Сколько точек — столько букв.



Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному ко­личеству букв, проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Кубик, на гранях которого различное количество точек (две, три, четыре, пять, ноль).

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова, какие называли, и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.

Комментарий для учителя. Анализируются по звуко­вому составу только те слова, где имеется совпадение звука и буквы. Остальные названные правильно слова орфографически прогова­риваются.

Что видел зайка?

Цель. Развитие умения осуществлять буквенный анализ. Оборудование. К доске прикреплены картинки обратной стороной наружу; на столе фигурка зайца. Ход игры. Учитель говорит:

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышел зайка погулять.

Где зайчишка побывал?

Что зайчишка повидал?

Ученик выходит к доске, берет зайку и указывает на одну из картинок. Картинку поворачивают лицом к классу. Ученик на­зывает предмет, на ней изображенный, и анализирует буквенный состав слова. Если анализ сделан правильно, ребенок получает картинку. Побеждают те, у кого есть картинки.

В конце игры ученики могут ответить, где побывал зайка, если он видел свеклу, грушу, сливу, клюкву и т.п.

 

Рассыпанные буквы.

Цель. Развитие умений составлять слова из данных букв, звуко-буквенный анализ.

Оборудование. У каждого ученика разрезная азбука. Ход игры. Учитель называет буквы, ученики набирают их из разрезной азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ученик получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Буквенная эстафета.

Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.

Ход игры. Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. Ученик записывает букву и дописывает еще одну. Потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т.д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.

Волшебный домик.

Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.

Оборудование. Картонный плоский домик с вырезанны­ми окошками, буквы.

Ход игры. Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.

Игру можно проводить в виде соревнований между рядами.

Примерный материал. Буквы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); к, т, о, л, я (Коля, Толя, кот, кто); м, а, ш, к, а (каша, мак, Маша}; ы, р, у, а, к (рука, куры., рак, ура); о, с, а, к (оса, коса, сок); л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак); р, ы, б, а, к (рыба, бык, рыбак, рак, бак).

Угадай предмет.

Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному ко­личеству букв.                    

Оборудование. Набор предметных картинок, на тыльной стороне которых написана первая буква названия этого предмета. Остальные буквы слова обозначены черточками.

Ход игры. От каждого ряда ученики по одному выходят и вписывают в схему недостающие буквы. Картинку переворачивают. Если слово соответствует названию картинки, ее забирает ученик. Победителем считается тот ряд, у которого больше картинок.

Примерный материал. Буквы: о-- (осы), с-- (сом), м--- (мы­ло), л---(луна), у--(усы), н--(нос), ш--(шар), н---(ноги), к--(кот), б---(бусы), р---(рама), у---(утка), ж--(жук), д--(дом).

Цепочка слов.

Цель. Развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов.

Оборудование. Записанные на доске первые слова для каждого ряда; расчерченные линейки для записи последующих слов.

Ход игры. К доске выходят учащиеся (по одному от каждого ряда) и, заменяя одну букву, пишут новое слово. Выигрывает тот ряд, который напишет большую цепочку слов.

Примерный материал.

Слова: сом, сон, лук, сыр, сын, рак, лак, ком, кот, нога, нора, город, горох и др.

Подбери пару.

Цель. Развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов.

Оборудование. По шесть карточек со словами у каждого ученика.

Ход игры. Учащиеся составляют пары слов так, чтобы в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, правильно подобравшие пары слов. Каждый ученик должен уметь объяснить, чем отличаются слова в любой паре.

Примерный материал.

Слова: пар — парк, кот — крот, роза — гроза, рот — крот, сук — стук, ком — корм, каска — краска, зал — звал, лещи — клещи, бор — борщ, ужи — лужи, ужи — ужин, утка — шутка, кран — экран, лапа — лампа, усы — бусы, осы -— косы, сорок — сорока, стол — ствол, так — танк, сон — слон, сор — спор, дал — ждал.

Подвижные буквы.

Цель. Развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове.

Оборудование. Карточки со словами и буквы разрезной азбуки.

Ход игры. Ученик получает карточку со словом и буквы, составляющие это слово. Дети должны выложить сначала слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтобы получилось новое слово. Выигрывают пять первых выполнивших задание учеников.

Примерный материал.

Слова: липа — пила, кот — ток, сон — нос, лапка — палка, рано — нора, маяк — ямка, карп — парк, марка — рамка, кулак — кукла, лес — сел, кот — кто.

Ребусы.

Цель. Развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Карточки с ребусами.

Ход игры. Каждый ученик получает карточку, отгадывает слово и выкладывает его из букв разрезной азбуки. Выигрывают первые пять учеников, выполнивших правильно задание.

Примерный материал.

 

                                             Ф            шар

Б

                           К       губы                  

Сложи буквы.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв.

Оборудование. У каждого ученика конверт с несколькими (3—5) элементами букв, вырезанными из картона.

Ход игры. Учитель предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них надо сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

Допиши букву.

Цель. Обобщение знаний о графическом изображении руко­писных букв, закрепление начертаний букв.

Оборудование. Каждый ученик получает лист бумаги, на котором написан один и тот же элемент буквы столько раз, сколько в русском языке букв, в состав которых входит данный элемент.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

Сортировка букв.

Цель. Закрепление умения соотносить рукописный и печатный варианты букв.

Оборудование. У каждого ученика на парте три-четыре пары букв (рукописного и печатного вариантов), наклеенных или написанных по одной на карточке.

Ход игры. Учитель предлагает ученикам разложить все буквы в три-четыре столбика так, чтобы в одном столбике была одна и та же буква в разном написании. Выигрывает тот, кто первый правильно разложил все буквы.

Кто успеет?

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование. Наборы элементов пройденных букв (5—8) у каждого ученика.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся послушать шуточное стихотворение о том, как появились буквы. Затем он читает стихотворение повторно, а учащиеся должны к концу стихотворения собрать из элементов все возможные буквы, не оставив ни одного лишнего.

Выигравшим считается каждый, кто справился с заданием к концу чтения стихотворения и правильно назвал все буквы (произнес соответствующие им звуки).

КАК ПОЯВИЛИСЬ БУКВЫ.

Палочки,

Крючочки,

Закорючки,

Точки

Бегали толпою

И поодиночке.

Ссорились,

Мирились,

Прыгали без дела.

Наконец

Без дела

Жить им надоело.

И сказал им кто-то

Умный и серьезный:

— Взяться за работу

Никогда не поздно.

Слышим мы повсюду

Много разных звуков,

Но для них покуда

Нету знаков-букв.

Эй, крючки и точки,

Черточки,

Кружочки!

Собирайтесь вместе,     

Становитесь в строчки

И шагайте слаженно     

По листу бумажному!   

Черточки послушались,            

Прекратили драки,        

Превратились    

В нужные,          

Правильные знаки.

                               (Е. Измайлов.)

Комментарий для учителя. В дальнейшем при изучении начертания букв, в состав которых входят новые эле­менты, игру можно повторить, пополняя наборы этими новыми элементами.

Отгадай, кто я.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование. Элементы букв у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу; два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их, складывают букву, произносят соответствующий звук. Первые пять учеников, правильно справившиеся с заданием, полу­чают игровые жетоны. Выигрывают набравшие большее количество жетонов.

Все равно узнаю.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, дифферен­циация сходных букв.

Оборудование. У каждого ученика конверты с несколькими буквами, представленными каждая в разных видах (вырезанные из бумаги, картона, фанеры, пластмассы, большие, маленькие).

Ход игры. Учитель предлагает каждому ученику вынуть содержимое его пакета и подобрать знаки, обозначающие одну букву, затем другую и т. д. (Узнать их несмотря на разную величину и материал.) Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Комментарий для учителя. Для игры учитель отби­рает две-три буквы, написание которых вызывает затруднения у группы учеников, или буквы, сходные по начертанию.

Будь внимателен!

Цель. Закрепление начертания заглавных рукописных букв.

Ход игры. Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в тексте.

АЗБУКА.

Что случилось?

Что случилось?

С печки азбука свалилась!

 

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г ударилась немножко

И рассыпалась совсем!

 

Потеряла буква ю

Перекладинку свою!

 

Очутившись на полу,

Поломала хвостик у!

Ф, бедняжку, так раздуло-

Не прочесть ее никак!

Букву р перевернуло —

Превратило в мягкий знак!

 

Буква с совсем сомкнулась -

Превратилась в букву о.

Буква а, когда очнулась,

Не узнала никого.                                            (С. Михалков.)

Выигрывает тот ученик, который правильно записал все буквы, упомянутые в стихотворении.

Комментарий для учителя. Игру можно использовать на этапе чистописания.

Лото «Заглавная буква».

Цель. Развитие умения соотносить строчную и заглавную буквы.

Оборудование. У каждого ученика карточки лото с заглавными буквами по три штуки на каждой карточке и по три 'пустых карточки, чтобы закрыть ими буквы лото; карточки с такими же отдельно взятыми строчными буквами у ведущего.

Ход игры. Ведущий берет свою карточку, показывает ее, учащиеся называют букву (произносят соответствующий ей звук), ищут в своих карточках заглавную букву и закрывают ее пустой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл все буквы.

Полминутки для шутки.

Цель. Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Оборудование. Предметные картинки: звери, маки, жук, сом, венки, двери, раки, лук, дом, щенки. (См. Приложение.)

Ход игры. Учитель читает стихотворение, выставляя на набор­ное полотно (магнитную доску) иллюстрирующие его картинки. Ученики находят ошибку в стихотворении и подбирают картинку-отгадку, ориентируясь на смысл и звуковое сходств? с прочитанным словом. Игровые жетоны получает тот, кто назвал верное по смыслу слово, а также тот, кто объяснил, в чем заключалась ошибка. Выигрывают те, у кого больше жетонов.

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

                                                   Посмотрите-ка, ребятки,

                                               Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

                                             Мы собирали васильки,

                                              На голове у нас щенки.

Загадки.

Цель. Отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слов-отгадок для последующей их записи.

Ход подземный строит ловко,

Роет спальню и кладовку.  (Крот.)

Через речку лег,

Пробежать помог.     (Мост.)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?      (Врач.)

Я под маленькою крышей

Прогуляться в дождик вышел.      (Зонт.)

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Зубами «щелк!».

Это серый ...      (волк).

Крепка железная рука,

Любая тяжесть ей легка.   (Кран.)

Лежу я, тихонько в кармане звеня.

Я весь из железа,

Я в щелку залезу.

Ты в дом ни за что не войдешь без меня.  (Ключ.)

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?   (Грач.)

Красна, вкусна, внутри косточка.     (Вишня.)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты,

Яркие, пахучие...

Ай-ай-ай! Колючие!          (Розы.)

Я росла в лесу дремучем,

Поднималась к синим тучам.

Но теперь меня срубили

И в игрушки нарядили.          (Елка.)

Ребятам весело со мной,

На ножке я кручусь одной. (Юла.)

Нет моей походки тише,

И меня боятся мыши.     (Кот.)

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она.

А на ней иголки

И коротки, и колки.   (Ель.)

Когда со мною умываются,

То слезы появляются.         (Мыло.)

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит —

И одежда чище.               (Щетка.)

Легкий, круглый, но не мяч,

И не прыгает он вскачь.

На веревочке висит,

Зазеваюсь — улетит.     (Шар.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.     (Жук.)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.         (Аист.)

Солнце под потолком

Светит вечерком.             (Лампа.)

Тихо, чтоб никто не слышал,

В озере из норки вышел,

Повернулся, а потом

Зашагал... вперед хвостом.           (Рак.)

Не бьет, не ругает,

          а от него все плачут. (Лук.)

Комментарий для учителя. Все игры с загадками кроме учебной цели решают и коррекционные задачи: развитие мыслительной деятельности детей, их речи.

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ

Красное — синее.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Синие и красные кружки у каждого уче­ника.

Ход игры. Учитель произносит гласный звук, учащиеся по­вторяют его вслед за учителем, поднимая красный кружок и отодви­гая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука).

При произнесении учителем согласного звука учащиеся подни­мают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.

Найди место.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.

Ход игры. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Выигравшими считаются пер­вые пять учеников, верно выполнивших работу.

Кто больше?

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Ход игры. Класс делится на группы по рядам или звеньям. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.

Найди картинке ее домик.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок и с кружками на одном домике — красного цвета, на другом— синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

Ход игры. У учителя на столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Ученики по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку "в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может выполняться как соревнование рядов.

Лото.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.

Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квад­ратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.

Примерный материал.

Слова: 1) ложка, яблоко, пенал;

       2) яблоко, вилка, ослик;

       3) ослик, ложка, апельсин;

       4) апельсин, вилка, пенал;

       5) ножик, арбуз, тарелка;

          6) арбуз, апельсин, та­релка;

       7) медведь, шапка, автобус;

       8) шапка, яблоко, троллейбус;

       9) заяц, автобус, медведь;

     10) троллейбус, юла, заяц;

     11) полка, катушка, дятел;

     12) дятел, юла, полка;

     13) катушка, автобус, собака;

     14) якорь, ежик, барабан;

     15) собака, баран, якорь;

     16) ежик, утюг, заяц.

Чей домик?

Цель. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные.

Оборудование. Два домика, белого и синего (красного) цвета в зависимости от того, с согласными (синий домик) или гласными (красный домик) работают дети; набор предметных кар­тинок.         

Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладет в синий (красный) домик, если изучаемого звука в слове нет — в белый домик.

При правильном выполнении учебной и игровой задачи ребенок получает право вызвать к доске любого товарища по классу. Если задание выполнено неверно, исправляет его другой ученик по вызову учителя.

Каждой согласной свое место.

Цель. Развитие умения узнавать слова по опорным буквам, звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Два-три столбика записанных на доске слов, в которых согласные буквы обозначены черточками; согласные буквы из разрезной азбуки над каждым столбиком.

Ход игры. Ученики из каждого ряда (звена) по очереди, используя данные согласные буквы, вписывают их в схемы вместо пропущенных. Выигрывает тот ряд (звено), который первым за­кончит работу.

Примерный материал.

Р б н                  л п т                     к т р

-ы-а (рыба)           -и-а (липа)            -а-я (Катя)

-о-я (Боря)            -е-о (лето)              -у-ы (куры)

-е-о (небо)             -о-е (поле)             -о- (кот)

-а-я (баня)            -е-я (Петя)             -у-а (рука)

 

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Глухой — звонкий.

Цель. Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знания о парных звонких и глухих сог­ласных.

Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.

Ход игры. Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой — синий, если звон­кий — синий с красной окантовкой.

Наоборот.

Цель. Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, правильно произносить их.

Ход игры.

I вариант. Учитель называет звонкий согласный — ученик назы­вает парный глухой, или наоборот.

II вариант. Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором—парные глухие (каждый ученик по одному звуку).

Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости (звонкости). В этом случае ученик за правильный ответ получает два очка вместо одного.

За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.

Игра с мячом.

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. I вариант. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

II вариант. Учитель называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мяч учителю.

Игра оценивается по количеству правильных ответов в каждом ряду.

Комментарий для учителя. Эти игры, как и предыду­щие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

Тима и Дима.

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры. Класс делится на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого—Тима.

Командиры становятся лицом к своей команде. Учитель говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

Далее учитель сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима — свои, а Дима — свои. Выигрывает та команда, которая не ошибется.

Учитель продолжает рассказ: Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.

Комментарий для учителя. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Веня — Феня, Клаша — Глаша.

Чья команда победит?

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры. Учитель вызывает шесть учеников и делит их на две команды. Каждая подбирает себе название: одно начинается с глухой согласной, другое — со звонкой, например: «Заря» — «Сме­на», «Динамо» — «Торпедо», «Буревестник» — «Пионер» и т.д. Остальные дети — болельщики той или другой команды. Учитель объясняет, что команда «Заря» будет называть слова, начинающиеся со звонкой согласной, а команда «Смена» — с глухой. Болельщики помогают своей команде, если кто-то из ее членов допустит ошибку или долго не может подобрать слово, да каждый правильный ответ команде и болельщикам насчитываются очки.

Кто вернее и быстрее?

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.

Ход игры. Класс делится на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Ученики каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактери­зовали их по звонкости (глухости).

Лото.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки—в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.

Ход игры. Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Ученики поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, вы­делить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

Домино.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Домино с картинками: ваза — кукла, кук­ла — флаг, флаг — гуси, гуси — дыня, дыня — туфли, туфли — сова, сова—бусы, бусы—заяц, заяц—пальто, пальто—жук, жук— шишка, шишка — пусто — в таком количестве, чтобы каждому уче­нику хватило по три штуки; наборное полотно. (См. Приложение.)

Ход игры. Учитель берет пластинку домино «ваза — кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешивают­ся и раздаются по три штуки каждому ученику. Ученики ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Учитель спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза — кукла, кукла — флаг». Теперь ученики ищут картинку «флаг» и т.д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.

Найди картинке ее домик.

Цель. Развитие умения выделять, первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом — синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.

Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.

Комментарий для учителя. Если на уроке выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики при­крепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, симво­лизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом уроке по этой теме.

Магазин игрушек.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.

Ход игры. Учитель раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игруш­ки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ученик берет ее на парту, чтобы на перемене поиграть.

Учитель следит за тем, чтобы все ученики правильно и отчетливо проговаривали слова.

Загадки.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости (глухости).

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.  (Бочка.)

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?      (Белка.)

На потолке в уголке

Висит сито,

Не руками свито.    (Паутина.)

Перед ними синий пруд,

Хорошо им будет тут.

Прямо с ходу

Лезут в воду,

Лезут в воду —

И плывут.          (Гуси.)

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзающую землю

В шубу белую одел.           (Снег.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили

И скатились все потом

С моего горба гуртом.      (Горка.)

Все время стучит,

 Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.          (Дятел.)

Я с полями, с козырьком,

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и от холода.             (Панама, шляпа.)

Я на праздник с ним хожу,                                           Он признался ножу:

Я в руке его держу.                                                        — Без работы я лежу.

Это верный мой дружок —                                          Построгай меня, дружок,

Красный маленький ... (флажок).                            Чтобы я работать мог.

                                                                                                                              (Карандаш.)

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

 

Все игры, описанные в разделе «Звонкие и глухие согласные», можно использовать при прохождении данной темы, подобрав соот­ветствующий лексический материал и оборудование.

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твер­дые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.

Белый камушек растаял —

На доске следы оставил.          (Мел.)

Пушистой маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушеные грибы.            (Белка.)

Был сперва водой, потом

Прочным сделался мостом.     (Лед.)

Длиннохвостые крошки

Боятся кошки.       (Мышки.)

За долиной на просторе

Он стоит зимою голый.

Лето начинается —

В зелень одевается. (Лес.)

Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет.       (Мяч.)

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.     (Мишка.)

СЛОГ

Чудесный мешочек.

Цель. Развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование. Мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.

Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.

Телеграф.

Цель. Развитие умения делить слова на слоги.

Ход игры.

I вариант. Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово учитель произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ученик самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т.е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Ученик, правильно выполнивший задание или исправивший ошиб­ку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ученики, кто был мастером и у кого больше фишек.

II вариант. Учитель говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я не назову их, а только передам по телеграфу: отстучу количество слогов. Вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Назвавший сразу два-три слова становится телеграфистом или получает флажок (по договоренности).

Купи игрушку.

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики, пирамидка, матрешка, пушка.

Ход игры. Учитель раскладывает игрушки на столе и предла­гает ученикам «купить» те из них, в названиях которых два слога. Ученик подходит к столу, выбирает игрушку, четко произносит слово по слогам. Если ответ правильный, ученик отставляет игрушку в сторону — она «куплена». После того как игрушки, в названиях которых два слога, «куплены», предлагается детям «покупать» иг­рушки, в названиях которых три слога.

В конце игры учитель выясняет, почему никто не «купил» мяч и пирамидку.

Комментарии для учителя. Для данной игры можно подбирать игрушки из наборов посуды, мебели. Вместо игрушек можно использовать картинки, изображающие предметы одежды, обуви и т.д. Соответственно изменяется и название игры.

Молчанка.

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове. Оборудование. Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

Комментарий для учителя. Из числа учащихся выделяется судья, который отмечает ошибки детей, насчитывая ряду штрафные очки.

Кто быстрее?

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).

Ход игры. Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найден­ные у соперника ошибки.

Зоопарк.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.

Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слого­вого состава слов (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий—три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Ход игры. Учитель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его назва­ние по слогам и определяют количество слогов в слове. По коли­честву слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал. Слон, верблюд, тигр, лев, мед­ведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Слог — шаг.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным коли­чеством слогов.

Ход игры.

I вариант. Учитель дает каждому ученику задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»

Ученик должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.

II вариант. Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Все ученики получают по одной картинке. Пред­ставитель каждого ряда с поднятой картинкой делает столько шагов, сколько слогов в слове.

Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок «прошагал» верно.

Кто уйдет дальше?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.

Ход игры. Один из учеников выходит к доске и идет от нее к классу, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается знаком на полу. Учитель спрашивает школьников, кто может уйти дальше, и вызывает к доске желающего. Если ученик прошагал дальше, т.е. подобрал слово с большим количеством слогов, его остановка также отмечается. Если остановка оказалась ближе, чем у предыдущего ученика, ход не засчитывается. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

Отгадайте, кого я называю?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.

Ход игры. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать Се-ре-жа, Ма-ри-на, Та-ма-ра и т.д.

Собери слова.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами.

Ход игры. Учитель пишет на доске слог ва и раздает по одной карточке каждому ученику. Ученики по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу так, чтобы получилось слово. В конце игры учитель предлагает записать в тетрадь запомнившиеся слова по слогам.

Выигрывает тот, кто правильно и больше всех записал слов.

Примерный материал.

Слоги: тра, дро, сло, та, за, гон, со, сла, сли, бук, тык, сле, спра, и, хал, клюк.

Перевертыши.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами (4—6) у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет по отдельности два слога. Уче­ники берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились.

Примерный материал.

Слоги: сос, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

Часы.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопле­ние в памяти слоговых образов.

Оборудование. Круги с передвигающимися стрелками и с кармашками для слогов. Набор слоговых структур.

 

      

Ход игры. К доске выходит один ученик и ставит «часовую» стрелку на любой слог. Второй ученик ставит «минутную» стрелку на другой слог так, чтобы вместе с первым они составили слово. И так до тех пор, пока не будут использованы в игре все слоги. Получившиеся слова можно записать в тетрадях по памяти, деля на слоги. Выигрывает тот, кто больше записал слов, не сделав ошибки.

Примерный материал.

Слоги: бан, тя, са, вет, тка, ош, ка, ни, ко; ба, мыш, ма, ка, ры, ран; за, но, ра, сос, ро, на, мок, ки.

Домино.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. У каждого ученика по шесть пластинок домино:

Ва зи
Бы
Тук зу
Ма пе
Ка фар
Нал Вил

одно домино у учителя:            

тра

наборное полотно.

Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно свою плас­тинку домино со слогом тра и предлагает ученикам подобрать у себя такую пластинку, первый слог которой образовал бы с данным слогом слово. Кто первый нашел такую пластинку, вы­ставляет ее на наборном полотне и прочитывает получившееся слово. К оставшемуся слогу учитель предлагает подобрать такой, чтобы опять получилось слово, и т.д. Игра заканчивается пластинкой «пусто». Выигрывает тот, у кого на парте осталось меньшее коли­чество пластинок.

По кругу.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Круг (круги) со слогами.

Ход игры.

I вариант. Начиная со слога ка, ученики прочитывают слоги через один по часовой стрелке до тех пор, пока опять не придут к слогу ка. Затем учитель убирает пособие, и ребята по памяти записывают получившиеся слова. Выигрывает тот, кто вспомнит больше всех слов и запишет их правильно.

         

 

II вариант. Каждый ученик ряда образует из слогов и записывает на доске одно слово. Выигравшим считается ряд, который быстрее и правильнее закончил «бег по кругу». За неправильно составленное слово снимается очко.

Точка.

Цель. Развитие умения быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.

Оборудование. Карточка со словом точка; карточки со слогами ве, кле, ни, лен, кис, кар, фор, кур, лас, кос, у, коф, шу, се у каждого ученика по одной.

Ход игры. Учитель предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово. Ученики прочитывают получившиеся слова: ве-точка, кле-точка, ни-точка, лен-точка, кис-точка, кар-точка, фор-точка, кур-точка, лас-точка, у-точка, коф-точка, шу-точка, се-точка.

Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который правильно составит слова.

Полслова за вами.

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Ход игры. Учитель, обращаясь к каждому ученику по порядку, произносит первый слог двусложного слова. Ученик должен закон­чить слово, назвав второй слог. Если он не может подобрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает его товарищ. Назвав два и более слов, начинающихся данным слогом, он может ввести в игру любого из выбывших одноклассников. Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.

Цепочка.

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Ход игры. Дежурный записывает на доске слово окно по слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается с последнего слога слова окно (но-ра), затем — новое слово, начи­нающееся слогом ра (ра-ма), и т.д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Потерянный слог.

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Ход игры. Учитель говорит: «Наташа и Вова составляли различные слова из двух слогов. Но когда они хотели показать эти слова детям, случилась беда: слоги упали и рассыпались. У Наташи остался первый слог ва, а у Вовы последний слог ка. По­могите им, дети! Какие слова составляли Наташа и Вова?»

Учащиеся составляют слова, подбирая к любому из данных слогов первый или последний слог. За каждое правильно названное слово ученик получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.

Найди ошибку.

Цель. Развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.

Оборудование. Слова, записанные на доске в сле­дующей разбивке: пар-ус, пар-та, пар-к, пар-ад, пар-а, пар-ник.

Ход игры. Учитель говорит: «Мальчик не знал правил деления слов на слоги, а ему нужно перенести слова парус, парта, парк, па­рад, пара, парник. Он отделил во всех словах первую часть пар, а вторую часть решил перенести. Правильно ли он сделал? Найдите ошибки».

Правильный ответ оценивается красным кружком (флажком, звездочкой). Победитель выявляется по сумме полученных кружков.

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги (или для переноса) слова-отгадки с последующей их записью в тетрадях.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим,

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.        (Елка.)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.   (Дятел.)

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы.        (Червяк.)

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Полила за грядкой грядку. (Лейка.)

С неба — звездой,

На ладошке — водой.    (Снег.)

Набита пухом,

Лежит под ухом.    (Подушка.)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом.   (Белка.)

Под березой иль под елкой

Бродит кто-то весь в иголках.

Берегитесь ночью, мыши!

Он все видит, он все слышит.           (Ежик.)

Стоит Антошка —

Только шапка да ножка.

Дождик пройдет —

Антошка подрастет.   (Гриб.)

Что же это? Кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.       (Дождь.)

Только дождик удалился,

В небе мостик появился,

Яркой выгнулся дугой,

Будто пояс золотой.      (Радуга.)

Не ворона, не синица —

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу «ку-ку!».       (Кукушка.)

                              

АЛФАВИТ

Алфавит.

Цель. Закрепление знания алфавита.

Оборудование. У каждого ученика по одной-две карточки с буквами.

Ход игры. Учитель читает стихотворение:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется ... (алфавит).

Ученики угадывают последнее слово стихотворения. Затем они называют признаки, по которым узнали алфавит. Учитель пред­лагает вспомнить порядок букв в алфавите и расставить их на наборном полотне. Ученики выходят к доске, когда подходит очередь тех букв, которые они имеют. Карточка с буквой ставится на наборное полотно. Когда все буквы выставлены, школьники хором читают алфавит. Выигрывают все, вовремя вышедшие с буквой к доске.

Тридцать три богатыря.

Цель. Закрепление знания алфавита.

Оборудование. Штрафные карточки.

Ход игры. Учитель предлагает классу загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.               

Учащиеся называют отгадку и признаки, по которым они узнали алфавит. Далее учитель предлагает назвать буквы алфавита и сосчитать их. Для подсчета называемых букв назначается ученик-контролер. Остальные ребята по порядку называют буквы алфавита. Если кто-то не может быстро назвать следующую по алфавиту букву или называет не ту букву, он получает штрафную карточку. Эта карточка означает, что ученик должен повторить алфавит и рассказать его командиру звездочки во внеурочное время.

Кто быстрее?

Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое приме­нение.

Оборудование. Две-три стопки книг в зависимости от рядов в классе.

Ход игры. Каждому ряду дается одинаковое количество книг. Объясняется суть задания: разложить книги так, чтобы фа­милии авторов располагались по алфавиту. Учащиеся по очереди (представители всех рядов) выбирают книги из своей стопки и раскладывают их по алфавиту на столе или на специальной подставке. Выполнение задания проверяется коллективно. Выигрывает тот ряд, который первый выполнил работу без ошибок.

Кто за кем?

Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое при­менение.

Оборудование. Классная касса букв, в кармашках которой карточки с заглавными буквами.

Ход игры. Каждый ученик называет свою фамилию, опреде­ляет, на какую букву она начинается, подходит к кассе и берет карточку с соответствующей буквой. Если встречаются две фамилии на одну букву, учитель помогает определить, чья фамилия будет первой. Когда все ученики возьмут карточки, учитель предлагает им построиться в шеренгу по алфавиту. Правильность построения проверяется по классному журналу. Выигрывают те, кто правильно определил свое место в шеренге.

Помощники библиотекаря.

Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое при­менение.

Оборудование. Карточки с заглавными буквами; наборное полотно с тремя длинными кармашками для букв, расположен­ными в один ряд.

Ход игры. Учитель говорит: «Ребята, мы с вами в новой библиотеке. Нужно помочь библиотекарю правильно и быстро рас­ставить книги по полкам. На первой полке будут стоять книги авторов, чьи фамилии начинаются на А И, на второй полке на К У, на третьей на ФЯ (учитель выставляет первую и последнюю буквы в каждом кармашке наборного полотна). Давайте заполним пропуски между буквами».

Каждой группе выделяется своя «полка» (кармашек). Работу начинают одновременно все группы. Ученики по порядку выходят к доске, выбирают карточку со следующей по алфавиту буквой и ставят ее на наборное полотно. Лучшими помощниками библио­текаря будут считаться ребята той группы, которая первой пра­вильно заполнила кармашек. В заключение учитель предлагает ребятам назвать фамилии писателей и поэтов, чьи книги можно поставить на первую, вторую и третью полки.

Поможем зверям.

Цель. Закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование. Картинки, изображающие животных, с подписями.

Ход игры. Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»

Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав наизусть алфавит.

Примерный материал. Слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа.

Словарь — наш друг.

Цель. Закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование. Школьный орфографический словарь, кар­точки с буквами.

Ход игры. Каждый ученик получает карточку с буквой. Предлагается всем найти в словаре слова, начинающиеся с данной буквы, и четыре-пять из них выписать в тетрадь. Выигрывает тот, кто быстро, правильно, красиво выполнил задание и сумел объяснить значение выписанных слов. Первые пять учеников полу­чают отличную оценку.

Азбука в картинках.

Цель. Практическое употребление знания алфавита; активиза­ция словаря учащихся.

Оборудование. Азбука в картинках с пропусками на месте некоторых картинок и букв; набор фишек.

Ход игры. Учитель показывает ребятам незаконченное посо­бие и просит помочь в изготовлении азбуки в картинках для первоклассников. Для этого в пустых окошках надо написать или наклеить готовые буквы, нарисовать или вырезать и наклеить соот­ветствующие картинки. На уроке проводится подготовка к изготов­лению пособия. Ученики должны назвать пропущенные буквы и предложить к ним интересные картинки. Правильные ответы оцениваются фишками. Победитель определяется по количеству полученных фишек.

Комментарий для учителя. На уроках труда или во внеурочное время дети под руководством учителя или воспитателя заканчивают изготовление азбуки в картинках и передают пособие в первый класс.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!