это выражается/проявляется?», а далее – «ответ на этот вопрос находим в предложении…».Противительные связи применяем в тех случаях, когда видим, что примеры противопоставлены друг другу (например, внешняя красота притягивает наше внимание, видя красивого человека, мы часто думаем, что он идеален (предложения …). Но/однако истинная красота складывается не только из внешних, но и из внутренних качеств. Подтверждение этому находим в предложении…). Это коротко. Подробнее разберём 2-й абзац в сочинении, приведённом ниже.

3 абзац посвящён авторской позиции. Ни в коем случае не забывайте употребить внутри этого абзаца само словосочетание «авторская позиция/ позиция автора». Когда вы будете её излагать, не поленитесь вернуться к проблеме и ещё раз её прочитать, чтобы не уйти не в ту сторону (увы, часто бывает, что проблему экзаменуемый обозначил верно, а вот авторскую позицию привёл такую, которая с этой проблемой никак не соотносится).

    4-й абзац начните словами: «Я полностью разделяю позицию автора», далее обоснуйте, почему вы с ней согласились.

5-й абзац – вывод (всё, что его касается, изложено выше.

Рассмотрим пример сочинения по тексту Ю. Нагибина

Проблема детской дружбы и детских игр

1 (вступление). У каждого человека есть детство. У кого-то оно весёлое и беззаботное, у кого-то – трудное и полное лишений. Но дети в любом случае остаются детьми и всегда находят время на игру. Игры могут быть разными, однако именно с их помощью происходит становление личности большинства из нас. (Данное вступление успешно подготавливает к восприятию дальнейшего текста сочинения)

2 абзац (основной). В предложенном для анализа тексте Ю. М. Нагибина поднимается проблема детской дружбы (проблема обозначена верно, чётко лаконично). Автор задаётся вопросом: какие черты характера закладываются в детстве и как они зависят от игр.Далее следует 1-й комментарий.Ребята, о которых рассказывает писатель, в детстве играли в мушкетёров. Причём их привлекало не разыгрывание сцен из романа или придумывание собственных приключенческих интриг, нет, им нравилась сама идея настоящей мушкетёрской дружбы: подтверждаем примером предложения из текста«нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце» (предложение 11). Но детство заканчивается, а игры уступают место взрослой жизни. Значит ли это, что в ней друзья забудут заветы детского товарищества, забудут клятвы, негласно данные друг другу во время игры в мушкетёров? Отнюдь, нет!(а вот с помощью этой вопросно-ответной формы изложения мы не только разнообразили синтаксический строй сочинения, но и использовали подчинительную смысловую связь). Подтверждение этому находим во второй половине текста, посвящённой дальнейшим судьбам героев, потому что повествователь помнит и рассказывает о каждом из них. Он с уверенностью говорит о том, что нити, связующие их, не ослабли, несмотря на время, расстояние и испытания. А значит, четыре сердца продолжили биться, как одно. Далее следует 2-й комментарий, противопоставленный первому, значит, чтобы перейти к нему, применим противительную смысловую связь.Но не только это вынесли из детства повзрослевшие «мушкетёры». Понятия чести, героической самоотверженности, умения не опускать руки и сражаться, вопреки всему – вот неполный список тех качеств, которые были сформированы в детской игре и стали основой для подвига на войне каждого из них уже во взрослой жизни. Так, о маленьком и тщедушном Николае мы узнаём, что он, раненый, согнувшийся чуть ли не до земли под тяжестью грузного солдата, спасет его жизнь ценой своей. С болью и восхищением автор пишет: «Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном подвиге. Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. Но… то, что сделал Николай, было сверх его физической силы» (предложения 46-47). А это значит, что до самой смерти Николай оставался храбрым и самоотверженным мушкетёром. И такими же мушкетёрами остались его товарищи из детства: Борис, Павел и сам рассказчик. За спиной каждого из них своя история. Но их объединило общее – все они остались верны идеалам, сформированным в детстве.

3 абзац. Авторская позиция выражена чётко и ёмко: детские игры и детская дружба играют очень значительную роль в закладывании основных черт характера личности человека.

4 абзац .Я полностью разделяю позицию Ю. Нагибина. Действительно, именно от того, во что и как играют дети, зависит формирование их внутренних духовных и нравственных основ, отношение к миру и ближним, ведь именно в детстве закладываются и формируются основы личности каждого из нас.

5 абзац (вывод). Предложенный для анализа текст помог мне разобраться в том, насколько важны для детей игры в которые они играют со своими друзьями. Перефразировав известное выражение, можно сказать: «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу тебе, кто из тебя вырастет». Мне очень хочется, чтобы это понимали все родители, ведь от этого зависит будущее их детей.

Данное сочинение написано с ориентиром на критерии оценивания. Каждый его абзац (со 2-го по 4-й) отражает всё необходимое содержание. По каждому из критериев набирается максимальное количество баллов.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 6165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!