Оборотная сторона «прекрасного мира» 1 страница



 

Осип Мандельштам

* * *

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

 

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей,

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.

 

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе,

Чтоб сияли всю ночь голубые писцы

Мне в своей первобытной красе, -

 

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

 

1931, конец 1935

* *  *

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища.

 

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, дарит за указом указ –

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина.

Ноябрь 1935

Борис Слуцкий

 

Терпенье

 

Сталин взял бокал вина

(может быть, стаканчик коньяка),

поднял тост – и мысль его должна

сохраниться на века:

За терпенье!

 

Это был не просто тост

(здравницам уже пришел конец).

Выпрямившись во весь рост,

великанам воздавал малец

за терпенье.

 

Трус хвалил героев не за честь,

а за то, что в них терпенье есть.

 

Вытерпели вы меня, - сказал

вождь народу. И благодарил.

Это молча слушал пьяных зал.

Ничего не говорил.

 

Только прокричал: «Ура!»

Вот каковская была пора.

 

Страстотерпцы выпили за страсть,

Выпили и закусили всласть.

 

1961

 

Прозаики

                           Артему Веселому

                           Исааку Бабелю

                           Ивану Катаеву

                           Александру Лебеденко

Когда русская проза пошла в лагеря –

В землекопы,

А кто половчее – в лекаря,

В дровосеки, а кто потолковей – в актеры,

В парикмахеры

Или в шоферы, -

Вы немедля забыли свое ремесло:

Прозой разве утешишься в горе?

Словно утлые щепки,

Вас влекло и несло,

Вас качало поэзии море.

 

По утрам, до поверки, смирны и тихи,

Вы на нарах слагали стихи.

От бескормиц, как палки, тощи и сухи,

Вы на марше творили стихи.

Из любой чепухи

Вы лепили стихи.

 

Весь барак, как дурак, бормотал, подбирал

Рифму к рифме и строчку к строке.

То начальство стихом до костей пробирал,

То стремился излиться в тоске.

 

Ямб рождался из мерного боя лопат,

Словно уголь он в шахтах, копался,

Точно так же на фронте из шага солдат

От рождался и в строфы слагался.

 

А хорей вам за пайку заказывал вор,

Чтобы песня была потягучей,

Чтобы длинной была, как ночной разговор,

Как Печора и Лена – текучей.

 

А поэты вам в этом помочь не могли,

Потому что поэты до шахт не дошли.

 

1962

Александр Галич

 

Аве Мария

 

Дело явно липовое - все, как на ладони,

Но пятую неделю долбят допрос,

Следователь-хмурик с утра на валидоле,

Как пророк, подследственный бородой оброс...

А Мадонна шла по Иудее

В платьице, застиранном до сини,

Шла Она с котомкой за плечами,

С каждым шагом становясь красивей,

С каждым вздохом делаясь печальней,

Шла, платок на голову набросив -

Всех земных страданий средоточье,

И уныло брел за Ней Иосиф,

Убежавший славой Божий отчим... Аве Мария...

Упекли пророка в республику Коми,

А он и - перекинься башкою в лебеду.

А следователь-хмурик получил в месткоме

Льготную путевку на месяц в Теберду...

А Мадонна шла по Иудее,

Оскользясь на размокшей глине,

Обдирая платье о терновник,

Шла Она и думала о Сыне,

И о смертных горестях сыновьих.

Ах, как ныли ноги у Мадонны,

Как хотелось всхлипнуть по-ребячьи,

А вослед Ей ражие долдоны

Отпускали шутки жеребячьи... Аве Мария...

Грянули впоследствии всякие хренации,

Следователь-хмурик на пенсии в Москве,

А справочку с печатью о реабилитации

Выслали в Калинин пророковой вдове...

А Мадонна шла по Иудее!

И все легче, тоньше, все худее

С каждым шагом становилось тело...

А вокруг шумела Иудея

И о мертвых помнить не хотела.

Но ложились тени на суглинок,

И таились тени в каждой пяди,

Тени всех бутырок и треблинок,

Всех измен, предательств и распятий...

                        Аве Мария!..

 

 

Владимир Высоцкий

Банька

 

 Протопи ты мне баньку, хозяюшка,

 Раскалю я себя, распалю.

 На полати у самого краюшка

 Я сомненья в себе истреблю.

 Разомлею я до неприличности,

 Ковш холодный - и все позади.

 И наколка времен культа личности

 Засинеет на левой груди.

 

    Протопи ты мне баньку по-белому,

    Я от белого свету отвык.

    Угорю я, и мне угорелому

    Пар горячий развяжет язык.

 

 Сколько веры и лесу повалено,

 Сколь изведано горя и трасс,

 А на левой груди профиль Сталина,

 А на правой - Маринка анфас.

 Эх, за веру мою беззаветную

 Сколько лет "отдыхал" я в "раю"!

 Променял я на жизнь беспросветную

 Несусветную глупость мою.

 

    Протопи ты мне баньку по-белому

    Я от белого свету отвык.

    Угорю я, и мне угорелому

    Пар горячий развяжет язык.

 

 Вспоминаю, как утречком раненько

 Брату крикнуть успел: "Пособи!"

 И меня два красивых охранника

 Повезли из Сибири в Сибирь.

 А потом на карьере ли, в топи ли,

 Наглотавшись слезы и сырца,

 Ближе к сердцу кололи мы профили

 Так, чтоб слышал как рвутся сердца.

 

    Не топи ты мне баньку по-белому

    Я от белого свету отвык.

    Угорю я, и мне угорелому

    Пар горячий развяжет язык.

 

 Ох, знобит от рассказа дотошного,

 Пар мне мысли прогнал от ума.

 Из тумана холодного прошлого

 Окунаюсь в горячий туман.

 Застучали мне мысли под темечком,

 Получилось, я зря им клеймен!

 И хлещу я березовым веничком

 По наследию мрачных времен.

 

   Протопи ты мне баньку по-белому,

   Я от белого свету отвык.

   Угорю я, и мне угорелому

   Пар горячий развяжет язык.

 

Олег Чухонцев

Голос за снимком

Когда у роковой черты

я обживал углы подвалов,

и зону вечной мерзлоты,

и малярийный зной каналов,

 

когда, угрюмый нежилец,

я только верою и выжил

и в мир вернулся наконец, -

я словом погребенных вышел.

 

Я – прах, и если говорю,

то говорю по праву мертвых,

на мясо списанных зверью,

в цементный порошок истертых.

 

Я – пыль заводов и полей,

просеянная сквозь решета

статей, этапов, лагерей,

бараков и могил без счета.

 

Я – персть земли, и если персть

глаза неплакавшие колет,

не говорите: это месть,

скажите: мертвые глаголят!

 

И не стращайте! Что конвой,

Кому сама земля охрана!

Я – вдох один, но выдох мой –

От Соловков до Магадана.

 

Вопросы и задания

 

  1. Какое эмоциональное настроение создает каждое стихотворение? Чем произведения, вошедшие в этот раздел, похожи друг на друга и чем принципиально отличаются? Попробуйте свой ответ письменно сформулировать в виде тезисной гипотезы, состоящих из нескольких фраз.
  2. Внимательно перечитайте стихотворение О. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…». Как в нем соотносится судьба отдельного человека и «века-волкодава»? Что означает в этом стихотворении мотив смерти героя?
  3. Сравните изображение «вождя Сталина» в стихотворениях О. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…» и Б. Слуцкого «Терпенье». Благодаря каким словам создается гротескный образ «вождя всех времен и народов»? Какое значение имеет в каждом из стихотворений мотивы страха и терпенья?
  4. Как соотносятся судьбы прозаиков и поэтов в стихотворении Б. Слуцкого «Прозаики»? В чем, на ваш взгляд, состоит смысл такого соотношения?
  5. Почему баллада А. Галича называется «Аве Мария»? Какую роль в этом произведении играют евангельские мотивы? Как и почему автор связывает «вечное» и историческое, страдания Богоматери и простой женщины «лагерной» эпохи, потерявшей своего сына? Как в стихотворении изображается движение исторического времени и биографического времени жизни отдельного человека?
  6. Какое значение в балладе В. Высоцкого имеет мотив п а м я т и? Как здесь связаны п р о ш л о е и н а с т о я щ е е героя? Какое значение имеет рефрен «Протопи ты мне, баньку…»? С какой целью автор использует прием ролевой лирики – ведет повествование от лица человека, прошедшего лагерные испытания? Как в балладе В. Высоцкого судьба отдельного человека соотносится с судьбой всей страны? Найдите в тексте приметы исторического времени, в котором развиваются основные события. Как они связаны друг с другом?
  7. Почему стихотворение О. Чухонцева называется «Голос за снимком»? Кому принадлежит этот голос? Сцепление каких слов создает образ «страны-лагеря»? Попробуйте определить связь между этим произведением и, с одной стороны, стихотворением О. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…», с другой, - стихотворением А. Вознесенского «Я – Гойя».
  8. Выберите и проанализируйте одно-два стихотворения (устно и письменно), обращая внимание на следующие художественные особенности:

- поэтический словарь (лексику);

- художественный мир лирического произведения (пространство и время (как внешнее, так и внутреннее); предметы и понятия; действия, состояния, качественные характеристики;

- композицию (соотношение определенных частей стихотворения: строф; отдельных стихов; повторяющихся слов, которые определяют состояние и развитие переживаний лирического героя);

- лирическое (-ие) события (-ия) (переход от одного плана изображения духовного мира и переживаний героя к иному, - например, от внешнего и внеличного к внутреннему психологическому; от мира личных переживаний к миру гражданских, патриотических чувств; от частного случая к художественному обобщению и т. п.);

- эмоционально-смысловую оценку «лагерной» эпохи и судьбы отдельного человека.

Анна Ахматова

Requiem

     (1935-1940)                             "You cannot leave your mother an orphan. Joice"*.               Нет, и не под чуждым небосводом,              И не под защитой чуждых крыл, --              Я была тогда с моим народом,              Там, где мой народ, к несчастью, был.               1961     ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ     В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойст-венного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):   -- А это вы можете описать?   И я сказала:   -- Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957 Ленинград _____________________________________________* "Ты не можешь оставить свою мать сиротой. Джойс" (англ.).        ПОСВЯЩЕНИЕ Перед этим горем гнутся горы,Не течет великая река,Но крепки тюремные затворы,А за ними "каторжные норы"И смертельная тоска.Для кого-то веет ветер свежий,Для кого-то нежится закат --Мы не знаем, мы повсюду те же,Слышим лишь ключей постылый скрежетДа шаги тяжелые солдат.Подымались как к обедне ранней.По столице одичалой шли,Там встречались, мертвых бездыханней,Солнце ниже и Нева туманней,А надежда все поет вдали.Приговор. И сразу слезы хлынут,Ото всех уже отделена,Словно с болью жизнь из сердца вынут,Словно грубо навзничь опрокинут,Но идет... шатается... одна...Где теперь невольные подругиДвух моих осатанелых лет?Что им чудится в сибирской вьюге,Что мерещится им в лунном круге?Им я шлю прощальный мой привет. Март 1940      ВСТУПЛЕНИЕ Это было, когда улыбалсяТолько мертвый, спокойствию рад.И ненужным привеском болталсяВозле тюрем своих Ленинград.И когда, обезумев от муки,Шли уже осужденных полки,И короткую песню разлукиПаровозные пели гудки.Звезды смерти стояли над нами,И безвинная корчилась РусьПод кровавыми сапогамиИ под шинами черных марусь.         I Уводили тебя на рассвете,За тобой, как на выносе, шла,В темной горнице плакали дети,У божницы свеча оплыла.На губах твоих холод иконки.Смертный пот на челе... не забыть!Буду я, как стрелецкие женки,Под кремлевскими башнями выть. 1935        II Тихо льется тихий Дон,Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень --Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна,Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме,Помолитесь обо мне.       III Нет, это не я, это кто-то другой страдает.Я бы так не могла, а то, что случилось,Пусть черные сукна покроют,И пусть унесут фонари.                 Ночь.       IV Показать бы тебе, насмешницеИ любимице всех друзей,Царскосельской веселой грешнице,Что случилось с жизнью твоей.Как трехсотая, с передачею,Под Крестами будешь стоятьИ своей слезою горячеюНовогодний лед прожигать.Там тюремный тополь качается,И ни звука. А сколько тамНеповинных жизней кончается...      V Семнадцать месяцев кричу,Зову тебя домой.Кидалась в ноги палачу --Ты сын и ужас мой.Все перепуталось навек,И мне не разобратьТеперь, кто зверь, кто человек,И долго ль казни ждать.И только пышные цветы,И звон кадильный, и следыКуда-то в никуда.И прямо мне в глаза глядитИ скорой гибелью грозитОгромная звезда.      VI Легкие летят недели,Что случилось, не пойму.Как тебе, сынок, в тюрьмуНочи белые глядели,Как они опять глядятЯстребиным жарким оком,О твоем кресте высокомИ о смерти говорят. 1939      VII    ПРИГОВОР И упало каменное словоНа мою еще живую грудь.Ничего, ведь я была готова,Справлюсь с этим как-нибудь.У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить,Надо, чтоб душа окаменела,Надо снова научиться жить.А не то... Горячий шелест лета,Словно праздник за моим окном.Я давно предчувствовала этотСветлый день и опустелый дом. 1939. Лето   VIII К СМЕРТИ Ты все равно придешь. Зачем же не теперь?Я жду тебя. Мне очень трудно.Я потушила свет и отворила дверьТебе, такой простой и чудной.Прими для этого какой угодно вид,Ворвись отравленным снарядомИль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,Иль отрави тифозным чадом,Иль сказочкой, придуманной тобойИ всем до тошноты знакомой, --Чтоб я увидела верх шапки голубойИ бледного от страха управдома.Мне все равно теперь. Струится Енисей,Звезда полярная сияет.И синий блеск возлюбленных очейПоследний ужас затмевает. 19 августа 1939 Фонтанный Дом     IX Уже безумие крыломДуши накрыло половину,И поит огненным виномИ манит в черную долину.И поняла я, что емуДолжна я уступить победу,Прислушиваясь к своемуУже как бы чужому бреду.И не позволит ничегоОно мне унести с собою(Как ни упрашивай егоИ как ни докучай мольбою):Ни сына страшные глаза --Окаменелое страданье --Ни день, когда пришла гроза,Ни час тюремного свиданья,Ни милую прохладу рук,Ни лип взволнованные тени,Ни отдаленный легкий звук --Слова последних утешений. 4 мая 1940 Фонтанный Дом     Х РАСПЯТИЕ                       "Не рыдай Мене, Мати,                            во гробе зрящи".        1 Хор ангелов великий час восславил,И небеса расплавились в огне.Отцу сказал: "Почто Меня оставил?"А Матери: "О, не рыдай Мене..."        2 Магдалина билась и рыдала,Ученик любимый каменел,А туда, где молча Мать стояла,Так никто взглянуть и не посмел.     ЭПИЛОГ        1 Узнала я, как опадают лица,Как из-под век выглядывает страх,Как клинописи жесткие страницыСтрадание выводит на щеках,Как локоны из пепельных и черныхСеребряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных,И в сухоньком смешке дрожит испуг.И я молюсь не о себе одной,А обо всех, кто там стоял со мною,И в лютый холод, и в июльский зной,Под красною ослепшею стеною.        2 Опять поминальный приблизился час.Я вижу, я слышу, я чувствую вас:И ту, что едва до окна довели,И ту, что родимой не топчет земли,И ту, что красивой тряхнув головой,Сказала: "Сюда прихожу, как домой".Хотелось бы всех поименно назвать,Да отняли список, и негде узнать.Для них соткала я широкий покровИз бедных, у них же подслушанных слов.О них вспоминаю всегда и везде,О них не забуду и в новой беде,И если зажмут мой измученный рот,Которым кричит стомильонный народ,Пусть так же оне поминают меняВ канун моего погребального дня.А если когда-нибудь в этой странеВоздвигнуть задумают памятник мне,Согласье на это даю торжество,Но только с условьем: не ставить егоНи около моря, где я родилась(Последняя с морем разорвана связь),Ни в царском саду у заветного пня,Где тень безутешная ищет меня,А здесь, где стояла я триста часовИ где для меня не открыли засов.Затем, что и в смерти блаженной боюсьЗабыть громыхание черных марусь,Забыть, как постылая хлопала дверьИ выла старуха, как раненый зверь.И пусть с неподвижных и бронзовых векКак слезы струится подтаявший снег,И голубь тюремный пусть гулит вдали,И тихо идут по Неве корабли. Около 10 марта 1940 Фонтанный Дом

 

Вопросы и задания

  1. Как вы думаете, к кому обращены слова Посвящения «Реквиема»: «Где теперь невольные подруги двух моих осатанелых лет?»?
  2. Вступление состоит из шести глав. О чем говорится в каждой из них? Как меняется в них ритм и интонация?
  3. Как события внешнего мира, происходящие за пределами тюрьмы, становятся событиями внутреннего мира героини(1Y), а затем соотносятся с пространством тюрьмы(Y1)?
  4. Обратите внимание на то, что II глава начинается как колыбельная песня, а заканчивается словами «Эта женщина больна…». Чем можно объяснить такую неожиданную для читателя смену интонации, а соответственно и точки зрения? Нет ли ответа на этот вопрос в III главе? Как в III главе продолжает меняться самооценка героини («Нет, это не я…»)? Что происходит с героиней?
  5. Какое время суток изображается во вступлении? Как оно связано с содержанием этой главы?
  6. Проследите, как развивается мотив ночи («Уводили тебя на рассвете…В темной горнице плакали дети…»). Как мотив ночи связан с образами смерти на протяжении всей части?
  7. Как приметы эпохи - знаки прошлого («Буду я, стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть».) и настоящего («…под шинами черных марусь») связаны друг с другом?
  8. Почему YII глава называется «Приговор»? Кто и кому выносит приговор, в частности, в следующих словах:

Надо память до конца убить,


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!