Обычай подавать милостыни за умерших :



Втор. 26:14. «Только из десятины нельзя было давать для мертвого, а из десяти частей произведений земли можно.»

Тов. 4:17. «Раздавай хлебы твои при гробе праведных.»

Сир. 7:36. «Но н умершего не лишай милости.»

Подавая    милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями заповеди Христовой:

Мф. 25:40. «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это (даже милостыню) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.»

Итак, учение о молитве за умерших существовало еще в ветхозаветной Церкви, у евреев, — что видно из    Втор. 26:14, где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мертвых, следовательно, из остальных девяти частей произведений земли можно давать и за умерших (см. 2 Мак. 12:39-49). И в Новом Завете, как было выше сказано, поминовение усопших заповедуется со всею ясностью.
В заключение повторим слова Евангелия, свидетельствующие о возможности прощения грехов и в загробной жизни:

Мф. 12:32. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.»

Отсюда видно, что и в будущем веке бывает прощение грехов, кроме одного — хулы на Духа Святаго.   
Польза милостыни для умерших грешников:

Лк. 16:1-9. «Когда обнищаете, приняли бы вас в вечные обители.»

Мф. 25:40. «Вы сделали это одному из сих... то сделали Мне.»

Мф. 18:14. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.»

Необходимость и полезность молитвы за умерших вытекает еще и из следующих указаний Слова Божия:   
а) Когда человек умирает и душа разлучается с телом, то тело, по словам Писания,    возоращается в землю, чем оно и было, а дух к Богу, Который и дал его (Еккл. 12:7).
б) По разлучении с телом, душа идет на предварительный суд Божий (   2 Кор. 5:10).
в) Этот предварительный суд для души каждого человека наступает вскоре после его смерти: (   Евр. 9:27).
А    так как по кончине мира будет еще всеобщий, Страшный Суд, и нам неизвестно, кто из нашх близких оправдан и кто — нет на предварительном суде, то мы вместе с Церковью должны молиться за них, дабы были оправданы, если не на предварительном, то хотя бы на последнем Суде.

О спасающей благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой

Что такое благодать Божия?   
Благодатью    называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь мир и всякого человека и направляющая их к конечной цели бытия. Благодать промыслительная управляет жизнью и движением всего мира. Если бы Господь в одну минуту или секунду отнял от мира Свою благодать промыслительную, то весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез без следа (Пс. 103:24-30). Ср.: Деян. 17:28. — Это по отношению ко всему миру вообще.
По    отношению же к каждому человеку грешнику, кроме промыслительной, общей для всего мира благодати, есть еще благодать, обращающая его на путь спасения, если только этот человек не утерял совсем способности к восприятию благодати (Евр. 6:4-6). Благодать Божия побуждает ум, волю и сердце человека к покаянию, но не насильно (Рим. 2:3-4).
Благодать Божия для души человека то же, что воздух для тела его, и эта благодать дается в таинствах Церкви: Крещении (   Ин. 3:5); Причащении (Ин. 6:55); Покаянии (Мф. 18:18) и др. Ср.: Иак. 5:16.
Благодать Божия раздается верующим от Духа Святаго, через апостолов и их преемников (   1 Кор. 4:1). Конечно, сам Дух Святой раздает Свои дары разделяя каждому, как Ему угодно (1 Кор. 12:11), но раздаются эти дары только послушным сынам Церкви через таинства:
а)    Крещения — омывающего первородный прародительский грех;
б)    Миропомазания — сообщающего дары Св. Духа (1 Кор. 12:4-11; 2 Кор. 1:21-22; Деян. 8:17; 1 Ин. 2:20-27);
в)    Покаяния — как очистительного средства от грехов, творимых в течение всей земной жизни (Ин. 20:20-23; Мф. 18:18);
г)    Причащения — тесно соединяющего верующего со Христом (Ин. 6:56);
д)    Елеосвящения — как врачевства от душевных и телесных болезней (Иан. 5:14—15);
е)    Таинство брака, сообщающее благодать, освящающую супружеский союз (Еф. 5:31-32).
Кроме    апостолов и их преемников, никто не должен браться за совершение святых таинств, в которых действительно проявляется благодать Божия, что видно из Слова Божия (Евр. 5:4). Только законных преемников апостольских Дух Святый поставил «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20:28).
Если    бы кто спросил нас показать от Слова Божия, откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой, мы должны прочитать из Евангелия: Ин. 14:16-17; из Деян. 1:4-5. На вопрос, когда же это обетование исполнилось на апостолах, ответим: в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4). Только к верным и послушным сынам Церкви апостол писал: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 3:16; 6:19); или «Ибо мы все одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13; Еф. 4:7).
Если    Святой действует в Церкви только через апостолов и их преемников и действует только в тех таинствах, которые совершаются ими, как законно рукоположенными пастырями, то значит отделившиеся от церкви самовольные «пресвитеры», «наставники» и прочие руководители еретичествующими общинами и сами не имеют на себе благодати Духа Святого и другим не могут преподать ее, поэтому и мнимые их «священнодействия» не имеют благодатной, спасительной силы, и никто из их общества не имеет на себе благодати.
Напрасна их вера, тщетна их надежда, притворна любовь и бесплодны их дела, ибо они остались без Христа, отпали от благодати (   Гал. 5:4-7).

О спасении

Воля    Отца Небесного была в том, что Он послал Сына Своего Единородного для спасения рода человеческого. Сын этот, Господь наш Иисус Христос, примером Своей жизни, учением и страданиями показал нам, как должно спасаться (Флп. 2:7-12). Господь всех зовет на путь ко спасению, долготерпит (2 Пет. 3:9), желает, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, и говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Нужно только придти ко Христу через веру, добрые дела, таинства Церкви, освящающие и возрождающие человека, и тогда спасение будет близко.
Спасение    человека-грешника совершается с двух сторон: со стороны самого человека («Приидите ко Мне») и со стороны Бога, милосердного к приходящим к Нему. Бог спасает человека не насильно, не без его воли или желания; так как человек создан с свободною волею, то и в деле спасения ему предоставляется выбор (Сир. 15:14-17; Втор. 30:19-20).
Для    спасения человека-грешннка нужны со стороны этого человека, кроме желания спастись, еще искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и — как свидетельство веры — добрые дела. А со стороны Бога нам нужна Его спасающая благодать.
Кто    хочет спастись, тот должен принадлежать к единой святой, соборной и апостольской Церкви, быть ее верным и послушным сыном, во всем повиноваться ее установлениям, помня слова Евангелия: «Если и Церкви не послушает, тогда будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).
Мудрый    Кормчий, Господь наш Иисус Христос, Свой корабль-Церковь снабдил всякими средствами для спасения тех, кто находится на Его корабле — в Церкви, и тех, кто желает вступить и вверить себя этому кораблю. Родился человек — Церковь в таинстве крещения омывает его от первородного греха, миропомазанием сообщает ему дары Духа Святого. В таинстве покаяния человек очищается от тех грехов, какие он соделал после крещения. В святом Причащении христианин соединяется со Христом и, как ветвь на Лозе Христовой, питается для жизни вечной от этой Лозы (Ин. 15:5). В таинстве брака человек получает Божие благословение на супружескую жизнь.
Уходящего    из мира Церковь, в лице ее пастыря, данною ему от Бога властью разрешает от всех вольных и невольных грехов, во исполнение слов Самого Господа (Мф. 18:18). Все это спасительные круги на корабле мудрого Кормчего.
Нельзя думать, что спасение зависит от одного словесного обращения к Богу (   Мф. 7:21). Необходимо, чтобы имя Господа обладало всем нашим существом, помыслами, знаниями и делами (Мк. 8:34-38). Нужно помнить, что спасение бывает плодом не одного исповедания веры (Иак. 2:19-20), но всей жизни человека, направленной по христианскому учению, — нужна вера, действуемая любовью (1 Кор. 13:2-7; Пс. 6:9-10).

Об оправдании

Православная    Церковь, на основании Священного Писания, утверждает, что человеку для оправдания и спасения совершенно необходимо при истинной вере совершать подвиги добрых дел, без которых одна вера не может оправдать и спасти человека. Все Св. Евангелие подтверждает это. Спаситель учит: «Не всякий, говорящий Мне; »Господи! Господи!», войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного« (Мф. 7:21); »Входите тесными вратами« (ст. 13), т. е. трудами и подвигами; »Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй зя Мною« (Мк. 8:34), т. е. кто хочет быть последователем Иисуса Христа, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле. Одному юному еврею на вопрос его, как спасти свою душу, Господь отвечал, что нужно подвизаться — соблюдать заповеди Божии (Мф. 19:16-18). Господь в притче о розданных талантах ясно выразил, что Он награждает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. То же самое подтверждают и св. апостолы. Например, ап. Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: «Не делами ли оправдался Авраам отец наш... и делами вера достигла совершенства» (Иак. 2:21-22); «Видите ли, что человек оправдывается делами, я не верою только?» (ст. 24). И св. апостол Павел также учит, что Бог воздаст каждому по делал: его, «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). «Каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3:8).

Об искуплении

Недолго    поблаженствовали первые люди в раю. Первый гордец — падший ангел — позавидовал их блаженству и соблазнил на такое же преступление перед Богом, чрез какое сам пал с неба: «Будете как боги». Вот краткая история падения Адама и Евы: Быт. 3:1-19.
За    преслушание изгнан был человек из рая на тяжелый труд, за оскорбление Бога над ним стало тяготеть проклятие, да и не только над человеком, но и над природою (Быт. 3:18; Рим. 8:22).
Но Бог в вечном совете Своем предопределил совершить    искупление человека от греха (Еф. 1:17; Кол. 1:14), проклятия (Гал. 3:13) и смерти (Евр. 2:14-15).
Об    этом искуплении Богом было предсказано еще при изгнании людей из рая. «Семя жены сотрет главу змия», — многократно повторено чрез пророков (Ис. 59:20; 44:22—24), и, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы искупить подзаконных (Гал. 4:4).
Искупление совершено за весь род человеческий, но воспользоваться им могли и могут только уверовавшие в Искупителя (   Мк. 16:16), родившиеся от воды и духа (Ин. 3:5), очищающие после этого свои грехи в таинстве покаяния (Мф. 18:18), соединяясь со Христом в таинстве Причащения (Ин. 6:54).
При таких условиях искупление простирается на людей всех племен, народов и времен (   Откр. 7:9; 5:9). До Христа перед Богом был один избранный народ — Израиль, как хранитель веры в Бога, но как язычники, не знающие истинного Бога, так и сам избранный израильский народ — все шли во ад, по воскресении же Своем Христос вывел из ада все души, ожидающие избавления (1 Пет. 3:18-20). До Христа и праведники шли во ад, а со Христом и разбойник прошел в рай.
Через искупление, совершенное Иисусом Христом, мы имеем    дерзновение и надежный доступ к Отцу, во внутреннейшее, за завесы (Евр. 6:18-19), лишь бы не отпали от своего упования (Евр. 6:4-6); ибо Бог истребил через Христа (только) бывшее о нас рукописание, которое было против нас (Кол. 2:14), а не будущие грехи, за которые мы, хотя и искупленные, но если не принесли плоды, достойные покаяния, должны будем дать ответ Богу (2 Кор. 5:10). Слово Божие об искуплении рода человеческого свидетельствует: «Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5-6), примирил нас с Богом (Рим. 5:11; 2 Кор. 5:19) и отверз вход в Царство Небесное (Ин. 14:2-3). Дабы удостоиться этого входа, нужно помнить заповеди блаженств (Мф. 5:3-12) и слова Господни (Мф. 7:21).
Чтобы    более понятно было нам величайшее дело нашего искупления, приведем, хотя вкратце, рассужденис из Четьи-Минеи в Слове на Рождество Христово, где, между прочим, говорится: «Добрый друг видя своего любимого друга уязвленным от врага смертоносным мечом... прилежно заботился об его исцелении... врачи говорят, что язва неизлечима и что смерть неизбежна... но есть исход... именно, если друг высосет яд из раны... пожертвовав собой... тогда друг решается высосать яд, сам умирает, а друга искупляет от вечной смерти. Так и Бог приложил уста Свои, — Сына Своего Бога — к язве естества нашего и извлек на Себя греховный яд, исцелив нас».
Божие предопределение или желание было то, чтобы все человеки спаслись и достигли познания истины (   1 Тим. 2:4), но были и есть люди, которые своею свободною волею отвергают о себе волю Божию (Лк. 7:30; Деян. 20:27-30).
Для    искупленного человечества во время земного Своего пребывания Господь только обещал устроить Св. Церковь на камне твердого исповедания Его воплощенного домостроительства (Мф. 16:18), самое же созидание Церкви по воле Отца совершал Господь Св. Духом через св. апостолов и их преемников, утвердив и оградив Церковь догматами, заповедями, таинствами, священнодействиями, канонами. Кто не только не признает, но еще и попирает такое Божие домостроительство — Церковь Христову, тот отвергает от себя искупление, идет против Искупителя и совершенного Им дела искупления (2 Пет. 1:3-9).

О возрождении

Перед    первым пришествием Христовым почти все человечество было как бы мертвым духовно. Развилось сплошное язычество, да и Израиль утратил истинное понятие о Боге и заповедях. Чтобы возродить народ, воскресить духовно, является сначала Предтеча Господень Иоанн Креститель, начиная свою проповедь с призыва к покаянию (Мк. 1:2-5), затем многих крестит крещением в покаяние.
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного (   Гал. 4:4), и Сын Божий Иисус Христос проповедь Свою начал также призывом к покаянию: «Исполнилось время (говорил Он) и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15).
Бог    возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами греха, но Бог, по Своей великой любви, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф. 2:3-5). Благословен Бог, по великой Своей милости возродивший нас (1 Пет. 1:3). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Св. Духом (Тит. 3:5).
    Возрождение человека состоит:
а)    в призвании из тьмы в свет: «Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе. Поступайте, как чада света» (Еф. 5:8);
б)    в духовном воскресении от смерти греховной: «Вас, которые были мертвы во грехах... оживил (Бог), простив нам все грехи. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего» (Кол. 2:13; 3:1). Возрождение обновляет внутреннего человека: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16).
    Возрождение производит:
а)    познание Бога: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь» (Иер. 24:7); «Все, от малого до большого, будут знать Меня», говорит Господь (Евр. 8:11);
б)    послушание зяповедям: «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их» (Евр. 8:10); «Сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать» (Иез. 36:27).
Возрождение совершается водою и Духом и притом таинственным образом:

Ин. 3:5. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.»

Оно предваряется научением человека истинам веры:

Мф. 28:19. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.»

Ин. 3:8. «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. »


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!