Фильм (историческая эпопея) «Михайло Ломоносов», Мосфильм, 1986 г., 9 серий.

Обзор художественных фильмов о Михаиле Васильевиче Ломоносове.

 

                                                           «Лишь о некоторых эпизодах из жизни великого учёного                                                                                                                                      рассказывает этот фильм» (предисловие к фильму).

 

1. Начнём наш обзор с фильма «Михайло Ломоносов, Ленфильм, 1955 г., продолжительность 1,5 часа (2-й в публикации от 19.11.2018), съёмки которого начались ещё до смерти И. В. Сталина и были закончены к 1955 г. Фильм представляет из себя классику Сталинского кинематографа (исп. муз. Прокофьева) и предназначен для внимательного вдумчивого просмотра взрослым зрителем (18 +), либо, возможен просмотр детьми школьного возраста (от 7 лет), но в сопровождении и с комментариями взрослых.

В противном случае, у юного зрителя (даже если он досмотрит фильм) может оставаться смутное ощущение «чего-то я здесь не понял» (хорошо, если оно будет таким, но может выразится и в более неконструктивной форме). 

Возможные трудности в восприятии современными подростками данного фильма могут быть вызваны значительным разрывом во времени за которое произошли весьма существенные сдвиги в общественном (и индивидуальном) сознании, а также в определяющем их экономическом базисе.

То, что было ясно как день, для подростков 50-х может вызвать затруднения в понимании у его современных сверстников.

Вопросы могут возникнуть, сразу же на первых минутах фильма, в эпизоде, когда Ломоносов (играет замечательный актёр Б. Ливанов, лауреат 5-ти Сталинских премий), который возвращается после обучения за границей в Россию, отказывается от предложения владельца металлургического производства (500 руб. в год, на всём готовом!!!, сопоставимо с годовым жалованием профессора СПб АН) о службе у него. Известно, между тем, что на тот момент «студент» Ломоносов, несмотря на свои уже заметные заслуги, не был удостоен даже звания адъюнкта (было бы аналогом м.н.с. в современной иерархии, с той лишь поправкой, что адъюнктов, в то время, было гораздо меньше чем позже м.н.с.). У современного «продвинутого» ребёнка может возникнуть вопрос характера « Пап (мам), а чего этот дядя, дурак что ли, зачем он от таких денег отказывается?». На него придётся отвечать, обратив при этом внимание на ответ Ломоносова («Не серчай, господин заводчик, я тебе других воспитаю».).

 

Зато эпизод, который будет понятен любому зрителю (7-я мин.) - это сатирический момент, где главный герой, демонстрируя управляющему канцелярии Шумахеру своё отменное здоровье (и готовность работать на благо России) сгибает и разгибает толстую металлическую кочергу.

 

Подобный приём издавна известен в мировой литературе (а в последствии, и в кинематографе), однако, если, например, в демонстрации подобного трюка Шерлоком Холмсом (образ собирательный, в лучшем случае, А. Конан Дойл) мы видим заведомый вымысел, то в случае с Михайло Васильевичем кинообраз вполне соответствует реальному историческому персонажу (обладал исключительной физической силой).

 

В ответе же Ломоносова Шумахеру на предложение последнего «обвыкнуться» (6-7 мин.) завёрнута едкая сатира гл. героя не только против собеседника, но и против всех порядков в Российской АН СПб сложившихся во 2-й пол 20-х – 40-х гг. 18 в., в части против засилья немцев, зачастую не только не учёных, но и просто малограмотных персонажей. Ответ Ломоносова «К отечеству моему я довольно обвык с той минуты, как произошёл на свет….»

 

Кроме того, в понятной (при объяснении взрослых – и для детского восприятия) форме доведены до зрителей и ценностные установки (приоритеты) царского двора и т.н. «образованного сословия» того времени, всё в том же первом диалоге м\д Шумахером, Ломоносовым и др. действующими лицами, где Шумахер указывает, что популярность Ломоносова лишь постольку велика при дворе, поскольку известна его ода (речь идёт об «Оде на взятии Хотина….») т.е. научные изыскания учёного в области химии, физики, медицины и пр. совершенно не интересуют царедворцев.

Несмотря, на ограниченность временных и тематических рамок фильма (о чём нас заранее предупреждают авторы в предисловии) авторам удаётся передать основные моменты биографии учёного, его достижения как в науке, так и в развитии «русской словесности».

 

Очень рельефно дано в фильме и классовое содержание. Скажем, если в более позднем фильме 1986 г. начинает прослеживается некоторый «компромисс» (положительно даются образы властных покровителей Ломоносова) при общем негативном показе представителей класса эксплуататоров, то в фильме 1955 и «покровители» показаны во всей своей «красе», а именно, таким образом, что покровительство Ломоносову для них лишь средство упрочить свои позиции (дань придворной моде), но как только это покровительство становится обременительным, оно тотчас же прекращается (царедворцы попросту предают учёного). 

 

В фильме не единожды выделены прогрессивные взгляды Ломоносова на поэзию, которая для него (17-18 мин.) не средство описание «того, как пастушок полюбил пастушку. Про это достаточно и господин Сумароков с г-н Тепловым пишут». Для Ломоносова его поэтические произведения – это средство улучшение русского языка, средство поведать широкой аудитории (донести до тех же господ) свои изыскания в науке, доказать их важность.

Значительная часть фильма (2-я половина) посвящена именно исследованиям учёного в области физики и химии, в частности доказательству им закона сохранения вещества (энергии), исправлению ошибки Бойля, который проводя тот же опыт пришёл к ложным выводам.

Раскрыта в фильме и тема постоянной б-бы учёного и просветителя за развитие наук и образования в России. В коротком эпизоде (20-21мин.) выражена вся суть тяжести положения русской науки и студенчества, хронически недофинансированного царской казной. Каждый рубль (не только для себя, но и для развития наук в России) Ломоносову приходилось добывать, проходя через запредельные мытарства. Один из способов передачи этого средствами кино – короткий диалог учёного со студентом «А где же другие студенты?» (кто лежит с побоями от администрации, кто чистит господские конюшни и пр.….), «Ты ел сегодня?», далее взгляд Ломоносова падает на обувь студента, которая представляет из себя совершенно изодранные ошмётки и пр.

 

Удивительно, но в фильме 1955 г (всего 1,5 часа) почти нет таких тем (исключая разве что личную жизнь просветителя, и то небольшие эпизоды есть и из жизни семьи) которые бы не были отражены (пусть и вскользь) также, как они отражены в 9-сер. фильме общей продолжительностью почти 11 часов.

Конечно, надо понимать, что в полуторачасовом фильме просто физически невозможно дать десятки исторических справок по истории СССР 17-18 веков, да и жанр исторической эпопеи был не очень популярен в СССР в 50-е г. Предполагалось, что подробные знания по истории страны ученики и взрослые должны получать посредством чтения специальной литературы.

 

 

Фильм (историческая эпопея) «Михайло Ломоносов», Мосфильм, 1986 г., 9 серий.

                                                                             «Я не вижу, чтобы в материи было                                                                                          нечто не имеющее ни веса, ни протяжения.                                                                      А целесообразность в ней самой и состоит.»

       Первое, что нужно сказать – это о ЦЕЛЯХ просмотра 11-часового (!!!) фильма, который я бы рекомендовал к общесемейному просмотру (откиньте все сериалы и шоу и не пожалейте 3 длинных зимних вечера (в выходные)), но лучше с детьми старше 12 лет. Цели просмотра могут быть разные (познание, развлечение и пр.), но мы бы настаивали на главной, приоритетной цели для просмотра такого фильма – МОТИВИРУЮЩЕЙ.

       Особенно актуальным будет просмотр фильма для подростков, учащихся старших классов, студентов, а также для всех, начинающих изучать МЛ-теорию, логику, положивших перед собой на стол учебники Корнфорта или Митина по диамату или «Капитал» К. Маркса.

       Чтобы вы нас хорошо поняли, сошлёмся на известную вам книгу проф. Поварнина «Как читать книги» (в магазине Сталинского Букваря - http://stalins-bukvar.ru/shop/magazin/books/s-i-povarnin-kak-chitat-knigi/ ), где среди прочих вопросов обсуждается и чтение мотивирующих книг. Так же, как и книги, могут быть мотивирующими и фильмы. И этот фильм – именно тот случай.

Фильм хронологически и по смыслу разделён на 3 больших части по 3 серии в каждой. Продолжительность каждой части 3,5 – 4 часа.

I часть - «От недр своих», рассказывает о детских и юношеских годах Ломоносова, его семье и людях, встречавшихся на его жизненном пути, вплоть до завершения им первоначального образования в «Спасских школах».

II часть - «Врата учёности», рассказывает о перипетиях в жизни Ломоносова – студента, о его обучении в СПб АН и за границей, вплоть до получения им звания профессора в СПб АН. 

III часть – «Во славу отечества», рассказывает о зрелых годах учёного, о его просветительской деятельности в России, учреждении и приведении в порядок первых учебных заведений в РИ, где можно было получить светское среднее и высшее образование.

На фоне биографического фильма развёрнут второй план – историческая эпопея, повествующая зрителю о истории России 18 века (нить ведётся с сер.17 в., церковный раскол, Соборное Уложение 1649 г. и до 3-й четверти 18 в., включительно).

В целом, исторические обзоры даны с позиций исторического материализма, хотя в них и уделено излишне пристальное внимание характеристикам конкретных личностей (царский дом, духовенство, дворянство и его ближайшее окружение).

Главного героя в фильме играют актёры советского театра и кино Игорь Волков (в молодости) и Виктор Степанов (в зрелые годы). Режиссёр - Александр Прошкин и его же сильный, внушительный голос мы слышим за кадром, при чтении исторических и биографических справок.

Авторы сценария – Олег Осетинский и Леонид Нехорошев, композитор - Владимир Мартынов и замечательное музыкальное сопровождение фильму обеспечивает Государственный симфонический оркестр кинематографии, дирижёр – Сергей Скрипка.

Что очень важно, что (как и в большинстве исторических фильмах, снятых в СССР) фильм обеспечивал консультант по истории Н. Павленко - признанный специалист по истории СССР XVII -XVIII вв.. Убедиться в этом легко…Краткая справка о работах историка Н. И. Павленко здесь --- http://gvardiya.ru/publishing/authors/pavlenko_n__i_ . 

Важно отметить, что исторически достоверны не только приводимые в фильме исторические и биографические справки, но и значительная часть звучащих в фильме речей и диалогов Ломоносова, в чём мы убедились лично, по избранным трудам просветителя (обложка книги – на фото). И это, как можно догадаться, немалая заслуга консультанта по истории, как и всего авторского коллектива фильма.

Чтобы понять насколько разбираемый нами фильм (и вообще советские фильмы) отличаются по степени достоверности от того, что снимается сейчас – посмотрите любой современный «исторический фильм». Например, в многосерийном фильме «Ермак» (это ещё 90-е г, тогда ещё у фильмов были консультанты по истории), вы увидите Ивана Васильевича (Грозного)…..играющего на органе!!!!??? И таких примеров - несть числа (консультантам историкам в этом фильме необходимо выписать поощрительную путёвку… на Колыму!)

Нам представляется важным, что в указанном фильме образ Михайло Ломоносова нарисован вполне реалистичными и яркими красками, без излишней идеализации, свойственной фильмам 30-50 х гг., и, возможно, не вполне воспринимаемой современной молодёжью, во всяком случае без детального понимания (с помощью книг, родителей) сути Сталинской эпохи в СССР, настроя людей того времени. В тоже время молодой Михайло – человек своей эпохи, но с юности обладающий пытливым умом, критическим восприятием действительности.

Всецело находясь под влиянием религиозного мировоззрения (сер.2.3; 21-22 мин – молитва Ломоносова, его детское увлечение раскольниками), он, однако, обращает внимание на разные взгляды на мир («….пытлив ты, ищешь, а у нас на все вопросы ответы есть…»: говорит ему раскольник, дед Мошкарь) и не найдя удовлетворительного объяснения у раскольников ищет дальше.

В диалоге (серия 1.1, 51 мин.) с отцом Семёном (местным священником) он остроумно замечает (в ответ на его трактовки Библии, по теме, что мол, не надо знать слишком много), что мне конечно всё ясно, одно только не ясно, что вот сегодня день постный, а как же вы скоромное и вино…???

По ходу фильма мы не раз ещё увидим образ главного героя, как человека с весьма буйным нравом, не лишённого разных привычек, в т.ч. и дурных (сабантуи в Германии с немецкими студентами, с драками, растратами денег и пр.). Не случайно в серии 2.2 (9 мин.) мы видим эпизод где проф. Христиан Вольф, провожая студентов Ломоносова и Виноградова учится дальше (к проф. Генкелю) и честно говоря им, что он очень доволен их работой, но и устал от их разгульной жизни, говорит им, что деньги на дорожные расходы они получат в карете (как видно, из опасения того, чтобы студенты не прогуляли их в тот же вечер).

При этом авторы фильма ясно охарактеризовали студенчество (своеобразный интернационал того времени) как наиболее образованную и социально активную прослойку общества, вложив в уста русского студента Дмитрия Виноградова строки, написанные безымянным монахом из Ордена Вагантов и довольно метко характеризующие любое общество, основанное на эксплуатации.

 

Ложь и злоба миром правят.

Совесть душат, правду травят,

мертв закон, убита честь,

Непотребных дел не счесть.

Заперты, закрыты двери

доброте, любви и вере.

Мудрость учит в наши дни:

укради и обмани!

Друг в беде бросает друга,

на супруга врет супруга,

и торгует братом брат.

Вот какой царит разврат!

"Выдь-ка, милый на дорожку,

я тебе подставлю ножку",-

ухмыляется ханжа,

нож за пазухой держа.

Что за времечко такое!

Ни порядка, ни покоя,

и господень сын у нас

вновь распят,- в который раз…..

Однако весёлая жизнь не мешает Ломоносову, помимо своего обучения и первых исследований в науках: философии, физики, химии, заниматься делами, никак не связанными с целями его поездки в Германию (на обучение). Речь идёт о написании «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах русского стихотворства» – работах, имеющих огромное значение для развития русского языка и литературы, но кроме того сделавшим его известным при дворе РИ и позволившем ему, впоследствии, решать разные задачи в области просвещения.

Серия 2.1 (можно неоднократно пересматривать, как вместе, так и индивидуально) особенно интересна и тем, что в ней содержатся несколько ярких эпизодов, способствующих развитию познавательного интереса школьника, его интереса к учёбе, науке, мотивации его на преодоление трудностей.

1. 26-28 минуты серии 2.1 – эпизод, когда проф. Х. Вольф (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st091.shtml ) принимает студентов (Ломоносова и Виноградова) из России вообще имеет САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ. Вчитайтесь, пожалуйста в этот диалог (и прослушайте его в фильме)

Х. Вольф: «Всё ли вы поняли в моей философии…»

Ломоносов: «Ну мы ещё слишком мало знаем, чтобы судить о таких ……»

Х. Вольф: «А, чудесно! И это означает, что у вас есть вопрос, ответа на который вы не нашли в моей теории… И вопрос этот….?????»

Ломоносов: «Из чего состоит мир? Из каких единых и неделимых частиц?

       В фильме довольно много таких эпизодов, мотивирующих и обучающих одновременно, и здесь мы приводим лишь некоторые из них – наиболее яркие.

2. Эпизод фильма 53.40 -54.07 серии 2.1. --- день Марбургского студента Ломоносова: «…в 9.00 - лекция по теоретической физике, в 10.00 - рисование, в 11.00 - физика экспериментальная, перерыв на обед, 15.00 – философия, в 16.00 – логика, потом геометрия с тригонометрией…

…а завтра – химия, механика, гидравлика, гидротехника (как тут не вспомнить тезис тов. Сталина о необходимости всеобщего политехнического образования), фехтование, танцы, занятие французскими и итальянскими языками и пр. и пр….

       Бросается в глаза, конечно, универсальность, многогранность образования. И хотя она, частично, обусловлена незначительным развитием наук в то время, но, всё,-таки имеет место и правильный подход к образованию, т.к. без общего развития невозможно эффективно овладеть узкоспециальными знаниями.

3. На 59 мин. сер 2.1. происходит ещё один диалог Х. Вольфа и М. Ломоносова посвящённый научной работе студента под руководством профессора.

Х. Вольф «В своей диссертации «О различии смешанных тел, находящихся в сцеплении корпускул» вы умалчиваете о философии своего учителя. Признавая, что материя состоит из корпускул вы, утверждаете, что в ней нет нематериальной сущности! Откуда же в ней такая удивительная целесообразность?»

Ломоносов «Я не вижу, чтобы в материи было нечто не имеющее ни веса, ни протяжения. А целесообразность в ней самой и состоит…» (бурно развивающаяся наука готовила почву, для возникшего через столетие диалектического материализма).

       4 октября 1737 г. (!!! В возрасте 25 лет и это при том, что учится начал в 20 лет!!) Х. Вольф направил в СПб АН диссертацию Ломоносова, положившую начало корпускулярной теории в физике.

       Весьма рельефно (и многогранно – так, как позволяет многосерийный формат) дана в фильме и повседневная борьба Ломоносова со своими врагами, а фактически с врагами просвещения и науки в России. Ну и, конечно, эти враги, по известным причинам, принадлежат к господствующему классу РИ, классу эксплуататоров.

· В серии 3.1, 25-26 мин. происходит диалог (заседание в СПб АН) между графом Разумовским (президент АН), советником Тепловым и Ломоносовым о влиянии происхождения на интеллектуальные способности

Разумовский «Советую тебе Ломоносов впредь не равнять дворян с простолюдинами, кои с особами высокородными никак сравнятся не смогут».

Ломоносов «Посмею себе не согласится, ваше сиятельство, поскольку имею важные примеры противного.

Разумовский «Какие, примеры?»

Ломоносов «Ну то, что я сам из поморских крестьян, то можно в расчёт и не брать… То, что господин Советник Теплов – сын истопника! Но ведь и вы ваше сиятельство из толщи народной вышли….

Биографическая справка: в детстве, светлейший граф Кирилла Григорьевич……

……пасс волов, на хуторе матери Разумихи, и не попади его старший брат Алексей в хор

Казанской церкви и не приглянись он цесаревне Елизавете, пас бы он волов и по сей день!

 

·        В серии 3.1  (34 мин.) упоминается драматический эпизод борьбы Ломоносова за просвещение в России – письмо канцлеру Воронцову (реально существующий, исторический документ), в котором содержалось полное отчаяния просьба передать, наконец, гимназию и университет при СПб АН в ведение учёного. Эпизод сопровождается чтением 143 псалма Давида, в переводе Ломоносова

 

Меня объял чужой народ,

В пучине я погряз глубокой,

Ты с тверди длань простри высокой,

Спаси меня от многих вод.

Вещает ложь язык врагов,

Десница их сильна враждою,

Уста обильны суетою;

Скрывают в сердце злобный ков.

********************************

 

Подобно масличным древам

Сынов их лета процветают,

Одеждой дщери их блистают,

Как златом испещренный храм.

Пшеницы полны гумна их,

Несчетно овцы их плодятся,

На тучных пажитях хранятся

Стада в траве волов толстых.

Цела обширность крепких стен,

Везде столпами укрепленных,

Там вопля в стогнах нет стесненных,

Не знают скорбных там времен.

 

……..Как часто учёному приходилось примерять слова переведённого им Псалма к своей жизни…??

       Будучи человеком своего времени (итак обогнав его на столетие, особенно в научных изысканиях) Ломоносов не мог мыслить вне категорий идеализма, предавал большое значение характеристикам отдельных личностей у власти (отсюда и его Оды на восхождение на престол каждого государя). (Хуже, когда спустя 2 столетия отдельные «поэты», вроде О. Мандельштама, живя в социалистической стране, но стремясь выслужится, писали по 5 Од Сталину, хотя их об этом никто не просил).

 

       Как призыв, завещание (в диалоге с женой) звучат его слова (сер 3.2, 11 мин.), обращённые к властным персонам: «Ведь человек обличённый высшей властью и не использующий сию власть во блага народа своего, во благо отечества, есть величайший грешник!!!».

       Сам Ломоносов, сделал всё, чтобы «направить» имеющих власть на дорогу, которая, по его мнению, способствовала бы процветанию России. Об этом в фильме - несколько эпизодов общения учёного со своим покровителем, графом И.И. Шуваловым, вниманию которого он и представил своё знаменитое письмо (http://lomonosov.name/articles_13_55.html)

 

"О размножении и сохранении российского народа", включавшее следующие главы:

"1) О размножении и сохранении российского народа.

 

2) Об истреблении праздности.

 

3) Об исправлении нравов и о большем народа просвещении.

 

4) Об исправлении земледелия.

 

5) Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.

 

6) О лучших пользах купечества.

 

7) О лучшей государственной экономии.

 

8) О сохранении военного искусства во время долговременного мира".

       Замечательно показан в фильме период «дворцовых переворотов» в истории России, приход к власти Екатерины II и начало её царствования, особенно всё усиливавшийся, в этот период крепостной гнёт над крестьянами РИ.

       За свой приход к власти царица расплатилась со своими сподвижниками сотнями тысяч рублей (опустошив казну) и…… десятками тысяч душ крепостных («в вечное и безраздельное владение»).

       Значение и положение тех, кто творил все эти дворцовые перевороты, не исключая прихода к власти Екатерины II передано всего одной ёмкой фразой…

«…. Сегодня 28 июня 1762 г. все винные погреба будут открыты для гвардейцев…. Бесплатно!!».

       Значение же тех, кто кормил всех, в том числе и этих гвардейцев—ещё ниже… «Что она может, чернь безгласная, дворянство – вот кто прославит Россию» (молодой поэт- гвардеец Сумароков).

       В последней серии (3.3) посвящённой финалу жизни и деятельности М.В. Ломоносова авторы дают краткую историческую справку о его потомках (фамилия пресеклась, так как у Ломоносова – только дочь – Елена). Но правнучка Ломоносова - будущая Волконская (Мария) – жена декабриста Сергея Волконского, последовавшая за ним Сибирь.

    


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 630; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!