В. А. Соловьев, А. Ю. Теверовский, Е. Б. Тэриан, Г. Я. Федотов, К. Л. Швецов

Т. А. МОСИНА

ФОТОГРАФИЯ НА ТКАНИ

Получение черно-белых изображений

 

В настоящее время широкое распространение получило нанесение рисунков, портретов и изображений на одежду, платки, сумки, шторы с помощью фотографии (черно-белый негатив). Фотоотпечаток на тканевой основе по сравнению с фотографией на бумажной имеет повышенную гибкость и устойчивость по отношению к свету и влаге, нередко даже превышая обычный снимок по качеству получаемого изображения.

Ткань подбирают в зависимости от характера передаваемого рисунка. Для полутоновых изображений (портрет, пейзаж) подходят легкие однотонные ткани, такие, как батист, трикотаж, шелк, шифон; для штриховых — любые, даже грубые ткани (например, холст).

Для печати на тканях пригодны практически негативы любого формата: 24X36 мм, а также 6X9, 9X12, 13X18 см и больше. Обычно используют негативы среднего контраста и плотности. Съемку проводят на любительские пленки типа «Фото» и фототехнические «ФТ». В зависимости от преследуемой цели пленки обрабатываются в обычных, мелкозернистых или контрастных проявителях. Перед печатью негативы тщательно очищают от пыли и ретушируют, если это необходимо.

Светочувствительный слой, наносимый на ткань, имеет, как правило, очень низкую чувствительность. Таким образом подготовленная ткань предназначается только для контактной фотопечати с негатива, размер которого соответствует размеру задуманного для украшения изделия рисунка. По этой же причине копировальный процесс можно проводить при очень слабом дневном свете или искусственном освещении.

Копировальный процесс —технология получения фотоизображения на ткани — складывается из следующих стадий: предварительной подготовки ткани, нанесения на ткань светочувствительного слоя, сушки очувствленной ткани, экспонирования ее под негативом, проявления изображения, обработки ткани в промежуточном растворе (лишь для некоторых способов), ополаскивания ткани в воде, фиксирования изображения, промывки копии в воде, сушки и окончательной проглажки копии утюгом.

Предназначенную для обработки ткань стирают в горячей воде с мылом, хорошо прополаскивают в проточной воде, высушивают и чуть влажную разглаживают теплым утюгом. Крахмалить и подсинивать ткань не следует.

Способов получения светочувствительной смеси, наносимой на тканевую основу много. Рассмотрим светочувствительную смесь на солях железа.

В этом случае для «очувствления» ткани готовят раствор следующего состава:

щавелевая кислота 3,5 г

железоаммиачные квасцы 5 г

10 %-ный раствор аммиака 20 мл

вода до 100 мл

Для создания более высокой чувствительности квасцы в этом растворе заменяют на такое же количество лимонно-аммиачного железа («коричневого» или «зеленого»), раствора же аммиака потребуется в 2 раза меньше. Щавелевую кислоту растворяют в 50 мл дистиллированной (или кипяченой) воды; в таком же количестве воды растворяют и квасцы. И в том и в другом случае температура воды 60 °С. Затем оба раствора сливают вместе, и после того как этот раствор остынет, в него при непрерывном помешивании добавляют раствор аммиака. Этот рецепт пригоден при наличии «зеленого» железа. Если же в растворе используется «коричневое» лимонно-аммиачное железо, то раствор нагревают до кипения и только после этого, перемешивая, добавляют раствор аммиака. При этом «коричневая» соль железа перейдет в «зеленую». Рецепт с лимонно-аммиачным железом предпочтительнее, когда печать идет при искусственном освещении. Чувствительный раствор может храниться в темном прохладном месте около одного-полутора месяцев.

«Очувствление» ткани, натянутой на раме в виде пяльцев, ведут, погружая ее в светочувствительный раствор, налитый в чистую стеклянную или фарфоровую посуду. «Очувствляют» (хорошо пропитывают раствором) только то место, на которое будет печататься изображение. Далее ткань слегка отжимают и вешают на просушку в комнате при неярком электрическом свете. К нижнему концу прикрепляют кнопками деревянный брус, чтобы уберечь ткань от скручивания. Высушенную ткань проглаживают горячим утюгом.

Экспонирование проводят контактным способом. Для этого накладывают эмульсионным слоем черно-белый негатив на эмульсионный слой ткани. Источник света для экспонирования должен быть очень сильным (солнечный свет, лампы дневного света), полутоновые негативы экспонируют только на прямом солнечном свете. Выдержка (2—6 мин) определяется опытным путем и зависит от времени года. Раствор с квасцами пригоден главным образом для получения изображения с нормальных негативов. Контрастность можно поднять, если на 100 мл раствора добавить около 0,2 г двухромовокислого калия.

Проэкспонированный участок ткани вновь натягивают на рамку и опускают на 3—4 с в проявляющий раствор следующего состава (раствор температурой 20 °С наливают в кювету слоем толщиной 1 —1,5 см):

азотнокислый аммоний 3 г

азотнокислое серебро 1 г

вода кипяченая до 100 мл

После проявления ткань вновь отжимают и для просветления изображения переносят на 0,5—1 мин в 0,1 %-ный раствор соляной кислоты (промежуточный раствор), а затем в течение 5 с ополаскивают в воде, удаляя остатки раствора.

Фиксирование (2—3 мин) проводят в 1 %-ном растворе тиосульфата натрия. Фиксирование более 5 мин или повышение концентрации тиосульфата приводит к ослаблению изображения (исчезают полутона и мелкие детали изображения). Окончательная промывка (4 мин) проходит в проточной воде, сушка — при 20 °С. Высушенное фотоизображение проглаживают для прочности и усиления его тона горячим утюгом, в результате чего оно приобретает бархатисто-черный тон. Фиксаж и промежуточная ванна — одноразового использования.

Подобное изображение достаточно прочное и выдерживает неоднократную стирку без кипячения.

Получение

цветных изображений

 

Способ получения разноцветных изображений на тканях основан на свойстве хромовокислых солей переходить под влиянием света в соединение окиси хрома и образовывать протраву, которая дает с красящими веществами нерастворимые соединения. Полученный таким образом краситель хорошо противостоит действию света, воздуха, кислот и щелочей. Для «очувствления» хлопчатобумажную или шелковую ткань, или участок ткани погружают в ванну следующего состава:

двухромовокислый аммоний 50 г

метаванадиевый аммоний 5 г

вода до 1 л

Затем ткань сушат при температуре до 25 °С, так как при более высокой температуре начинается видоизменение чувствительного слоя, выражающееся в окраске белых участков и вуалировании изображения. Обработанная ткань экспонируется в копировальной рамке под негативом до проявления всего изображения, после чего тщательно промывается в воде. Отмытый и высушенный отпечаток может храниться несколько дней.

Перед окрашиванием в какой-либо цвет ткань с отпечатком размачивают в теплой воде. В качестве красящих веществ используют различные анилиновые красители, причем эти красители можно смешивать между собой, создавая необходимую гамму. Окрашивающий раствор с погруженной в него тканью доводится до кипения и выдерживается при этой температуре 15—20 мин, после чего ткань с отпечатком тщательно ополаскивают водой и, если цвета получились не совсем чистыми, опускают в теплый раствор мыла или соды. После этой операции отпечаток окончательно промывается.

Для получения отпечатков на коленкоре, а также шелке и атласе часто используют и другой способ получения светочувствительного слоя. Вначале готовится следующий раствор:

сахар (обычный) 10 г

виннокаменная кислота 1 г

вода (горячая) до 100 мл

Раствор кипятят около 1 мин, затем, сняв с огня, прибавляют к нему при помешивании 0,5 г буры. Примерно через 6 ч сливают отстой, растворяют в нем 4 г поваренной соли и фильтруют. Ткань равномерно настилают на поверхность этого раствора и оставляют в нем на 1 мин, пока изнанка не станет сырой. Тогда материю снимают, сушат, проглаживают с обратной стороны утюгом и серебрят 1—2 мин в 10 %-ном растворе азотнокислого серебра. После сушки ткань подвергают печати под негативом. Готовый отпечаток красится и фиксируется.

Способ получения фотографии на ткани с помощью альбуминной (яичной) эмульсии дает влагостойкий и прочный отпечаток. Для приготовления эмульсии белок от 3 свежих яиц смешивают со 100 мл дистиллированной (или кипяченой) воды. Затем смесь сбивают в течение 5 мин до получения пены, дают отстояться и вливают в нее 1 л воды, содержащей по 8 г хлористого натрия и хлористого аммония, переливают в большую емкость и сильно взбалтывают. Эмульсией можно пользоваться только через 12 ч. Для получения на ткани светочувствительного слоя ее в течение 3 мин пропитывают эмульсией и сушат, предохраняя от скручивания. Перед печатью обработанную ткань «очувствляют» к свету в растворе нитрата серебра (12 г AgNO3 в 100 мл воды), для чего ее в растянутом виде равномерно опускают на поверхность раствора. Сенсибилизацию проводят при желтом свете. Сушат ткань в темноте. От слишком быстрой сушки на ткани могут появиться пятна. Ткань при сушке растянута.

Печатание проводят контактным способом в копировальной рамке в течение 15—20 мин или дольше, например у окна. Выдержку контролируют визуально. Для закрепления и окрашивания изображения используют следующий вираж-фиксаж:

азотнокислый свинец 50 г

тиосульфат натрия 150 г

вода до 1 л

Сначала в 400 мл воды растворяют нитрат серебра, а в 600 мл — тиосульфат. Для получения рабочего раствора первый раствор вливают во второй и смесь отстаивают сутки.

В вираже-фиксаже ткань остается 5—10 мин до приобретения изображением теплого коричневого тона. Готовый отпечаток промывают около 1 ч в проточной воде, но не под струей воды.

Если необходимо копировать большие поверхности ткани, то удобно использовать специальные копировальные ящики или подсвечивающие экраны с лампами дневного света.

Исправить изображение на ткани, вызванное небольшими передержкой или недодержкой при экспонировании, можно обычным ослабляющим или усиливающим раствором. Для полного удаления изображения в некоторых случаях применяют концентрированный ослабитель Фармера.

Фототкань

 

Имеющийся в продаже специальный фотоматериал на тканевой основе — фототкань ФТ-1 — используют для получения фотоотпечатков с негативов контактным и проекционным методами печати и изготавливают на основе искусственной шелковой ткани. ФТ не требует эмульсионного покрытия, так как на нее уже нанесена эмульсия типа применяемой на фотобумаге «Унибром», она характеризуется высокой белизной и нейтрально-черным цветом полученного изображения; отпечатки на ФТ хорошо передают тонкую проработку деталей, теней, тонов и полутонов. Именно этот материал больше всего подходит для изготовления фотовитражей, фотоширм и каминных фотоэкранов, картин, абажуров, для украшения интерьеров квартиры. Выпускаемая не только в листах, но и в рулонах, при ширине 90 см, она позволяет делать полупрочные черно-белые изображения с большим увеличением.

Обработка фототкани проходит аналогично обработке черно-белой фотобумаги. Для проявления подходит стандартный проявитель № 1 или «Энско-130». Время проявления при температуре раствора 20 °С около 2 мин. Фиксируют тканевые фотоотпечатки в кислом фиксирующем растворе в течение 10—15 мин, промывают в проточной воде при температуре 10—20 °С 20—30 мин. Чтобы отпечатки не скручивались, в последнюю порцию промывной воды вводят глицерин.

Изображение на фототкани можно тонировать в различные цвета — голубой, синий, зеленый, пурпурный, тон сепии, раскрашивать белковыми лазурными красками, грифелями, анилиновыми красителями.

При соблюдении перечисленных выше простых правил отпечатки на ткани сохраняются десятки лет.

 

 

ББК 85.128 К 64

РЕДКОЛЛЕГИЯ

(работает на общественных началах)

С. Н. Грачев (председатель)

В. А. Горский (зам. председателя)

В. А. Соловьев, А. Ю. Теверовский, Е. Б. Тэриан, Г. Я. Федотов, К. Л. Швецов

К 64

Коноваленко А. М. Реставрация мебели / А. М. Коноваленко. Гальванопластика дома / Н. В. Одноралов.

Цветы на приусадебном участке / Н. Я. Ипполитова.

Благоустройство индивидуального дома / Л. А. Ерлыкин .— М.: Знание, 1990.— 192 с— (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Сделай сам»; № 2).

 

ISBN 5—07—001331—9

 

Р. 40 к.

 

Всем известно, что с течением времени в результате механических воздействий, естественных процессов старения, «работы» древоточцев мебель теряет свои эксплуатационные качества и вид. Многочисленные рецепты красящих составов, шпаклевок, лаков ; приведенные в выпуске, помогут привести старую деревянную мебель в порядок.

В выпуске рассказывается также о способах и приемах выполнения всевозможных гальванопластических покрытий, технология которых проста и доступна.

Рассматриваются вопросы размещения различных видов цветов на участке, их сочетание друг с другом. Описаны способы размножения и выращивания однолетних, двулетних и многолетних цветочных растений.

Даются практические советы по самостоятельному изготовлению деталей интерьера дома.

Выпуск рассчитан на людей, не обладающих профессиональными навыками, не сковывает творческую инициативу.

 

ББК S5.128

 

OCR Pirat

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!