ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ 233 7 страница
Разработка тактики единого антимонополистич. фронта всех рабочих и демократич. сил для борьбы за мир, демократию и социализм является существенной заслугой Т. Уже накануне второй мировой войны Т. теоретически обосновал лозунг Нар. фронта как союза рабочего класса со средними слоями города и деревни, возникшего в условиях общего кризиса капитализма и угрозы фашизма. Нар. фронт,— говорил Т.,— это «...применение принципа Маркса и Ленина о необходимости союза до конца рабочего класса и средних слоев не только для того, чтобы победить фашизм, но и для того, чтобы положить конец капиталистической эксплуатации» (Oeuvres de MauriceThorez, livre 3, t. 11, P., [1953], p. 100). Программа Нар. фронта не требовала установления социализма; но даже частичная ее реализация улучшила экономич. положение трудящихся и укрепила демократич. свободы.
После второй мировой войны ФКП под руководством Т. определила свою политич. линию и тактику борьбы за социализм. В 1946 и в последующий период, Т. неоднократно высказывал мысль о том, что изменение соотношения сил в мире в пользу социализма делает вооруж. восстание, гражд. войну не обязат. моментом пролет, революции. «В странах, подобно
TQPE 3—ТОРНДАЙК 249
нашей, имеющих сильные парламентские традиции, возможно использовать демократическое собрание избранников народа для осуществления задач социалистической революции... В условиях объединения парламентской борьбы с мощным народным движением, возглавляемым рабочим классом и его партией, не исключена возможность в нашу эпоху превратить парламент из инструмента буржуазного господства в орудие социального преобразования страны» («XV Congres du Parti communiste francais», см. «Carriers du communisme», numero special, 1959, p. 61). Развивая ленинское учение о борьбе за демократию как составной части борьбы за социализм, Т. подчеркивал, что в совр. эпоху между этапами демократич. и социалистич. преобразований нет большого исто-рич. интервала: руководящая роль рабочего класса в политич. борьбе народа, говорил он, сближает и объединяет этп два этапа. И хотя формы перехода к социалистич. революции могут быть различными — она не может происходить без борьбы широких трудящихся масс; ее содержанием в переходный период неизменно остается диктатура пролетариата (см. там же, р. 60—61).
|
|
Необходимым условием установления во Франции подлинной демократии и социализма Т. считал союз пролетариата со средними слоями города и деревни. Существ, фактором в едином антпмонополистич. фронте является активное участие интеллигенции — наиболее творческой части средних классов (см. Oeuvres choisies, v. 3, P., 1965, p. 268).
|
|
Придавая принципиальное значение единству действий между коммунистами и социалистами как представителями двух партий, выражающих интересы рабочего класса, Т. указывал на недопустимость и опасность каких бы то ни было проявлений сектантства в этом вопросе. Компартия,— говорил Т.,— в своей политике должна исходить в первую очередь из того, что объединяет демократич. силы страны, а не из противоречий, разъединяющих этп силы (см. «XVI Congres du Parti communiste francais», в журн.: «Cahiers du communisme», numero special, 1961, p. 615).
После установления в 1958 во Франции режима личной власти ФКП разработала и предложила др. левым партиям и группировкам в качестве базы для единства действий программу борьбы за новый, более высокий, этап демократии. В этот период Т. высказал мысль о том, что сотрудничество компартии с социалистич. партией и др. демократич. организациями необходимо не только для установления подлинной демократии, но и для строительства социалистич. общества.
Вместе с другими компартиями ФКП, руководимая Т., вела упорную борьбу за разрядку междунар. напряженности, за мирное сосуществование, за полное и контролируемое разоружение. Движение за мир Т. рассматривал как один из центр, моментов общей борьбы тр5гдящнхся за свое социальное освобождение. Исходя из принципов ленинизма и учитывая изменения, происшедшие после второй мировой войны (и в первую очередь образование лагеря социализма), Т. одним из первых среди марксистов-ленинцев выдвинул положение о том, что в наше время война перестала быть фатальной и неизбежной и что мир может быть сохранен и гарантирован совместными усилиями всех миролюбивых народов (см. Избр. произв., т. 2, М., 1959, с. 196—97).
|
|
Проводя антиколониальную политику, ФКП во главе с Т. выступила инициатором и организатором массовых кампаний против войны во Вьетнаме, Алжире, поддерживала требования нац. независимости и стремление к полной экономич. и политич. самостоятельности народов Марокко, Туниса и других французских колоний.
На посту ген. секретаря ФКП Т. вел непримиримую борьбу против бурж. идеологии и в первую очередь — антикоммунизма как серьезного препятствия на пути нар. масс к миру, демократии и социализму. В своих работах и выступлениях Т. указывал на авангардную роль КПСС как руководителя победоносной социалистич. революции и строительства коммунистич. общества в СССР. Т. был большим другом Советского Союза и много сделал для укрепления дружбы между народами СССР и Франции; в конце 40-х гг. в разгар «холодной войны» Т. выдвинул лозунг: «Французский народ не будет, никогда не будет воевать против Советского Союза!». В 1964 на XVII съезде ФКП (последнем съезде, на к-ром он выступал) в ответ на антисов. кампанию, проводимую руководителями КПК, Т. заявил, что междунар. рабочее и коммунистическое, равно как и национально-осво-бодит. движение, не достигло бы такого подъема и масштаба без победы Октябрьской социалистич. революции в России и постоянной поддержки сов. народа (см. Oeuvres choisies, v. 3, p. 325).
|
|
С оч.: Oeuvres de Maurice Thorez, livres 2—5, P., [1950— 1964]; Oeuvres choisies, v. 1—3, P., 1965—67; в рус. пер.— Избранные статьи и речи, М., 1966.
Лит .: Maurice Thorez, le communisme et notre temps, «Cahiers du communisme», 1965, № 4, 5; Histoire du Parti communiste francais (manuel), P., Г1964].
P . Варфаломеева. Москва.
Т0РНДАЙК (Thorndike), Эдуард Ли (31 авг. 1874— 9 авг. 1949) — амер. психолог, работавший гл. обр. в области сравнит, психологии и проблем обучения. Проф. Колумбийского ун-та (с 1904). Т. разработал методику изучения поведения животных при помощи «проблемных клеток», т. е. клеток с секретом, механизм к-рого должно «открыть» само животное. Эта методика заложила основы новой схемы эксперимента: создание проблемной ситуации — регистрация движений. На основе своих опытов Т. сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, т. е. не наступает характерное для человека внезапное понимание, выражающееся в принятии решения на основе единств, пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. для объяснения пути такого приспособления сформулировал закон «проб и ошибок»: пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Впоследствии этот закон был перенесен на человека (опыты Руггера). Работы Т. в сравнит, психологии способствовали разрушению традиции ант-ропоморфич. истолкования поведения животных и внедрению объективных методов исследования поведения. По сути дела Т. (без введения самих терминов) сконструировал осн. схему анализа поведения, характерную для бихевиоризма, хотя бихевиористы критиковали Т. за неполностью преодоленный субъективный подход. В совр. психологии (в т. ч. в сов. психологии, а также в работах Пиаже, Холла, Тол-мена и др.) показано, что закон проб и ошибок не выражает характерной для поведения направленности каждой пробы, ее включенности в определ. психич. структуру; в сущности, этот закон применим лишь к узкой сфере искусственно построенных ситуаций. Концепция Т. подвергалась критике также за ее механицизм.
Свои методы Т. применил для исследования обучаемости детей. Его осн. работа в этой области «Педагогическая психология» («Educational psychology», N. Y., 1903) оказала большое влияние на исследования обучения в США, в т. ч. и на совр. амер. концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, т. е. с биологич. позиций; центральным здесь был для него «закон эффекта» — зависимость упроче-
250
ТОРО—ТОТЕМИЗМ
ния реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения.
С о ч.: Animal intelligence, N.Y., 1911; Human nature and the social order, N.Y., 1940; в рус. пер.— Принципы обучения, основанные на психологии, 2 изд., М.. 1929; Психология арифметики, М.—Л., 1932; Процесс учения у человека, М., 1935.
Лит.: Выготский Л. С, Развитие высших психич функций, М., 1960, с. 397—481; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Boring E. G., A history of experimental psychology, 2 ed., N.Y , T1950J.
H . Алексеев. Москва.
ТОРО (Thoreau), Генри Дейвид (12 июля 1817— 6 мая 1862) — амер. писатель, поэт и философ. Друг Эмерсона и участник его «трансцендентального клуба» (см. Т рансценденталисты). Окончил Гарвардский ун-т.
В филос. взглядах Т. прослеживается влияние древ-веинд. философии, Руссо, этики утопич. социалистов, а также Колриджа и Карлейля. Филос. воззрения Т. не организованы в целостную концепцию; Т. по типу философствования скорее «учитель жизни», для к-рого (как впоследствии, напр., для Швейцера или Криш-намурти) сделать филос. принцип руководством в собств. жизни важнее, чем сориентировать его в логически завершенной системе. В этом смысле можно говорить об экзистенциальности философии Т., к-рой, однако, мало соответствует дидактич.-рациона-листич. способ ее выражения. Осн. пафос Т.— критика бурж. цивилизации и связанный с этим интерес к проблеме личности. В отличие от своих коллег по «клубу», предпринявших неудачный опыт фурье-ристского фаланстера, Т. ищет сугубо индивидуальные формы «спасения» личности от дегуманизирующего влияния цивилизации и в 1845 удаляется с этой целью в лес — строит хижину и проводит в ней более двух лет, стремясь «...жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни...» («Уолден, или жизнь в лесу», М., 1962, с. 60). Цивилизация же, с т. зр. Т., является противоположностью «истинной жизни», разрушая органич. цельность личности и увлекая ее от «глубинных источников» жизни вовне, в вещный и объективированный мир. «Потреблению вещей», в к-ром Т. видит символ и цель цивилизации, жажде «иметь» Т. противопоставляет заботу о том, чтобы «...что-то сделать, или, вернее, чем-то быть» (там же, с. 18). В критике капитализма Т. вслед за Фурье считает города наиболее отвратительным порождением цивилизации, уничтожившим одну из осн. ценностей — радость общения: «Людское общество чересчур доступно. Мы встречаемся слишком часто, не успевая приобрести друг для друга новой ценности. ...Мы живем в тесноте и спотыкаемся друг о друга и от этого, мне думается, несколько теряем друг к другу уважение» (там же, с. 89). «Спасение» личности Т. видит в бегстве к природе, в одиночестве, заполненном углубленным поиском личной истины, в любви к мудрости, понимаемой как жизнь «...по ее (мудрости — Ред.) велениям — в простоте, независимости, великодушии и вере» (там же, с. 12). Собств. романтич. опыт уолденской робинзонады не расценивался Т. в качестве универсального рецепта, это — скорее намек на возможность для каждой личности повернуться лицом к истине и следовать ей (см. там же, с. 47). По мере углубления общественного кризиса США в сер. 19 в. Т. все больше отходит от индивидуа-листич. и пацифистских позиций в сторону гражд. активности: нравств. позиция Т. не позволяла ему оставаться в положении «над схваткой» в атмосфере страдания и насилия, возведенного в гос. принцип. В 1849 в ст. «О гражданском неповиновении» Т. призывает американцев игнорировать институты пр-ва рабовладельцев (сформулированный Т. принцип «неучастия», «гражд. неповиновения» приобрел широкую известность в странах Европы и Азии — ср. с поня-
тием «сатьяграха» в идеологии Ганди), а накануне гражд. войны 1861 в ст. «Рабство в Массачусетсе» и «В защиту капитана Джона Брауна» Т. открыто призывает к борьбе с рабовладением. Верный своему принципу «единства слова и дела», Т. активно участвует в аболиционистском движении, помогая беглым неграм из Южных штатов переправляться на Север и в Канаду.
Т., мало популярный при жизни, оказал громадное влияние на послед, развитие амер. культуры. Его романтич. пафос, идеал свободной цельной личности оставили след в творчестве Дж. Лондона; в совр. амер. лит-ре влияние Т. (справедливо сближаемого с модным в США дзэн-буддизмом — см. Чань) прослеживается у Сэллинджера, Керуака и др. В филос. плане идеи Т. лежат у истоков амер. персонализма (У. Хокинг, Р. Т. Флюэллинг), критики массовой культуры (Дж. Сантаяна), а также амер. экзистенциализма.
Соч.: Complete works, Y. 1—5, Boston—N.Y., 1929; The works, N. Y., 1940.
Лит.: Эмерсон Р. У., Торо. Биографич. очерк, в кн.: Т о р о Г., Вальден или жизнь в лесах, М., 1910; Brooks Van W у с k, The flowering ol New England. 1815—1865, N. Y., 1941; Th. Dreiser presents the living thoughts of Thoreau, N. Y., 1958. См. также лит. при ст. Трапсце-ндеьталисты.
С. Воробьев. Москва. Д. Лупанов. Горький.
ТОСТАДО (Tostado), Алонсо (между 1400 и 1409-3 сентября 1455) — испанский теолог. С 1449 и до конца жизни — епископ Авилы. Выступал против религиозной ортодоксии и обскурантизма, апеллируя к благочестию верующего. В трактате «Защита трех тезисов» («Defensorium trium conclusionum») Т. отстаивал тезис о том, что христ. церковь должна опираться на разум. Т. принадлежит также трактат «О наилучшей политике» («De optima politia»), посвященный анализу политич. взглядов Аристотеля, и ряд др. богословских соч.
С о ч.: Opera omnia, v. 1—27, Venetiis, 1728.
Лит .: В о si S., Alonso Tostado. "Vita e opere, Roma,
1951. В. Афанасьев. Ленинград.
ТОТЕМИЗМ — архаич. форма религии, основанная на вере в тесную родств. связь между определ. видом животного (реже растения) — тотемом и родовой группой. Тотем, к-рый обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Т. связан с системой табу — запретом убивать и поедать тотемич. животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве.
В наст, время Т. сохранился в Австралии, где он охватывает все стороны жизни племени, в несколько иных формах у индейцев Сев. Америки, из языка к-рых и взято слово «тотем»; в др. частях света сохранился б. ч. в виде пережитков. Сложен вопрос об отношении Т. к распространенному и в развитых религиях культу животных. Иногда культ животных выводили из Т. (Ланг, Джевонс), другие видели в Т. частную форму этого культа. Однако в отличие от культа животных тотем выступает собственно не как божество, а скорее как помощник или родственник племени. Тесная связь Т. с экзогамной организацией, а также с табу и обрядами инициации, характерными именно для тотемич. групп, сделала проблему Т. одной из центральных в этнографии как ключ к объяснению этих институтов.
В разное время было выдвинуто до 50 теорий Т. Представление о Т. как особой стадии религии принадлежит Дж. Леббоку (J. Lubbock, The origin of civilization, L., 1870) и Мак Леннану (J. F. MacLennan, The worship of animals and plants, «Fortnightly Review», 1869, Oct.-Nov.; 1870, Febr.), но особенно оно распространилось после брошюры Фрейзера о Т. (J. G. Frazer, Totemism, Edin., 1887). Осн. факты, относящиеся к австрал. Т., были описаны Б. Спенсером и Ф. Гилленом (В. Spencer, F. Gillen, The nature
ТРАГИЧЕСКОЕ 251
tribes of Central Australia, L., 1899). Ф. Джевонс объяснял Т. перенесением на внешний мир родовой организации и видел в Т. «договор» о дружбе и покровительстве между человеком и видом животного на манер «завета» библейского бога с Авраамом (F. В. Jevons, An introduction to the history of religion, [L.], 1896). Из Т. он выводил и приручение домашних животных. Фрейзер предложил в разное время три теории Т. В «Золотой ветви» (v. 1—2, N. Y.—L., 1894, рус. пер., М., 1928) он считает Т. производным анимизма, связывая его с представлениями о «внешней душе», заключенной в к.-л. животном или дереве. Позднее (1905) Фрейзер видел в Т. не религию, а форму социальной магии, считая центральным в Т. обряд, направленный на умножение тотемного вида, переход же от Т. к религии он связывал со сменой «первобытной демократии» деспотизмом. В соч. «Т. и экзогамия» («Totemism and exogamy», v. 1—[5], L., 1910— 1937) Фрейзер выводит Т. из незнания примитивными народами фактов, относящихся к рождению. Дюркгейм предложил чисто социальную теорию Т. (1912). Тотем оказывается лишь персонификацией или эмблемой социальных сил, власть к-рых индивид смутно ощущает на себе. Согласно теории Фрейда («Тотем и табу», Lpz.—W., 1913, рус. пер., М., 1923), аффективные импульсы негативного или амбивалентного характера переносятся с отца или группового лидера на тотемное животное с помощью изученных в психоанализе процессов замещения и символизации (см. также Религия, раздел История учений о религии). Из этнологов эту теорию (в модернизированном виде) применял Г. Рохейм (G. Roheim, Australian totemism, L., [1925]). Леви-Врюлъ выводил представления о тождестве человека с тотемич. животным из особенностей первобытного мышления (см. «Первобытное мышление», М., 1930, с. 58 ел.). С др. стороны, нек-рые этнологи (А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Леви-Строс) под влиянием неудач эволюционистов приходили вообще к отрицанию реальности Т. как социального явления или ограничивались описанием его «функций» внутри культуры (Малиновский и др.).
Русские и советские ученые открыли явления Т. в Сибири и на Дальнем Востоке (Н. Харузин, А. Золотарев, Д. К. Зеленин), обнаружили пережитки Т. в Вост. Европе (Зеленин, Н. Никольский и др.). Связь Т. с дуальной организацией общества и экзогамией рассматривалась у С. П. Толстова и Золотарева. Выяснению социальной сущности Т. посвящены работы Толстова и С. А. Токарева.
Лит.: Зеленин Д. К., Тотемический культ деревьев у русских и у белоруссов, «ИАН СССР. Отд. общ. наук», 1933, № 8; е г о же, Идеологич. перенесение на диких животных соц.-родовой организации людей, там же, 1935, № 4; его же, Тотемы-деревья в сказаниях pi обрядах европейских народов, М.— Л., 1937; Золотарев А., Пережитки Т. у народов Сибири, Л., 1934; Хайтун Д. Е., Т. Его сущность и происхождение, [Душанбе], 1958; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; М а к а г i u s R., L'origine de l'exogamie et du totemisme, P., 1961.
Д. Лялгтов. Москва.
ТРАГИЧЕСКОЕ — философская и эстетич. категория, характеризующая неразрешимый обществ.-история, конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеч. страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от печального или ужасного Т., как вид грозящего или свершающегося уничтожения, вызывается не случайными внешними силами, а проистекает из внутр. природы самого гибнущего явления, его неразрешимого самораздвоення в процессе его реализации. Диалектика жизни поворачивается к человеку в Т. ее патетической (страдальческой) и губит, стороной. Существ, чертой Т. является то, что оно не допускает к.-л. возвышения над конфликтом, примирения или разрешения его в какой-то иной,
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!