Византийская Империя - наследница Рима. 4 страница



236. Он должен сообщать им обо всем, что, с их согласия, он может исполнить в мыслях, слове или деле ради следующего мира.

237. Этими тремя все, что должно быть сделано мужем, совершается; это, ясно, высшая обязанность, что-либо другое — подчиненное действие.

238. Тот, кто обладает верой, может получить чистое знание даже от низкорожденного, высочайший закон даже от низшего и превосходную жену даже из низкого рода *.

239. Даже из яда может быть получен нектар, даже от ребенка добрый совет, даже от врага добрый пример и даже из нечистот золото.

240. Превосходные жены, ученость, закон, очищение, добрый совет и различные искусства* могут быть получены от кого угодно.

241. Предписывается, что во времена бедствий можно учиться от того, кто не волхв; и что он должен следовать и служить учителю, пока длится наставление.

242. Тот, кто желает несравненного блаженства, не должен обитать в течение всей жизни у учителя не волхва, ни у волхва, который не знает полной Веды и дополнений (Аньгас).

243. Но если хочет провести всю свою жизнь в доме учителя, он должен усердно служить ему, пока тот не освободится от своего тела.

244. Волхв, который служит своему учителю пока не отойдет душа того, достигает в дальнейшем вечной обители Воли, Славы (Брахмо).

245. Тот, кто знает священный закон, не должен дарить чего-либо своему учителю вперед; но когда, с его разрешения, он собирается совершить омовение, пусть достойному мужу угодит по возможности.

246. Поле, золото, корова. зонт и обувь, сиденье, зерно, овощи – доставит удовольствие своему учителю.

247. Нужно, если учитель умирает, служить его сыну, наделенному добрыми качествами, или вдове, или его родичам (Сапинда)*, таким же образом, как учителю.

248. Если из них никого не осталось, то следует служить священному огню, стоя (днем) и сидя (ночью), и так завершить свою жизнь.

249. Волхв, который так проводит свою жизнь, как ученик , не нарушая обета, достигает высочайшей обители, и не рождается опять в этом мире.

Глава III

1. Обет трех Вед может длиться у учителя 36 лет, или половину этого времени, или четверть, или пока совершенно не изучит их.

2. Кто изучил должным образом три Веды, или две, или даже только одну, без нарушения ученичества, должен вступить в уклад домохозяев.

3. Тот, кто славится своей обязательностью и получил свое наследство – Веду от своего отца *, он* достоин почитания, восседая на ложе и украшенный венком, коровой *.

4. Омывшись с разрешения своего учителя и выполнив, согласно правилам, Возвращение (Самавртана)*, дваждырожденный должен жениться на жене равного сословия, наделенной благоприятными признаками *.

5. На не родственнице (Сапинда)* по материнской линии, не принадлежащей роду* отца; такая подходит дваждырожденному для свадьбы и брачного союза.

6. При обзаведении женой пусть старательно избегает следующих десяти семей, будь они как угодно могущественны, или богаты скотом, лошадьми, овцами, зерном или имуществом.

7. Той, которая пренебрегает священными обрядами, той, в семье которой нет мальчиков, в семье которой не изучают Вед, у которой сильная волосатость на теле, которая подвержена почечую, чахотке, слабому пищеварению, падучей или белой и черной проказе.

8. Пусть не женится на рыжей девушке, ни с лишним членом* тела, ни на больной, ни на с безволосым телом, или чересчур волосатой, ни на болтливой или с краснотой.

9. Ни на той, что названа именем созвездия, дерева, реки, ни носящей имя низкорожденой, или горы, ни с именем птицы, змеи или рабыни, чье имя вызывает ужас.

10. Пусть женится на девушке без телесных изъянов, которая имеет приятное имя, походку гуски (Хамса), или слона *, умеренно волос на теле и голове, маленькие зубки и плавность в членах (гибкость).

11. И благоразумный муж не должен жениться на той, у которой нет брата, чей отец неизвестен, боясь "назначенной дочери"* и нарушения закона *.

12. Так, для первой женитьбы дваждырожденного можно посоветовать сословно равную, но для тех, кто в силу желания продолжает на следующих девушках – согласно порядку; так более похвально.

13. Сказано, что Служанка — единственная жена Служилого; она же и еще одна из своего сословия — для Барина; эти две и еще одна из своего сословия — для Князя; эти три и одна из своего сословия — для Волхва. *

14. Служанка - жена не упоминается даже в каких-либо историях, как жена волхва или князя, хотя с ними жили при невзгодах.

15. Дваждырожденные мужи, которые по своей глупости женятся на женах низкого сословия, скоро низводят свои семьи и своих детей до положения служилых.

16. Согласно Ястребу (Атри), Гонцу (Гаутама) сыну Итота (Утатхья), тот, кто женится на служанке - женщине, становится отверженным, согласно Щенка (Щаунака)*, при рождении сына, и Бугра (Бхригу) — тот , кто имеет потомство от такой.

17. Волхв, берущий служанку - жену на свое ложе, погружается в ад; если он зачинает от нее ребенка, он теряет чин Волхва.

18. Предки и Боги не вкушают от того мужа, который исполняет обряды в честь Богов, Предков и гостей, главенствуя с такой помощницей, и такой не достигнет неба.

19. Для того, кто пьет влагу губ* служанки, кто оскверняется ее дыханием и кто зачинает от нее сына, искупления не предписано *.

20. Теперь коротко о следующих восьми свадебных обрядах, используемых четырьмя сословиями, которые отчасти помогают благоденствию, а отчасти производят зло, как в этой жизни, так и после смерти.

21. Обряд Брак (Брахма), Диво (Дайва) - обряд, обряд Решителей (Риши, (Орша) Быка), обряд Пращура (Праджяпатья), Чуров (Асурас), Гударей (Гандхарвас), Рогшей (Ракшаса), Пышаков (Пищака)*.

22. Какие законы для каждого сословия, какие добродетели и пороки каждого — все это я тебе представлю, так же, как и их добрый или злой плод относительно жертвоприношения.

23. Следует знать, что первые шесть, соответственно порядку, законны для волхва, четыре последние для князя, и те же четыре, за исключением Рогши обряда *, для барина и служилого.

24. Решители утверждают, что первые четыре похвальны для волхва, один Рогша — князю, и Чура (Асурас) для барина и служилого.

25. И при этом три из пяти считаются законным и два незаконным: Пышачей и Чуров не следует никогда использовать.

26. Для князя те два ранее упомянутые обряда, Гударей и Ракшей, либо отдельно, либо смешанно*, позволены священной традицией.

27. Дарение дочери, после облачения и почитания ее, мужу, сведущему в Веде и доброго поведения, которого отец сам приглашает, называется Брак - обряд *.

28. Дарение дочери, облаченной украшениями, жрецу, который обязательно служит при жертвоприношении во время его свершения, называют Див - обрядом *.

29. Когда отдают свою дочь, согласно правилу *, после получения от жениха, ради святого закона, коровы и быка, или двух пар, это зовется обрядом Решителей (Быка (Орша)).

30. Дарение дочери после того, как он обратился со словами: " Исполняйте ваши обязанности!" — и выказал почтение жениху, называется обряд Пращуров.

31. Когда получают невесту, отдав столько, сколько сможет , богатства родичам и самой невесте, или сколько сам захочет, это называется обряд Чуров (Асуров)*.

32. Свободный союз девушки и ее возлюбленного, следует знать, — обряд Гударей, который возникает из страсти и образуется соединением ради их целей.

33. Насильное похищение девушки из ее дома, с криком и плачем, после убийств, ранений, разрушений, называется Рогша - обычай.

34. Когда воровски соблазняют девушку, которая спит, одурманена, или в умственном замешательстве, — это восьмой, самый низкий и греховный обряд Пышачей *.

35. Дарение дочерей среди волхвов наиболее похвально с возлиянием водой; но в случае других сословий со взаимного согласия.

36. Слушайте теперь меня, вы, духовники, пока я полностью не перечислю, какие качества приписывает Пра - Муж каждому из этих обрядов.

37. Сын жены, вышедшей замуж по Браку, совершающий достохвальные поступки, освобождает от беззакония десять предков, десять потомков и самого себя как двадцать первого.

38. Сын, рожденный от жены, вышедшей замуж Дивным обрядом, подобным образом — семь предков, семь потомков, сын жены, вышедшей обрядом Решителей (быка) — троих, и сын жены, вышедшей обрядом Пращура (Къ) — шестерых.

39. От четырех женитьб, последовательно, которые начинаются с Брака, происходят сыновья, сияющие знанием Вед и почитаемые Учеными ((Щиштас) чуткими)*.

40. Наделенные свойствами красоты и доброты, богатые и славные, получив столько удовольствий, сколько захотят, и будучи самыми праведными, они будут жить сто лет.

41. Но от оставшихся, порицаемых женитьб, происходят сыновья, которые жестоки, лжецы, кто ненавидит Веды и Священный закон.

42. В безупречных браках рождаются безупречные дети, в порицаемых порицаемые; поэтому следует избегать порицаемого.

43. Обряд соединения рук предписывается для женщины равного сословия; знай, что следующее правило — для свадьбы с женщиной другого сословия.

44. При женитьбе мужа высшего сословия на невесте из княгинь, нужно держать стрелу; невесте из барынь — кнут, и служанке невесте — подол одежды *.

45. Пусть соединяется со своею женою в должное время года, постоянно довольствуясь ею; он может также, намереваясь удовлетворить ее, соединиться с ней с желанием супружеской связи, кроме Парных, Первных (Парванс) — дней*.

46. Шестнадцать ночей, включая четыре дня, которые отличаются от остальных и порицаются добродетельными *, — природный срок женщины *.

47. Но среди них первые четыре, одиннадцатый и тринадцатый — запретны, в остальные ночи это можно.

48. По четным ночам получаются сыновья, дочери по нечетным; поэтому муж, желающий иметь сыновей, должен соединяться с женой по четным в подходящую пору.

49. Мальчик получается большим количеством мужского семени, девочка — женского; если равенство — бесполый или мальчик и девочка; если слабы или бедны количеством — зачатья не происходит *.

50. Тот, кто избегает женщин в шесть запрещенных ночей и восемь других * -- словно ученик, какому бы он укладу не следовал.

51. Ни один отец, кто учен, не должен брать даже намека на плату за свою дочь, так как муж, по скупости берущий выкуп, продавец своего приношения *.

52. И те родичи, которые по глупости живут на отделенную собственность женщины *: женские одежды, повозки, вьючных животных — совершают грех и попадают в ад.

53. Некоторые называют корову и быка на Решка (Риши, Быка (Орша)) - свадьбе "выкупом"; это ложь, так как при плате, будь она велика или мала, это — продажа.

54. Когда родичи не владеют выкупом, это не продажа; это только знак уважения и благорасположенности к невесте.

55. Женщины должны почитаться и украшаться их отцами, братьями, мужьями и деверями, желающими благополучия.

56. Где женщины почитаемы, там Боги довольны; но где они не почитаются, священные обряды не приносят наград.

57. Где родные женщины живут в печали, семья скоро полностью пропадет; но та семья, где они счастливы, всегда процветает.

58. Дома, в которых родные женщины, не почтенные должным образом, произносят заклятье, пропадают полностью, как будто разрушенные чарами.

59. Поэтому мужи, ищущие блага, должны всегда почитать женщин по святым дням и праздникам украшениями , одеждой и пищей.

60. В той семье, где муж доволен своей женой, а жена мужем, счастье будет наверняка продолжительным.

61. Так как если жена не сияет красотой, она не притягивает своего мужа; но если она не притягательна для него , не родятся дети.

62. Если жена сияет красотой, весь дом светится, но если она лишена красоты, все будет выглядеть убого.

63. Низкими женитьбами, отвержением священных обязанностей, небрежными занятиями Ведами и непочтительностью к духовенству семьи низко падают.

64. Ручным трудом, денежным оборотом, детьми только от служанки, торговлей лошадьми, повозками, коровами, земледелием и служением царю,

 65. Жертвоприношениями для людей недостойных и отрицанием дел, семьи; ущербные в Ведах, быстро падают.

66. Но семьи, богатые знанием Вед, хотя и небогаты, числятся среди высших и стяжают большую славу.

67. На священном огне, зажженном на свадьбе, домохозяин должен исполнять, согласно закону, домашние обряды и пять жертвоприношений, и ежедневно готовить пищу.

68. У домохозяина пять предметов обихода: очаг, жернов, метла, пест для толчения, сосуд для воды — домашних убийц *, которыми он обставляется.

69. С тем, чтобы успешно искупить все это, великие Решители предписали для домохозяев ежедневные жертвоприношения.

70. Учение — это жертвоприношение Велесу (Бранителю, Славбогу (Браману)), Трапеза (Тарпана)* — жертвоприношение Предкам, возлияние в сожжение* — жертвоприношение Богам, Более (Бали) – приношение , которое приносится Бытиям (Бхутас), и радушный прием гостей — жертвоприношение людям.

71. Тот, кто не пренебрегает этими пятью великими жертвоприношениями, пока есть возможность, не пятнается грехом в пяти местах убийств, даже если он постоянно живет дома.

72. Но тот, кто не питает этих пятерых: Богов, гостей, тех, кого обязан поддерживать *, Предков и самого себя — не живет, хотя и дышит.

73. Называются также пять жертвоприношений: Огостья (Ахута), Гостья (Хута), Прахода (Прахита), Славогостья (Брахмьяхута), Пращира (Пращита)*.

74. Огостья — это шептание, Гостья — возлияние в сожжение, Прахода (разбрасывание по земле) — Более (Бали) приношение, дающееся Бытиям, Славогостья -уважительное принятие Волхва (гостем) и Пращира (поедаемое) — Трапеза (Предкам).

75. Пусть в этом ежедневно усердствует: уединенном чтении Вед, а также в выполнении приношений Богам; так как тот, кто усерден в выполнении жертвоприношений, поддерживает все движимое и недвижимое.

76. Возлияние, должным образом совершенное в огне, достигает Солнца; от Солнца идет дождь, от дождя пища, от нее живые существа.

77. Как все живые существа обитают поддержкой из воздуха, точно так все существа живут получением поддержки от домохозяев *.

78. Потому что люди трех укладов ежедневно поддерживаются домохозяином священным знанием и пищей, поэтому домохозяин — самый превосходный уклад *.

79. Этот уклад, который не могут исполнять люди со слабым телом, следует тщательно исполнять тем, кто желает непреходящих небес и постоянного счастья здесь.

80. Решители, Предки, Боги, Бытия, гости просят домохозяев; поэтому тот, кто знает, должен давать им.

81. Пусть поклоняется, согласно правилу, Решителям — уединенным чтением Вед; Богам — возлиянием в сожжение; предкам — похоронным приношением , Радением (Щрадха); людям — пищей и Бытиям — Болиим приношением.

82. Пусть ежедневно совершает похоронное жертвование пищей или водой, также молоком, кореньями и фруктами и довольствует Предков.

83. Пусть накормит даже одного волхва в честь предков на Радении, что относится к пяти великим жертвоприношениям; но пусть не кормит никого из волхвов во Вседивном (Вайсвадева) — приношении*.

84. Волхв* должен приносить, согласно правилу*(Пряг-сутра), приготовленную пищу, предназначенную для Вседивного, в священный домашний очаг следующим божествам:

85. Сначала Огню* (Агни) и Сну (Сома)*, затем обоим этим богам совместно, далее Вседивную(Висве Девах) и Душеведу (Дханвантари)*;

86. Далее Коге (Кохе)* (богине дня новолуния), Отнимате (Анумати)*(богине дня полнолуния), Пращуру (Создателю), Небесам и Земле совместно и в конце Полыхающему(Агнищвиштакрти)*.

87. После таким образом принесенной в жертву пищи, пусть разбросает Более приношение по сторонам света, начиная (с востока) к югу: Е(н)дриле (Яриле, Ндре, (Перуну, Прапоруше), Одре, Гидре) (Индре)*, Ёме — итогу (Яме — антака), Верне (Варуне)*, Сну (Соме), так же и слугам божеств.

88. "Хмарам (Марутс)" – он должен разбросать около двери, и в воду , говоря: "Водам!"; он должен бросить под пест и растолочь, говоря так: "Деревьям!"

89. У изголовья он должен совершить приношение Щире ((Щри) удаче) и у изножья Бодрости*; в середине дома пусть поместит Более (Бали), для Велеса (Бранителя)*, и для Весного Бати (Весобати (Вастошпати), Господа обитания) совместно.

90. Пусть подбросит в воздух Более для всех Богов и (днем) для духов — душ, бродящих вокруг днем, (вечером) для душ, что бродят ночью.

91. В заключении пусть принесет Более (Бали) Царству Бытия (Сарванабхути); а что останется пусть бросит в южном направлении для Предков.

92. Пусть доброжелательно положит на землю для собак, изгоев* (патита), Исчадьям (Чандала), Опекунам собак (Щенопечцам (Щвапач)), тем, кто захвачен болестями* в наказание за прошлые грехи, воронам, насекомым.

93. Тот волхв, который ежедневно так почитает существа, идет, наделенный сияющим телом, прямой дорогой к высшей обители Велеса (Бранителя (Брахмо)) – Славе.

94. Исполнив это Более-приношение, он должен сначала накормить своего гостя и, согласно правилу, дать милостыню подвижнику, ученику.

95. Дваждырожденный домохозяин, раздавая милостыню, получает награду за свой похвальный поступок, равную корове в подарок, согласно правилу, своему учителю.

96. Пусть даст, в соответствии с правилом, волхву, знающему истину путем Вед, хоть чуть-чуть приправив, или полный кувшин воды.

97. Возлияние Богам и предкам, совершенные небрежными людьми, потеряны, если дающие, по своей глупости, дарят волхвов, заслуживающих золы *.

98. Приношение, совершенное в огонь-рот волхвов *, богатых святым знанием и подвигами, спасает от неудач и от великой вины.

99. Но пусть поднесет, в соответствии с правилом, пришедшему гостю сиденье и воду, также пищу, желательно приправленную.

100. Волхв, оставшийся непочтенным, забирает все духовные заслуги, даже у мужа, существующего сбором колосьев *, или приносящего возлияния в пяти огнях.

101. Трава *, комната, вода и, четвертое, доброе слово.

102. Но тот волхв, который остается только на одну ночь, считается гостем (атитхи); так как он остается (щтита) ненадолго (анитьям), он зовется Нетыш (атитхи, гость)*.

103. Не следует считать за гостя волхва, который живет в том же селении, ни того, кто ищет средств к жизни мирскими связями *, даже если он пришел к дому, где жена и священные огни.

104. Те глупые домохозяева, которые постоянно на чужом пропитании, становятся вследствие этого, после смерти, скотом тех, кто дает им пищу.

105. Гость, который послан заходящим Солнцем, не должен прогоняться домохозяином, пришел ли он во время ужина. или в неподходящее время, он не должен остаться без гостеприимства.

106. Пусть не ест, не поднесши этого гостю *; радушный прием гостей обеспечивает богатство, славу, долгую жизнь и небесное блаженство.

107. Пусть предложит сиденья, покои, постели, пусть не торопит и почитает: наиболее достойных — лучшим образом, низших — низшим, равных — равным образом*

108. Но если другой гость приходит, когда Вседивное (Вайсвадева) жертвоприношение закончено, нужно, по возможности, уделить ему пищи, не повторяя Больего (Бали)*-приношения.

109. Волхву не следует называть свой род и (ведическую) кличку (готра) с тем, чтобы получить еду; так как тот, кто хвалится собой ради еды, называется мудрыми "жрун вонючий"(вантащин).

110. Но князь у дома волхва не зовется Нетышем(атитхи), ни барин, ни служивый, ни собственный друг, ни родич, ни учитель.

111. Но если князь приходит к дому духовника в виде гостя *, нужно накормить его вдоволь* после того, как поедят вышеупомянутые волхвы.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!