ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 403 3 страница
Франц. философы-марксисты решительно выступают против стремления теоретиков правого социализма заменить марксизм концепциями «этич. социализма», «демократич. социализма» и т. д. (Блюм, Гп Молле, Ж. Мок, А. Филипп, Б. Изар, П. Боннель, Р. Кийо, Л. Лора, С. Войня, Р. Ле Бур). В борьбе с идеологами неокапитализма, «народного капитализма» франц. марксисты провели серьезный анализ совр. капитализма, показав, что происшедшие в нем изменения не привели к изменению его сущности. Творчески применяя марксизм к франц. условиям, ФКП разработала вопрос о возможности мирного перехода Франции к социализму, проблему обновления и расширения демократии, союза всех анти-монополистич. сил. Вместе с КПСС и др. компартиями ФКП выступила в поддержку тезиса о возможности предотвращения, войн в совр. эпоху. Марксистско-ленинское решение нац. вопроса, разработка учения о единстве нац. и интернац. задач пролетариата направляли борьбу ФКП против колониалистской п милитаристской политики франц. империализма, за нац. независимость и подлинное величие Франции. Торез и Дюкло еще в 30-е гг. обосновали положение о том, что коммунисты выступают как законные наследники и продолжатели лучших политич. и культурных традиций франц. народа, в т. ч. филос. материализма и рационализма. В этом плане франц. марксисты развернули большую работу по изучению истории Ф. ф. (Ж. Соломон, Ж. Коньо, Ж. Т. Де-занти, Ж. Вассай, Л. Сев): науч. анализ творчества Рабле, Монтеня, Декарта, энциклопедистов как представителей прогрессивной традиции во Ф. ф. Этим же целям служит публикация в серии «Классики народа» фундамент, произведений прогрессивной Ф. ф. Рассматривая процесс формирования марксизма, Корню,. Конъо и др. подчеркивают роль прогрессивных традиций Ф. ф. в этом процессе; их исследования позволяют разрушить миф о чуждости марксизма лучшим традициям франц. культуры.
|
|
Политика ФКП позволила объединить вокруг нее таких деятелей франц. культуры, как А. Барбюс, Р. Роллан, П. Пикассо, Ж. Р. Блок, П. Элюар, Л. Арагон, П. Вайян-Кутюрье, П. Синьяк, Ф. Леже, Э. Сати, и обеспечила широкую поддержку коммунистов со стороны левой интеллигенции.
В острой полемике с совр. бурж. философией франц. марксисты разрабатывают проблемы диалек-тич. материализма, что способствовало повороту к марксистской философии мн. видных франц. ученых, к-рые, в свою очередь, внесли существ, вклад в марксистско-ленинскую гносеологию (П. Ланжевен, Ж. Соломон, Ф. Жолно-Кюри, А. Валлон, Л. де Бройлъ,. П. Лаберен, Ж. Орсель).
Франц. марксисты аргументированно критикуют наиболее влпят. направления совр. бурж. философии: бергсонианство (Ж. Политцер), экзистенциализм, персонализм, неотомизм, франц. неогегельянство (А. Мужей, М. Кашей, Ж. Канапа, Ж. Коньо, А. Дени, Ж. Т. Дезантп, Л. Сев, М. Верре).
|
|
В наст, время в центре внимания франц. марксистов — актуальные проблемы, требующие глубокой теоретпч. разработки. После 2-й мировой войны.
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ—ФРЕГЕ
409
во Ф. ф. особенно остро встали проблемы свободы и гуманизма. Критически оценивая разрешение этих проблем в экзистенциализме, персонализме, неотомизме, франц. марксисты в ходе дискуссий стремятся дать марксистскую трактовку этих проблем. В последние годы дискуссии (в частности, в связи с работами Л. Альтюссера) были проведены по проблемам гуманизма, взаимоотношения теории и практики, философии и идеологии.
Марксистская философия является самым массовым идеологич. течением совр. Франции, оказывая действенное влияние на ее развитие по пути демократии и прогресса.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2,
с. 138—48; их же, там же, т. 4, с. 448—57; Маркс К.,
там же, т. 7, с. 5—110; т. 8, с. 115—217; т. 17, с. 317—70;
Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 189—201; т. 21, с. 285—88;
Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 19, с. 3—8; т. 33, с. 203—05;
Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956,
с 509—63; т. 2, М., 1956, с. 33—127, 634—53; т. 3, М., 1957,
с. 521—66, 568—602; Вертеловский А., Зап. ср.-век.
мистика, вып. 1, X., 1888; Введенский А. И., Очерк
совр. франц. философии, X., 1894; Тэн И., Франц. филосо
фия первой половины 19 в., пер. с франц., СПБ, 1896; Р о-
кэн Ф., Движение обществ, мысли во Франции в 18 в.,
1715—1789 г., пер. с франц., СПБ, 1902; История фило
софии, т. 1—3, [МЛ, 1940—43; Франц. коммунисты в борьбе
за прогрессивную идеологию. Сб., пер. с франц., М., 1953;
Совр. субъективный идеализм, М., 1957; Трахтенберг
О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии,
М., 1957; История философии, т. 1—6, М., 1957—65; Вол
гин В. П., Развитие обществ, мысли во Франции в 18 в.,
М., 1958; его же, Франц. утонич. коммунизм, М., 1960;
Дени А. [ и др.]. Марксисты отвечают своим католич.
критикам, [пер. с франц.], М., 1958; Дюкло Ж., Избр.
произв., [пер. с франц.], т. 1—2, М., 1959; Торез М., Избр.
произв., [пер. с франц.], т. 1—2, М., 1959; Р а л я М,, Два об
лика Франции, пер. с рум., М., 1962; Совр. религ.-филос.
течения в капиталистич. странах, М., 1962; Совр. объектив
ный идеализм, М., 1963; Кан С. Б., История социалистич.
идей (до возникновения марксизма), М., 1963; Совр. фило
софия и социология в странах Зап. Европы и Америки, М.,
1964; Современный экзистенциализм. Критич. очерки,М., 1966;
Кузнецов В. Н., Франц. бурш, философия 20 в., М., 1970;
Janet P., La philosophic frangaise contemporaine, P., 1879;
Adam С h., La philosophie en France, P., 1894; R a v a i s-
son F., La philosophie en France au 19 siecle, 2 id., P., 1885;
P a r о d i D., La philosophie contemporaine en France, P.,
1919; La tradition philosophique et la pensee frangaise, P., 1922;
Vorlander K., Franzosische Philosophie, Breslau, 1923;
M tt 1 1 e r M., Die franzosische Philosophie der Gegenwart,
Karlsruhe, 1926; Philosophes et savants (rancais du 20 siecle,
t. 1—3, P., 1926; В г ё h i e r E., Histoire de la philosophie,
t. 1—2, P., 1926—32; его же, Transformation de la philoso
phie irancaise, P., [1950]; С r e s s о n A., Les courants de la
penseephilosophique frangaise, t. 1—2,P., 1927; С a s s i r erE.,
Die Philosophie der Aufkiarung, Tubingen, 1932; Ben-
r u b i J., Les sources et les courants de la philosophic contem
poraine en France, t. 1—2, P., 1933; Hess G., Franzosische
Philosophie der Gegenwart, В., 1933; Etcheverry A.,
L'idealisme francais contemporain, P., 1934; Segond J.,
Art et science dans la philosophie frangaise contemporaine, P.,
1936; Bougie C, Les maltres de la philosophie universitai-
re en France, P., 1938; L a v e 1 1 e L., La philosophie iran
caise entre les deux guerres, P., [1942]; W a h 1 J., Tableau de
la philosophie frangaise, P., [1946]; L'activite philosophique
contemporaine en France et aux Etats-TJnis, 6d. M., Farber,
t. 2, P., 1950; Lap orte J., Etudes d'histoire de la philo
sophie frangaise au 17 siecle, P., 1951; Franzosische Gcisteswelt,
Hrsg. von J. Schondorff, Darmstadt— [u.a., 1951]; M о r-
net D., Les origines intellectuelles de la Revolution Fran
gaise (1715—1787), P., 1954; Berlin I., The age of enligh
tenment. The 18th century philosophers, Boston, 1956; Encyclo
pedic frangaise, t. 19—Philosophie. Religion, P., 1957; H a-
vens G. R., Age of ideas: from reaction to revolution in
18th century France, L., [1957]; Daval R., Histoire des
idees en France, P., 1958; Valentini Francesco,
La filosofia francese contemporanea, Mil., 1958; Seve L.,
La philosophie irancaise contemporaine ..., P., [1962.1; Smith
C, Contemporary French philosophy, L., [1964]; С u v i 1-
1 i e r A., Anthologie des philosophes frangais contemporaine,
P., 1962 ( рсц. Б. Быховского в журн. «Новые книги за рубе
жом по обществ, наукам», 1963, № 3); L а с г о i x L., Pano
rama de la philosophie frangaise contemporaine, P., [1966]
(рец. В. Кузнецова в журн. «Новые книги за рубежом по
обществ, наукам», 1967, № 8). В. Кузнецов. Москва.
|
|
|
|
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18 в.— см. в ст. Французская философия.
ФРЁГЕ (Frege), Готлоб (8 нояб. 1848—26 июля 1925) — нем. логик, математик и философ; в 1879—1918— проф. ун-тав Иене. В соч. «Исчисление понятий...» («Begrifis-
schrift...», Halle, 1879) Ф. впервые осуществил дедук-тивно-аксиоматич. построение логики высказываний (с импликацией и отрицанием в качестве исходных логич. операций) и логики предикатов средствами разработанного им формализованного языка. Эта работа Ф. положила начало теории математического доказательства, поскольку ее целью явился анализ. основных понятий математики средствами логики. В сочинении «Основания арифметики» («Die Grund-lagen der Arithmetik», Breslau, 1884) Ф. продолжил исследования логич. фундамента математики, а в серии статей 1879—1904 гг. дал подробный анализ таких понятий, как «понятие», «предмет», «переменная», «функция», «смысл», «значение» и др. Гл. соч. Ф. являются «Основные законы арифметики» («Grund-gesetze der Arithmetik», Bd 1—2, Jena, 1893—1903), в к-ром он предложил систему формализованной арифметики на основе разработанного им расширенного (с кванторами по предикатам) исчисления предикатов, имея в виду обосновать идею о сводимости математики к логике (см. Логицизм). При этом Ф. исходил из тезиса об универсальном характере области предметов в логике, к-рая должна охватывать все (как конкретные, так и абстрактные) объекты универсума. Именно эта черта системы Ф. обусловила ее противоречивость, что и было обнаружено Расселом («парадокс Рассела», см. Парадокс). Последующее развитие исследований по логике и основаниям математики (в частности, по аксиоматизации теории множеств,— система Ф. была, по существу, логизированной теорией множеств) было во многом связано с развитием наследства Ф. и, в частности, с преодолением обнаруженного в его системе противоречия (см. Типов теория).
Ф. был противником субъективизма в логике и философии. Он резко критиковал психологизм и эм-ппрпч. направления в логике (в частности, взгляды Дж. С. Милля). В отстаиваемом Ф. тезисе об объективности общего (т. е. множеств объектов, в т. ч. и абстрактных) можно усмотреть позицию, к-рую в исследованиях по основаниям математики обычно называют «платонизмом».
Ф. принадлежит ряд идей и понятий, прочно вошедших в совр. науку. Так, логич. исчисление («исчисление понятий») Ф. считал вспомогательным средством познания, разработанным для определенных науч. целей, и производным от естеств. языка и содержательного мышления. Он ввел понятие лог и-ческой функции и различение свойств и отношений как, соответственно, одноместных и многоместных логич. функций; ввел представление об истинностных значениях; ввел и стал систематически употреблять кванторы; провел различение отношений принадлежности элемента классу и включения класса в класс; различение единичного объекта и класса, единств, элементом к-рого является этот объект, и др. Заслугой Ф. явилось явное использование принципа абстракции для введения новых (абстрактных) объектов и вообще исследование отношений между предметами, свойствами и отношениями различных уровней абстрактности (это позволило Ф., в частности, дать определение «натурального числа» как нек-рого «свойства понятия»), Ф. исследовал также отношение между обозначаемым п обозначающим (см. Знак), именем и именуемым предметом; рассмотрел отношение равенства языковых выражений по их содержанию, показал различие между значением и смыслом, между употреблением и упоминанием выражений, между прямым и косвенным их употреблением (см. Взаимозаменимости отношение). Ф. явился основоположником той части логической семантики, к-рая изучает значение языковых выражений и отношение обозначения.
410
ФРЕЙД
Труды Ф. означали новый этап в развитии матем. логики; они оказали большое влияние на развитие в 20 в. логики, оснований математики и филос. проблематики этих областей знания.
Соч.: Fimktion und Begriff, Jena, 1891; Obcr Begriff und Gegenstand, «Vierteljahrschrift fur Wissensehaltliche Philosophies 1892, Jg 16, № 2; Ober Sinn und Bedeutung, «Z. Philos. und philos. Kritik», 1892, Bd 100; Kritische Beleuchtung einiger Punkte in E. Schroders Vorlesungen uber die Algebra der Logik, «Archiv iiir systematische Philosophie», 1895, Bd 1; "Was ist eine Funktion?, в кн.: Festschrift Ludwig Boltzmann gewidmet zum 60. Geburtstage 20. Februar 1904, Lpz., 1904.
Лит.: Черч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., М., 1960 (см. указат.); К а р п а н Р., Значение и необходимость, [пер. с англ.], предисл. С. А. Яновской, Ж., 1959 (см. указат.); Френкель А. А. и Б а р - X и л-л е л И., Основания теории множеств, пер. с англ., М., 1966 (см. указат.); Бирюков Б. В., О работах Фреге по философским вопросам математики, в сб.: Философские вопросы естествознания, вып. 2, М., 1959; его же, Теория смысла Г. Фреге, в сб.: Применение логики в науке и технике, [М., I960]; его же, Крушение метафизической концепции универсальности предметной области в логике, М., 1963; его же, О взглядах Г. Фреге на роль знаков и исчисления в познании, в сб.: Логическая структура научного знания, М., 1965; Стяжкин Н. И., Формирование математической логики, М., 1967 (имеется библ. работ о Ф.). Б. Бирюков, Москва.
ФРЕЙД (Freud), Зигмунд (6 мая 1856—23сент. 1939)— австр. врач и психолог, основоположник психоанализа. Род. в Чехии; проф. Венского ун-та (с 1902). С захватом Австрии фашистами Ф. был выслан— после уплаты выкупа, выдачи склада его книг и дипломатия, вмешательства Ф. Рузвельта (причем в 1933 в Берлине нацистами были сожжены книги Ф.).
В школьные годы под влиянием натурфилософии Гёте Ф. увлекся естествознанием. В Венском ун-те его взгляды формируются в атмосфере позитивизма и механицизма; Ф. переводит на нем. яз. Дж. С. Милля. С 1876 по 1882 — работает в лаборатории физиологии животных у последователя Гелъмголъца Э. Брюкке, трактовавшего физиологию как универс. науку о человеке. Энергетич. построения школы Гельыгольца, перенесенные затем Ф. на область психологии, легли в основу его учения о психодинамике. В 1882 Ф. обратился к врачебной практике. В 1889, изучая свойства кокаина, Ф. выдвинул идею местной анестезии. Уже в работе «Об афазии» («Zur Auffassvmg der Aphasicn», W., 1891) выступил против решающей роли локализации отд. мозговых центров, выдвигая ла первый план динамич. и генетич. подходы к пзу-"чению функций мозга. Система воззрений Ф., сформировавшаяся в этот период на основе «фпзиологич. материализма», оказывалась в противоречии с его дальнейшими построениями в области психологии, однако теоретически им не пересматривалась. Так, в ст. «Бессознательное» («Das Unbewufite», в журн. « Z . fur Psychoanalyse», 1915, Bd 3) Ф. выражает сожаление, что нельзя «вывести локализацию психич. процессов или мыслить об идеях как об отложениях в нервных клетках»; однако он не оставляет надежды, "что «со временем» пспхологич. объяснение заменится физиологическим. С др. стороны, вразрез с этими утверждениями Ф. выдвинул принцип автономности психич. сферы.
Стимулом к разработке и с и х о л о г п ч. концепции послужили для Ф. опыты Шарко и Берн-хейма по гипнотич. лечению неврозов и наблюдения венского врача Й. Брёйера (случай Анны О.). Исходя из этих опытов, Ф. и Брёйер разработали «катартнче-•ский» метод лечения неврозов, основанный на вскрытии с помощью гипноза бессознат. психич. травм.
(Позднее Ф. перешел от гипноза к методам свободных ассоциаций, что легло в основу техники психоанализа.) Новый метод позволил установить феномен психич. сопротивления пациента раскрытию вытесненных воспоминаний и существование внутрипсихич. фактора цензуры, лежащего в основе вытеснения, что уже намечало подход к структуре психич. аппарата, динамике отношения бессознат. сферы с сознанием. В 1894 появляется статья Ф. «Защитные нсвропси-хозы» («Die Abwehr-Neuropsychosen», в журн. «Neuro-logisches Zentralblatt», Bd 13, Л"» 10, И), содержащая основу его пспхологич. концепции, а в след. году — кн. Ф. п Брёйера о психич. механизмах истерии. Значение этих работ вышло далеко за рамки психотерапии. На явлении истерич. конверсии была продемонстрирована обратная зависимость физич. симптомов от эмоций, способность пспхич. сил внедряться в био-логич. структуры. Неврозы получали истолкование не обычных заболеваний, но скорее порождений об-щечеловеч. конфликтов и жизненных трудностей, принявших лишь более острые, клинич. формы. Впервые выдвигается понятие о «смысле» симптома и его роли в психич. динамике: энергия влечений, для к-рой блокированы нормальные выходы, находит окольные пути выражения в патологич. формах; на первый план выступают не физиологические, но экспрессивные и снмволич. функции симптомов, а невроз в конечном счете связывается с проблемой самовыражения личности и нарушения ее идентичности. Все это явилось антитезой положения механистич. медицины о больном как безличном носителе симптомов. По-новому была поставлена и проблема памяти. Ф. выдвигает существование ложных воспоминаний, как заместителей забытых реальностей. В более широком плане выявляется связь заболевания с прошлым пациента, часто с событиями раннего детства (связь заболевания с прошедшими стадиями развития утверждалась уже в т. н. психологии народов Лацаруса и во франц. психиатрии — у Рибо и Пьера Жане). Согласно Ф., в неврозе прошлое более активно, чем настоящее, п выступает как патогенная сила; по выражению Ф., «невротики страдают от воспоминаний» как непреодоленного прошлого. Механизм возникновения искаженных воплощений и жизненных впечатлений показан п в работе Фрейда «Толкование сновидений» (Lpz.—W., 1900, рус. пер., М., 1913).
Исходя пз анализа сновидения, Ф. формирует основной, по его мнению, принцип конфликтности психпч. механизма. Конфликт между бессознат. сферой и сознанием приводит к компромиссным образованиям, к-рые несут на себе печать двойственности, совмещая в себе вытеснение примитивных антисоциальных влечений с их символич. удовлетворением. Такие механизмы, согласно Ф., выступают везде, где ослабевает контроль сознания. Сновидения, для Ф., не только «королевские ворота в бессознательное», но и связующее звено между нормой и патологией. Сны — это «неврозы нормального человека», выполняющие прежде всего защитные функции. Утверждение неогранич. способностей рацион, истолкования связано у Ф. с трактовкой иррацион. защитных образований (сновидений или симптомов) как вторичного результата направленного искажения мотивов. Сама бессмыслица служит раскрытию смысла (согласно Ф., «невозможно высказать бессмысленную бессмыслицу»); иррацион. образования нуждаются лишь в интерпретации, переводе на «язык науки» путем снятия искажений, замещений и др. видов деформации, через нахождение их «интеллектуального эквивалента». Это достигается, однако, разрушением визуальной символич. структуры сновидения (не получившей у Ф. никакого объяснения), к-рая пере-
ФРЕЙД
411
водится в словесную форму. Изучение снов позволяет Ф. установить существование новой формы патологии (психопатологии коммуникаций), куда он относит случаи ошибок речи, письма, памяти и значит, часть несчастных случаев (т. н. парапрактика) (см. «Психопатологию обыденной жизни», В., 1904, рус. пер., М., 1910,— наиболее признанную при жизни из работ Ф.). Во всех этих ошибочных действиях Ф. находит выражение того же основного конфликта, к-рый ведет и к образованию снов. Они — результат ослабления или прорыва в защитных действиях нашего сознат. «Я» и нек-рого проникновения в сознание вытесненных желаний и импульсов. Сходный механизм находит он и в образовании острот и метафо-рич. выражений (см. «Остроумие и его отношение к бессознательному», W., 1905, рус. пер., М., 1925), хотя и с существ, отличием: в этом случае само сознат. «Я» временно снимает свои защитные операции, что ведет к переходу на дологический («первичный», по терминологии Ф.) тип мышления, присущий бессознательному. Далее Ф. и особенно его последователи стали находить идентичную внутр. структуру также в фантазиях п возникающих на их основе мифах и произв. художеств, творчества, для объяснения к-рых начали применять методы, разработанные при анализе снов (Фрейд 3., «Бред и сны в „Градиве" Иен-сена», W., 1907, рус. пер., М., 1912; Абрагам К., «Сон и миф», W., 1909, рус. пер., М., 1912, п мн. др.), однако при этом исключался феномен эстетического, как не поддающийся анализу. Само сопоставление столь различных явлений, как патологические симптомы, сны и явления культ, творчества, на основе их функцион. общности послужило одним из источников совр. структ5'рного анализа.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!