ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1S44 ГОДА 117



доказывает, что несравненно большая часть исторического движения противоречит его утверждениям и что если он когда- либо существовал, то именно это его прошлое бытие опровергает его претензию на сущность.

Нетрудно усмотреть необходимость того, что все револю­ционное движение находит себе как эмпирическую, так и теоре­тическую основу в движении частной собственности, в эконо­ мике.

Эта материальная, непосредственно чувственная частпая соб­ ственность является материальным, чувственным выражением отчужденной человеческой жизни. Ее движение — производство и потребление — есть чувственное проявление движения всего предшествующего производства, т. о. оно представляет собой осуществление или действительность человека. Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т. д. суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону. Поэтому положительное упразднение частной собственности, как утверждение человеческой жизни, есть положительное упра­зднение всякого отчуждения, т. е. возвращение человека из ре­ лигии, семьи, государства и т. д. к своему человеческому, т. е. общественному бытию. Религиозное отчуждение как таковое происходит лишь в сфере сознания, в сфере внутреннего мира человека, но экономическое отчуждение есть отчуждение дей­ствительной жизни, — его упразднение охватывает поэтому обе стороны. Понятно, что если у различных народов это дви­ жение начинается либо в одной, либо в другой из этих областей, то это зависит от того, протекает ли подлинная приананная жизнь данного народа преимущественно в сфере сознания или же в сфере внешнего мира, является ли она больше идеальной или же реальной жизнью. Коммунизм сразу же начинает с ате­изма (Оуэн) 59, атеизм же на первых порах далеко еще не есть коммунизм; ведь и тот атеизм, с которого начинает коммунизм, есть еще преимущественно абстракция. Поэтому филантропия атеизма первоначально есть лишь философская, абстрактная филантропия, тогда как филантропия коммунизма сразу же яв­ляется реальной и нацелена непосредственно на действие.

Мы видели, как при предположении положительного уп­ разднения частной собственности человек производит человека — самого себя и другого человека; как предмет, являющийся непосредственным продуктом деятельности его индивидуально­ сти, вместе с тем оказывается его собственным бытием для дру­гого человека, бытием этого другого человека и бытием послед­него для первого. Но точно таким же образом и материал труда и человек как субъект являются и результатом и исходным


118


К. МАРКС


пунктом движения (в том, что они должны служить этим исход­ ным пунктом, в этом и заключается историческая необходи­мость частной собственности). Таким образом, общественный характер присущ всему движению; как само общество произ­водит человека как человека, так и он производит общество. Деятельность и пользование ее плодами, как по своему содер­ жанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользо­вание. Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элемен­том человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Только в обществе его природное бытие является для него его человеческим бытием и природа становится для негр человеком. Таким образом, общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуще­ ствленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

[ VI] Общественная деятельность и общественное пользова­ние существуют отнюдь не только в форме непосредственно коллективной деятельности и непосредственно коллективного пользования, хотя коллективная деятельность и коллектив­ное пользование, т. е. такая деятельность и такое пользование, которые проявляются и утверждают себя непосредственно в действительном общении с другими людьми, окажутся налицо всюду, где вышеуказанное непосредственное выражение обще­ственности обосновано в самом содержании этой деятельности или этого пользования и соответствует его природе.

Но даже и тогда, когда я.занимаюсь научной и т. п. деятель­ностью, — деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими, — даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве обществен­ного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, на котором работает мыслитель, — но и мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо.

Мое всеобщее сознание есть лишь теоретическая форма того, живой формой чего является реальная коллективность, обще­ственная сущность, но в наши дни всеобщее сознание представ­ ляет собой абстракцию от действительной жизни и в качестве



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!