Пять пьес для оркестра опус 10



Пьесы представляют собой зарисовки сиюминутных образов, своего рода «мимолётности». Пьесы исполняются достаточно большим по составу оркестром (деревянные духовые, медные духовые, ударные, мандолина, струнные смычковые), но каждый из инструментов выступает в роли солиста, исполнив всего несколько звуков. Это придаёт музыке лёгкость, прозрачность.

I пьеса: (очень спокойно),II пьеса: (живо, с движением), III пьеса: (очень медленно), IV пьеса: (спокойно, певуче), V пьеса: (певуче).


 

Тема 28. Музыкальная культура Франции.

Франция – один из ведущих музыкальных центров Европы. Вот уже несколько столетий эта страна дарит нам великих музыкантов и теоретиков: в XV – XVI вв – Жоскен Депре и Орландо Лассо; в XVIII в – Жан Филипп Рамо; музыкальный романтизм ( XIX в) подарил миру блестящего симфониста и создателя новой школы дирижирования Гектора Берлиоза, а так же вершинные оперные образцы в творчестве Жоржа Бизе и Шарля Гуно.

И в XX веке Франция – один из ведущих центров мировой музыкальной культуры (ММК). В начале столетия общеевропейское признание получил музыкальный импрессионизм (Клод Дебюсси и Морис Равель). Однако события первой мировой войны вносят свои изменения в мироощущение художников =>зарождение неопримитивизма и конструктивизма. На волне изменений в 20-е годы появилось содружество молодых друзей-единомышленников, наванное критиками группой «Шести».

В состав группы входило 6 композиторов, среди которых уже известный нам Артюр Онеггер, т.ж. Дариюс Мийо, Франсис Пуленк (оставившие наиболее яркий след в ММК), а душой содружества стал Эрик Сати. Вокруг «Шестерки» собирались молодые поэты, писатели художники и музыканты.

Общими целями группы были:

v Научить искусство говорить языком улиц, цирковых арен, общедоступных балаганов;

v Вернуть диатонику, мелодию с ясным простым рисунком;

v Принять в качестве идеала сонатную форму Й.Гайдна, старинную сюиту Ж.Ф.Рамо.

Однако к середине 20х годов оказалось, что былое содружество не сохранило своего единства. И к нач.30х годов группа распалась.

А.Онеггер. Пасифик 231 (Симфоническое движение №1).

Это прославленное сочинение, давшее автору мировое имя. Музыка рождена городской культурой, она – дань урбанизму.

Онеггер не первый из композиторов попытался передать в музыке шум машины. Но он углубил идею, ему захотелось большего: выразить восторг человека, завороженного мощью, энергией и красотой движения могучего локомотива.

Пьеса написана в трехчастной форме с контрастной серединой.

Вст. – 2темы: 1 – аккорд-гудок; 2 – постепенное движение поезда.

1часть – 2темы: пыхтение локомотива (четвертные аккорды в разных регистрах) и энергичная мужественная тема (репетиции звука и квартовый ход).

2часть – лирическое интермеццо, мечты человека, находящегося в поезде.

3часть – соединение образов предыдущих частей. Итог – утверждение, прославление силы человеческого духа. Гимн человеку.

 

Д.Мийо. Скарамуш (сюита для 2х фортепиано).

Одно из самых популярных камерно-инструментальных сочинений Мийо. В его основе – фрагменты музыки к спектаклю «Лекарь поневоле». Скарамуш - это яркое произведение с разнообразными темами-персонажами. В сюите нашли отражение яркие, пряные бразильские образы.

Скарамуш (Скарамучча) – одна из масок итальянской народной комедии, воплощавшая в комедийном плане образ и действие хвастливого и трусливого воина.

3часть ( Brasileira ) – в духе самбы.

Открывается энергичной танцевальной темой в ее высшей кульминационной точке. Присущ синкопированный ритм, простые гармонии.

Ср.раздел – не контрастен. Это – клубок различных танцев.

Реприза точная.

Музыкальная культура Германии

Наряду с Францией, в «квартет» ведущих европейских стран входила и Германия. Несмотря на сложность исторической судьбы (конфликты, столкновения и войны), Германия стала колыбелью великих гениев, составивших гордость всего мирового искусства.

Впечатляет одно только перечисление великих имен в немецкой музыкальной культуре: И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, Л.ван Бетховен, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганес Брамс. Не менее прославлены музыканты XXвека: Рихард Штраус (традиции романтизма), Макс Регер, ПаульХиндемит (неоклассицизм), а т.ж. композитор-авангардист Карлхайнц Штокхаузен и параллельно работавший с ним Карл Орф (приверженец неопримитивизма).

Музыкальная культура Германии богата своими исполнителями, музыковедами, педагогами. Высокая исполнительская культура отличает постановки оперных театров страны. В Германии функционирует около 80 оркестров, среди них более 30 симфонических. Центрами музыкального искусства наряду с Берлином остаются и другие крупные города – Дрезден, Мюнхен, Гамбург, Лейпциг, Кёльн.

К.Орф. Кантата «Кармина Бурана» (светские песни с представлением на сцене).

Кантата( от итальянского cantare – петь) – крупное циклическое произведение певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из сольных, ансамблевых (хоровых) номеров.

Это одно из первых сочинений, в котором композитора предложил на суд публики свое понимание театра, органично сочетающего музыку, танец и сценическое движение. Премьера имела ошеломляющий успех.

Литературная основа – рукописный сборник песен и стихов, составленный около 1300года и найденный только в нач.XIX века. В сборнике оказалось около 250 стихов на средневековой латыни, старофранцузском языке. Композитор отобрал 24 стиха о любви, весне, застольные и сатирические песни, несколько гимнических строф.

Пролог. №1 «О, Фортуна!»

Мощный хор - заклинание. Тема вырастает из терцовой попевки, строго диатонична.

Основной принцип развития – вариантное повторение попевки.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!