Трели и неперечёркнутые мордеты (пральтриллеры).



Трели у Гайдна, как и большинство tr XVIII века начинались обычно с верхней вспомогательной неаккордовой ноты. Если трели предшествует слигованная с ней вспомогательная нота либо форшлаг сверху или снизу, то трель начинается с основного звука. При нисходящих и восходящих цепочках tr для хорошей мелодической связи предпочтительнее начинать с основного звука. Трели Гайдна следует в большинстве случаев играть с нахшлагом, независимо, нотирован он или нет. Неперечёркнутый мордент состоит у Гайдна из трёх нот и начинается с основного опорного звука.

Для украшения (группетто) Гайдн пользуется тремя видами обозначений: своим "универсальным знаком" (перечёркнутый вертикально – изобретенный им); принятым обозначением, а также форшлагом из трёх малых нот. При исполнении групетто важно, чтобы четкий акцент падал на основной звук, и чтобы украшение звучало затактно ("Как исполнять Гайдна", стр. 68). Группетто между двумя пунктирными нотами часто исполняется "по- моцартовски" (как в начале G-dur ной сонаты №27).

Арпеджио. Как и Моцарт, Гайдн обозначал арпеджио косой поперечной чертой в середине аккорда, либо при помощи маленьких нот. Следовательно косая черта предполагала и у Гайдна, и у Моцарта простое восходящее разложение аккорда. Украшения Бетховена, Моцарта подчинялись в основном тем же законам, что и у Гайдна.

Педаль.

Описание достоинств пианофорте, которые оставил Моцарт, доказывают, что педалями пользоваться необходимо, но делать это следует осторожно, дабы мелодическая и гармоническая ткань не становилась грузной, а оставалась ясной, лёгкой и прозрачной.Не следует оставлять педальное звучание во время паузы, удлинять басы, выписанные короткими нотами. У Гайдна правая педаль употребляется очень редко, так как вредит ясности мелодического рисунка. Когда её используют осторожно и экономно, она часто выгодно поддерживает звучание. Левая педаль уместна как колорит в эпизодах, требующих особой окраски. Педальные указания Бетховена резко отличаются от указаний Моцарта и Гайдна; у них либо совсем нет, либо совсем мало обозначений педали. Бетховен определил новое направление в педализации: педаль, задерживающая звучание на паузы, фразы, целые разделы; наконец, прямая педаль с её столь различными эффектами – всё это несомненно относится к особенностям бетховенского стиля. У Бетховена педаль выполняет не только усиливающую функцию (forte педаль), и ни связующую, а скорее – контрастную, подчеркивает контраст между ff и p, и наоборот; продлевает звучание басовых и других звуков, когда их невозможно удержать пальцами. Звуко-красочная педаль – при смешение различных гармоний. В этом он предвосхищает импрессионистов.

Инструментовка.

Нам неведомо на каком именно инструменте Гайдн подразумевал исполнение каждой своей сонаты, ведь почти все современные ему издания имеют на титульном листе указания: "Для клавесина и пианофорте". Хронология даёт ключ к решению вопроса о предполагавшимся инструменте. Считается, что Гайдн после 1790 года утратил привычку играть на клавесине. Но и здесь у теоретиков возникают разногласия. П.Н. Зимин "История фортепиано и его предшественников": "Гайдн посвятил фортепиано сравнительно небольшую часть своих произведений". А.Д. Алексеев утверждает обратное: "В сущности, даже ранние сонаты Гайдна и Моцарта, не говоря о зрелых, – произведения фортепианные". Л.И. Ройзман считал, что "лишь очень немногие ранние сочинения предназначались у Гайдна для клавикорда и клавесина, подавляющее же большинство сонат, вариаций создано Гайдном для молоточкового фортепиано". Но для Гайдна, как и для других композиторов его времени, идеальным музыкальным инструментом был человеческий голос. Ф.Э. Бах, которого Гайдн и Моцарт почитали за своего духовного отца, рекомендовал: "В особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как у них научится мысленно петь исполняемые на инструменте (клавире). После того, как послушаешь их пение, очень полезно для правильного исполнения фразы, пропеть её себе самому". Ученику многократно повторялось рекомендация "особенно внимательно слушать хороших певцов", потому что "так можно научиться думать пением". Как же реализовать это говорящее пение на клавире? Испытанное вспомогательное средство – подтекстовка хотя бы главных тем. Почти все клавирные произведения Моцарта написаны не для клавесина или клавикорда, а для молоточкового клавира, то есть для фортепиано; и даже те немногие сочинения, которые он писал в молодые годы, он исполнял впоследствии на фортепиано. Красочность бетховенского фортепиано – именно в смелых противопоставлениях регистров, в различных звуковых характеристиках. Бетховен великолепно знает рояль и любит его. Он доверяет ему такие грандиозные звуковые образы, которые до него никто не осмелился мыслить на рояле. Бетховен не подражает звуку других инструментов, но вписывает в фортепианную фактуру характеристики, свойственные различным инструментам или группам инструментов. При исполнении часто напрашивается мысль: вот это в оркестре сыграли бы валторны, а вот это – солирующая флейта. Характер музыки диктует инструментовку. Это плодотворно для фантазии исполнителя, ибо обращение к оркестральности подталкивает его воображение в отношении интонации, регистровки, педализации.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 767; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!