Взгляд на настоящий момент и вхождение в него



В практике осознания, или внимательности, необходимо смотреть на настоящее; но суметь сделать это не так-то легко. На вещи вы можете глядеть глазами; однако очень трудно видеть чувства и мысли, потому что интеллект говорит вам, что ум нельзя увидеть, что он невидим. Тогда вы, возможно, скажете, что смотреть на ум бесполезно, и чтобы увидеть ум, необходимо развивать третий глаз; но я сомневаюсь в том, что это возможно.

Как же вам можно посмотреть на ум? Ум – это процесс мышления и вспоминания. В тот момент, когда вы начинаете медитировать иобращать внимание на физические движения, ум начинает блуждать по сторонам. Вы можете сказать: «Мне надо вернуть ум обратно»; но когда он возвращён, вы должны также быть способны исследовать его. Такое наблюдение нельзя производить невооружённым глазом; оно возможно только с помощью осознания и полного вникания. В тот момент, когда вы изучаете ум, он замедляет движение. Однако если не наблюдать за ним тщательно, он продолжает парить в облаках и что-то искать, чтобы удовлетворить свои собственные желания. Если нужно развить умственное осознание, необходимо замедлить работу ума. Будучи уловлены обычным стремительным движением вещей, вы остаётесь окутаны паутиной неведенья, вы пребываете в заблуждении, безуспешно стремитесь удовлетворить то или иное желание. Гораздо более полезно работать спокойно, сознательно и преднамеренно. Когда возникает мысль, рассмотрите её. Вы можете сказать, что в тот момент, когда на мысль смотрят, она исчезает. Почему она исчезает? Или она просто скрывается за бахромой вашего сознания? Благодаря постоянному изучению ума вы придёте к пониманию условий, действующих в проявлениях психики. И тогда будет видно, что ум не является вещью в себе, а оказывается смесью различных состояний ума.

Обычно ум не бывает тихим или спокойным, потому что испытывает влияние многих связанных с ним состояний и обусловлен ими. Важнейшие из этих состояний – желание и помрачённость (или заблуждение и смятение); они постоянно действуют совместно с умом. Ум приводится в движение желанием доставить себе удовольствие или удовлетворение. Именно этот ненасытный внутренним импульс оставляет нас в состоянии страдания, дуккха, когда ум привязывается к одному объекту за другим в постоянном круге самоограничивающей деятельности. Этот процесс продолжается безостановочно, – неудовлетворённость и страдание (дуккха), питаемые пламенем желания.

Что же мы можем сделать, чтобы остановить этот процесс? Ответ так прост, и всё же добиться такой остановки очень трудно. Смотрите на ум и на происходящие в нём психические процессы! Исследуйте условия своего мышления возникновения и постепенного исчезновениях своих мыслей! Пусть все мысли вливаются в ваш ум. А вам необходимо всего лишь объективно смотреть на них, видеть их такими, каковы они есть. Эта начальная стадия в конце концов приведёт к более глубоким уровням понимания. Но если вы с самого начала будете тревожиться по поводу блуждания ума или попытаетесь интерпретировать то, что видите, вы создадите такие проблемы и такую путаницу, которые ум не сможет разрешить. При подобном мышлении вы по-настоящему пытаетесь контролировать ум, а это может привести только к затруднениям, расстройству и разочарованию. Понять ум и его процессы в действительности не трудно; однако вследствие наших невежественных путей эта задача делается почти неразрешимой,

Для того, чтобы достичь прозрения, нам нужно только пристально исследовать ум, тщательно и пассивно следить за ним, без интерпретации, не называя его «сознательным умом» или умом в каком-то другом состоянии. Наша задача – не объяснять ум, а смотреть на него! Вели мы всегда будем как-то интерпретировать его, как-то объяснять, он окажется виден только под одним углом, а не как целое. Если вы будете вполне осознавать ум, вы увидите, как он работает, как стремится к вещам, в чём заключается главная причина его поисков удовлетворения и удовольствия. Мы должны понимать процесс деятельности ума и его обусловленность, понимать его таким, каков он есть, а не познавать его теоретически ради какой-нибудь ином цели, нежели он сам. Вот почему Будда сказал: «Знание есть процесс накопления идей, собранных в том или другом месте, от того или другого учёного человека; и в действительности оно представляет собой процесс неведенья». В медитации мы не пользуемся знанием. Отставьте его в сторону, и медитация окажется более лёгкой. Просто изучайте то, что предстаёт перед вами, и то, как вы на это реагируете. Исследование всего, что возникает, и есть жизнь в настоящем. А размышление о наших наблюдениях – это или воспоминания, или воображение; и оно переносит нас в прошлое или в будущее. Воспоминания принадлежат прошлому, воображение и размышления – будущему. А настоящее находится между этими двумя, там, где нет мышления. Это означает просто пассивное рассмотрение с полным осознаванием и совершенным вниманием. Тогда мы видим вещи не в соответствии со своими представлениями или объяснениями; тогда мы будем обладать чистым пониманием, или паннья, мудростью.

Говоря о мудрости, мы обычно полагаем, что она имеет что-то общее с дискурсивным мышлением, тогда как в действительности между ними нет связи. Мудрость означает чистое понимание в настоящем, понимание реальности здесь исейчас. Её невозможно накапливать. Мудрый человек обладает способностью видеть истину как истину и ложь как ложь. И не только это – он способен любить все существа без различия, каковы они есть в действительности; благодаря этому он обладает силой, устраняющей страдания. Мудрость развивается через полное осознавание ума в настоящем.

Вторая стадия виденья вещей в настоящем, каковы они есть в действительности, понимается в буддийской медитации как процесс изучения и полного исследования без сомнений. Это исследование есть часть искания самой реальности, а не её изучение в логическом или рациональном смысле. Благодаря рассмотрению вещей, какими они предстают перед нами, наши восприятия постепенно становятся утончёнными до такой степени, что мы способны более глубоко входить в реальность, какова она есть. Нет вопроса о том, чтобы пытаться достичь этой цели, т. е. более глубокого вхождения в вещи. Нам надо просто продолжать исследование, и тогда изучение станет более глубоким. Частью этого исследования будет анализ, но не просто анализ в научном или психологическом смысле. Буддийский анализ не имеет целью простое; описание или, как в данном случае, урегулирование; его цель – это преобразование бытия при помощи постижения вещей, каковы они есть.

На этой первоначальной стадии медитации мы просто пробуем понять, как смотреть на настоящее, на вещи, происходящие внутри нас – на эмоции, мысли, процессы ума или физические действия, подъём и падение. Когда мы способны немедленно всё наблюдать, тогда не будет никакого отвлечения или исключения. Всё окажется отмечено, – но без привязанности или помех. Мы достигнем мира и спокойствия.

Почему мы страдаем, почему разочарованны и подавленны? Самый важный фактор в этом вопросе – как мы смотрим на вещи, с которыми встречаемся в жизни? Страдание не зависит от самих вещей. Вы не можете порицать обстоятельства или ситуации. Если вы будете знать, как смотреть на вещи и на обстоятельства, а именно, без комментирования и без критики, вы будете свободны. Находиться в рабстве у критикующего ума – значит находиться в беспокойстве. Но если вы научитесь тому, как правильно наблюдать вещи, будь они приятны или неприятны, вы станете свободны и тогда узнаете лучший способ иметь дело с проблемами, конфликтами или со всем, что могло бы возникнуть. Смотрите пассивно, и вы поймёте} а с пониманием будут решены все проблемы; и вы сможете жить счастливо и мирно.

Сила пассивной бдительности

В практике сатипаттханы, или внимательности, для изучающих медитацию весьма важно безмолвно и пассивно наблюдать за всем, что происходит в телесных и умственных процессах. Такое наблюдение создаёт силу, но не в мирском, а в духовном смысле. Действительно, сосредоточение, связанное с медитативной бдительностью, вызывает необыкновенную психическую силу. Когда ум в совершенстве сфокусирован на чем-нибудь, действует новый вид силы. Эта сила не отличается от силы солнечных лучей, сосредоточенных на одной точке благодаря преломлению лучей увеличительным стеклом. Или её можно уподобить той силе, которая сожжёт сетчатку глаза, если мы посмотрим на солнце. Когда вы сосредоточиваетесь на каком-то отдельном объекте вы развиваете силу дли достижения своей высочайшей цели. Сила, создаваемая процессом внимательности, обеспечивает нас взрывной энергией, необходимой для преодоления собственных ограничений. В общем смысле мы говорим о достижении полноты и внимательности. Пассивная бдительность в пространстве медитации имеет даже более значительные последствия.

Как студент или бизнесмен надеется на какую-то степень успеха, так и медитирующие также хотят достичь успеха. Особенно во взаимоотношениях с другими, с которыми они могут сравнивать себя, они, возможно, будут надеяться на то, чтобы взобраться на самую вершину. Такое желание является чрезвычайным заблуждением; оно представляет собой продукт заблуждения «я», искание власти над другими. Сила внимательной бдительности, связанном с исканием истины, парадоксальным образом оказывается бессилием. Иначе говоря, сила пассивной бдительности ведёт не к победе над другими людьми, а к победе над самим собою. Эта созидательная энергия настоятельно необходима для просветления . Или, пожалуй, более подходящим названием было бы выражение «вос-создающая энергия», потому что она являет собой силу нового бытии Созидательная энергия играет весьма важную роль в процессе медитации, целью которой является достижение просветления. Однако этот процесс не должен сопровождаться желанием успеха. или желанием достижения всё более и более высоких уровней медитации. В желании достижения подобных целей возникает конфликт; и в этом конфликте налицо страдание, дуккха. Как учит буддизм, желание является активной причиной дуккха. Вели существует желание самовозвеличения, практика медитации будет гораздо более трудной. С одной стороны, вы хотите достичь более высоких уровней медитации, тогда как, с другой стороны, вы удерживаетесь позади, так как вам необходимо бороться с конфликтом внутри самих себя, с конфликтом, вызванным желанием Возникают и многие другие трудности, пока вы наконец оказываетесь не в состоянии медитировать. Возникает множество отрицательных состояний, и ваша энергия исчезает. Не остаётся никаких сил, никакой созидательной энергии. Вы просто хотите оставить всё дело и убежать от того, что делаете. Ум охвачен смятением и растерянностью; в нём более нет никакой ясности, никакой бдительности, никакой пробуждённости.

Теперь мы должны задать вопрос: может ли пассивная бдительность создать силу, т. е. воссоздающую энергию? Почему для нас существует такая необходимость пассивно наблюдать вещи, пассивно следить за ними? В активном процессе, когда мы что-то делаем, обычно существует преднамеренная идея, которую мы стремимся претворить в жизнь. Следовательно, наша ориентация направлена в сторону этой идеи, этого намерения, а не в сторону объективной реальности. Поэтому наши преднамеренные предположения заставляют нас реагировать на окружающую обстановку некоторыми установленными стереотипами, а не действовать открыто в любой данной ситуации, Это не является правильным способом соприкосновения с реальность» или сохранения внутреннего мира, потому что в этом реактивном процессе личность, идея «я» или «самости», оказывает преобладающее влияние на наши действия. Под властью предвзятой концепции «я» мы истощаем себя, стараясь реагировать на любое стечение обстоятельств по отношению к этому понятию «я», Результатом может оказаться состояние инертного разочарования. По этой причине представление о «я» является главным препятствием для обретения состояния покоя или переживания мира ума. Такое, условие приобретается благодаря пребыванию в пассивной бдительности по отношению ко всему, что происходит внутри нас. Нужно отбросить все идеи самости; понятие «я» не должно вступить в игру во время медитации прозрения. Практикуя медитацию, вы не должны обладать самосознанием, потому что когда вы делаете что-нибудь, думая о себе, это будет не медитацией, а размышлением о медитации, представлением о чём-то, что должно произойти. Таким образом, жизнь в настоящем становится невозможной.

В «Сатнпаттхана-сутте» нас учат просто наблюдать процессы дыхания, а не контролировать дыхание с целью самовозвеличивания. Фокусирование внимания, на дыхании не рассчитано на то, чтобы приобрести нечто. Скорее, это просто упражнение в бдительности. Пусть дыхание естественно нормально входит и выходит. Ваша функция – пассивно следить за ходом событии, не навязывая дыханию, или вдохам и выдохам, какой-нибудь идеи, объяснения или интерпретации. Вы следите за процессами дыхания и благодаря этому наблюдаете за тем, когда дыхание бывает глубоким или продолжительным, а когда – поверхностным или кратким. Постепенно вы понимаете его и видите таким, каково оно есть. При старательном, пристальном и пассивном наблюдении дыхания вы приходите к объективному и беспристрастному пониманию событий, каковы они есть. Здесь нет иречи о наименованиях: «это долгое дыхание» или «это короткое дыхание», нет намерения контролировать дыхание. Если спокойствие или мир появляются благодаря контролированию дыхания, это будет всего лишь некоторым эмоциональным или психологическим явлением. Подлинных мира и спокойствия нельзя достичь методом контроля над дыханием. Если во время наблюдения процессов дыхания возникнет ощущение спокойствия или тишины, следует отметить это ощущение. Когда ум безмолвно бдителен, всё, что приходит в соприкосновение с умственными ощущениями, принимается немедленно и воспринимается очень ярко. Тогда нет размышлений и вопросов о том, как воспринимать эти вещи. Ум немедленно оказывается восприимчивым, ясным и бдительным; восприятия точны и отчётливы. Таким образом, благодаря процессам дыхания вы можете непосредственно понять всю деятельность тела. Движения подъёма и падения дыхания становятся как бы зеркалом, в котором вы способны осознавать вещи такими, каковы они есть.

Аналогией пассивной бдительности могли бы служить наши действия, когда мы смотрим телевизор. Что вы видите, наблюдая за экраном? Вы видите появление на нём образов и картин; при наблюдении у вас возникают те или иные чувства. Иногда вы можете испытать сильные чувства, возбуждение; но вы не осознаёте себя, вас увлекают картины на экране телевизора, вы «теряетесь» при их наблюдении. Иными словами, вы не видите себя, не наблюдаете свой ум и состояния ума, реагируя лишь на последовательность образов. Можно ли это действие назвать объективным виденьем? Нет! Это виденье будет субъективным, потому что вы интерпретируете увиденные картины в соответствии со своими незамеченными эмоциями, чувствами приятного и неприятного. Если, однако, вы стараетесь наблюдать за телевизором, пользуясь им как медитационным зеркалом, чтобы наблюдать свой ум, состояния ума и эмоции, тогда в процесса наблюдения за телевизором вы осознаёте подлинное «я». Вы не только видите картины, но также оказываетесь способны понять свои состояния удовольствия, изумления, страха и озабоченности.

«Я» может быть очень несчастным из-за утраты ощущения эмоциональной вовлеченности в телевизионный образ; вы можете сказать: «Как я могу расслабиться без чувства «себя», получающего удовольствие?» Какое ошибочное мнение! Подлинное расслабление ума и тела имеет место в состоянии пассивной бдительности. Попробуйте, и вы убедитесь сами, что дело обстоит не так. Если вы пассивно следите за умом (отметьте, например, как ваш ум реагирует на мои слова), вы можете увидеть полную картину того, что такое «вы»; и когда ум достиг состояния тотальной пассивной бдительности, он становится весьма безмолвным. На пороге молчания всё ещё существует движение; но любое его колебание будет безмолвным, спокойным и гладким, что позволяет состоянию ясности всё более и более расширяться, а сознанию становиться всё более и более расширенным во всех своих аспектах.

Как же может ум прийти к этому состоянию тишины, которое является целью медитации? Когда вам раскрывается ум, созерцайте его в состоянии пассивной бдительности. С того момента, когда вы наблюдаете ум, он склонен прекратить движение; а в тот момент, когда вы теряете свою цель, он опять начинает двигаться, Поэтому надо сохранять своё намерение. Наблюдайте любое состояние ума – тревогу, озабоченность, раздумье, – не думая о нём, не пытаясь его контролировать, не интерпретируя какую-нибудь мысль. Усилие интерпретировать и благодаря этому подчинить являет собой главное препятствие для достижения более глубокого уровня медитации. В тот момент, когда вы даёте определение тому, что наблюдаете, возникает представление; и в этом пункте вы отброшены к уровню, удалённому от самой реальности. Когда мы остаёмся на уровне вещей, каковы они есть, все понятия, наименования или слова должны быть полностью оставлены. Таким образом, ум может оставаться в состоянии пассивней бдительности; благодаря этому проявляется творческая энергия. Все нечистоты ума отсечены силой понимания, этим освобождая созидательную энергию. Переживший состояние пассивной бдительности глубоко осознаёт эту созидательную энергию, являющуюся результатом тишины и полного спокойствия.

Янаблюдал за многими друзьями, приходившими заниматься медитацией под моим руководством. В большинстве своём они испытывают те же трудности с вхождением в тишину и спокойствие и не способны достичь полного понимания. Главным камнем преткновения оказывается желание достичь. Если вы ясно понимаете буддизм, вы должны согласиться со мной а том, что желание – это причина страдания и конфликта, дуккха; и дуккха охватывает ум, состояния ума, чувства, тело и телесную деятельность. Если возникает желание, ясно проявляется конфликт. Желание производит понятие двойственности, в котором налицо наблюдатель и предмет наблюдения. Налицо внутреннее разделение; когда же существует разделение, нет гармонии. Там, где нет гармонии, нет и целостности. Тогда нет и возможности понимания реальности. Однако следует предоставить вам возможность самим увидеть это для себя. Медитация – это средство, при помощи которого мы оказываемся способны «увидеть» истину относительно существования.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!