В царство истины и справедливости».



ГУО “Крулевщинская средняя школа Докшицкого района” Витебской области

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

Класс

(русская литература, белорусская литература)

“ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?”

(по роману М.Булгакова “Мастер и Маргарита” и

Повести В.Быкова “Знак беды”)

Учитель русского языка и литературы

Бобровская Лилия Александровна,

Учитель белорусского языка и литературы

Януш Ирина Ивановна

КРУЛЕВЩИНА

2013

“Что есть истина?”

Цели урока: определить философские и нравственные проблемы романа, повести; создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, развивать память, логическое мышление, речь, способности, эмоции; формировать исследовательские навыки анализа эпических произведений; пробудить у учащихся понимание нравственных ценностей и философского осмысления мира; воспитывать гражданина, ответственного за свои поступки, нетерпимо относящегося к трусости и подлости.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портреты М. Булгакова и В. Быкова; иллюстрации к соответствующим эпизодам из произведений; презентации к уроку (подготовленные учащимися и учителями); иллюстрации репродукций картин русских художников на библейские сюжеты (Н.Ге, Н.Крамской); нарезка эпизодов из фильмов, снятых по одноимённым произведениям М. Булгакова и В. Быкова.

 

Ход урока

Эпиграфы

“Каждому будет дано по вере его.”

М. Булгаков

“Улица, ведущая к храму истины,

проходит через нашу собственную душу________"

“Нярэдка ад таго ці іншага

Маральна-этычнага

Выбару залежыць уся сутнасць

чалавека.”

В. Быкаў

1. Организационный момент.

- Доброго времени на всякий час! Сегодня мы рады приветствовать вас всех на нашем не совсем обычном уроке по теме “Что есть истина?” Надеюсь, тема вас заинтересовала, так как сегодня мы будем решать сложные философские вопросы.

 

2. Вступительное слово.

Учащийся читает стихотворение А. Ахматовой “Памяти М. Булгакова” (стихотворение звучит на фоне музыки Ф. Шуберта, любимого композитора М. Булгакова)

 

- Великая русская литература обладает богатым нравственным и познавательным потенциалом, и часто именно она даёт читателю серьёзный урок осмысления мира и человека, его существования. И Пушкин, и Толстой, и Достоевский, и Гоголь, и Булгаков, и другие классики мировой литературы в своём творчестве постоянно обращались к нравственно-философским вопросам ответственности человека за свои поступки, человеческого достоинства, совести, любви, милосердия. М. Булгаков всё своё творчество посвятил познанию истины и тайны человеческого духа. Сохранилась интереснейшая булгаковская мысль: “Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в этом человеке”.

Ведь это – великий завет всей русской литературы от Пушкина до Чехова – “при полном реализме найти в человеке человека”.

- Сегодня на уроке мы попробум подняться намного выше простого знания текста и прикоснуться к наиболее важным нравственно-философским проблемам романа. Одним из главных вопросов романа является вопрос “Что есть истина?” Этот вопрос – тема и идея нашего урока.

- Как вы понимаете значение слова “истина”?

- Думаю, самым правільным будзе пачаць нашу гутарку зваротам да слоў В.Быкава, вынесеных у эпіграф. Гэтыя словы нашага класіка, спадзяюся, зразумелыя і праўдзівыя для вас асабліва цяпер, калі мы пазнаёміліся з яго творамі “Сотнікаў” і “Знак бяды”. Перамежаваным паказам сучаснага і мінулага, што з’яўляецца характэрным для яго творчасці, дасягаецца глыбокі псіхалагізм твораў. Быкаў застаецца верным сабе ў няўмольнай ісціне: усё мае свае вытокі, нічога выпадковага не бывае; наперакор жыццю і самым складаным абставінам Чалавек застаецца верным сабе і сваім маральным прынцыпам.

 

Аналитическая работа над произведениями.

Учитель белорусской литературы:

- Ісціна – паняцце філасофскае, мае сваё тлумачэнне, але чамусьці не ўсе аднолькава яе прымаюць і разумеюць. І атрымліваецца, што, напрыклад, кожны герой з твора Быкава “Знак бяды” мае сваю ісціну. Высока маральны і мужны вобраз Сцепаніды – яркае ўвасабленне паняцця ісціны ў тым яе значэнні, якое мы толькі што пачулі. А што ёсць ісціна для Сцепаніды? (Справядлівасць, праўдзівасць, сумленнасць, вернасць традыцыям, маральная трываласць, цярплівасць, свабодалюбства, жыццялюбства, памяркоўнасць, сціпласць, працавітасць). У якіх эпізодах ярка праявіліся гэтыя якасці гераіні?

- Адзін з эпізодаў мастацкага фільма “Знак бяды”  яшчэ раз пацвердзіць непарушнасць поглядаў на жыццё нашай гераіні.

У тэксце ёсць вельмі важнае і цікавае месца, дзе ісціна Сцепаніды становіцца зразумелай чытачу (с. 190).

А што ёсць ісціна для Петрака? (Хаця характар Петрака так адрозніваецца ад характару Сцепаніды, ісціна ў іх адна, бо жылі яны адзін за адным у міры і згодзе, разумеючы і дапамагаючы адзін аднаму).

Учитель русской литературы:

- Необычность и уникальность романа М. Булгакова состоит в том, что через блистательную фантастику автор даёт поразительную картину текущей жизни, вечной борьбы в ней добра и зла. Это достоверная книга о своём времени и его людях. Вместе с тем повествование романа обращено в будущее, является книгой на все времена. Она обращена к душам каждого из нас. Этот роман проблематичен, содержит много пластов  и приходит к нам на разных уровнях понимания.

Евангельские главы – нравственный и философский центр романа. Это вариант «Евангелия от Булгакова», где автор дал собственный вариант героев, отличающихся от евангельских.

 

Сообщение учащегося «Сравнительная характеристика Иешуа и Христа» (индивидуальное задание).

 

- Что есть истина? Как на этот вопрос отвечает Иешуа? (С. 299).

(Добро, справедливость, отказ от лжи, трусости; истинная вера, основанная на любви и доверии к людям).

Помогает ответить на вопрос картина Н. Ге – сюжет из Библии, самый

напряжённый момент философского спора. Репродукция не является

иллюстрацией к роману, но соотносится с эпизодом.

- В чём трагедия Понтия Пилата?

- Какие слова Иешуа заставили Пилата отправить его на казнь,

пойти на сделку с собственной совестью?( фрагмент из фильма

«Понтий Пилат и Иешуа»).

- Принимает ли Пилат такую истину? (Будучисмелым воином, он

трус, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемая

должность – «золотая клетка». Жизнь жестока, имеющие власть

люди боятся её потерять. Пилат здесь не исключение: он пойдёт

против совести, т.к. внутренне он не свободен. Иуда, предав Христа,

не страдает нравственно, он человек без совести. А Понтий Пилат,

отступившись от Иешуа, губит себя, свою душу. Он понимает, что

вместе с гибелью Иешуа, настанет и его нравственная гибель.

Загнанный в угол необходимостью предать смерти Иешуа, он про себя

произносит: погиб, а затем: погибли. С. 304)

- «Всякая власть является насилием над людьми. Человек перейдёт

в царство истины и справедливости».

Учитель белорусской литературы:

- Нельга не пагадзіцца з гэтымі словамі, бо ўсе гістарычныя змены,  

адлюстраваныя ў нашым творы, неслі з сабою боль, смерць, насілле ў

поўным сваім праяўленні.

1). Раскулачванне (урывак з фільма);

2). Хутар Яхімоўскага быў адабраны ў канцы 20-х.

3). Смерць Васі Ганчарыка.

4). Немцы на хутары.

5). Вобыск паліцаяў (Яшчэ адзін эпізод з мастацкага фільма “Знак бяды”.

- Гэта аповесць філасофская. I філасофія твора выяўляецца не толькі рэалістычнымі сродкамі, але найперш праз умоўнасці, знакі-сімвалы, што і вылучае гэты твор з усёй творчасці Васіля Быкава як самы дасканалы і высокамастацкі не толькі па змесце, але і па форме. Адзін з крытэрыяў мастацкай вартасці любога твора вычарпальна сфармуляваны Мапасанам: «Геніяльным з'яўляецца толькі такі твор мастацтва, які адначасова ўяўляе сабой сімвал і дакладнае выражэнне рэчаіснасці». Аповесць «Знак бяды» ў поўнай меры адпавядае гэтаму крытэрыю. У аповесці мноства ўмоўнасцей і сімвалаў.

Творчая група вучняў атрымала заданне якраз па тэме “Сімвалы ў творы”.

-  Іх праца – прэзентацыя.

- Усе жыццёвыя прынцыпы быкаўскіх герояў грунтуюцца на хрысціянскіх запаведзях, што выяўляе яшчэ адну адметнасць аповесці. Усе ўчынкі нашых герояў матываваны менавіта выкананнем вечных законаў: нельга пабудаваць сваё шчасце на няшчасці іншых. Не будзе шчасця на зямлі чужой, адабранай, праклятай яе гаспадаром. Адабраць, украсці — вялікі грэх. Нельга радавацца, калі побач з табой нехта плача, пакутуе. Багацькам стала сорамна перад панам Адолем за сваю непрытоеную радасць. Чалавек не бязгрэшны, але Сцепаніда пакутуе, дакарае, раскайваецца і гоніць прэч са сваёй душы недастойныя Чалавека страсці і пачуцці.

І Сцепаніда, і Пятрок стараюцца жыць па законах Евангелля. «Вам сказана:  любіце бліжняга свайго і ненавідзьце ворага свайго. А я кажу вам — любіце ворагаў вашых, дабраслоўце ненавіснікаў і праклёншчыкаў вашых, рабіце дабро крыўдзіцелям і ганіцелям вашым...» (з Евангелля).

- Але ці могуць нашы героі прыняць для сябе гэтыя свяшчэнныя словы?

А мы? Ці заўсёды галоўным суддзёй у нашых паўсядзённых учынках бывае нам наша сумленне?

 

Учитель русской литературы:

- Да, человек не всегда живёт в ладу со своей совестью.

Как судьба наказала Пилата за трусость? (Пилат сразу же после гибели Иешуа осознал,что тот был прав, утверждая, что “трусость – один из самых страшных пороков…” С.518) (фрагмент из фильма)

- За страшный порок человек расплачивается бессмертием. Тема бессмертия не нова и в Библии, и в литературе. В Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убивство Авеля. М.Горький в своём рассказе “Старуха Изергиль” в легенде о Ларре своего героя сделал бессмертным за его гордость.

Учитель белорусской литературы:

-У творах Быкава вобразы баязліўцаў прадстаўлены цэлай галерэяй, але за кожным з яго герояў свая гісторыя. Адны на пачатку твора здаюцца нам звычайнымі ці нават адважнымі людзьмі, а ў канцы твора – баязлівец і здраднік, які шукае сабе апраўданне.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!