Тема 2. Богоявление: Рождество и Крещение Господне



Священное Писание Нового Завета

Курс Священного Писания Нового Завета, изучаемый на Факультете дополнительного образования, отличается от аналогичного курса, разработанного на Богословском факультете ПСТГУ, не являясь научно-ориентированным. При раскрытии исторических и экзегетических проблем он знакомит слушателей с некоторыми мнениями (в том числе спорными или несоответствующими Преданию Церкви) и достижениями библеистики (XIX-ХХI вв.), но не ориентирован на их систематическое рассмотрение и привлечение.

Данный курс направлен на постижение слушателями места Нового Завета в православном Предании, в его взаимосвязи с Ветхим Заветом, экзегетической и литургической традицией. Обучение должно помочь выявлению ценностной системы Священного Писания и продемонстрировать возможности ее использования в качестве основы для анализа и оценки явлений личной и общественной жизни.

Тематическая последовательность первой части курса (Четвероевангелия) задана единой событийной канвой евангельской истории, составленной на основе материала всех Евангелий. Наиболее подробно данный курс рассматривает содержание Евангелия от Иоанна: во-первых, в силу того, что оно традиционно представляет наибольшую сложность для понимания, во-вторых, потому что оно, как ни одно другое Евангелие, открывает догматический и духовно-нравственный смысл евангельских событий и учения.

Вторая часть курса представляет собой последовательное изучение книг апостольского корпуса: вначале исторической книги Деяний святых апостолов, затем посланий апостола Павла (в хронологическом порядке) и, наконец, Соборных посланий и Откровения ап. Иоанна Богослова. При изучении посланий обращается внимание на исторический контекст их появления; особое внимание уделено тематическим связям между посланиями.

 

Цель курса – познакомить слушателей с содержанием новозаветных текстов и способствовать появлению навыка самостоятельного изучения Писания Нового Завета в соответствии со Священным Преданием.

Задачи курса:

· охарактеризовать общие и индивидуальные особенности новозаветных книг;

· показать соотношение и взаимосвязь ветхозаветного и новозаветного Откровения, а также новозаветного учения с другими областями богословского знания;

· привить навык толкования новозаветных текстов в свете Свящ. Предания (святоотеческая экзегеза, богослужебное предание и др.);

· научить свободно ориентироваться в новозаветном тексте;

· научить применять методы работы с библейским текстом, согласные с православной экзегетической традицией;

· кратко познакомить с критическими подходами к толкованию библейского текста и базовыми понятиями библеистики, раскрыть апологетическое значение этих знаний;

· научить слушателей самостоятельно формулировать догматические и нравственные проблемы, поставляемые новозаветным текстом.

 

 

Программа курса

Часть 1. Четвероевангелие

 

Тема 1. Введение в изучение.

Тема 2. Богоявление: Рождество и Крещение Господне.

Тема 3. Явление Мессии Израилю: «Его слушайте» (Втор. 18.15).

Тема 4. Явление Сына Божия в мир и отвержение Его миром (по Ин. 1–11 глл.).

Тема 5. Вход в Иерусалим и начало Страстей. Предательство Иуды.

Тема 6. Пасха Страстей.

Тема 7. Великая Суббота, Воскресение и Вознесение Христово.

 

Часть 2. Апостол

Тема 8. Книга Деяний святых апостолов

Тема 9. Первое и второе послание к солунянам

Тема 10. Первое и второе послания к коринфянам

Тема 11. Послание к галатам

Тема 12. Послание к римлянам

Тема 13. Послание к филиппийцам

Тема 14. Послание к колосянам

Тема 15. Послание к ефесянам. Послание к Филимону.

Тема 16. Пастырские послания

Тема 17. Послание ап. Павла к евреям

Тема 18. Соборное послание ап. Иакова

Тема 19. Первое и второе соборные послания ап. Петра, Соборное послание ап. Иуды

Тема 20. Послания и Откровение ап. Иоанна Богослова

 

Часть 1. Четвероевангелие

Тема 1. Введение в изучение предмета

Понятие «Новый Завет», канон Нового Завета: состав и краткая история формирования. Понятие «новозаветный апокриф»; апокрифы, содержание которых соответствует церковному Преданию (напр., Протоевангелие Иакова, Евангелие Никодима).

Наиболее известные представители святоотеческой экзегезы Нового Завета. Виды толкования Священного Писания. Данные Священного Предания об евангелистах, характерные особенности каждого Евангелия; отличие синоптических Евангелий от Евангелия от Иоанна.

Примерная периодизация и география евангельских событий. Продолжительность общественного служения Спасителя. Периодизация евангельской истории.

Политическое и религиозное состояние Палестины накануне Рождества Христова

Литература:

  1. Емельянов А., свящ. Введение в Новый Завет. М., 2009.
  2. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М., 2006. С.15–34.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие критерии учитывались при формировании новозаветного канона?

2. По какому Евангелию удобнее всего рассчитать возможную продолжительность общественного служения Спасителя?

3. Как было разделено царства Ирода Великого между его сыновьями?

4. В какой момент в Палестину был назначен римский прокуратор?

5. Какой евангелист проявил особенную заботу об изложении евангельских событий в их последовательности?

6. Почему Евангелие от Марка по свидетельству древних церковных писателей называется Евангелием Петровым?

7. Какие группы иудейского общества относились негативно к римской власти?

8. Чем отличаются книжники от фарисеев?

9. Какие черты жизни и учения ессеев близки учению и организации жизни ранней Церкви?

10. Какая черта мессианского образа, раскрытого пророками, исчезла из мессианской концепции иудеев I века?

 

Тема 2. Богоявление: Рождество и Крещение Господне

Евангельский смысл понятия «Богоявления». Значение Рождества Христова в деле домостроительства спасения. Связь евангельских событий от благовещения Захарии до до прихода Господа на Иордан к Иоанну Предтече с Рождеством; последовательность событий этого периода.

Дата Рождества Христова: исторические указания Евангелия, расчеты и ошибка монаха Дионисия Малого в VI в.

Особенности родословий Спасителя в Евангелии от Матфея (1 гл.) и в Евангелии от Луки (3 гл.).

Исполнение пророчеств Ветхого Завета и предсказаний архангела Гавриила в жизни и служении Предтечи. Служение Предтечи: проповедь покаяния, крещение в знак покаяния, свидетельства о Христе. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя.

Крещение Господне. Свидетельства Господа Иисуса Христа о Предтече. Искушения Господа в пустыне.

Литература:

  1. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симверополь, 2002. Разделы: Благовещение, Рождество Иисуса Христа, Обрезание Господне, Богоявление.
  2. Иванов А.И. Руководство к изучению книг СПНЗ. Обозрения Четвероевангелия. СПб., 2002. С. 56–114, 205–206.
  3. Киприан (Керн), архим. «Взгляните на лилии полевые...»: Курс лекций по литургическому богословию. Раздел: Пустыннолюбная горлица (вторник).

Вопросы для самопроверки:

1. Опровергните или обоснуйте правильность утверждения: христианам было бы полезно иметь более подробное и полное описание земной жизни Иисуса Христа (в частности - Его детства), чем оно есть в существующих Евангелиях.

2. Укажите, какие есть варианты согласования и объяснения различий родословий Христа в Евангелии от Матфея и от Луки?

3. В стихирах праздника Сретения Христос называется «исполнителем закона». Укажите, какие именно постановления Закона и как Он исполнил в рассматриваемый период (детство и юность).

4. Какое догматическое значение имеет эпизод, рассказанный евангелистом Лукой о 12-летнем Отроке Иисусе, посетившим Иерусалимский храм?

5. Назовите евангельские эпизоды, в которых упоминаются «братья» Господни. Объясните, почему неприемлем для Православной Церкви:

а) протестантский взгляд на братьев Господних как детей прав. Иосифа и Пресв. Девы Марии, происшедших естественным порядком после Рождества Христова;

б) распространенная среди католических экзегетов версия St. Jerom, который исходит из выдуманной необходимости признать прав. Иосифа бездетным и даже девственником. Братьев Господних они производят не от Иосифа Плотника, а от
св. Анныматери Пресвятой Девы Марии.

6. Почему Захария, отец Предтечи, был наказан за недоверие словам архангела Гавриила, ведь его недоумение столь же понятно («по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» – Лк. 1.18), что и вопрос Пресвятой Девы Марии («как будет это, когда Я мужа не знаю?» – Лк. 1.34)?

7. Покажите, как исполнились в служении Иоанна Крестителя пророчества Ветхого Завета и слова архангела Гавриила, произнесенные при благовещении Захарии. Что, по Евангелию от Иоанна, было основной миссией Предтечи?

8. Почему Господь Иисус Христос называет Крестителя большим пророка (Мф. 11.7, 9)?

9. В чем смысл Крещения Господа на Иордане? В чем значение крещения Господня в контексте Его земного служения (см. Лк. 3 гл.)?

10. Какая «правда» исполняется в Крещении Господа на Иордане? Сопоставьте с Мф. 20.22, Лк. 12.50, Рим. 6.4.

11. В чем значение искушений Христа в пустыне а) в контексте общественного служения Христа, б) в понимании духовной пользы для учеников Христа (т.к. по слову св. Григория Паламы, «по Христу живущие во плоти жительству Христа подражают»).

12. Поясните случай, описанный в Мф. 11.2–6. Можно ли понимать этот случай как проявление сомнения самого Крестителя в мессианстве Иисуса Христа?

13. Поясните именование «Предтеча» по отношению к св. Иоанну Крестителю. Какие события жизни св. Иоанна Крестителя позволяют понять его служение как Предтечи?

Тема 3. Явление Мессии Израилю: «Его слушайте» (Втор. 18.15)

Первая встреча с будущими апостолами (по Ин. 1). Призвание учеников (по синоптическим Евангелиям). Избрание двенадцати учеников, смысл их апостольства. Начало служения в Галилее. Отвержение в Назарете. Темы Нагорной проповеди. Приточное учение в Галилейский период. Чудеса и знамения. Исповедание апостолов у Кесарии Филипповой, сравнение с другими исповеданиями.

Прикровенные указания на Страсти до исповедания у Кесарии. Предсказания Спасителем Своей Смерти и Воскресения после кесарийского исповедания. Преображение Господне: смысл и значение события, связь его со Страстями. Свидетельство ап. Петра о Преображении (2 Петр. 1.16–18).

Избрание Семидесяти учеников. Отличие апостольства Семидесяти и Двенадцати. Обличение фарисеев: отношение к Закону, ответ на попытку фарисеев удалить Христа из Галилеи, обличение в гордости и превозношении, обличение в сребролюбии. Беседы с учениками: о бодрствовании (хранении верности Богу), о разрыве с миром и отношению к богатству, о покаянии, о девстве.

Литература:

  1. Иванов А.И. Руководство к изучению книг СПНЗ. Обозрения Четвероевангелия. СПб., 2002. – С. 119–127, 141–232, 240–270.
  2. Польсков К., свящ. Апостол // Православная энциклопедия. Том 3. М., 2009. С. 103–112.
  3. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002. Раздел: Преображение.

Вопросы для самопроверки:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 511; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!