Дети младшего школьного возраста



Форма проведения: может быть организована система мастер-классов (например, Занимательная биология, Занимательная химия, занимательная физика и т.д.), которые помогут сформировать у детей творческие навыки, необходимые для дальнейшей творческой активности ребенка. Для проведения мастер классов необходима координационная работа вожатого по привлечению учителей, преподавателей ВУЗов-партнеров, научных работников для проведения мастер-классов.

Роль взрослого: поскольку возможности детей младшего школьного возраста по самостоятельной творческой деятельности ограничены, то включенность взрослого в творческий процесс этой возрастной группы максимальный, взрослый выступает как руководитель.

Результат: после проведения работы, направленной на формирование у детей творческих навыков, можно дать им задание написать сочинение (эссе) на тему «Мои новые возможности», которое они размещают на своей странице в соц. сетях или на общем портале. Можно провести конкурс эссе, оценивая оригинальность идеи и опору на те знания и навыки, которые получили дети. Победители награждаются.

Дети среднего школьного возраста

 Задание не носит жестко регламентированный характер, оно скорее неопределенное, что дает возможность детям проявить творческую активность. Так, например, можно дать задание придумать водный аттракцион.

Форма работы для детей среднего школьного возраста  может быть как индивидуальная, так и групповая.

Роль взрослого в группе детей среднего и старшего школьного возраста – помощник, советник.

Результат: дети учатся работать в группе, формулировать свою идею, отстаивать ее необходимость, практическую значимость. Важным моментом будет презентация творческого результата. Для оценки результатов творческой деятельности детей можно привлекать экспертов (учителей, преподавателей ВУЗов-партнеров, научных работников), ориентируясь на точку зрения профессионалов. Оценивается оригинальность идеи, ее практическая значимость, эффективность работы в группе, презентация результата. Победители награждаются, проходят на региональный уровень, демонстрируют результаты своего научного творчества остальным ученикам школы.

Дети старшего школьного возраста

Задание имеет более высокий уровень сложности (по сравнению со средними школьниками) и неопределенности. Например, создать проект скоростного транспорта для чемпионата мира по футболу 2018 г.

Форма работы как индивидуальная, так и групповая.

Роль взрослого: оценка результата.

Результат: особое внимание стоит уделить анализу каждого этапа работы

 

Технология «запуска» творческого мышления

«Запустить» творческое мышление можно на специальных тренингах, развивающих занятиях. Там можно обучиться специальным приёмам генерирования творческих идей, способам быстро получать доступ к творческим ресурсам, поработать с блоками и ограничениями. Не смотря на то, что специалисты работают в разных подходах и применяют разные техники, перечислим наиболее часто встречающиеся подходы и методики

· Мозговой штурм. Основной принцип метода в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает любые, самые безумные идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Мозговой штурм может также проводиться в письменном виде (брейнрайтинг), когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

· Ментальные карты. По мнению автора, креативность тесно связана с памятью, а значит, укрепление памяти позволяет развивать творческие способности. В центр листа помещается ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Можно также сопровождать записи различными рисунками, вырезками из журналов, символами. В процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса.

· Шесть шляп Эдварда де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает чёрную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зелёную, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

· Морфологический анализ. Предлагается разложить объект или идею на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, затем изменить их и попытаться соединить снова. В итоге получается нечто принципиально новое. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

· Синектика. Один из источников креативности – поиск аналогий. Необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй – непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект – карандаш, задача – расширение ассортимента. Прямая аналогия – объёмный карандаш, её отрицание – плоский карандаш. Результатом будет, например, карандаш-закладка.

Предложенные методики помогают систематизировать творческий процесс, выводя его из ряда неконтролируемых, интуитивных, почти мистических явлений в разряд понятных алгоритмов действий.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!