УПРАЖНЕНИЕ 1. ЗАПОМИНАНИЕ СНОВИДЕНИЙ



Засыпая, пообещайте себе, что проснетесь после каждо­го из ваших сновидений и просмотрите его снова, стара­ясь не придавать ему особого смысла. (Поначалу такая бдительность может привести к недосыпанию, так как любое ожидание вызывает легкое возбуждение, а это ме­шает крепко спать).

Проснувшись и поняв, что несколько мгновений на­зад вы видели сон, позвольте Некоторым его образам вер-

144


нуться к вам; если вы будете с ними мягкими, они вер­нутся к вам более охотно. Обращаться с ними следует как можно более нежно — как с красивой любовницей. Мысленно пробежав свой сон еще раз или два, дайте ему уйти, а сами засните снова. Утром дайте себе время, что­бы проснуться. Полежите немного в постели и позвольте картинам из сна вернуться. Если обычно вы выскакивае­те из кровати, отбрасывая происходившее во сне, как не относящееся к реальному миру, вы потеряете все снови­дения, что старались запомнить. Уловив же какие-то об­разы из сновидений, запишите их. Не слишком старай­тесь быть точными в этих записях — образы часто нелег­ко передать словами.

Иногда нам трудно вспомнить сновидения потому, что мы боимся их запомнить. Если это так, вам следует это признать и спросить себя, чего же вы боитесь. После того как вы разбере­тесь со своими страхами, сны к вам вернутся.

Чтобы оживить свои сновидения, сначала вы должны на­учиться их запоминать, а затем рассказывать.

УПРАЖНЕНИЕ 2. ОЖИВЛЕНИЕ СНОВИДЕНИЙ

Работая с партнером, расскажите о своем сновидении. Опишите образы из каждой сцены и что они делали, ста­раясь при этом не искать смысла и не слишком приводить свой сон в порядок.

Убедитесь, что рассказываете сон так, будто он проис­ходит сейчас, то есть в настоящем времени. Партнер бу­дет помогать вам в этом, поправляя каждый раз, когда вы употребите прошедшее время.

Если сновидение отрывочно, работайте с ним таким же образом.

Справившись с запоминанием сна и рассказом, вне­запно вы можете обнаружить, что упустили какую-то важную часть. Или справившись с запоминанием сна при пробуждении, вы можете обнаружить, что к настояще-

10-2356                                                  145


му времени опять его забыли. Следующее упражнение укажет вам путь для возвращения потерянных снов и их фрагментов.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

ВОЗВРАЩЕНИЕ УТЕРЯННЫХ СНОВИДЕНИЙ

Представьте, что ваш сон — это некая личность, имею­щая физическое проявление. Представьте себе его сидя­щим напротив на свободном стуле и поговорите с ним. Вы можете начать с вопроса: «Где ты?» или попросить, чтобы сон показал вам это место. Как только вы попроси­ли о чем-либо ясно и внятно и почувствовали, что ждете ответа, пересядьте на другой стул и станьте той частью сна, которая хочет остаться невидимой. Попытайтесь стать столь же невидимым, как сон. Сделав это, пересядь­те обратно и обдумайте то, о чем сказал вам ваш сон. Как вам ваш диалог со своим сном? Чувствуете ли вы, что дей­ствительно хотите его вспомнить? Чем вы рискуете, если вспомните его?

Просто удивительно, как часто можно таким простым спо­собом выявить забытые сны. Как только вы возьмете на себя ответственность за ту часть себя, которая хочет забыть или боится вспомнить сон, вы сможете с собой договориться. Иног­да удается добиться компромисса путем запоминания снови­дения по частям; в том случае, если запоминаемые части не окажутся столь уж угрожающими, вы, возможно, вспомните и последующие части.

Сновидения — это наше творчество, их персонажи и объек­ты являются продуктами нашего воображения. Многие тера­певты пытаются разгадывать сны своих клиентов, придавая им какие-то толкования. Поэтому интерпретации сновидений, данные разными терапевтами, отличаются друг от друга.

Гештальт-терапевты помогают клиентам в понимании их сновидений, не давая им каких бы то ни было предвзятых объяснений. Терапевты работают, полагая, что каждая из фи­гур сновидения представляет какую-либо часть личности

146


спящего. Распознавание каждой из фигур должно делаться не терапевтом (который действует лишь в качестве проводника), а самим человеком, видевшим тот или иной сон.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

ПРИДАНИЕ СУТИ СНОВИДЕНИЮ

Поднимитесь и расскажите сон еще раз — теперь в на­стоящем времени. Проходя через череду событий, пере­несите сцены сна в то помещение, где находитесь сейчас. Если в сновидении существует мебель или двери, опиши­те их местоположение относительно себя. Сделайте то же самое с окнами, деревьями и любыми другими ориен­тирами сна. Начните с описания вещей, которые были в начале сна, а не с того, на что вы обратили внимание, когда сон уже развился.

Если во сне вы двигались, двигайтесь теперь тем же образом, будто ваш сон все еще происходит и вы связаны в пространстве с объектами сна.

На этой стадии вы можете начать испытывать силь­ные эмоции, связанные со сном.

Если при работе со сновидением вы столкнетесь с сильны­ми чувствами, то в нем, возможно, есть какое-то явное посла­ние вам. Вы можете сделать выбор — продолжать или нет раз­гадывать значение увиденного во сне. В любом случае выбор остается за вами. Следует делать лишь то, что вам удобно, и раскрывать партнеру только то, что вы хотите.

Цель работы заключается не в выяснении страхов, кото­рые вы испытываете; наоборот, вы с партнером должны рабо­тать лишь до тех пор, пока это для вас приемлемо, рискуя не потому, что от вас этого ожидают, а потому, что вы сознатель­но это выбираете. В уклонении нет ничего страшного, пока вы готовы быть за это ответственны, ясно осознавая, чего вы из­бегаете. Проделав это, возможно вы обнаружите, что готовы снова продолжать исследование.

Спящий создает во сне фигуры. В этом смысле их можно рассматривать как проекции черт его личности. При дальней-

                                         147


шем исследовании сновидений и осознании значимости той или иной фигуры сна человеку, видевшему этот сон, не оста­ется ничего другого, как признать их идентичность.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

С ПЕРСОНАЖАМИ СНОВИДЕНИЯ

Если сон длинный, выберите для работы его часть. Это может быть интригующая или кажущаяся более значи­тельной часть сновидения. Решив, с чем вы будете рабо­тать, попытайтесь некоторое время по очереди отожде­ствляться с каждым из персонажей.

Начните с живых персонажей: даже если вам пока­жется нелогичной их способность говорить (например, у грудного ребенка), говорите за Них. Некоторое время отождествляйте себя с каждым из персонажей сна и посмотрите, насколько они соответствуют вашей лич­ности или вашему поведению.

Дайте себе почувствовать переживаемое каждым из персонажей, даже если обнаружите, что эти чувства чу­жеродны, несвойственны вам или неприятны.

Например:

Если вы никогда не чувствуете смертельной ярости в обычной жизни или никогда не чувствуете жестокости, попытайтесь выразить эти чувства посредством персо­нажей, созданных вами во сне.

Сутью работы со сновидениями до сих пор являлось при­нятие вами собственных свойств и черт характера, которые вы проецировали на фигуры из сна. Эти части, от которых вы отказываетесь, реальны — даже если вы позволяете себе уви­деть их лишь во сне. Требуется изрядная энергия, чтобы зас­тавлять себя не видеть те или иные собственные черты; пре-пятствование их действию может требовать еще больше уси­лий. Идентифицировавшись с этими частями, вы сможете ощу­тить, сколько сил и энергии затрачиваете, чтобы отказаться от их признания.

148


Гештальт-терапия расширяет ваше сознание для того, что­бы вы знали о себе больше. Раскрытие замков, стопоров ваше- . го сознания высвобождает огромное количество энергии. Она (как и сама жизнь) может быть опасной, однако осознание всех возможностей — это единственный путь быть хозяином са­мому себе и единственный способ сделать осознанный выбор. Встреча с собственными составляющими, от которых вы от- . называетесь, может привести вас к некоторым выборам, кото­рых прежде в вашем мире не было.

Не только живые персонажи ваших снов олицетворяют ваши проекции, то же самое делают животные и неодушевлен­ные предметы, которых вы видите во сне. Попытайтесь проде­лать такой же процесс идентификации с ними.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

С НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ ПРОЕКЦИЯМИ

Работая с тем же отрезком сна, составьте список неоду­шевленных предметов и животных из него. Их может оказаться слишком много, поэтому обратите особое вни­мание на те из них, которые связаны с вашими действи­ями и участвуют в них. Например:

Если один из персонажей сна пытается заколоть дру­гого ножом, вы могли бы представить себе, что вы и есть этот нож. Поговорите за него и отождествитесь с ним, как с живым персонажем.

Опишите себя в качестве ножа и посмотрите, насколь­ко это описание вам соответствует. Что вы чувствуете относительно способа, которым вас использовали во сне?

Персонажи сновидения не только олицетворяют ваши соб­ственные части, которых вы можете избегать, но и способы их взаимодействия связаны со способами, с помощью кото­рых ваши части пребывают в состоянии гармонии или конф­ликта. Следующее упражнение поможет вам исследовать спо­собы взаимодействия персонажей вашего сна.

149


УПРАЖНЕНИЕ 7. КОНТАКТ

МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ СНОВИДЕНИЯ

Идентифицировавшись с некоторыми персонажами сна, представьте себе, что они могут разговаривать между со­бой. Выберите двоих, появляющихся по очереди и не­ким образом взаимодействующих друг с другом, и по­звольте им поговорить между собой. Будет лучше, если эти два персонажа неким образом противоположны друг

другу.

Создайте сцену, как в упражнении 4 на стр. 147, зай­мите физическое место и примите позу одного из персо­нажей, и поговорите с другим.

Теперь поменяйте роль, сохраняя части вынесенны­ми вовне, и ответьте с помощью слов или соответствую-, щих жестов от имени второго персонажа.

Дайте диалогу развиться, пусть он продолжается даже дальше, чем это было во сне.

Видите ли вы связь между диалогом и конфликтами в вашей жизни?

Постройте диалог и с неодушевленными персонажа­ми вашего сна.

Например:

Представьте себя домом из вашего сновидения и пого­ворите с проживающими в нем или с деревьями, что рас­тут снаружи.

Продолжайте диалог столько, сколько хотите. Необя­зательно, чтобы взаимодействие в точности повторяло происходившее во сне; но оно может и повторять взаи­модействие из сновидения, давая представление о его персонажах и ситуации.

Будучи одними из самых захватывающих творений, сны являются прямой дорогой к осознанию. Они содержат не толь­ко наши проецируемые части, но и проявления того, как мы живем — в мире или конфликте сами с собой. Мы не можем сказать, что они имеют значение, потому что сны имеют мно­го значений. Один сон может содержать в себе столько, что этого хватит для работы на всю оставшуюся жизнь. Характе-

150


ры и конфликты сновидений содержат истину многих разных уровней, и важная задача — услышать послание, с какого бы уровня тебе ни говорили. Поэтому, увидев сон, мы сами долж­ны интерпретировать свои сны.

Конечно, терапевт небесполезен в этой работе; он с помо-щью своих навыков создает предпосылки для того, чтобы кли­ент понял послание из собственного сновидения. Знание о воз­можных посланиях приходит с опытом, и терапевт может при­вести клиента к важному для него посланию из сновидения. Его не всегда можно передать словами, скорее оно является общим итогом исследования сна — выраженными и выявленными в нем проекциями и конфликтами. Старые поведенческие моде­ли можно будет увидеть в новом свете, появится возможность по-новому решать старые конфликты, но что важнее всего — при ясном взгляде на самих себя мы сможем увидеть все новые возможности. Выяснение собственной привязанности к ста­рым, привычным клише — это первый шаг на пути их преодоле­ния. Видение новой, ранее сдерживаемой части себя даст вам возможность ее активации и использования скрытой в ней энер­гии. Одно лишь ясное видение самих себя позволяет нам с боль­шей ясностью двигаться от одного решения к другому.

Если вы хотите обнаружить послание того сновидения, с которым работаете, сделайте следующее упражнение.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!