Тема 13. В чём смысл “открытого” финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?



Данная тема подразумевает очень хорошее знание художественных особенностей комедии, понимания её жанровой природы. С этого и начнём. Грибоедов определил жанр своего произведения как комедию и выстроил первый акт на любовной интриге и вывел на сцену классических комедийных персонажей: героиню (Софью), двух влюблённых в неё героев (Молчалина и Чацкого), помогающую “любовному дуэту” (Софья–Молчалин) служанку (Лизу), обманутого отца (Фамусова). И во втором акте сам же нарушил комедийный канон. Как? Введением второго конфликта — социального, который обозначается в сцене разговора Чацкого и Фамусова.

Можем сказать выпускникам, что первоначально драматург планировал создать пьесу в пяти действиях, но не стал следовать правилам классицизма, которые предписывали если не пять, то обязательно три действия комедии. И поставим перед ними вопрос: почему в комедии четыре действия? Можно уточнить вопрос, попросив вычленить “исчерпанные” сюжетные линии. Для этого необходимо проследить параллельное развитие двух конфликтов: любовного и социального.

Выстроив своеобразный композиционный план пьесы, увидим, что любовный конфликт разрешается в финале, так как распадается любовный треугольник: Молчалин–Софья–Чацкий. А социальный? Кто вышел из столкновения Чацкого и фамусовского общества победителем? Своеобразный ответ — в статье Гончарова: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”. Или: “Чацкого роль — страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная”. Таким образом, социальный конфликт не разрешился, финал пьесы — “открыт”. Здесь важно отметить также, что по мере развития сюжета любовная комедийная история отходит на второй план, а на первый выдвигается новый герой — Чацкий. Комедия Грибоедова оказывается сродни “высокой” комедии, своеобразие которой однажды так охарактеризовал Пушкин: “…Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров… нередко [комедия] близко подходит к трагедии”. Поэтому Грибоедову, чтобы воплотить задуманное, приходится менять саму структуру пьесы.

Не будем забывать, что перед нами драматическое произведение, а это значит, что авторская позиция в нём не может быть явной, один из способов её воплощения — разрешение конфликта. Грибоедов сознательно не даёт однозначного ответа на вопрос — победитель Чацкий или побеждённый. Он, безусловно, разделяет убеждения героя, зачастую вкладывает в его уста то, что мог бы сказать человек декабристского толка. Но с другой стороны, он видит и слабость позиций своего героя: разрыв романтической мечты и реальности, пафосность его высказываний, которая легко “пародируется” (“Шумим, братец, шумим”). Всё это своеобразное “воплощение” авторского взгляда на мир, события, в нём происходящие, взгляда трезвого и объективного, зачастую чуть ироничного.

В заключение говорим о том, что “открытость финалов” — своеобразная черта русской литературы: сюжет исчерпан, но… жизнь героев продолжается. Какая? Как? И здесь можно вспомнить финалы русских романов «Евгения Онегина», «Войны и мира», «Преступления и наказания».

Тема 14. “Если в литературе сколько-нибудь отразился слабо, но с родственными чертами тип декабриста, это в Чацком” (А.И. Герцен)

Долгие годы в школьном преподавании, да и во многих научных работах господствовал такой подход к литературе, при котором принадлежность к революционно-освободительному движению соответствующего этапа являлась непременным условием “положительности” героя, наивысшей похвалой. И яркий, умный, пылкий Чацкий, противопоставленный в комедии «Горе от ума» фамусовскому обществу, был признан декабристом. Этому способствовали некоторые высказывания А.И. Герцена, младшего современника Грибоедова, например такое: “Фигура Чацкого, меланхолическая, ушедшая в свою иронию, трепещущая от негодования и полная мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне возмущения на Исаакиевской площади; это — декабрист”. Во фразе, ставшей темой выпускного сочинения, эта же мысль сформулирована не так решительно, а с заметными оговорками. Возможно, потому, что в комедии нет прямых указаний на то, что её главный герой является членом тайного общества и собирается участвовать в государственном перевороте. Более того, в репликах и монологах Чацкого вообще нет политических высказываний. Поэтому проблема требует не оценочного, а конкретно-исторического рассмотрения.

Чацкий, безусловно, человек свободолюбивый и благородный. Ему ненавистно рабство в разнообразных его проявлениях. Он с негодованием говорит о низких поступках крепостников в монологе “А судьи кто?”, возмущается раболепством вельмож прошлого века и молчалинской готовностью “зависеть от других”, называет “рабским” подражание французским образцам. Он считает, что человек должен иметь возможность свободно высказываться, свободно выбирать образ жизни — путешествовать, жить в деревне, заниматься науками или художественным творчеством. Но этого ещё недостаточно, чтобы назвать Чацкого декабристом. Декабрист И.Д. Якушкин писал в своих «Записках»: “Члены Тайного общества ничем резко не отличались от других. В это время свободное выражение мыслей было принадлежностью не только всякого порядочного человека, но и всякого, кто хотел казаться порядочным”.

Но Чацкий мог быть декабристом. И недаром же почувствовавший опасность Фамусов воскликнул, что тот “властей не признаёт”, а первые читатели комедии узнавали в её герое “своего”.

Тема сочинения будет раскрыта достаточно полно, если его автор напишет более конкретно о том, 1) какие идеи роднят Чацкого с членами тайных обществ; 2) какие черты реальных людей, оказавшихся в рядах мятежников, отразились в герое комедии; 3) какие особенности поведения Чацкого позволяют увидеть в нём декабриста.

Пестель в «Русской правде» писал, что личная свобода “есть первое и важнейшее право каждого гражданина”. Декабристы ратовали за “истинное просвещение”. Эти идеи, безусловно, близки Чацкому. Среди целей, которые ставили перед собой члены тайных обществ, — борьба с произволом, в том числе судебным, установление конституционной законности, чтобы, как писал М.С. Лунин, “управление подчинялось бы не своенравию лиц, а правилам неизменным”. В этой связи вспомним желание Чацкого “служить делу, а не лицам” и гневный рассказ о вельможах, которые “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”. В уставе Союза благоденствия есть требование воспитывать в юношестве любовь ко всему отечественному; с ним созвучен монолог Чацкого о “французике из Бордо”.

Современники узнавали в Чацком черты реальных членов тайных обществ. В частности, многое роднит героя комедии с другом Грибоедова и Пушкина В.К. Кюхельбекером. Например, известно, что Кюхельбекер был пристрастен к национальному костюму и одевал своего лакея в русское платье. Ю.Н. Тынянов в статье «Сюжет “Горя от ума”» замечает, что в разговоре Хлёстовой и княгини Тугоуховской в 3-м действии дан полный и точный список учебных заведений, в которых учился и преподавал Кюхельбекер: “Он окончил в 1817 году Царскосельский лицей, был одним из главных профессоров Педагогического института и воспитателей его пансиона… был… секретарём «С.-Петербургского общества учреждения училищ взаимного обучения по методе Бэля и Ланкастера», управлявшегося членами Союза благоденствия”. Правда, в диалоге двух “старух зловещих” не утверждается, что эти заведения прямо связаны с Чацким, но они названы как вероятная причина сумасшествия героя.

Может быть, самые веские доказательства декабризма Чацкого можно обнаружить в его поведении. Ю.М. Лотман в статье «Декабрист в повседневной жизни» выявил, что декабристов отличал особый тип поведения, основные черты которого — “разговорчивость”, книжность речи, резкость и прямота суждений, “неприличная” с точки зрения светских норм тенденция называть вещи своими именами; серьёзность, суровое осуждение светских развлечений: танцев, карт, волокитства. Эти черты свойственны и главному герою комедии Грибоедова.

Михаил Горский — ученик 10-го класса московской школы № 57 (учитель литературы — Надежда Ароновна Шапиро).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 570; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!