Особенности морали и тенденции ее развития



Что же характеризует моральные ценности и нормы? Прежде всего, их универсальность. Это значит, что моральное отношение должно распространяться на любого человека независимо от его социальной и национальной принадлежности, а человек, принявший на себя моральные обязательства, должен следовать им всегда, везде и по отношению ко всем. Иначе говоря, быть последовательным.

Эта черта отличает мораль от других видов социальных норм. Например, требование «не использовать чьи-либо идеи без указания на их автора (запрет на плагиат)» важно только для людей науки, а вот призыв «возлюбить ближнего» обращен ко всем. Эта черта также отличает мораль от права, действие которого распространяется только на граждан или подданных государства.

 Обеспечивается универсальность морали и последовательность морального отношения не влечением чувств, а силой или приказом собственного разума. Даже если человек помогает другому из чувств симпатии к нему, такие действия мы не можем считать моральными. Ведь чувства избирательны и непоследовательны. Такое поведение человека принято называть склонностями. С другой стороны, нельзя считать моральными поступки человека, совершенные под внешним воздействием, давлением общественного мнения, к примеру. Если человек делает нечто только под угрозой осуждения со стороны, последовательным он тоже быть не может. Такое поведение принято называть лицемерием.

Вот почему следование моральным ценностям приобретает характер долга, т.е. требования, а не просто склонности, делать. Однако поведение в соответствие с долгом не означает насилия над чувствами. Долг борется со склонностями. Поэтому моральное поведение предполагает наличие и формирование соответствующей мотивации. Конечно, такими мотивами не может быть чувство страха или желание выгоды. Ведь тогда человек будет нечто делать, только из расчета нечто получить или из-за угрозы наказания. Поэтому в основе моральной мотивации лежит и должно лежать чувство уважения, к тому, что мы делаем, и укоры совести, если не делаем. 

Наличие таких внутренних регуляторов поведения также отличает мораль от права, где, как известно, наказание за несоблюдение юридических норм осуществляется соответствующими органами и носит внешний характер. Конечно, моральные мотивы сами собой не появляются. Они формируются в ходе воспитания. Поэтому поведение человека, когда он не просто следует моральным принципам, а испытывает желание (внутреннюю потребность) им следовать, принято называть нравственностью. Нравственность является целью морального воспитания и поведения человека.

Теперь мы можем сформулировать структуру морального отношения (поведения). Она предполагает наличие таких мотивов (чувства), как уважение или совесть, идею долга как цель, сформулированную силой нашего разума, и поступок, осуществляемый усилием нашей воли. Поступок представляет собой особые действия, которые обладают внутренней ценностью, а не ожидаемыми последствиями от их исполнения. Принято называть их бескорыстными. Поэтому, когда один человек помогает другому из желания последующей выгоды, такое действие не может считаться поступком.

Что же собой представляют моральные принципы? Прежде всего, формулируются они в форме требований, а не советов или рекомендаций, которым можно следовать или не следовать. Такие требования принято называть императивами. Формулировку их предложил выдающийся немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), идеи которого и легли в основу современной морали. Моральный императив носит категорический характер, т.е. повелевает совершать действия как ценные сами по себе. Поэтому если требование гласит: «будь честен, потому что создает тебе хорошую репутацию», то является императивом, но не категорическим. Ведь оно призывает к честности только ради последующей выгоды от нее.

Категорический императив, сформулированный Кантом, гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как средству». Иначе говоря, он призывает к тому, чтобы человек выстраивал такие отношения с окружающими, чтобы не один их участник не воспринимался как существо заменимое, используемое только ради выгоды. На основе категорического императива формируются такие базисные моральные принципы, как альтруизм, т.е. требование бескорыстной помощи другим, сохранение собственного достоинства и уважения к достоинству других (тактичность). Мы называем такое отношение гуманизмом.

Конечно, мораль не всегда существовала в таком виде. Поведение людей первобытных обществ более регулировалось обрядами и ритуалами, а не правилами и нормами. Поэтому в близкой и понятной нам форме мораль возникает в религиях, особенно в мировых. В таких религиях Бог выступал творцом моральных норм, а также вознаграждал или карал за их соблюдение или несоблюдение. Кроме того, в религиях часто моральные требования не были четко отделены от правовых и собственно религиозных предписаний.

С возникновением индустриальных обществ мораль приобретает автономный и светский характер. Она перестает зависеть от права и религии и строится на рациональной аргументации, а не религиозной вере. В современной цивилизации мораль выполняет мировоззренческую функцию, т.е. указывает людям цели, к которым они должны стремиться, коммуникативную, т.е. ориентирует на бескорыстную связь друг с другом, и интегративную, т.е. призывает к общности, единению.

В современном обществе, построенном на принципах рыночной экономики и демократии, моральные принципы формулируются как требование справедливости и толерантности. Справедливость гласит, что все члены общества должны иметь равные права и возможности, а социальное неравенство оправдано, если успехи преуспевающих членов общества через систему социальной защиты и налоги позволяют обеспечить достойное существование остальных. Тем самым справедливость выступает проявлением уважения к каждому члену общества.

Толерантность является призывом уважать взгляды, которые могут отличаться от наших мнений, и выступает тем самым принципом взаимодействия различных культур и основанием межкультурного диалога.

 

МОРАЛЬ И ПРАВО: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

:

  МОРАЛЬ ПРАВО
сходства

1. представляют собой совокупность правил, созданных разумом;

2. являются предписаниями, требованиями исполнять закон;

3. носят характер императивов (повелевают, а не советуют);

4. предполагают обязательства и обязанности (носят характер долга);

5. не предполагают поощрения за исполнение;

6. предполагают наказание (осуждение) за неисполнение.

различия 1. принуждает изнутри (силой собственного разума); 2. судит как поступки, так и намерения; 3. необходимый мотив исполнения – совесть или чувство уважения; 4. мораль позитивна (ставит определенную цель – сотворение добра); 5. носит неписанный характер;   6. распространяется на каждое разумное существо.   1. принуждает извне (через органы принуждения); 2. судит только за поступки; 3. достаточный мотив исполнения – страх наказания; 4. право негативно (говорит о том, что запрещено); 5. существует в письменной форме; 6. распространяется только на подданных или граждан государства.

СЛОВАРЬ

 

Добродетель – это превращение тех или иных конкретных моральных ценностей и норм в определенное постоянное, устойчивое качество человеческого поведения

Гуманизм – представление и убеждение в том, что к любому человеку (вне зависимости от его происхождения, уровня развития, этнической принадлежности) следует относиться как к цели, а не как к средству

Императив – повеление, требование, предписание (а не совет или рекомендация) совершить то или иное действие

Мораль - совокупность представлений о добре и зле, а также совокупность указаний (ценностей и норм), что человек должен делать, чтобы творить добро и избегать зла

Нравственность – способность и превратившееся в потребность внутреннее желание человека следовать моральным ценностям и нормам

Нравы - это исторически сложившиеся в той или иной культуре и реально действующие в ней ценности и нормы, регулирующие человеческое поведение.

Этика – философская дисциплина (раздел философии), определяющая критерии отличия добра от зла

Этос – это представления той или иной культуры о том, как должен вести себя человек, каким ценностям и нормам он должен следовать

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что отличает мораль от традиций, религии и права?

2. В чем необходимость этики как философской дисциплины? Разве не очевидно, что есть зло, а что – добро?

3. Если человек совершает добрый поступок из чувства симпатии, можно ли назвать его поведение моральным?

4. Почему воздействие общественного мнения нельзя считать моральной санкцией?

5. Что собой представляет структура морального действия? Почему так важно ее выявить?

6. Что такое «категорический императив», в чем его особенности и функции?

7. Каким образом мораль может выполнять в обществе мировоззренческую, коммуникативную и интегративную функции?

8. В чем суть принципов справедливости? Почему для современного общества именно требования справедливости являются наиболее важными моральными принципами?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!