Между 6 и 10 августа 1926 года 5 страница
Апрель или май 1926 г.
Разговор начался с упоминания об отвращении X. к рыбе, которой кормили кошек, и XX. к мясной пище.
Ш. А.: Я и сам подвержен этому нервному отвращению. Однажды мы с Бипин Палом отправились в храм Дакшинешвара. Там совершалась великая жертва. Я спокойно перенес ее. Пал же был очень взволнован. В тюрьме я совершенно освободился от этого свойства. Жалость и нервное отвращение являются слабостью витального существа.
У.: В чем идея ахимсы — ненасилия — Патанджали?
Ш. А.: Не знаю. Вы должны спрашивать об этом у него.
(Смех.)
У.: Такой вопрос: а как же быть с клопами — X. не обращает на них внимания, сколько бы их не было.
Ш. А.: Эта его способность зависит от их размеров: больших он замечает! (Смех.)
У.: XX. — клопиный палач!
Ш. А.: Когда нечто должно быть совершено, оно - суть картавья карма, как вы это знаете из «Гиты»! Если жалость будет наполнять меня в этот миг, она будет слабостью. Если речь идет о выдворении британцев, вы не должны при этом думать о жалости! Вы не должны думать о потере множества рабочих мест или об уроне, нанесенном британской торговле.
Отвращение нервно по своей природе, жалость же в сердце. Она — эмоция. Большее отношение она имеет к психическому существу. Жалость джайнов наиболее интеллектуальна среди прочих ее видов. Они не возражают против жестокости, если она не принимает той особой формы, к которой они в силу традиции и санскар привыкли испытывать отвращение.
|
|
Идея ахимсы Махатмы не ограждает его от наложения страдания и на него, и на других. Но он не видит собственной ответственности и страданиях других.
У.: Как же различить, отвращение это или жалость?
Ш. А.: Вы можете почувствовать это в себе. Отвращение вы ощущаете. Ощущение и чувство совершенно различны. Отвращение существует прежде всего в нервной системе, жалость же — чувство.
29.5.1926
У.: X. выражал чрезвычайное сожаление о том, что он покинул Пондишери.
Ш. А.: Он говорил искренне?
У.: По крайней мере, какое-то мгновение я это чувствовал. Но, похоже, личности его присуща некая двойственность.
Ш. А.: Это не та двойственность, в которой одно осознается другим; ведь, явно, он помнит все написанное им.
У.: Вначале он казался иным, потом же изменился.
Ш. А.: Нет. Все дело в том, что им завладело существо витального плана. Оно исполняет роли, мою и Матери, и именно оно подталкивает его к фантастическому объяснению моих писем к нему.
У.: К чему приведет подобная одержимость?
Ш. А.: Возможны два исхода: либо он сойдет с ума, либо он сможет проявлять некую силу и будет претендовать на роль великого Аватара.
(После паузы) В этой йоге очень легко оступиться, подняться же крайне трудно.
|
|
У.: Чем было вызвано его падение — не слабостью ли физического существа?
Ш. А.: Он изнурил свое тело, участвуя в движении несотрудничества и прибегнув к аскетической практике. Но слабость его была не большей, чем та, к которой приходили прочие. Основные его недостатки были в ментальном и витальном существах. Его ментальное существо страдало чрезвычайной узостью, разума практически не было, лишь расхожие идеи о религии и духовности. Но он обладал замечательной устремленностью и энергией в витальном существе. Он рос быстрее всех. Но были в нем и великое тщеславие, и вера в то, что он являет собой нечто особое. Он решил стать Сверхчеловеком в целях эгоистических. И тогда он впал в экстатическое послушание, умоляя и призывая Шри Ауробиндо и Мать, дабы те низвели Сверхразум за год! Он пришел к такому положению, что потерял контроль над физической реальностью и считал, что я заставляю его делать все это, хотя на самом деле я этого не хотел! Он уже не мог управлять своим телом; когда приходила сила, он падал на колени. Его влекло магическое и чудесное; он считал, что йог не должен ни есть, ни спать.
У.: Возможно ли возобладать над всеобщим витальным планом, чтобы сделать невозможным для витальных сил их явление в образе Истины или в Вашем и Матери?
|
|
Ш. А.: Это проблема сознания, но сознания не физического плана, где вы можете предотвращать некие действия со стороны некоего человека; ничто не возможно без скоординированных действий индивидуума. Трудность заключалась в том, что он жаждал возобладать этим существом витального плана, и даже тогда, когда оно вытеснялось, он снова призывал его.
У.: Как влияло на него это существо?
Ш. А.: Когда мы сняли давление, он чувствовал себя подобно обычному человеку; в теле же он ощущал боль. В иных случаях при сопротивлении человека происходят припадки, истерии и т. д.
У.: Почему же витальное существо бросило его сюда, почему оно заставило его идти в Пондишери?
Ш. А.: Существа бывают разными, с различными тенденциями и мотивами. По разным причинам они влекутся к этому месту, но подчиняться ему они не хотят.
У.: Какую цель преследуют эти существа, овладевая человеком?
Ш. А.: Во-первых, для того, чтобы пользоваться влиянием на физическом плане: овладевая человеком, они обретают эту возможность. Во-вторых, для того, чтобы сыграть шутку и посмотреть, что будет потом. В-третьих, чтобы разыграть из себя Бога и добиться поклонения. В-четвертых, чтобы произвести проявление витальной силы. К этому классу относятся существа, вызывающие чудесные исцеления, существа, владеющие огромной целительной силой. В-пятых, для утоления некоего желания или импульса, скажем, убийства или похоти.
|
|
С этой точки зрения, смертная казнь представляется абсурдной. Убийца, вероятнее всего, находится под властью импульса некоего существа: когда человека казнят, это существо овладевает другим. Многие из тех, кто совершал убийство, признавались, что первый импульс к нему они чувствовали тогда, когда видели смертную казнь.
Некоторые витальные существа хотят действовать здесь, на Земле.
У.: Почему они ведут себя подобным образом?
Ш. А.: Они получают поддержку. Но эти существа не сильны. Истинно сильны те существа, что стоят за всемирными движениями, подобно существам, описанным в теософии: они обладают не только витальной энергией, но и ментальной силой.
У.: Какова их роль в эволюции?
Ш. А.: Они лишь проявляют силу; обычно они не получают физического тела.
У.: Присуща ли им идея прогресса?
Ш. А.: Их идея прогресса — наращивание силы. Но их возможно обратить.
Теон — алжирский наставник Матери по оккультизму — считал, что эти существа, стремящиеся к соприкосновению с физическим, назначены к обращению.
У.: Изменяют ли они свою витальную природу?
Ш. А.: Они остаются существами витальными, но вместо того, чтобы искать силу для себя и проявлять ее эгоистически, они соглашаются на проявление чего-то более высокого. Для этого им не обязательно иметь тело. Оставаясь на своем собственном плане, они могут работать здесь, благоприятствуя своим влиянием более высокой жизни.
У.: Пытается ли душа одержимого человека вернуть утраченную почву?
Ш. А.: При одержимости через некоторое время душа словно исчезает; она выталкивается назад, на задний план. Обычно душа человека не находится впереди. Предполагается, что посредством йоги душа может выходить вперед. Но она может быть и отброшена на задний план этими силами, пользующимися некой слабостью, неким витальным или физическим дефектом, если только не низойдет Центральное Существо, берущее орудие в свои руки.
У.: Могут ли эти силы возобладать над человеком с развитым разумом — разумом, находящимся выше витальных импульсов?
Ш. А.: Что такое ментальное знание человека в сравнении с этими существами? Что человек знает? Практически ничего. Им известна совокупность действующих сил, человек же о них ничего не знает. Велика судьба человека, если он идет праведными путями, но человек такой, каков он есть, — замурован в своем физическом сознании, являющемся крайне низким планом. Даже его рассудку для познания необходимы данные, рассуждение же или аргументация могут оправдать все, что угодно. Два совершенно противоположных вывода могут основываться на одном рассуждении, а ваша предрасположенность определит, который из выводов вы предпочтете. Для получения рассудком данных вы опять-таки должны положиться на видимое и слышимое вами — на ваши чувства. Но витальные существа не столь глупы, как описано выше, они не настолько ограниченны.
22.6.1926
У.: Каковы отношения между внутренними ментальным, витальным и физическим существами, а также психическим существом?
Ш. А.: Ментальное, витальное и физическое существа являются инструментами выражения психического существа. Вы можете назвать их проявлениями психического существа, присутствующими здесь для проявления в земной эволюции. Именно психическое существо является здесь поддержкой ментального, витального и физического существ. Оно стоит за ними. Именно психическое существо европейцы называют «душой», оно — «истинная личность» человека. Оно является глубочайшим существом в низшей природе, в нем непосредственно представлено Божественное. Обычно считают, что оно находится за сердцем. Оно — за эмоциональной активностью, являющейся его внешним воплощением. Обычная эмоциональная активность не «психична» по своей природе. Истинно психическая эмоция отличается крайней глубиной, она чисто духовна. Психическое существо открыто непосредственно Высшей Истине, это то, что может овладеть ею здесь.
У.: Означает ли это, что психическое существо управляет ментальным, витальным и физическим телами человека?
Ш. А.: Да. Но в обычных людях психическое не управляет большинством их действий. Как правило, они диктуются внешними влияниями.
У.: Рассказывая об X., вы сказали, что он нарушил завесу между внутренним ментальным и психическим существом. Что именно вы хотели этим сказать? Существует ли подобная завеса?
Ш. А.: Да, такая завеса существует: именно в силу этого большинство людей не осознает своей души, своего внутреннего существа. Говоря об X., я употребил слово «психический» в обычном его значении. Он нарушил покров между ментальным и витальным планами, открыв себя мирам, стоящим за ними; но дальнейшего он уже вынести не смог. Я подразумевал под значением этого слова «сублиминальную самость».
У.: Где более всего проявляется активность психического существа: во внутреннем ментальном, внутреннем витальном существах, или же она подсознательна?
Ш. А.: Все то, чего человек обычно не осознает, является для него подсознательным. Это означает, что нечто происходит так, что человек поверхностный этого и не ведает. На деле же нет ничего подсознательного. В известном смысле, даже сверхсознательное возможно называть подсознательным.
У.: Как соотносятся психическое существо и Сверхразум?.
Ш. А.: Психическое существо — это не Сверхразум. Разрушив завесу, человек как-то может достигнуть сублиминального или психического существа, но к Сверхразуму подобным образом не прийти. Психическое существо открыто для Высшей Истины, оно обретает Истину, но она — не то. Психическое находится «за» ментальным, витальным и физическим; «за», но не «над» или «под».
У.: Чем отличаются психическое и духовное существа?
Ш. А.: Вы можете говорить о существе духовном лишь в отношении существа Сат-Чит-Ананды, не являющемся индивидуальным: эти три принципа стоят над разумом. Ментал, витал и физическое стоят под ним, в нижней половине. Между двумя, так сказать, полусферами находится то, что я называю Сверхразумом.
Вы не можете достигнуть истинно Сат-Чит-Ананды. Но вы можете, подобно большинству людей, говорящих, что они реализовали Сат-Чит-Ананду, постичь опыт ее в разуме или в витальном существе; И все же, даже пережив подобный опыт, здесь вы не сможете организовать ее. Организация Бесконечного Сознания — Сат-Чит-Ананды — может быть произведена только Сверхразумом.
У.: Является ли психическое существо началом, преодолевающим смерть? Что понимается под карана-шарира?
Ш. А.: Перевоплощением руководит не психическое существо, но Джива, Центральное Существо, черпающее материал из Природы в соответствии со своей необходимостью. Под карана-шарира обычно понимается супраментальное тело.
У.: В рамках ортодоксальной терминологии, хотя карана-шарира и означает виджняна майю, о ней говорят не как о средстве развития, но как о средстве ухода. Использование карана-шариры означает сжигание семян всего существующего в Природе. Считают, что если семя не сожжено, то и в карана-шарире человек не достигнет действительного освобождения.
Ш. А.: Это верно, так как семя всего видимого вами здесь находится в Сверхразуме, следовательно, не обретя Сверхразум, вы не сможете реально освободиться от несовершенств в природе. Возьмем, например, сыновнюю любовь. Обычно она являет собой нечто данное свыше, а форма, которую она принимает, представляет Высшую Истину в совершенно ложном свете. Если вы хотите избавиться от этой ошибки, вам, нужно не просто подавлять ее, так как при этом ошибка реально не исчезает, но нужно приносить ее в жертву Высшей Истине; когда же вы познаете Истину, стоящую за ней, вы более не будете рабом той ложной формы, которую эта любовь обычно принимает. И так во всем.
У.: Обычно пытаются дойти до семени всего несовершенства, оставаясь здесь, затем стремятся уйти от мира.
Ш. А.: Эта идея стара. Она основывалась на допущении того, что Истина или Супраментал не может органично входить сюда, в этот мир. Поскольку все здесь несовершенно, ложно и неистинно, поскольку разум, пытающийся возобладать Истиной здесь, терпит поражение, приходят к мысли о том, что «вхождение в Истину» означает уход от разума, жизни и так далее. Та же самая, но преувеличенная идея представляет мир не просто несовершенным, но и иллюзорным. Именно в этом смысл образа «Упанишад»: «Вход через врата Солнца». Желаемое возвращение возможно, пока вы пребываете в солнечных лучах. Но однажды войдя в тело Солнца, вернуться вы уже не сможете. Возможно начать и другим допущением: «Жизнь полна лжи и несовершенства, но мы можем воплощать Истину и совершенство здесь, в этой жизни». С нынешней формулой и организацией человеческого сознания, избравшего разум главным своим орудием, Истина в этой жизни воплощена быть не может. Но здесь возможна более совершенная формула и организация сознания.
У.: Даже желание организации его здесь майявадин назвал бы «иллюзией» - майей.
Ш. А.: Тогда и желание уйти из мира — такая же иллюзия!
У.: В Тантре говорится, что необходимо избавиться даже от желания освобождения.
Ш. А.: Оставление желания освобождения мало способствует достижению освобождения.
У.: Этот принцип верен для уже достигших его, но не для тех, кто его ищет. (Смех.)
Ш. А.: Одно из логических следствий теории Иллюзии — это идея того, что вы должны решительно отвергнуть все и вся; вы не достигнете Истины, если не испытаете отвращения ко всему мирскому. Отвращение к миру — вот что понимается под вайрагьей. Я же не вижу каких-либо причин для того, чтобы человеку до вступления на стезю духовной жизни нужно было достигать этого отвращения. Мы делаем следующее: мы видим несовершенство мира и не принимаем обычную жизнь, исполненную неведения и лжи. Но мы не относимся к ней с презрением, мы не смотрим на нее в отвращении и презрении. Мы глядим на нее спокойно и бесстрастно — самата — и пытаемся понять, что она такое, каково ее место в Лиле, каковы ее цели.
У.: Обычно считают, что неудовлетворенность обращает человека к духовной жизни. Является ли эта неудовлетворенность психической по своей природе?
Ш. А.: Что вы понимаете под психической неудовлетворенностью?
У.: Психическую неудовлетворенность, отраженную в ментальном или витальном существе.
Ш. А.: Истинная неудовлетворенность совершенно отлична от ментальной или витальной, которая возникает, например, когда ваша жена, скажем, сбегает с другим, или вы теряете деньги.
У.: И вы тут же идете к гуру! (Смех.)
Ш. А.: Истинная неудовлетворенность исходит от внутреннего существа, которое, будучи однажды затронуто, уже не удовлетворяется обычной жизнью.
У.: Всегда ли стремление является психическим?
Ш. А.: Да. Истинное стремление всегда психично по происхождению. Как сказано в «Ведах», оно — «огонь, вздымающийся от земли к дому своему». Агни здесь — «огонь стремления». Оно принимает ментальные или витальные формы, которые могут быть несовершенны, и тогда в самом стремлении может возникнуть несовершенство. Но даже и за этими несовершенными формами стоит нечто пламенное. Однажды пробудив этот огонь, невозможно утолить его обычной жизнью.
У.: Всегда ли «Веды» говорят об огне как о психическом стремлении?
Ш. А.: Да. Но существуют различные формы и силы Огня - Агни — в нас и также в мире. Агни во внутреннем существе они называют скорее всего как Гархапатья — Огонь Хозяина Дома.
У.: Что означают слова, когда мы говорим, что психическое существо вышло в человеке вперед или что оно стало сильным?
Ш. А.: Говоря о том, что психическое существо вышло на поверхность, мы имеем в виду следующее: оно стало оказывать свое воздействие на прочие части человеческого существа. Вначале это просто активное воздействие: в конце же концов оно становится единственным воздействием. В результате этого воздействия все человеческое существо обращается к Истине. Развитость же психического существа определяется в соответствии с тем, насколько возросли в человеке его контроль и влияние, формации и его черты.
Обычно существуют некие внешние признаки, по которым вы можете судить о степени развитости психического существа человека. Например, такой человек отличается большой чистотой и тактом в общении с людьми, тонким вкусом. Возможно также услышать голос души, исходящий обычно от психического существа. Но не следует путать его с голосом, слышимым в разуме. Психический голос подлинен, в нем заключена большая повелительность, чем в ментальном голосе.
У.: Обладает ли психическое существо собственной активностью и полем действия помимо того, где оно действует через разум, витал и тело?
Ш. А.: Да, оно обретает и собственную активность и собственное поле деятельности.
У.: Но тогда это психическое существо, несмотря на присутствие во всех людях, им неведомо?
Ш. А.: Да, об обычном человеке можно сказать, что его душа находится вне его досягаемости. Он настолько отдается витальной жизни и прочим внешним импульсам, что едва ли осознает наличие в себе души, исключая те редкие мгновения, когда он видит ее проблески.
У.: Возможно ли полное прерывание связи человека со своей душой? Оккультисты говорят о «людях без души».
Ш. А.: Вопрос в другом — имеет ли большинство людей хоть какую-то связь со своей душой.
У.: Создается впечатление, что в девяноста процентах случаев душа человека не интересуется его внешней активностью и остается в стороне.
Ш. А.: Да, обычно большая часть человеческих действий диктуется внешними влияниями, но не внутренним существом.
У.: Так это душа улавливает зов к духовной жизни?
Ш. А.: Да.
У.: Возможно ли выйти на поверхность сразу всему психическому существу или же это происходит постепенно?
Ш. А.: Обычно человек улавливает проблески своей души, и та постепенно проявляется на поверхности, пока все существо не будет контролироваться ею. Но нет твердого правила: она может оказаться на поверхности вся и сразу.
У.: Создается впечатление, что большинство людей обретают духовное пробуждение через страдание. Является ли страдание необходимым условием такого пробуждения?
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!