Иван Калита и его деятельность: историографический обзор



Н.М. Карамзин, «История государства Российского»:

Несмотря на коварство, употребленное Иоанном к погибели опасного совместника, Москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собрателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей Князь не любил проливать крови в войнах бесполезных, освободил Великое Княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строго казнил татей и был вообще правосуден.


С.М. Соловьев, «История России с древнейших времен»:

Калита умел воспользоваться обстоятельствами, тем, что приготовлено было для Москвы Даниилом и Юрием, дал современникам почувствовать первые добрые следствия единовластия и потому перешел в потомство с именем первого собирателя русской земли. Собственно, Калита завоеванием не приобрел ничего и в этом отношении не может называться собирателем земли русской, но он копил деньги и скупал небольшие княжества у князей их, например Белоозеро, Галич.

 

«Калита умел воспользоваться обстоятельствами, тем, что приготовлено было для Москвы Даниилом и Юрием, дал современникам почувствовать первые добрые следствия единовластия и потому перешел в потомство с именем первого собирателя русской земли» (С.М. Соловьев).


Н.И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей»: «Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями». И в этой же работе Костомаров указывает, что Калита был «человек характера невоинственного, хотя и хитрый».

«Иван Калита был силен между князьями русскими и заставлял их слушаться себя именно тем, что все знали об особенной милости к нему хана и потому боялись его. Он умел воспользоваться как нельзя лучше таким положением» (Н.И. Костомаров).

 

В.О. Ключевский, «Полный курс Русской истории»:

«Условия жизни нередко складываются так своенравно, что крупные люди размениваются на мелкие дела, подобно князю Андрею Боголюбскому, а людям некрупным приходится делать большие дела, подобно князьям московским».


«Московское государство родилось на поле Куликовом, а не в скопидомских сундуках Ивана Калиты».


«По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые в сто лет рабства удалось вздохнуть свободно, и любила украшать память этого князя благодарной легендой»

Д.И. Иловайский, «История России»:

«Иван Калита – образец северных князей-собирателей Руси».

«Необыкновенно расчетливый и осторожный, Калита пользовался всеми средствами к достижению главной цели, то есть возвышению Москвы за счет соседей». (Д.И. Иловайский)


Л.В. Черепнин, «Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси»:

«Обеспечив себе если не покровительство, то, во всяком случае, признание ордынского хана, Калита использовал его для укрепления на Руси своей власти, которую в дальнейшем московские князья употребили против Орды».

«Иван Калита действовал как властный правитель, как князь-вотчинник, неуклонно стремившийся к расширению территории своего княжества и подчиняющий своей властью других русских князей».

Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках»:
«У Ивана Калиты не было выбора: или идти вместе с татарской ратью покорять Тверь, тем самым спасая Москву, Владимир, Суздаль, либо потерять все».

 

Н.С. Борисов, «Иван Калита»:

«Люди той эпохи, взвесив его добро и его зло на незримых весах своей памяти, дали ему имя еще более точное, чем Калита. Как свидетельствуют источники, они называли его «Добрый».

 

«Ни Иван Калита, ни Александр Тверской не проявили в событиях 1327-1328 гг. каких-то оригинальных подходов к решению политической проблемы. Оба действовали всецело в русле традиций своего княжеского дома». (Н.С.Борисов).

 

«Участие Ивана Калиты в походе на Тверь зимой 1327-1328 гг. было вынужденной акцией. Нельзя здесь увидеть какую-то особенную низость московского князя» (Н.С. Борисов).

 

«Укрепляя московское княжество, Иван Калита исходил из своих узкокорыстных целей. За возросшую власть именно московских князей стране пришлось платить утверждением отношений жестокого господства и подчинения (на монгольский манер) внутри русского общества». (Н.С. Борисов).

 

«Иван Калита превратил Москву… в политическую и религиозную столицу Северо-Восточной Руси. Сергий Радонежский своим монашеским подвигом одухотворил политическое наследие Калиты. Иван Великий… превратил пестрое сообщество русских земель…в Россию. И эти три великих человека составляют в нашей истории некое неделимое целое». (Н.С. Борисов)


А.А. Горский, «Русское Средневековье»: «Иван Данилович (Калита), в отличие от брата, был действительно верным слугой хана».

 


Характеристика тверских князей Дмитрия Грозные Очи и Александра Михайловича: «Это были сильные и смелые люди, но самоуверенные и безответственные правители» (Н.С. Борисов)

 

 

Дмитрий Донской

«Куликовская битва относится к числу событий самых значительных для исторического сознания и самоидентификации русского человека». (И.Н.Данилевский).

 

«Московское государство родилось на Куликовом поле» (В.О. Ключевский)

 

«Своим знаменитым походом навстречу Мамаю Дмитрий (Донской) перешел от оборонительной к наступательной стратегии борьбы с Ордой. Можно спорить о том, была ли это новая стратегия его собственной инициативой – или он был принужден к этому сложившимися обстоятельствами. Но, как говорится, «факт остается фактом». Это был возврат к великому прошлому» (Н.С. Борисов).

 

«Попытка отразить от Руси ордынское владычество, увенчанное Куликовской победой, не усилила великокняжеской власти, а… её ослабила. Только обновление ордынской зависимости восстановило нарушенное равновесие сил. Наследие Калиты и Донского вступало… в период затяжного кризиса» (А.Е. Пресняков).

Сергий Радонежский

«Ранее всех и более всех святых… приобрел народное уважение Руси преподобный Сергий, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви». (Н.И. Костомаров)

 «Троица» Андрея Рублева – это исток и «стояния на Угре», и освобождения Руси … от ига». (С.В.Бушуев, Г.Е.Миронов).

«Сергий не был исключительно церковным деятелем. Его горизонт не ограничивался чертой монастырских стен. В наиболее драматические моменты истории Северо-Восточной Руси он помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы» (Н.С. Борисов о Сергии Радонежском).

Иван III


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 828; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!