Мне самой от поклонников не приходилось обороняться — и я обороняла от них Лялю. 1 страница



Вариант 1 (1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу. (4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой. (7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф. (10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке. (14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына... (15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости. – (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу. – (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка. (19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила: – (21)Сыграйте, Яков Ильич. (22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам... (24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать. (По повести В.А. Осеевой «Динка прощается с детством»)* * Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».   2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?» 1) Динка не ожидала увидеть в стоящей на краю обрыва хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет. 2) Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен. 3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства. 4) Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья.   Как относились друг к другу Яков и Иоська? 1) Отец и сын, живя под одной крышей, не очень интересовались друг другом, и их объединяла только память о матери Иоськи. 2) Отцу и сыну жилось нелегко, отцу приходилось постоянно работать, и времени на внимание друг к другу у них не было. 3) Отец и сын тепло и сердечно относились друг к другу и понимали друг друга даже без слов. 4) Отец и сын любили не друг друга, а Катрю и память о ней, и это их объединяло и примиряло. Как характеризует Динку информация, заключённая в предложениях 18—21? 1) Динка была пугливой, робкой девочкой, боящейся всего незнакомого и непривычного. 2) Динка была слишком любопытной и даже назойливой. 3) Динка любила острые ощущения и сильные переживания. 4) Динка была наделена очень чуткой, трепетной душой.   Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему сына Якова называют не Иосифом, а Иоськой?» Эта форма наименования говорит… 1) о возрасте героя: он маленький мальчик. 2) о постоянной жизнерадостности героя. 3) о том, что Иоська – товарищ Динки по играм. 4) о том, что к Иоське никто не относился серьёзно.   В каком варианте ответа второе предложение по содержанию противопоставлено в тексте первому? 1) (4) Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (22) Иоська с готовностью подал отцу скрипку. 2) (5) Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. 3) (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9) Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф. 4) (26) И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой.  (27) А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.   Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?» 1) Динка не ожидала увидеть в такой глуши настолько выразительный и наполненный жизнью портрет. 2) Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен. 3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства. 4) Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья.   3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. 2) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. 3) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. 4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...   В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор? 1) (9) Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф. (14) Забывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына... 2) (10) Но больше всего поразили Динку её глаза. (13) Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке. 3) — (17) Здравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу. — (18) Здравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка. 4) — (21) Сыграйте, Яков Ильич. (23) Яков кивнул головой сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок...   4. Из предложений 18–21 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия». Из предложений 3—4 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).   5. Из предложений 14–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано». Из предложений 15—16 выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида.   6. Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Замените разговорное слово ЖАЛОСТНО в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.   7. Замените словосочетание «кружевной шарф» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.   8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.   9. Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. Среди предложений 14—18 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. Среди предложений 22—26 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.   10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Ноги её,(1) казалось,(2) приросли к порогу, (3) и,(4) не зная,(5) что ей делать,(6) она жалостно попросила: – Сыграйте,(7) Яков Ильич.   В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. Но больше всего поразили Динку её глаза. Огромные,(1) полные какой-то внутренней тревоги,(2) умоляющие и требовательные. Остановившись на пороге,(3) Динка не могла оторваться от этого портрета. Казалось,(4) она где-то уже видела эти глаза,(5) улыбку и ямочку на щеке.   11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.   12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,(1) вросшей в землю,(2) облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю обрыва,(3) и кривая тропинка,(4) сбегая вниз,(5) приводила к заброшенному колодцу.   В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Ноги её приросли к порогу,(1) и,(2) не зная,(3) что ей делать,(4) она жалостно попросила: — Сыграйте,(5) Яков Ильич.   13. Среди предложений 6–11 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Среди предложений 6—11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.   14. Среди предложений 3–7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. Среди предложений 4—8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.   15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С. Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.   15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.   15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  

Вариант 2

(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

(2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы.

(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.

(6)Кем я только не был!

(7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.

(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.

(По повести А.А. Лиханова «Детская библиотека»)*

∗ Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик „не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой”?»

1) Герой-рассказчик предпочитал подклеивать книги, уединившись «в библиотечных кулисах».

2) Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на героя-рассказчика «магическое действие».

3) Герой-рассказчик мысленно превращался в героев книг, фантазируя, менял сюжеты по своему усмотрению и в это время забывал, где он находится.

4) Уединённость и тишина библиотеки способствовали вдумчивому чтению книг.

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

2) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.

4) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

 

4. Из предложений 2–5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

 

5. Из предложений 6–9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

 

6. Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание «парижских сражений» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

 

9. Среди предложений 10–13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

И Филипком из рассказа графа Льва Толстого,(1) правда,(2) я при этом замечательно и с выражением умел читать,(3) и,(4) когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь,(5) я шпарил все слова подряд,(6) без ошибок,(7) приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя,(8) и,(9) наверное,(10) самого графа,(11) потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой,(1) и я,(2) уединившись в библиотечных кулисах,(3) множил,(4) вдохновлённый похвалой,(5) свои образцы.

Благоговейная тишина,(6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного,(7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!