ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФАРАОНОВ XVIII ДИНАСТИИ И ОБРАЗОВАНИЕ ЕГИПЕТСКОЙ «ИМПЕРИИ».



1) Обстановка требовала упрочения подорванного единства страны, всемерного укрепления центральной власти. Однако влиятельные слои египетской знати не поддержали стремления фиванского царя изгнать иноземцев и добиться объединения всей страны. Местная знать не только не помогала, но и активно препятствовала Камесу, поднимая мятежи то на юге, то на севере Египта.

В этих условиях главная опора египетских царей – войско, большая часть которого состоит из выходцев из трудящегося слоя египетского общества.

Египет стал нуждаться в постоянном притоке материальных и людских резервов извне в небывалых до сих пор размерах. С самого начала 18 династии освободительные войны фиванских царей против иноземных захватчиков, завершившиеся изгнанием гиксосов из Египта, перерастают в захватнические войны.

2) Армия была реорганизована. Ввелись отряды колесничих. Появилось коневодство. Создан военно-морской флот. Пешее войско – основная роль в сражении.

Два типа меча: массивный прямой, легкий серповидный.

В армию шел 1 воин из 10 взрослых мужчин.

Главные направления внешней политики:

• Северо-восточное;

• Южное.

Начало широких завоевательных походов связано с именем Тутмосиса I. Добившись военного успеха в Эфиопии, царь продвигается на юг, и египетские войска впервые достигают района III нильских порогов, где на о-ве Томбос воздвигается крепость и размещается сильный военный гарнизон.

После южной экспедиции египетские войска устремляются на север, в Переднюю Азию, разоряя мелкие княжества в оазисах Палестины и Сирии. Войска Тутмосиса I достигают Нахрайны (Митанни).

При Хатшепсут в течение 20 лет войско не проявляет почти никакой активности.

Около 1500 г. до н.э., после смерти Хатшепсут, началась эпоха великих завоевательных походов Тутмосиса III.

С 22-го по 42-й год своего царствования, каждым летом, когда у соседей созревал урожай, Тутмосис III ходил походами в Переднюю Азию, захватывая все новые города и области Сирии. В одном из последних походов египтяне снова овладели Кадешем. Самым северным рубежом азиатских походов Тутмосиса III стал город Каркемиш, занимавший выгодное стратегическое положение на стыке Месопотамии, Малой Азии и Сирии.

Вывод: В результате военных походов первых двух царей Нового царства Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства — от Синайского полуострова на севере до II нильского порога на юге. За достигнутые при Тутмосисе III рубежи, как на севере, так и на юге, не вышел ни один из его преемников. Могущество Египта признали Вавилония, Хеттское царство и г. Ашшур.

Египет превратился в могущественную мировую державу.

 

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА АМЕНХОТЕПА IV (ЭХНАТОНА) (1365–1349 ГГ. ДО Н.Э.).

Особым влиянием при 18 династии пользовался культ бога Амона. Солидная часть захваченных богатств направлялась в храм Амона в Фивах. Усиление влияния жречества вызывали недовольство других слоев господствующего класса. К тому же возвышение жречества противоречило политике централизованной власти, что вызывало напряженность между служилой и военной знатью.

Религиозная реформа, направленная против господства разбогатевшего высшего жречества Фив, проводилась последовательно и систематически.

Культ прежнего государственного бога Амона и все древнее традиционное многобожие подверглись гонению. Имена бога Амона и других богов Египта, даже слово «боги» уничтожались на всех памятниках.

Аменхотеп IV выдвинул культ единого и верховного солнечного бога Атона. Фараон принял новое имя «Эхнатон», что означает «блеск Атона». Фараон покинул Фивы и построил себе новую роскошную столицу Ахетатон – «горизонт Атона».

Если прежние боги изображались покровителями одного лишь Египта и его царя, даровавшими ему победу над его врагами, то теперь новый бог Атон был объявлен богом не только Египта, но также и соседних стран.

Но деятельность Эхнатона не нашла поддержки среди жречества и номовой знати. После смерти Эхнатона, культ Атона отменили.

 

 

23. ЕГИПЕТ В ЭПОХУ РАМЕССИДОВ: XIX И XX ДИНАСТИИ (КОНЕЦ XIV – НАЧАЛО XI В. ДО Н.Э.). ЕГИПЕТСКО-ХЕТТСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ. ВТОРЖЕНИЯ «НАРОДОВ МОРЯ».

1) Первым царем XIX династии и непосредственным преемником Хоремхеба стал Рамсес I— верховный сановник своего предшественника, возведенный им в соправители (1306 г. до н.э.). Вскоре его сменил сын Сети I, при котором возобновилось противостояние Египта с хеттами. В 1303 г. до н.э. он вернул Египту Палестину, а в двух следующих походах захватил Финикию, Южную и Центральную Сирию. Одержав победу над хеттами к северу от Кадеша, в долине реки Оронт, он вынужден был, однако, пойти на компромисс с ними. Согласно договору с царем Муваталли II за Египтом закреплялись лишь Палестина и Южная Сирия.

Кампания Рамсеса II1285 г. до н.э. окончилась перемирием и отступлением египтян, потерявших при этом Южную Сирию. В 1283 г. до н. э. военные действия возобновляются: вплоть до конца 70-х годов XIII в. до н.э. Затянувшаяся война начала тяготить и хеттов, у которых имелись и другие внешнеполитические проблемы (борьба за контроль над западом Малой Азии и соперничество с усиливающимся Ассирийским государством на северо-западе Месопотамии).

Около 1270 г. до н. э. по инициативе хеттского царя Хаттусили III Египет и Хеттское царство заключили мирный договор, известный как в египетской иероглифической версии, записанной в Карнакском храме и в заупокойном храме Рамсеса II в районе Фив, так и в клинописной версии, обнаруженной при раскопках хеттской столицы. Между Египтом и Хеттским царством был заключен не только мир, но и военный союз с обязательством о взаимопомощи.

2) Около 1219 г. до н.э., при фараоне Мернептахе, на западную границу Дельты Нила обрушивается нашествие ливийцев, вместе с которыми продвигались обитатели средиземноморских стран (так называемые «народы моря»). Не без труда это вторжение с запада было отражено.

Последствием нашествия «народов моря» стало проникновение некоторых их отрядов в Египет в качестве наемников фараонов конца XIII в. до н.э.

Вскоре после смерти Мернептаха в Египте объявляются сразу два царя, правившие один на севере (Сети II), другой на юге (Аменмессу). Преемники Сети II Сайтах и царица Таусертна некоторое время (ок. 1208—1200 гг. до н.э.) восстанавливают единство страны, но затем начинается смута.

Сыну Сетнахта Рамсесу III (ок. 1198—1167 гг. до н.э.) пришлось вновь отражать нападение на Дельту Нила «народов моря». Около 1193 и в 1190 гг. до н.э. Рамсесу III удалось справиться с этими нашествиями лишь ценой немалых усилий; однако благоприятным для Египта следствием новой волны этнических миграций стало уничтожение в ходе них его главного, хотя к этому времени и ослабленного, соперника в Азии — Хеттского царства. При Рамсесе III египтяне в последний раз за эпоху Нового царства занимают земли Восточного Средиземноморья вплоть до Северной Сирии.

 

 Древнеегипетское общество в период Нового царства.

Общественные отношения в период Нового царства мало изменились по сравнению с эпохой Среднего царства.

Деление на классы:

• Господствующий класс – собственники рабов, мастерских, поместий;

• Класс мелких производителей – земледельцы и ремесленники;

• Класс подневольных работников, рабов.

Как и прежде, в Египте сохранилась система государственного распределения работников по профессиональным разрядам:

• «Люди семдет» = «царские люди» в эпоху Среднего царства (наименее квалифицированная рабочая сила); 

• «Мастера» – квалифицированные ремесленники.

Государственное хозяйство Египта, раздробленное в эпоху Среднего царства и II Переходного периода, вновь стало единым.

В господствующем классе появляется прослойка мелких и средних владельцев – это люди не знатного происхождения, которые занимали лучшие средние посты в администрации.

Выделяется служилая аристократия (немху). Влиятельным и многочисленным слоем общества становятся военные. При распределении работников по профессиональным разрядам на смотрах в армию отбиралось до 10% юношей, достигших зрелости.

Характерно распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Рабы – это пленники из Палестины, Сирии, Ливии. В основном они принадлежали господствующему классу, но их могли приобрести воины, зажиточные земледельцы, ремесленники.

 

24. ЕГИПЕТ ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ (XI – IV ВВ. ДО Н.Э.). ПРАВЛЕНИЕ ИНОЗЕМНЫХ ДИНАСТИЙ. «САИССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ».

1) С падением Нового царства Египет вступает в Поздний период (1075—332 гг. до н. э.).

• Единая система распадается на ряд обособленных хозяйств, находящихся под контролем правителей отдельных египетских номов.

• Правители номов создают собственные административный аппарат и войско.

• Значительную часть Позднего царства Египет находится в состоянии политической раздробленности.

Объединения Египта в это время возникают за счёт либо усиления влияния одной из местных группировок египетской элиты (24, 26 и 28 саисские, 29 мендесская и 30 севеннитская династии), либо установления над страной иноземного владычества (22-23 ливийские, 25 нубийская и 27 персидская династия).

Поздний Египет не ведет завоевательных войн, а напротив становится объектом завоевания: около 945 г. до н.э. Шешонк I основал новую ливийскую династию, выбрав новой столицей г. Бубастис. Социальная опора – воины и жречество.

Постепенно государство Бубастидов ослабевало. Внутри страны усиливалась децентрализация и Египет стал легкой добычей для новых завоевателей, пришедших из Нубии. 

На территории Куша (Нубии) образовалось самостоятельное государство со столицей в городе Напата. В середине 8 в до н.э. напатский правитель Каштавторгся в Египет и захватил его.

Около 712 г до н.э. новый поход на Египет предпринял преемник Пианхи (сына Кашты) – Шабака. Шабака удерживал Египет мирным путем. Своей резиденцией он избрал г. Мемфис.

После 2 удачных походов ассирийский царь Асархадон захватил Египет. Господство ассирийцев над Египтом продолжалось 15 лет.

2) Саис сыграл важную роль в объединении Египта. Царь Псамметих I завершил объединение Египта примерно в 655 г до н.э. и опираясь на силу объединенного Египта, а также на союз с Лидией изгнал ассирийцев.

Псамметих I старался укрепить оборонную мощь страны. Его сын – фараон Нехо II укрепил позиции Египта в Африке, а также успешно развивал средиземноморскую торговлю.

Во времена Амасиса Египет вышел из состояния разрухи, порожденной политической раздробленностью и иноземными вторжениями. Процветали торговля, ремесла, городская жизнь. Возобновилось строительство храмов, дворцов, усыпальниц.

После его смерти на Египет нападает персидский царь Камбиз и он являлся основателем 26 персидской династии.

Лишь в 404 г. до н. э. начинается успешное восстание во главе с правителем СаисаАмиртем, сумевшим изгнать персов из Египта и подчинить себе всю страну. Амиртей (404— 398 гг. до н. э.) считается единственным правителем 28 Саисской династии.

В 343 г. до н. э. Египет не смог сопротивляться очередному вторжению персов во главе с Артаксерксом III. Но персы не смогли установить контроль над всем Египтом: бежавшему из Мемфиса на юг страны Нектанебу II удалось сохранять свою власть и подобие независимого египетского государства до смерти в 341 г. до н. э.

Около 337— 335 гг. до н. э. борьбу с персами начинает некий Хаббаш, который принимает в Мемфисе титул фараона и держится у власти около двух лет. Однако новый персидский царь Дарий III сумел нанести поражение Хаббашу и вернуть Египет в состав державы Ахеменидов. Персидское владычество оканчивается лишь со вступлением в Египет в конце 332 г. до н. э. войск Александра Македонского.

 

 

25. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков.

Особенности:

1. Консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей.

2. Религия отражала специфику природных условий долины Нила.

3. Объект почитания – царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил, воплощение божества в человеческом облике, богочеловек. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, и земной женщины.

4. Многочисленные божества:

• местные божества;

• общеегипетские боги, почитаемые во всей стране.

5. Боги изображались в виде человека с головой животного или птицы.

6. Заупокойный культ: каждый человек – синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника («ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д.

7. Разговорный язык:

• Новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э);

• Демотический язык (VIII в. до н. э.— V в. н. э.);

• Коптский язык (Ш—VII вв. н. э.).

8. Письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография.

Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков (иероглифов), передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Широкое применение получил папирус.

9. Демотика, демотическое (народное) письмо – несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности.

10. Непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи.

11. Архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя. Исходные принципы архитектуры формировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону и мест обитания самих богов — храмов.

Вывод: Уже с самых ранних времен существования государственности сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня в математике, астрономии и медицине. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 549; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!