СЕМЬ ПРАВИЛ ГАРМОНИЧНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ МОНАХОВ 43 страница
Сияния (Девата-спхурана) – божества, творческое проявление чистой энергии лучезарной природы Ума. Ее проявление сравнивают с возникновением миражей или отражений в зеркале.
«Спонтанный танец в пространстве» – выражение, означающее, что йогин способен смешивать созерцательное присутствие с обстоятельствами и действиями. Высшая ступень самоосвобождения, на которой йогин пребывает в полностью недвойственном состоянии созерцания и свободно проявляет свою энергию и осознавание.
Сумеречный язык тантры (сандхья бхашья) – язык тайных знаков и символов, которым передаются тайные Учения тантры. Его значение в полной мере известно лишь посвященным.
Сутра – Учение Хинаяны («Малой колесницы»), переданное Буддой. В Лайя-йоге к Учению сутры относят Адвайта-Веданту Шанкары, буддизм Хинаяны, Тхераваду, Стхавираваду, дзен и Раджа-йогу.
Тантра – санскр. «нить», «непрерывность». Тайные, эзотерические Учения короткого пути к Освобождению. Существует четыре разновидности тантры: 1) крийя (действие); 2) чарья (поклонение); 3) йога (искусство управления ветрами и передвижением «капли души» (бинду) в теле); 4) Ануттара (йога созерцательного недеяния). По своему смыслу тантры делятся на двойственные и недвойственные, отцовские и материнские.
Тело Света (Пранава-дехам) – божественное бессмертное радужное тело Света (тиб. Самбхогакайя – тело полноты проявлений).
Типы поведения после Просветления – 1) «Парящий орел» (странствующий йогин); 2) «Крадущийся тигр» (тайный йогин); 3) «Одинокий олень» (горный отшельник); 4) «Таинственный дракон» (монах-отшельник); 5) «Рычащий лев» (Свет для других).
|
|
Три вида передачи Учения – 1) словесная, или интеллектуальная, адресованная поверхностному сознанию; 2) символическая, адресованная подсознанию; 3) внезнаковая, соприкасающаяся со сверхсознанием.
Три Драгоценности – Гуру, Дхарма и сангха (Учитель, Учение и святая община). В Лайя-йоге Три Драгоценности трактуются в абсолютном смысле как неотделимые от нашего собственного изначального состояния: Гуру – как изначальное Сознание (Праджняна), абсолютный источник передачи; Дхарма – методы узнавания естественного состояния; сангха – полнота энергий и весь проявленный мир.
Три ключевые точки в созерцании – 1) свежесть («льющаяся струя» – неотвлечение); 2) расслабленность («парение» – не-медитация); 3) ясность («трава, которая вырастет сама» – неискусственность).
Уверенность – понимание недвойственной природы Реальности, раскрытое в результате практики.
Удержание праны в центральном канале – основной процесс в практике тантры и Ануттара-тантры. Удержание и втягивание пран в центральный канал ведет к переживанию высших уровней Ясного Света.
|
|
Узнавание – узнавание недвойственной Природы Ума, подобной пространству.
Уллата бамси – мистические парадоксальные высказывания сиддхов, прямо указывающие на Реальность.
Унмани – санскр. «безмыслие», «пустота». Один из видов переживания в практике медитации и созерцания.
Упадеша – тайные наставления высших тантр, передающиеся в сверхсознательном состоянии самадхи, касающиеся того, как продолжать оставаться в состоянии созерцания и поддерживать непрерывность практики.
Упайя – метод, путь метода.
Уровни углубления естественного состояния – 1) поддержание созерцания в бодрственном состоянии; 2) поддержание созерцания во сне со сновидениями; 3) поддержание созерцания во сне без сновидений.
Ученик – практикующий, искренне стремящийся к Освобождению и Просветлению, способный воспринять и следовать наставлениям Учителя. Правильное состояние сознания ученика – это состояние «пустого сосуда» (открытости), неправильное – состояние «грязного», «переполненного» или «дырявого» сосудов.
Цвета бардо – цвета, переживаемые в момент смерти и указывающие на соответствующее перерождение в одном из шести миров сансары: 1) Мир Ада – дымчато-серый, черный, черно-желтый цвета; 2) Мир Претов (голодных духов) – тускло-желтый цвет; 3) Мир Животных – зеленый цвет; 4) Мир Людей – голубой, зелено-голубой, желто-голубой; 5) Мир Асуров – красно-фиолетовый, красный, фиолетовый, желто-зеленый; 6) Мир Богов – тускло-белый.
|
|
Центральный канал (сушумна-нади) – главный канал в тонком теле человека, через который разворачивается деятельность пяти первоэлеменов, пяти сознаний и восприятие внешней Вселенной. Центральный канал состоит из трех каналов, вложенных один в другой и соответствующих физическому (ваджра-нади), астральному (читрини-нади) и каузальному (брахма-нади) уровням.
Цепляние за «я» – вера в самосущее бытие собственного маленького «я», демон (мара), из которого возникает двойственность субъект-объектного восприятия. Самый совершенный способ избавиться от этого демона цепляния за «я» – правильное непрерывное созерцание, когда ум спонтанно, без усилий, поглощается Источником.
Чакры – энергетические центры сознания в тонком теле. Тексты называют семь или девять основных чакр, расположенных вдоль центрального канала.
Чарья-тантра – двойственная тантра, делающая акцент на внешних ритуальных действиях и церемониях.
|
|
Четаки – низшие боги, проживающие на небесах.
Четыре вида переживания в практике – 1) блаженство (ананда); 2) ясность (вивека); 3) Пустота (унмани); 4) недвойственность (адвайта). Первые три – временные переживания в практике медитации, вехи на пути. Привязанность к этим состояниям закладывает семена перерождения в трех мирах: Мире Явлений, Мире Форм и Мире Без Форм соответственно, при отсутствии привязанности – они суть украшение трех божественных тел. Четвертое переживание недвойственности объединяет все эти три и считается подлинным.
Четыре вида света – света, переживаемые в моменты смерти, сна и сверхсознательного состояния (самадхи). Первые три соответствуют переживанию трех гун (благости, страсти и невежества), четвертый является светом исконной Реальности: 1) Свет Открытия, подобный тонкой белизне (Чандра-джьоти); 2) Свет Роста, подобный красному сиянию солнца (Сурья-джьоти); 3) Свет Достижения, подобный пустому пространству ночи (Шунья-джьоти). Переживается в тот момент, когда красная и белая бинду смешиваются в сердце; 4) Ясный Свет, подобный осеннему безоблачному небу. Переживание Ясного Света является целью любой духовной практики, критерием реализации в Нада-, Джьоти- и Кундалини-йоге.
Четыре состояния сознания (авастхи) – состояние сознания человека, согласно йоге и тантре, делится на: 1) бодрственное состояние (джаграт); 2) сон со сновидениями (свапна); 3) сон без сновидений (сушупти); 4) трансцендентную Реальность вне каких-либо качеств (турья).
Четыре стадии видений в Джьоти-йоге – во время практики Джьоти-йоги возникают такие видения, как пятицветные круги света, сияющие бинду, образы божеств, мандалы, ступы, узоры. Существует четыре стадии проявления видений в Джьоти-йоге: 1) «начало» (арамбха), свет из сердца проецируется наружу, и возникают различные видения, исходящие из уровня сердца и бровей; 2) «развитие» (гхата), на этой стадии видения увеличиваются, становятся более яркими и отчетливыми, что указывает на смешивание внутреннего и внешнего пространства; 3) на стадии «нарастание» (паричайя) видения полностью завершаются, становясь зрелыми, проявляясь в виде божеств, различных мантр, янтр, слогов и т.д. На этой ступени нет необходимости прилагать усилия в медитации, практика развивается сама, переживаются пять чистых пространств и достигается состояние «единого вкуса», появляются сиддхи, кармические праны превращаются в праны мудрости; 4) на стадии «исчерпание» (нишпатти) все видения растворяются в пустом пространстве осознавания, таким образом реализуется переход в радужное тело Света (Пранава-дехам).
Четыре ступени созерцания – 1) «безмятежность» (махашанти); 2) «за пределами мыслей» (унмани); 3) «единый вкус» (сомараса); 4) «спонтанная пробужденность» (лила).
«Чистое видение» (шуддха-видья) – способ созерцания в тантре и Ануттара-тантре. Восприятие себя как божества, мира – как мистического пространства (мандалы), живых существ – как божеств, эманаций Абсолюта, всех звуков – как мантр, всех ситуаций – как игр спонтанной энергии изначального Источника. Такое созерцание приводит к замене нечистых кармических пран, зарождению «божественной гордости» и трансформации в тело божества.
Чистота изначальная (ниранджана) – совершенная чистота, незапятнанность. Одно из качеств всевышнего Источника, синоним естественного состояния.
Чистые элементы (шуддха-таттвы) – чистые сияния пяти цветов. Возникают из радужного света в измерении исконной Реальности и составляют первую ступень в создании существования. Являются источником пяти первоэлементов и представляют собой основополагающую структуру как внешне существующего мира, так и внутреннего существа индивида.
Шакти-янтра – Вселенная энергии. В контексте Шакти-янтры изучается Кундалини-йога, Крийя-йога, Шат-чакра-йога, благодаря которым йогин учится контролировать свои праны, очищает энергетические каналы, пробуждает энергию Кундалини и раскрывает пространство пяти элементов.
Эманация (спанда) – движения радужного света в измерении чистой Основы, манифестация изначального света и звука.
Энергия (шакти) – энергия, тождественная или присущая осознаванию. Мощь и величие Абсолюта, его способность к манифестации бесчисленных качеств.
Энергия естественного состояния – существует восемь аналогий в проявлении энергии естественного состояния: 1) отражение в зеркале; 2) луна в воде; 3) эхо; 4) радуга в небе; 5) сновидение; 6) город гандхарвов; 7) миражи; 8) магические иллюзии, созданные волшебником. Также энергия естественного состония проявляется как изначальный звук (Нада), свет (Джьоти) и божества (Девата-спхурана).
Явления (дхармы) – бывают чистыми и нечистыми, что зависит от нашего восприятия: 1. Нечистые явления – это проявление нашего заблуждающегося мышления, когда отсутствует узнавание Природы Ума, мирские впечатления в этом мире аналогичны сновидениям. 2. В восприятии чистых явлений отсутствует двойственность субъекта и объекта, происходит узнавание сущности Ума.
Якши – нечеловеческие существа, «ангелы» в индуизме и буддизме, легко меняющие свой облик и пол. Эфирные сущности, бывшие когда-то людьми и достигшие данного положения после смерти благодаря успехам в садхане.
Яма (санскр. «близнец») – бог смерти и Дхармы. В некоторых источниках считается, что это первый из умерших людей, открывший смертным путь в загробный мир, ставший владыкой царства мертвых и владыкой закона справедливости.
«Я-мысль» (Ахам-вритти) – источник возникновения любой мысли, чувство «Я-есмь» как таковое. Концентрация внимания на «я-мысли» или самоисследование в Лайя-йоге является предварительной практикой для развития созерцательного присутствия.
Янтра – букв. «инструмент». 1. Путь, рисунок, узор Вселенной. 2. В контексте Лайя-йоги слово «янтра» используется для обозначения одного из пяти разделов Учения: Праджня-янтра, Нада-янтра, Джьоти-янтра, Нидра-янтра, Шакти-янтра.
Ясный Свет (Брахма-джьоти) – изначальный Свет исконной Реальности, превосходящий три гуны. Основа состояния Будды, Ниргуна Брахман Веданты, «свет Матери» (Ади-сахаджа). В мандале человеческого тела энергия Ясного Света находится в сердце и проецируется наружу через глаза. Основа всех видимых нами явлений.
Содержание
Предисловие Свами Вишну Дэва ................................................................ 5
Предисловие редактора ............................................................................. 6
Предисловие издателя ............................................................................... 7
Учение Лайя-йоги и Сахаджаяна ................................................................ 9
Об авторе ................................................................................................ 12
«Освобождающий нектар драгоценных наставлений»
(«Лайя Амрита Упадеша Чинтамани») ............................................... 15
«Сокровище зеркала безмятежного океана» .......................................... 78
Вселенная Мудрости
Праджня-янтра
Книга I. Передача
Глава I. История Учения ....................................................................... 86
Глава II. Линия передачи (Парампара) ................................................. 93
Глава III. Передача огня.Учитель-ученик ........................................... 96
Преданное сердце, искренний дух. Самайя ....................................... 101
Глава IV. Сберечь пламя. Как передавать Учение ............................. 106
Три вида передачи Учения ............................................................... 109
Глава V. Гуру-йога и самотрансценденция .......................................... 111
Счастливый странник. Обычные качества ученика .......................... 113
Воин духа. Качества ученика наивысших способностей ...................... 114
Глава VI. Общие понятия йога-тантры ............................................... 116
Котенок и детеныш обезьяны. Два пути: постепенный
и мгновенный ................................................................................... 116
Пять тел, согласно Учению йога-тантры ............................................. 118
Четыре типа сознания ...................................................................... 120
Вера без понимания и нигилистическая бравада ................................. 121
Глава VII. Золотое правило. Три сущностных принципа ................. 123
Часть 1. Посмотреть в зеркало. Прямое введение в
исконную осознанность (шравана) .......................................................... 125
Львиный рык. Устная передача ........................................................ 125
Рогатый заяц. Передача вне слов ................................................... 130
Часть 2. Стирание пыли. Прояснение смысла, обретение
уверенности, устранение сомнений и ошибок, принятие
великого решения (манана) .................................................................. 131
Натягивая тетиву. Устранение сомнений ....................................... 131
Прицеливаясь. Преодоление отклонений .......................................... 134
Попадая в цель. Принятие великого решения: встать на
путь созерцательного недеяния .......................................................... 137
Прыжок в бездну. Путь без пути ...................................................... 141
Часть 3. Льющаяся струя. Непрерывное продолжение
созерцания (нидидхьясана) .................................................................. 143
Парение орла. Великий выбор: не выбирать ....................................... 143
Стать единым со Вселенной. Созерцание: вход в другое
измерение Бытия ............................................................................. 145
Плыть с облаками, летать с ветром. Жизнь без
выбора ............................................................................................ 147
Единство духа: непрерывная нить из шелка. Стадии
поддержания непрерывного созерцания ............................................. 148
Ступени рая. Уровни углубления естественного
состояния ........................................................................................ 149
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!