Роман М. де Сервантеса «Дон Кихот».

Практическое занятие № 1

Данте «Божественная комедия».

1. Данте как «последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени».

2. Замысел, проблематика и композиция поэмы Данте.

3. Значение образов Вергилия и Беатриче в поэме.

4. Загробный мир как восстановление справедливости и воздаяния каждому по заслугам. Противоречия в мировоззрении Данте.

5. Образ Данте в поэме. Аллегорический смысл «леса» и его обитателей.

6. «Ад» и его структура. Образы грешников. Осуждение средневекового образа жизни, морали и человеческих пороков (малодушие, пассивность, корыстолюбие, обман, предательство).

7. Идейно-нравственное значение эпизодов с Франческо да Рамини, Фаринатой и Уголино.

8. Чистилище и души, его населяющие.

9. Осуждение тирании, гуманизм, патриотизм и гражданский пафос произведения.

10. Античные образы комедии.

11. Язык и стих поэмы: многогранность творческого метода Данте(реализм и натурализм описаний, сочетание реальности и вымысла, гротеск, гипербола, символика, портрет, пейзаж и т.д.).

 

Литература:

1. Бахтин М.М.Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.

3. Данте и всемирная литература. М., 1961.

4. Дантовские чтения. М., 1968-1989 гг.

5.  Дживелегов А.К. Данте Алигьери. М.. 1946.

6. Елина Н.Г. Данте. М., 1965.

7. Пуришев Б.И. Литература эпохи возрождения: Курс лекций. М., 19976.

 

Практическое занятие № 2

Трагедия У.Шекспира «Гамлет»

1. История сюжета. Принципиальное отличие «Гамлета» Шекспира от предшествующих обработок сюжета.

2. Время создания трагедии, осмысление в ней эпохи и её противоречий. Трагический период творчества Шекспира. Способы выражения трагического мироощущения.

4. Сущность драматургического конфликта в трагедии «Гамлет». Определение конфликта в первом акте трагедии. Общественный характер конфликта и задачи героя.

5. Углубление и расширение содержания конфликта в последующих актах. Роль композиции трагедии в развитии конфликта. Параллелизмы в построении и их идейно-художественные функции:

а) отцы и сыновья (отец Гамлета и Гамлет; Полоний и Лаэрт; старший Фортинбрас и Фортинбрас);

б) удвоение ситуаций (Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас как мстители, сопоставление их поведения, его мотивов и идеалов; Розенкранц и Гильденстерн, их функции в трагедии; сцена «Мышеловка» ─ спектакль в спектакле, повторяющий старое преступление, её роль в развитии конфликта). Кульминация конфликта ─ монолог «Быть или не быть» (акт III, сцена 1).

6. Драматизм действия трагедии, сплетение судеб героев в единый драматический узел вокруг судьбы Гамлета. Многообразие отношений между героями ─ основа ёмкости, многогранности и многомерности шекспировских художественных образов.

7. Образ Гамлета, носителя гуманистического мировоззрения эпохи. Различные толкования образа Гамлета в разные эпохи (Гёте, Гюго, Тургенев, Брандес и др.). Белинский о Гамлете: сочетание силы и слабости; значение внутренней борьбы; эволюция психологии героя; три ступени его внутреннего развития («младенческая гармония», «распадение», «мужественная, сознательная гармония»). Ренессансная концепция человека (акт II, сцена II; акт IV, сцена IV). Ум, широкие интересы, духовное богатство, сила чувств, искренность, нетерпимость к злу и несправедливости, самокритичность, трезвая оценка людей и событий ─ основные качества личности Гамлета. Проблема воли. Гамлет и «гамлетизм». Гамлет и народ.

8. Система художественных образов в трагедии. Их сгруппированность вокруг двух антиподов ─ Гамлета и Клавдия. Принцип ренессансной типизации в создании художественных образов трагедии («дер­жать зеркало перед природой») и изображение очищенных, сгущённых свойств реальных людей, титанизм характеров, их многомерность:

а) Клавдий, его ум, представительность, внешнее благочестие, лицемерие и коварство («улыбчивый подлец»), эгоизм и недалёкость, тайные угрызения совести, страх перед земным и небесным возмездием; Клавдий как знамение «развращённости», духовной деградации века;

б) Полоний ─ лукавый, беспринципный царедворец, умеющий выжить и приспособиться при любой власти; Полоний ─ заботливый, нежный отец, но не умеющий понять своих детей;

в) функции эпизодических ролей для воплощения придворного мира Эльсинора (Вольтиманд, Озрик, Розенкранц, Гильденстерн);

г) Гертруда ─ женщина, королева, мать; её обаяние и слабость, Гертруда как жертва «развращённого» века;

д) Офелия, её внутренний мир, борьба чувств и долга; любовь к Гамлету, обречённость этой любви; душевная чистота, нежность, поэтичность Офелии как черты, не совместимые с условиями существования в мире Клавдия и Полония; причины трагедии Офелии, художественные функции сцен безумия Офелии и её похорон;

е) Образ Горацио, идеального, безупречного друга Гамлета; Бернардо, Марцелл, Франциско, могильщики, «волнующаяся чернь» как обобщённый образ оппозиции миру Клавдия.

9. Смысл трагического и героического финала трагедии. Появление Фортинбраса как знамение смены одной эпохи другой, тоже далеко не идеальной.

10. Критические и сценические интерпретации «Гамлета». «Гамлет» ─ трагедия «для всех времён» (Бен Джонсон).

Литература

Анникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. М., 1978.

Брандес Г. Шекспир, его жизнь и произведения. Т. 2. М.,1901. С.32─33, 38─39.

Гёте И.-В. Годы учения Вильгельма Мейстера // Гёте И.-В. Собрание сочинений: В 13 т. Т.7. М.; Л., 1935. С. 246─248, 256─257.

Лессинг Г. Гамбургская драматургия. Статья ХI. М.; Л., 1936. С. 45─48.

Морозов М.М. Шекспир. М., 1956.

Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М.,1961

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М., 1996.

Самарин Р.М. Реализм Шекспира. М., 1964.

Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот. — Собр.соч. в I2тг.:т.2

Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. — М.,1968.

Шекспировские чтения: Сб. статей. М., 1973, 1977.

Штейн А.Л. Вильям Шекспир: Жизнь и творчество. М., 1995.   

 

 

Практическое занятие № 3

Роман М. де Сервантеса «Дон Кихот».

1. Испанское возрождение и творчество М. Сервантеса (доклад).

2. Габсбургская Испания в романе:                                                               - нецевилизованность общественных нравов;                                          - власть короля и церкви.

3. Благородное безумие главного героя:                                                      - рыцарские романы как источник безумия;                                             - идеализм Дона Кихота: благородство, бескорыстие, отвага, нетерпимость к злу;                                                                                   - комизм и величие «рыцаря печального образа»

4. Как и под влиянием каких факторов эволюционировал замысел романа о Дон Кихоте?

5. Социальная и нравственная проблематика в романе:                            – какие сферы общественной жизни изображены в романе?               – какие болезни современного общества видит писатель? Понимает ли их причины и возможности лечения?                                                      – человеческие характеры и судьбы в романе;

6. Образ Санчо Пансы:                                                                                          - Санчо как губернатор и как семьянин ;                                                   – Дон Кихот и Санчо – различия и сходство, смысл сопоставления.

7. Другие персонажи, их жизненные позиции, отношение к центральным героям. Есть ли среди них в чем–то близкие Дон Кихоту?

8.  Какие нравственные проблемы ставит перед читателями автор? Как они могут быть решены?

9. Дон Кихот как вечный образ мировой литературы. Сущность понятия «донкихотство».

 

Литература

Державин К.Н. Сервантес. – М., 1958.                                                  Снеткова Н. «Дон Кихот» Сервантеса. – М., 1967.                                   Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». – М., 1991.                                     Штейн А.Л. История испанской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1976.                                                                                                       Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы. – М., 1988.                               Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – М., 1989.                               Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1967.                                                Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М. 1996. Снеткова Н.П. «Дон Кихот « Сервантеса. М.,Л., 1965.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!