I четверть, ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
Темы уроков
«Древние образы в народном искусстве»
«Убранство русской избы»
«Внутренний мир русской избы»
«Конструкция и декор предметов народного быта»
«Русская народная вышивка»
«Народный праздничный костюм»
«Народные праздничные обряды» (обобщение темы)
Обучение в I четверти предполагает необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.
Личностные результаты:
• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
|
|
Метапредметные результаты:
• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.;
• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;
• умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география);
|
|
• умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода);
• умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Предметные результаты:
• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;
|
|
• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;
• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;
• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.
|
|
В течение I четверти учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.
Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.
Приобщение учащихся к народному (крестьянскому) искусству желательно осуществлять в системе Природа — Человек— Культура (Искусство), исходя из того, что народное искусство — это и сама природа, и историческая память народа, его отношение к миру. Такой подход даёт возможность рассматривать произведения крестьянского искусства с точки зрения отражения в них поэтических представлений человека о мире родной природы и большом мире Вселенной, сущностных сил мастера-земледельца, всей полноты его художественного дарования, а также во взаимосвязи с памятниками устно-поэтического, музыкального народного творчества.
Восприятие произведений крестьянского искусства в системе Природа — Человек — Культура помогает увидеть и понять общность и различие между аналогичными предметами искусства своего родного края и других регионов.
Исключительно важное значение для понимания учащимися содержательной глубины крестьянского прикладного искусства имеет раскрытие идеи целостности мира, выраженной через символическую трехчастность (космос — небо, земля, подземно-подводный мир). На уроках школьники осознают, что каждый художественно оформленный предмет включён в высокий порядок мира природы и космоса и тоже отмечен или трёхчастной структурой (костюм, изба, наличник окна-ока и т. п.), или символическими знаками трёхчастности.
Педагог должен понимать, что крестьянское искусство не может быть глубоко прочувствовано, понято учащимися при формальном подходе к раскрытию его специфики, не учитывающем духовно-ценностное содержание, выраженное всем богатством строя вещи-образа.
Знакомство с памятниками крестьянского прикладного искусства происходит через рассматривание изображений резного декора деревенского дома, деревянной фигурной посуды, пряничных досок, прялок, вальков, рубелей, орнаментов народной вышивки, народного праздничного костюма, а также, конечно, подлинных вещей, позволяющих говорить о нерасторжимом единстве конструкции и декора, о богатстве художественных трактовок традиционных образов и мотивов, их «природности», изобразительной условности, символизации. Одновременно зрительный материал формирует насмотренность учащихся.
В формировании познавательного интереса, эмоционально-ценностного отношения учащихся к крестьянскому искусству огромное значение имеет слово учителя. Оно становится не только носителем художественной информации, но, организованное по законам искусства, может быть столь же эффективным, что и зрительный образ. Более того, комплексное воздействие слова (образного, ёмкого, содержательного) и зрительного образа даст возможность раскрыть глубину и многоплановость произведений народного искусства, развивая от урока к уроку у учащихся потребность видеть высшее в повседневном и привычном, воспитывая чувство сопричастности к материально-духовному наследию наших предков.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 406; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!