Праздник для каждого. Подходы



 

При единой системе (скелет-схема) - мы отличаемся друг от друга душами.

Именно Душа наполняет тело особым, личностным Смыслом.

Души наши жаждут праздника, попробуйте найти подход к каждому человечку и состоится… Праздник!

Подходы

Первый подход: гадальный

Гадальный подход – от слова «гадать». Человек – существо, гадающее постоянно. Ни одно животное не гадает. А человек это делает почти всегда. Вспомните: идете вы весной по асфальту и стараетесь каждую встречную трещинку на нем перешагнуть.

На праздниках всегда было огромное количество игр или развлечений, во время которых люди гадали или загадывали. Например, ледовая горка. На масленицу на ней не просто катались, а загадывали: как далеко уехал – такой урожай будет. Кто же мешает сегодня при проведении зимних праздников (там, где позволяют условия) на ледовых горках (вдоль скользкой полосы) поставить разнообразные знаки: «удача», «радость», «любовь», «почет», «слава», «деньги», «облом» и тому подобное. Залезай на горку, садись на «фанерку», но по-особому: руки и ноги вверх подними, чтобы не тормозить ими и… И езжай. Где остановился – там и смотри, что тебе выпало. Я уверен, что желающих прокатиться с горки будет намного больше.

Вспомните купальские костры: через них прыгали, и перед прыжком загадывали, после прыжка судили: каков будет урожай или какова будет дальнейшая судьба прыгавшего человека. Если парень с девушкой, прыгая вместе через костер, рук не разжали – значит все у них будет хорошо и ладно, если руки расцепили – плохо, есть о чем задуматься.

Или Всемирный Фестиваль молодежи и студентов. На нем вообще была мощная игровая основа. Но среди множества развлечений особенной популярностью пользовалась «фестивальная ромашка». К стене прикреплялась «ромашка», на лепестках которой были написаны различные пожелания. Рядом с «ромашкой» на той же стене рисовалась стрелка. «Ромашка» раскручивалась и все смотрели, что тебе выпадет: с каким пожеланием лепесток остановится напротив стрелки. И люди постоянно гадали.

Гадальный подход применялся во многих играх: это и «чет – нечет», и всевозможные встречальные лотереи, или просто – шли и считали доски у забора.

Или вот такая игра (она возможна там, где снег есть): в снег втыкали коромысло, завязывали девушке глаза и раскручивали ее. Далее девушке надо было встать на «четвереньки» и проползти под коромыслом. Если она проползала, значит, в этом году замуж выйдет. Ну, а если в степь поползла –

ползи дальше: замужество откладывается на неопределенные сроки.

Гадальный подход хорош тем, что он возбуждает особый интерес и активизирует участие людей в играх и конкурсах. Не стесняйтесь применять его в играх и на праздниках.

 

Второй подход: условный

Человек – существо предельно условное. Если вы перед кошкой поставите игрушечную кошку, то кошка игрушку за кошку не признает. А человек играет в куклы, в «войнушки», в «дочки – матери», то есть он создает условный, воображаемый (или как говорят у нас в театре – «понарошковый») мир и живет в нем почти по настоящему. Ребенок кормит, поит, пеленает свою куклу. «Убитый» на «войнушке» падает, как сраженный воин…

В основе любой игры всегда есть условие. Условие – это не правило игры. «Правило» – от слова «правильно», то есть верно мы играем или не верно.

Условие (условность) – это особенный, воображаемый, символический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры. Именно условием игры отличаются друг от друга: прятки от жмурок, жмурки от салочек. А вот уже в самих салочках есть различные правила: «выше ноги от земли», или «гори – гори ясно». Мир воображаемый – он гораздо более яркий, чем мир реальный.

В 1997 году в Тюмени, на фестивале «Затея» была представлена программа, которая называлась «Новогодняя гирлянда». Были вызваны дети, которым раздали (что, кстати, не желательно из-за возможности травматизма) ножницы, степлеры, клей, бумагу – мол, делайте гирлянды для елочки. И вот дети режут, приклеивают, раскрашивают пять минут, десять, пятнадцать... Одним словом, все время программы ушло на изготовление гирлянды, изготовить которую так и не удалось – кончилось контрольное время.

Когда на разборе зашел разговор об этой программе,  Александр Владимирович Зайцев (г. Екатеринбург) в качестве попытки решить тему «Новогодняя гирлянда» условным подходом предложил следующее.      

Зайцев. Ребята! Давайте представим себе елочку. Невидимую, но очень красивую. Представили? А на елке новогодняя гирлянда. Воображаемая новогодняя гирлянда. А гирлянда делается вот так: сделали все вот такие "колечки". (Соединяет "большой" палец с "указательным" в виде "колечка".) А теперь соединяем наши "колечки" с "колечками" друг друга, чтобы получилась "гирлянда" – новогодняя "гирлянда"! А "огоньки" на нашей "гирлянде" сверкают вот так: весело шевелим всеми остальными пальчиками! (Показывает.) А теперь давайте все вместе скажем волшебные слова: "Раз – два – три: елочка – гори!" И шевелим нашими понарошковыми "огоньками"!

 

Дети повторяют слова.

И создают сверкание елочных "огоньков".

 

Этот «зайцевский» прием я частенько применял и применяю на взрослых праздниках и взрослые люди с удовольствием делают «понарошковую гирлянду», кричат волшебные слова, мигают «огоньками» и вдобавок поют песенку «Маленькой елочке холодно зимой». Вот и все. И зачем надо было что-то вырезать, что-то клеить, когда условный подход создал в вашем воображении особую, волшебную елку с особой волшебной гирляндой. И эта елка гораздо красивее и сказочнее, чем все окружающие вас реальные елки.

Или – Дед Мороз. Все прекрасно знают, что Дед Мороз – это переодетый мужчина. Все это знают… До тех пор, пока на праздник он не вошел. Но как только Дед Мороз появился – все забывают, что это переодетый человек, все взрослые впадают в детство: все верят, что это Дед Мороз настоящий. Почему? Потому что принимают условиеигры.

Однажды в Пятигорске, по окончании одного из семинаров, ко мне подошли женщины, участницы семинара, и спросили: «Можно до вашего живота дотронуться?» Я поинтересовался: «А зачем вам это?» Они говорят: «У нас есть поверье, что если мужчина добрый и вот с таким животиком,

 как у вас, то надо дотронуться до этого живота и загадать желание. И оно сбудется». Я позволил женщинам попользоваться своими сложенными на груди крыльями…

И вот, уже в Москве, на одном новогоднем корпоративном празднике, где я был Дедом Морозом, подходит женщина и просит разрешения дотронуться до меня: «На счастье!» Ну, я не подумав, и брякнул ей про пятигорский ритуал с загадыванием желания. Она обрадовалась и все сделала, как надо: дотронулась до живота (под бородой) и загадала желание. К тому времени я уже закончил свою работу и собирался сказать прощальные слова и уходить. И не мог уйти почти 50 минут: все (а это взрослые люди) рванулись ко мне загадывать свои желания. И пока все не дотронулись до моего живота – я не мог уйти. Вот это и есть использование условного подхода. Без него не было бы театра, не возможны были бы игры и праздники.

Еще раз: условный подход – это создание воображаемого мира. Театр Охочих комедиантов часто использует в своей работе этот подход в спектаклях, где существует обратная связь со зрителями.

Ниже приведу пример из спектакля «Машенька и Медведь».

Маша (в зал). Я что - плохо ужин сварила?

Дети отвечают.

 

Что же мне делать?.. А давайте я все по-новому начну? Ребята, а вы мне поможете?    

 

 Дети отвечают.

 

Будем делать так: если я все правильно делаю, вы мне хлопаете в ладоши. А если неправильно - топаете ногами. Хорошо?

Дети отвечают.

 

Я беру горшок и наливаю в него молоко. Правильно?..

Дети хлопают в ладоши.

 

Теперь я ставлю его на огонь. Правильно?

Дети хлопают в ладоши.

 

Закипело. И я высыпаю туда крупу. Я все верно делаю?

Дети хлопают в ладоши.

 

А теперь я высыпаю туда пачку соли! Так?

Дети топают ногами.

 

А что я неправильно делаю? Сколько нужно соли?

 

Слушает детей.

 

Ах, ложечку надо? Понятно.

 

Сыплет ложечку соли.

Дети хлопают в ладоши.

А чтобы каша не развалилась, я добавлю в нее клей. Так?

Дети топают ногами.

 

А-а! Чернил?

Дети топают ногами.

 

Нет?.. А-а! Надо травы накидать?

Дети топают ногами.

 

Камней? Песка?

Дети топают ногами.

 

Масла?

Дети хлопают в ладоши.

 

Точно! Я вспомнила: каслом машу… Ой! Маслом кашу не испортишь!

 

Принюхивается.

Ой! И в самом деле кашей запахло!

В зал.

 

Ребята, понюхайте, это в самом деле кашей пахнет?

Дети принюхиваются и подтверждают.

 

Ура-а! Получилось! Теперь перемешаем кашу.

Дети хлопают.

 

И попробуем!

Зачерпывает ложкой понарошковую кашу.

 

Каша вкусная, сказочная, понарошковая!

В зал.

 

Кто хочет попробовать?

Дети отвечают.

Маша идет в зал и угощает детей понарошковой кашей.

Как правило, дети активно и азартно помогают Маше «варить»

воображаемуюкашу и – с удовольствием и полной верой! – пробуют ее из ложки.

И еще один пример – из программы, посвященной открытию Центра игрового досуга.

Первый. Ну вот! Заигрались, застоловались, а забыли, что ребенок еще

маленький, что ему режим необходим...

Второй. Давай уложим нашего ребенка спать... Сделали, пожалуйста, все

вот так...

Делает жест-движение, словно берет грудного младенца на руки и качает его.

Зрители повторяют это движение.

 

А теперь вот так!

Двумя руками поднимает ребенка вверх перед собой.

Зрители повторяют и это, и последующие движения, которые им

предлагают ведущие.

 

И отпускаем!

Жест, словно подбрасывает воздушный шарик перед собой.

 И пусть он на волнах своего детского сна возвращается в колыбель!

Делает руками движение, словно ловит невидимого

ребенка, и относит его в колыбель.

Звучит колыбельная песня.

Снова выходят все творческие коллективы.

Они обступают колыбель и качают ее.

 

Третий подход: смеховой.

                                          «Блажен, кто смеётся».

                                                   (Ф. М. Достоевский)

Недавно по телевидению показали кадры из Англии: там местные ученые изобрели аппарат, с помощью которого можно четко и ясно видеть ребенка в утробе матери. И эти английские ученые были в шоке: зародыш и смеется, и

плачет… Оказывается эти ученые думали, что такие эмоции, как смех вырабатываются у детей после рождения - в ходе общения с родителями. И вот на тебе! Обратите внимание: только родившийся ребенок еще не умеет говорить, еще много не знает в этой жизни, и много не понимает – а хохотать умеет. Народы мира говорят на разных языках, а смеются одинаково. Видимо, смех – это какой-то Первоязык, какая-то древнейшая система общения. Без смеха (в любом его проявлении: от улыбки и до «ржания») человек не может жить.

В природе смеется только человек. Животным это не дано. Смех – это очень мощный манок. Если во время вашего выступления люди смеются или улыбаются, значит, вы как игровик, ведущий – на правильном пути. Это говорит о том, что они вам доверяют. Особенно важно, чтобы смех (хороший, добрый смех) присутствовал на детских праздниках, на детских концертах, на детских мероприятиях. Я заостряю на этом внимание, потому что сегодня детские сюжетно-игровые программы становятся все правильнее и все скучнее. Массовики стали дублировать школу: они стараются не развлечь детей, а чему-то их научить. Поверьте, хороший, умный и веселый анекдот иногда объяснит человеку больше, чем прочитанные лекция или учебник.

Смех и нужен и полезен. Например, швейцарские ученые разработали систему эквивалентов смеха и физических нагрузок. Они высчитали, что одна минута смеха равноценна полуторачасовому отдыху. А смех 50 раз на день равноценен сорокаминутной пробежке. А американские ученые доказали, что искренний смех облегчает головные и сердечные боли, уменьшает сердцебиение, стабилизирует давление, предотвращает стресс.

Ученые обнаружили, в каком полушарии мозга находится «центр смеха» (оказалось, в правом). Нашли и «материальные» доказательства лечебного эффекта: при смехе в крови увеличивается содержание адреналина, а в мозг поступают эндорфины – созданные матушкой-природой на черный день. Поэтому, применяя в своей работе смеховой подход, мы не только развлекаем людей, но и оздоровляем их. Тем более надо этот подход применять при работе с детьми. Выходит, что здоровье народа в наших руках. Медицина лечит болезни, а мы их предупреждаем.

И мы вновь возвращается к пониманию истинного назначения народных праздников. При совершении языческих обрядов (а язычество – это народное: «язык» – «народ»; «…и назовет меня всяк сущий в ней язык…» (курсив мой В.П.) смех имел чрезвычайно большое значение.

Сегодня пора задуматься о практическом возвращении настоящей

смеховой культуры. А это: и смеховая культура застолья, и смеховая культура эстрады, и смеховая культуры музыки, и смеховая культура песни, смеховая культура танца, конечно, смеховая культура игры, значит, и смеховая культура  праздника.

Прошу правильно меня понять: я не за то, чтобы все поднять на смех, осмеять, шутить по поводу и без повода, а за то, чтобы истинная, светлая (а не нижепоясная) смеховая культура вернулась к нам в полном объеме. И среди современных молодых авторов есть образцы хорошего, вкусного юмора и надо его использовать. Смех – это несомненный атрибут праздника и игры. Но он должен быть здоровым и добрым и не выставлять участника игры на посмешище. Сегодня в эпоху наплыва пошлых игр это особенно важно. Потому, отбирая приколы, розыгрыши, шутки, «примочки», анекдоты, репризы и т. п., смотрите – какого они вкусового качества.

И не могу удержаться: предоставляю вашему вниманию отрывок из книги Александра Серафимовича «Железный поток» (время действия – гражданская война).

«- Эх, матери вашей требуху! Заводи грахомон, нехай хочь вин грае…

Сам полез в мешок с пластинками, вытащил наобум одну и стал по складам разбирать:

    - Б…бб…б… и… бби… мм, ббо… - бим-бом… Шоке таке за чудо?.. кк… ллл… кл… о… и… кло-у-ны… артисты смеха… Чудно! А ну, грай.

    Он завёл качавшийся на вьюке притороченный граммофон, вставил пластинку и пустил.

    С секунду на лице подержалось неподдельное изумление, потом глаза сузились в щелочки, рот разъехался до ушей, блеснули зубы, и он покатился подмывающее заразительным смехом. Вместо песни из граммофонного раструба вырвался ошеломляющий хохот: хохотали двое, то один, то другой, то вместе дуэтом. Хохотали самыми неожиданными голосами, то необыкновенно тонкими – будто щекотали мальчишек, то по-бычьему – всё дрожало кругом; хохотали, задыхаясь, отмахиваясь; хохотали, как катающиеся в истерике женщины; хохотали, надрывая животики, исступленно; хохотали, как будто уже не могли остановиться.

    Шедшие кругом кавалеристы стали улыбаться, глядя на трубу, которая дико, как безумная, хохотала на все лады. Пробежал смех по рядам; потом не удержались и сами стали хохотать в тон хохотавшей трубе, и хохот, разрастаясь и переходя по рядам побежал дальше и дальше.

    Добежал до медленно шагавшей пехоты, и там засмеялись, сами не зная чему, - тут не слышно было граммофона; хохотали подмываемые хохотом передних.

И этот хохот неудержимо покатился по рядам в тыл.

    - Та чого воны покатываются? якого им биса? – и сами начинали хохотать, размахивая руками, крутя головой.

    - От его батькови хвоста у ноздрю…

Шли и хохотала вся пехота, хохотал обоз, хохотали беженцы, хохотали матери с безумным ужасом в глазах, хохотали люди на полтора десятка верст сквозь неумолчный голодный скрип колёс среди голодных скал».

                                     


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!