УОРНЕР—УПАНИШАДЫ 281 2 страница
сальные и диффузные же процессы У. не обязательно иерархичны (право, система массовой коммуникации). Различие в способах ориентации определяет и характер «емкости» соответств. канала У.: только направленные процессы У. способны обеспечить передачу «команд», диктующих содержание отд. актов или приводящих в движение ранее фиксированные программы, в то время как диффузные (и «универсальные») каналы служат для трансляции семиотич. средств У. (мировоззренч. системы, ценностные ориентации, эмоциональные состояния). Передача подобных средств создает предпосылки для восприятия, интерпретации, реализации определ. команд.
Система У., действующая в условиях определенности, является жестко (ригидно) детерминированной, поскольку управляющее воздействие однозначно определяет реакцию «адресата», или статистически детерминированной, если специально задается относительно широкий спектр возможных реакций. Напр., если в совр. обществах рабочее время распределено весьма жестко, то формы использования досуга определяются решениями отд. индивидов, причем социальные и культурные рамки этих решений заданы с силой статистич. закономерности. В условиях неопределенности (поскольку не может быть известен результат отд. воздействия) формируются системы опосредованного У.— напр., в сферах рыночных отношений, применительно к распространению культурных стандартов (познавательных, оценочных и др.). Воздействие на такую систему может осуществляться через факторы среды (напр., установление монополии на определ. продукты) и через изменение универсального средства (напр., регуляция цен, воздействие на массовый спрос при помощи средств коммуникации). При определ. допущениях отношения управляющих и управляемых структур могут рассматриваться как отношения субъекта и объекта У., в реальной же обществ, системе ввиду иерархичности системы У., взаимообусловленности ролевых ожиданий, отношений поддержки и т. д. «субъект» выступает в качестве оператора У., исполняющего определ. функции в его системе и обладающего нек-рой степенью свободы выбора решений. В качестве оператора могут выступать личности (отд. индивиды, групповые и культурные лидеры), организации, социальные ин-ты, в т. ч. персонализованные (монарх, лидер). Если в первобытном обществе носители социального авторитета непосредственно выступают представителями «общей воли», то в классово дифференцированных обществах в механизм У. входят как иерархически организованные и специализированные системы принятия решений, так и не менее разветвленные системы массовой поддержки (представит, органы, средства идеология, воздействия).
|
|
Согласно «принципу необходимого разнообразия» (У. Эшби), управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая, чтобы иметь возможность активного воздействия на нее. В социальных системах это требование реализуется благодаря: а) иерархизации системы У., уменьшающей разнообразие в управляемых структурах на каждом уровне; ту же задачу попутно решает и функциональная специализация; б) упрощению самих показателей разнообразия. В качестве критериев эффективности У. могут выступать либо оптимизация заданного параметра управляющей системы (быстродействие, масштабы, устойчивость и т. д.), либо адаптация к меняющимся условиям внешних систем (среды), позволяющая обеспечить самосохранение и достижение соответств. целей.
|
|
Историч. типы обществ, систем могут рассматриваться под углом зрения характерных для них меха-
284
УПРАВЛЕНИЕ
низмов У. В примитивных обществ, формах социализация индивидов, задающая жесткую ценностную структуру личности, соответствующую столь же ригидной структуре социальных ее ролей, выполняет осн. функции У.; оперативные его формы сравнительно просты и «естественны», поэтому роли операторов У. мало специфичны. Универсальным хранилищем культурного наследия являются традиционное групповое сознание; с этим связан непосредственно коллективный и ритуально-практич. характер действующих в обществе семиотич. систем («языков культуры» — морального, юридического, философского). В «азиатских» и феод, социальных формах этот традиционный механизм У. почти полностью сохранен, но над ним надстраиваются б. или м. дифференцированные системы У. (политические, правовые, нравственные, церковные и пр.), призванные обеспечить определ. режим деятельности индивидов и групп в масштабах общества, отвечающий интересам господствующих классов. Наследственно воспроизводимая вертикальная и горизонтальная дифференциация ролей обусловливает элитарный характер культуры, т. е. передачу по наследству определ. специализации, специфич. групповых норм и пр. (в этом смысле элитарна не только политич. и художеств., но и земле-дельч. культура; собственность здесь тоже выступает в качестве наследств, привилегии). С развитием обособленных от культового действия символич. систем (правовых, политич., моральных) формируются семиотич. средства фиксации соответств. нормативных и ценностных стандартов. Оперативные же формы У., как правило, не подлежат специальной фиксации. В период капиталистич. развития получают самостоят, значение правовые формы регуляции режима социального действия, конкурентные механизмы У. в социальных процессах различной природы (экономич., политич., культурных), все более формально регламентированные системы оперативного, технич. и адм. У. (на предприятии, в политич. механизме, армии). Целенаправленное У. выступает здесь на первый план первоначально на уровне личности и семьи (ориентация на личный успех, максимизацию прибыли), в дальнейшем получают определ. развитие элементы целенаправленного У. в монополизированной сфере гос. регулирования. Это, в свою очередь, требует все более детальной регламентации режима деятельности (адм. и технич. регламентация). Механизм передачи культуры максимально институционализируется, деперсонализируется, как и механизм социального контроля. Дальнейшие изменения в типах социального У., связанные с эпохой гос.-монополи-стич. капитализма, характеризуются тенденцией к распространению целенаправленных оперативных (ад-министративно-технич.) форм У. на мн. сферы социальной жизни, на деятельность гос-ва и др. институтов; параллельно происходит развитие системы массовой коммуникации и соответствующая «массифика-ция» социальной организации и культуры. Отсюда, с одной стороны, колоссальный рост масштабов и специализации «оперативного» У. (экономич. планирование, технизация и сциентификация систем У.), с другой — приобщение масс к пассивному, «потребительскому» соучастию в У. (через механизмы потребит, спроса и буржуазной политической демократии). Традиционное разделение авторитетов (включая сложную дифференциацию власти и контроля, а также различение светских и священных, правовых и нравственных, устойчивых и мобильных нормативных систем) предельно рационализируется и упрощается. Тем самым создаются условия для возникновения в определ. ситуациях (см. Фашизм) систем «тотального» У., исключающих автономию отд. уровней, сфер и субъектов У. в обществе. В бурж. обществе складывается
|
|
|
|
«многоэтажная» система У., включающая след. уровни: а) традиционных личностных отношений (семья); б) проф. и культурных групп; в) «менеджериальных» практически — рациональных отношений в рамках предприятия; г) «рыночных» (конкурентных) регулятивных систем У. в условиях неопределенности; д) принятия решений в масштабах общества (гос-во и его органы); е) идеологич. отношений, воздействие на к-рые осуществляется через систему пропаганды и массовой коммуникации.
Социализм придает принципиально новое содержание и значение механизмам У. социальными процессами. Ликвидируя связь механизма У. с какими бы то ни было наследственно привилегированными классами, социализм превращает У. в явную функцию обществ, системы, привлекая широкие массы к участию в различных его механизмах.
Система У. социалистич. обществом включает в себя механизмы правовой, адм., нравств. регуляции обществ, отношений, планово-директивные и экономич. рычаги воздействия на народнохоз. сферу, органы политич. и нравств. воспитания. Решающей особенностью системы У. социалистич. обществом является подчинение всех ее элементов и уровней руководству Коммунистич. партии, к-рая определяет программу и критерии обществ, развития, соотношение ближайших и перспективных задач, направляет деятельность гос. учреждений, обществ, орг-ций и масс трудящихся на их реализацию. Коммунистич. обществ, формация выступает в качестве чрезвычайно сложной целенаправленной управляемой системы, в к-рой все механизмы поддержания и изменения наличной структуры и нормативной регуляции обществ, деятельности прямо или косвенно определяются программой социалистич. и коммунистич. строительства. Формулировка конкретных положений этой программы в соответствии с реальными условиями развития, потребностями и возможностями общества, непрестанное совершенствование всех механизмов У. является при социализме предметом постоянного внимания парт, и гос. органов, научной и социальной мысли.
В совр. условиях наиболее существенными звеньями в совершенствовании У. социалистич. обществом стали повышение науч. уровня планирования, внедрение наиболее эффективных методов организации труда во всех областях, развитие системы учета и контроля, широкое использование электронно-вычис-лит. машин в сфере У. Одна из важнейших составных частей этого процесса — повышение роли науки в У. обществом, в частности науч. обоснования гос. решений и анализа социальных аспектов экономич. и технич. изменений (экспертные функции науки в системе социального У.). Другая особенность совр. развития системы У. социалистич. обществом — внедрение новых методов экономич. стимулирования в нар. х-ве и соответств. изменения в стиле руководства различными сферами обществ, жизни. Мероприятия, осуществляемые в рамках экономич. реформы, призваны более эффективно использовать заинтересованность, инициативу и самодеятельность предприятий, коллективов и масс трудящихся в дальнейшем развитии нар. х-ва и У. обществом.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2—3, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24—25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Об авторитете, там же, т. 18; Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Соч., 4 изд., т. 27; его же, Лучше меньше, да лучше, там те, т. S3; Винер Н., Кибернетика, пер. с англ., 2 изд., М., 1968; Вир С, Кибернетика и управление произ-вом, пер. с англ., М., 1963; Эшби У., Конструкция мозга, пер. с англ., М., 1964; Берн штейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1-966; К а ц е-нелинбойген А. И., Овсиенко Ю. В., Фа-ерман Е. Ю., Методологич. вопросы оптимального планирования социалистич. экономики, М., 1966; Проблемы науч-
УРБАНИЗАЦИЯ
285
ной организации управления соц. промышленностью, М.,
1966; Наука — техника — управление, пер. с англ., М., 1966;
Планы и структура поведения, пер. с англ.,М., 1965; Шмаль-
г а у з е н И. И., Кибернетич. вопросы биологии, Новоси
бирск, 1968; Афанасьев В. Г., Научное управление
обществом, М., 1968; Ланге О., Оптимальные решения,
пер. с польск., М., 1967; Weber M., Theory o( social and
economic organization, N.Y., 1947; Parsons Т., The social
system, 2 ed., Glencoe (111.), [1952]; Beer S., Decision and
control, N.Y., 1966; Deutsch K. W., The nerves ol govern
ment, N.Y., [1966]. См. также лит-ру при ст. Кибернетика,
Система. , Ю. Левада. Москва.
УРБАНИЗАЦИЯ (от лат. urbs — город) — историч. процесс повышения роли городов в развитии общества, вызывающий изменения в социальной и демогра-фич. структуре общества, культуре, образе жизни, психологии, а также концентрацию форм общения людей.
Возникновение поселений гор. типа относится к эпохе перехода от первобытнообщинного к рабовла-дельч. строю и связано с углублением обществ, разделения труда, отделением ремесла от земледелия, появлением классов и гос-ва. В 3—1-м тыс. до н. э. возникли города в Месопотамии, Египте, Сирии, М. Азии, Индии, Китае. В греко-римском мире большую роль играли такие города, как Афины, Сиракузы, Карфаген, Рим. Города оказали сильное воздействие на жизнь ср.-век. общества. Они стимулировали создание централизованных гос-в, способствовали развитию товарно-денежных отношений. В городах средневековья зарождались элементы капита-листич. способа произ-ва, бурж. культуры. Усиление процесса У. привело в 19 в. к «городской революции», к возрастанию концентрации в городах значит, части населения, что стало возможным в связи с интенсификацией с.-х. произ-ва, развитием транспорта и средств связи, совершенствованием знаний в области медицины и т. д.
Представление о росте гор. населения мира дает след. таблица:
Численность населения земного шара и городского населения (1800—1960)
Население мира (в млн. чел.) | Городское население | ||||||
Годы | города с населением 5 тыс. чел. и более | города с населением 20 тыс. чел. и более | города с населением 100 тыс. чел. и более | ||||
население (в млн. чел.) | в % к населению мира | население (в млн. чел.) | в%к населению мира | население (в млн. чел.) | в % к населению мира | ||
1800 1850 1900 1950 1960 | 906 1181 1617 2508 ЗОЮ | 27,2 74,9 218,7 716,7 | 3,0 6,3 13,5 28,5 | 21,7 50,4 147,9 502,2 | 2,4 4,3 9,1 20,0 | 15,6 27,5 88,6 313.7 590,0 | 1,7 2,3 5,5 i2,5 19,6 |
Доля гор. населения составляет в СССР— 56% (1970), в США — 70% (1960), в Великобритании — 78% (1966), во Франции — 63% (1962), в ФРГ — 79% (1967).
Города возникали и развивались как опорные пункты обороны, центры торговли, ремесел, пром. произ-ва, средоточие власти, адм. деятельности, обслуживания, как центры культуры. В городах создаются более благоприятные возможности для повышения эффективности общения и связанной с этим интеграции деятельности. Осн. достижения цивилизации связаны с развитием городов. При этом в процессе У. все большую социальную значимость приобретает формирование «городских отношений», проникновение к-рых в деревню характеризует, по выражению К. Маркса, «новейшую историю» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 470).
Специфика сов р. этапа У. связана с научно-технической революцией, с усилением роли «производства
знаний», интеллектуализацией деятельности, повышением значимости разнообразной социальной информации (научной, технической, культурной, психологической и т. д.). Необходимость в углублении связей между различными областями деятельности и знаний, потребность в непосредств. общении разных социальных групп усиливают концентрацию населения в районах крупнейших гор. центров, к-рые обладают огромным социально-информационным потенциалом и выступают как «носители» процесса У. Показательно, что именно в крупнейших городах наиболее высока производительность труда. Преимущества этих центров в разнообразии социальной информации, возможности выбора социальных контактов, культуры, досуга в эпоху научно-технич. революции как бы «побивают» такие достоинства гор. jпоселений меньшего размера, как близость природы, сокращение расходов времени на транспортные передвижения, чистота воздушного бассейна и т. д. Возрастает роль сферы нематериального произ-ва как градоформирующего фактора и условия миграции населения в большие города.
В процессе У. кристаллизуется «городской образ жизни» с особой структурой общения, спецификой развития личности, семейных отношений и т. д. Важнейшим признаком поведения является мобильность^ к-рая в городе проявляется как потребность в обновлении социальной (в т. ч. и общекультурной) информации, как готовность к смене социальной среды и пространств, локализации, выражающаяся в повышении подвижности, миграциях и т. д. Повышается роль социально-проф. разнообразия общения, взаимного культурного обогащения индивидов и групп, что вызывает тенденцию к дифференциации последних по типу интереса, виду деятельности, повышает значение сферы досуга. Происходит взаимопроникание семейной и внесемейной сферы, каждый из членов семьи становится членом различных «формальных» и «неформальных» коллективов и групп.
Все эти процессы связаны с преодолением «локального» типа культуры, с падением роли «соседских» контактов. Усиливаются связи между частями гор. сообщества, повышается интеграция социальной жизни города.
Усиление социально-информационных процессов повышает значимость средств массовой связи и коммуникации в стимулировании У. «Трансляция» гор. культуры, гор. образа жизни с развитием транспорта, радио- и телекоммуникаций, печати приобретает все более широкие формы и охватывает новые социальные слои и районы.
В целом процесс У. стимулирует социальную активность, повышает темпы развития в экономия., социально-культурной, техннч. и др. сферах. Однако эффективность его как фактора социального прогресса зависит от социально-экономич. условий. Стихийность У. в капиталистич. обществе углубляет социальные противоречия, приводит к постоянным столкновениям частных интересов и интегративных тенденций развития городов.
В условиях социализма становится реальностью управление У., использование ее преимуществ и нейтрализация отрицат. сторон. У. и научно-технич. революция выступают как два имманентных аспекта процесса становления коммунистич. общества. Перспективы развития городов различных типов, проблема преодоления различий между городом и деревней решаются в связи с тенденциями и механизмами процесса У.
Город давно стал объектом социальной мысли. В социальных утопиях 16—19 вв. (Мор, Кампанелла, Кабе, Оуэн, Фурье и др.) отводится значит, место преобразованию жизни людей в городах. Однако по-
286
УРБАНИЗАЦИЯ—УСЛОВ ИЯ
добные описания гор. жизни носят умозрит. характер. В дальнейшем элементы утопизма в соединении с социал-реформистскими идеями «муниципального социализма» были использованы на Западе в попытках преодолеть социально-классовое расслоение города. С этой целью предлагалось членение города на автономные «соседские» общины, объединяющие различные социальные слои на основе муниципальной деятельности (Э. Говард и др.).
В 20-е гг. 20 в. возникла социология города. Ее истоки и методологич. направленность принято связывать с работами группы амер. социологов («Чикагская школа»). В отличие от теорий, рассматривавших город в качестве носителя тех или иных функций (пром., торговых, политич., военных и т. д.) в зависимости от конкретных историч. условий (М. Вебер, К. Бюхер), социально-экологич. концепция этой школы видит определяющий признак города в самой гор. «общине», подчеркивая такие ее признаки, как «безличная конкуренция» и «естеств. среда». Наиболее типичными проблемами исследований гор. социологии на Западе в наст, время являются взаимосвязь демографии и экологии, формирование и функционирование различных типов «малых групп» в городе, этнич. отношения и расовые конфликты и т. д. В основном подобные исследования носят социально-инженерный характер, направлены на нормализацию отд. сторон гор. жизни и специально не рассматривают город в его целостности. В частности, практически вне поля зрения остается специфика города как планировочной структуры. В нек-рых исследованиях, содержащих материал градостроит. характера, пространство города трактуется большей частью «географически» (см. Социология города).
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!