Характер и особенности русского ударения
Русская орфоэпия
1. Понятие "орфоэпия"
2. Особенности произношения в области гласных и согласных звуков в русском языке
а) общие
б) частные (отдельных сочетаний звуков)
3. Старомосковское и старопетербургское произношение и его особенности.
4. Характер и особенности русского ударения.
Орфоэпия (гр. «правильная речь») — 1. система единых норм произношения в литературном языке; 2. наука, занимающаяся нормами произношения, их образованием и установлением.
Орфоэпическая норма — единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного произношения и постановки ударения.
Русское литературное произношение сложилось в первой половине 17 века, представляли собой старомосковские нормы. Окончательные нормы сложились во второй половине 19 века. Нормы второй половины 18 века — первой половины 19 века небыли однородны. Различался высокий стиль, который отличался от разговорной речи. В высоком стиле сохранялось оканье. Отсутствовал переход от э к о в высокой речи (звезд — звёзд), в разговорной речи переход произошёл. В высокой речи ЧН произносится как ШН (булоШНая).
В связи с переносом столицы в СПб из Москвы часть аристократии тоже переезжает, повышается влияние московского говора, однако изменение грамматических норм ослабило это влияние.
Особенности старопетербургского произношения:
1. Эканье {л э с а} — леса
|
|
2. {ш’ч’} вместо {ш:} — {ш’ч’}ука вместо {ш:}ука
3. {ш} вместо {щ} после {и} — хи{ш}ный
4. Твёрдые гласные на конце — се{м} — се{м’}
5. Т, д между губными не выпадают — власТный, празДник
Особенности старомосковского произношения:
1. После {ж} и {ш} на месте {а} ы-образный звук — ш{ыэ}ги, ж{ыэ}ра
2. Твёрдые заднеязычные в окончаниях прилагательных — «Белеет парус одинок{ой}»
3. суффикс –сь — {с} — бою{с}, молю{с}
4. 3 лицо Pl глаголов 2 спряжения — ход{ют}, смотр{ют}
2, 3, 4 — актуально для сценического произношения, классики
Тенденции развития орфоэпических норм
1. Влияние орфографического написания слов на их произношение.
2. Тенденция к несмягчению в сочетании «твёрдый согласный—мягкий согласный» — СПелый, ДВерь, ЗВерь по типу вла[с’т’]
3. Доминирование иканья над эканьем — л{э}са — л{и}са
Основные законы произношения гласных и согласных звуков:
1. Закон редукции гласных звуков. Произношение гласных звуков определяется позицией: под ударением гласные звуки выступают в своем основном качестве [а], [э], [и], [о], [у], [ы]; в безударных позициях происходит количественная и качественная редукция.
2. Закон оглушения согласных. Звонкие согласные в конце слов оглушаются, т. е. заменяются глухими парными согласными: друга – друг [другъ] - [друк], берега – берег [б’эр’ьгъ] - [б’эр’ьк].
|
|
3. Закон ассимиляции согласных по звонкости-глухости. Шумные глухие согласные звуки сочетаются только с шумными глухими согласными, т. е. звонкие согласные перед глухими позиционно меняются на глухие: берё[ск]а, ла[фк]а, мо[ск], бли[ск]ий, за[фт]рак, ме[тк]арта.
Частные сочетания звуков:
1. В произношении сочетаний звуков [стн], [здн], [вст], [лнц], [стл], [рдц], [рдч], [стц], [здц] и др. обычно происходит выпадение одного из звуков: со[нц]е, ле[сн’]ица, чу[ст]во, пра[зн’]ик, се[рц]е, и[сц]а (истца) и др.
2. В словах на месте сочетаний чн в одних случаях произносится [чн] или [чн’], а в других – [шн] или [шн’]. В некоторых словах допускается двоякое произношение: и [чн] и [шн]. Чтобы правильно произносить слова с указанными сочетаниями, следует обратиться к орфоэпическому словарю.
3. В соответствии с написанием двух одинаковых согласных может произноситься и долгий согласный, и краткий. Долгому произношению двойных букв для согласных фонем способствует их положение в слове:
а) в начале слов: [c:оръ], [в’:иэд’эн’ииь], [к - кDму];
б) между гласными, первый из которых под ударением: [ван:ъ], [г’эт:о], [кас:ъ];
|
|
в) на стыке приставки с корнем или предлога со словом: [б’иэс:ов’ьсныи][б’иэс - сов’ьс’т’и];
г) в редко употребляемых словах, в словах, ощущаемых как заимствованные: [д’ил’эм:ъ], [пDс:’иф].
Двойные согласные не произносятся как долгие:
а) в конце слов: [м’иэтал], [клас];
б) рядом с другим согласным [руск’ии]; однако в некоторых прилагательных, особенно образованных от слов при помощи суффикса - ск-, произносят [с:] перед к: матро[с:]кий, кирги[с:]кий, спа[с:]кий;
в) в первой части сложных слов: машинно-тракторный [мDшынътрактърныи].
Редко бывает долгим произношение рр.
Характер и особенности русского ударения
Ударение — произнесение одного из слогов с большей силой и длительностью.
Типы ударения:
1. Словесное — выделение при произношении слога в составе 2 или многосложного слова.
2. Синтагматическое — выделение более сильным ударением целого слова в составе синтагмы. Фонетическое объединение нескольких слов в синтагму.
3. Фразовое — выделение более сильным ударением слова в составе фразы.
4. Логическое — выделение более сильным слова, на котором говорящих сосредотачивает внимание.
|
|
Ударение в РЯ — силовое, динамическое, разноместное, подвижное. Ударный слог выделяется большей напряжённостью органов речи.
Редукция количественная (уменьшение долготы и силы безударного звука)
качественная (изменение качества звучания гласного в безударной позиции, связанное с их количественной редукцией)
е, о, а подвергаются сильной редукции
Русское ударение разноместное и силовое. Недвуударность — признак слова в РЯ. Наряду с главным ударением существует побочное. Оно слабое и предшествует главному. Чаще всего появляется в сложных словах.
Словесное ударение — признак знаменательного слова. В речи безударные слова примыкают к ближайшему ударному слову и образуют вместе с ним фонетическое слово. Служебное безударное слово может примыкать к ударному — и образовывать проклитики (на_столе). Слова, образовываемые примыканием служебного слова сзади, называются энклитиками (пошёл_бы).
Функции словесного ударения:
1. Создание фонетического слова. Ударение — единственное средство создания фонетических слов.
2. Участвует в образовании фонетического облика слова.
3. Средство размечения слов.
4. Форморазличительная функция.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1180; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!