Четыре основания внимательности



Как достигается такое состояние? «Основание внимательности, которое начинается с долгого вдоха и долгого выдоха, – это обозрение тела. То, что начинается с переживания тела, – это обозрение чувства. То, что начинается с переживания ума, – это обозрение мысли. То, что начинается с распознавания непостоянства, – это обозрение состояний. Таким образом, тот, кто практикует внимательность к дыханию, осуществляет четыре основания внимательности.»

Семь факторов просветления

«Как при помощи четырёх оснований внимательности осуществляются семь факторов просветления? Если йогин практикует (четыре) основания внимательности, он способен пребывать во внимательности без заблуждений; это называется фактором просветления – внимательностью. Такой йогин, пребывающий во внимательности, исследует подверженность несчастью, непостоянству и явлениям; это называется фактором просветления – проникновением в состояния и так далее… Проникая так в состояния (дхаммы), он серьёзно стремится, не ослабляя усилии; это называется усилием как фактором просветления. Развивая усилие, он пробуждает радость, которая чиста; это называется радостью как фактором просветления. Благодаря тому, что ум полон радости, его тело и ум одарены спокойствием; это называется спокойствием как фактором просветления. Благодаря спокойствию его тело достигает лёгкости и ум обладает сосредоточенностью; это называется сосредоточенностью как фактором просветления. Благодаря сосредоточенности ум приобретает невозмутимость; это называется фактором просветления – невозмутимостью. Так вследствие практики четырёх оснований внимательности осуществлены семь факторов просветления.

Как благодаря практике семи факторов просветления осуществлены свобода и мудрость? Йогин, который много практиковал семь факторов просветления, в одно мгновенье обретает мудрость пути и плод свободы. Так вследствие практики семи факторов просветления осуществлены мудрость и свобода.

Все формации одарены начальным и удерживающим приложением мысли в соответствии с планами. Если это так, почему при внимательности к дыханию подавлено только начальное приложение мысли, а не другое?

Оно употребляется здесь в ином смысле. Дискурсивность – это препятствие для медитации. В этом смысле она преодолена.

Почему приятно касание воздуха? Потому что оно успокаивает ум. Это сравнимо со смягчением ума небесного музыканта сладкими звуками. Благодаря этому преодолевается дискурсивное мышление. И опять же это подобно человеку, идущему по берегу реки. Его ум собран, направлен на один объект и не блуждает. Поэтому при внимательности к дыханию практикующий научается преодолению дискурсивного мышления.»

Неизмеримая мысль любящей доброты (метта)

«Что такое любящая доброта? Что такое её практика? Каковы её самые заметные признаки, функция и проявление? Каковы её благие последствия? Каков порядок её действия?

Подобно тому как родители, видя своего дорогого и единственного ребёнка, пробуждают чувства любящей доброты и доброжелательства по отношению к этому ребёнку, так и практикующий пробуждает мысли любящей доброты и благожелательности по отношению ко всем существам. Такой следует знать любящую доброту. Нерушимое пребывание ума в этой практике называется практикой любящей доброты. Вызывать пробуждение благожелательности есть её заветный признак. Мысль любящей доброты есть её функция. Отсутствие ненависти есть её проявление. Если человек практикует любящую доброту, он получает благо такими одиннадцатью способами: он спит счастливо; счастливо пробуждается; он не видит дурных снов; он дорог людям; он дорог нечеловеческим существам; его охраняют божества; к нему не приближаются огонь, яд, меч и палка; он быстро сосредоточивает ум; цвет его лица приятен и ярок; во время смерти он не смущается; если он не достигает высочайшего состояния, он повторно рождается в мире Брахмы (в мире божеств)».


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!