Краткие Уряды празднования четырёх важнейших Солнечных Святодней Кологода
Масленица/Комоедица
Масленица — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию. Пора, когда отверзается Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силу после зимы, а души Предков прилетают на птичьих крылах из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков. Время возрождения — весеннего воскрешения (от древнерус. крес — «огонь») Земли-Матушки и всей Природы.
Кратко — общий ход действа:
1. Подготовка праздника (построение снежной крепости, изготовление чучелка Морены[214] и т.д.). Общий сбор. Необходимые пояснения. Представление гостей и остальных участников друг другу.
2. Торжественное открытие праздника. Славление Родных Богов на Капище (Подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый»). Принесение общей требы. Слава Родным Богам, особливо — Яриле Весеню и Деве Леле. Краткая тризна во славу Предков.
3. Заклички Весны, совершаемые девами с холма («гукание»).
4. Игра-мистерия: взятие снежной крепости, охраняемой женщинами и окрутниками в личинах, изображающими собой выходцев из Нави — слуг Мары-Морены (ибо пока не взята крепость — Весне нет ходу к людям). Захват «Ярилиной дружиной» чучелка Морены-Зимы, спрятанного в крепости.
5. Проводы Старухи Зимы (Мары)[215]. Сжигание Её чучелка на огне (вместе с окрутными личинами).
6. Встреча Девы Весны. Паление Огненного Колеса, знаменующего собой торжество победившего Солнца. Общее пожелание блага на грядущий год.
|
|
7. Велесова часть праздника: поход в лес и чествование Лесного Хозяина. Девы песнями «будят Медведя». Разбуженный Медведь шутейно «гневается», тогда девы подносят ему угощения и выбирают промеж себя «Велесову невесту». Велес-Медведь сменяет гнев на милость и благословляет народ, после чего удаляется восвояси.
8. Общая братчина — праздничный пир.
9. В завершение действа — игрища, народные гуляния.
Купала
Купала — один из четырёх величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солнцевороту (Солнцестоянию). «Макушка лета». Пик Солнечной Силы.
Кратко — общий ход действа:
1. Подготовка праздника. Общий сбор. Необходимые пояснения. Представление гостей и остальных участников друг другу.
2. Торжественное открытие праздника. Славление Родных Богов на Капище. Принесение общей требы. Слава Купале.
3. Братчина — праздничный пир.
4. Шутейные действа: «Похороны Ярилы», «Проводы Берёзки» и проч. Выбор пары.
5. В сумерках — большой Купальский костёр (Купалец). Песни. Хороводы. Прыжки парами через огонь.
6. Скатывание в воду огненного колеса, символизирующего Солнцеворот. Пускание венков по воде. Гадания, связанные с водой.
|
|
7. Сбор волховских трав. Поиски Жар-цвета. Потаённая волшба. Перед утром девы катаются по росе, собирают её.
8. Встреча Солнца на рассвете. Слава Родным Богам!
Таусень/Родогощ
Таусень/Родогощ — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Это пора, когда «замыкается» Сварга, Светлые Боги «уходят» из мира Яви земной во Сваргу Небесную до будущей весны, а души Предков улетают на птичьих крылах в Светлый Ирий.
Кратко — общий ход действа:
1. Принеся общую требу Всебожью Родову, восславить особливо Рода и Рожаниц — яко Всеединого Всеотца всего сущего и Всемногих Матерей живота всякого.
2. Тако же — восславить Велеса и Макошь — Покровителей урожая. Велеса уместно почтить радетельно украшенным Снопом в Красном куту, а Макошь — обережным обходом поля (Родовой нивы) посолонь да требным короваем[216].
3. Сотворить мистериальное действо, изображающее переход Светлых Богов через Калинов мост в Ино. Тако же — проводить души Предков, улетающих на птичьих крылах в Ирий, возложив в Огонь соломенную птицу (кою уместно украсить перьями перелётных птиц).
4. Разыграть весёлую скоморошину — «похороны мухи» (муха шутейно хоронится в «домовине», представляющей собой выдолбленную изнутри морковь).
|
|
5. Почтить Предков братчиной, зачин коей положить уместно обрядовым пожеланием доброго урожая на будущий год. Вся страва складывается горкой на край стола, за ней прячется старейшина, спрашивает остальных: «Зрите ли мя, детушки?» Коли урожай был собран обильный, и горка сложена изрядная, ему отвечают: «Не зрим, отче!» Тогда старейшина распрямляется в полный рост и речёт: «Да буди так, чтобы и на следующий год не менее было!» Коли же о сём годе был недород, и горка невозможно мала — так, что спрятаться за ней никак нельзя, старейшина речёт: «Так дадут Боги, чтобы на следующий год было больше!»[217] Среди обрядовой стравы особливо уместны: яблоки, орехи, мёд.
6. В заключение празднества — лепо прославить Родных Богов весёлыми песнями да играми со всякими забавами молодецкими. А ещё — по углям горячим босиком походить, дабы на зиму силою Огня Ярого преисполниться — Богам Родным во славу, а нам во здраву!
Коляда
Коляда — один из четырёх величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту (Солнцестоянию). Рождение Нового Солнца и Нового Года. Самое тёмное время годового Круга, переломная пора, когда во Ночи Года рождается новый День, а во Тьме — Свет.
|
|
Кратко — общий ход действа:
1. Подготовка места (избы).
2. Жданки. Брашно — горой. «Гой еси, Велесе!..» Хозяин прячется за столом, вопрошает: «Видите ли мя?» — «Не видим!» (Либо: «Видим!») — «Так чтобы и в будущем году не видели!» Кормить кутьёй Мороз (ложкой через левое плечо).
3. Приход Полазника с ряжеными — «Навьими Дедами». Перед оным — гадания на воске, бесчинство окрутников за окнами. (Каждый из окрутников действует самостийно, никто из них не знает, что делают другие.)
4. Полазник ведёт народ за Бадняком — сухим стоячим древом, украшенным заранее. Рубят Бадняк, не прикасаясь к нему голыми руками, но лишь в рукавицах, либо беря его через рушник.
5. «На крутой горе высокой горят огни ярые...» — возжигание Огня[218]. Сжигание Бадняка в общем Огнище. Волхв бьёт посохом по горящему Бадняку — сколько летит искр, столько блага будет в новом году. (Щепа от Бадняка затем приносится Огню в очаге дома — с благопожеланиями на грядущий год.) Тем временем окрутники удаляются в лес.
6. Внезапное появление окрутников с шелепугами (длинными матерчатыми «гоями», набитыми соломой). Общее бесчинство.
7. Колядки. «Водить Козу». Шествие с огненным Коловратом. Огнеколо.
8. Частные радения у Огня до рассвета (по желанию).
9. Встреча Нового Солнца поутру. Слава Родным Богам!
Слава Роду!
[2002]
Коляда
(Уряд Обрядный лета 2000 от н.х.л.)
Коляда: общие сведения
Коляда — величайший Родноверческий Святодень Кологода, ибо о сию пору рождается новое Солнце, и начинает набирать обороты новое Годовое Коло. Само слово «Коляда» происходит от слова «коло», означающего круг: Солнца, года и окружность вообще. Коло — знак не Земли, но Неба, образное выражение Божественного Совершенства. Речено мудрыми: «Где люди во коло встают — Боги им силу дают».
Коляда: со-бытие Общинное
Быти Громаде[219] в ночную пору во лесной стороне, во деревянной избе; обряды с-Правно творить, Богов Родных по Искону Русскому славить; в погремки стучать — Новый Год встречать!
Подготовка места
Ещё засветло: дрова для большого Огня — во дворе, а тако же для малого — в очаге. Украшение избы (перво-наперво — Красный кут[220]): шкуры, еловый лапник, бубенцы, зерно, солома, рушники. На отдельном льняном плате — чир[221] Коляды (охрой). Кутья. Свечи восковые — для освещения самого тёмного времени в году и для гаданий (лить расплавленный воск в воду). Скатерти. Факелы. Шелепуги (матерчатые «гои», набитые паклей либо соломой). Топоры. Рукавицы — дабы не брать Бадняк голыми руками.
Жданки
Сыпать на стол зерно Коловратом, поверх — скатерть. На скатерть — пир горой. На зачин — слава Родным Богам! Волхв (либо старейшина, либо хозяин дома) прячется за горой, вопрошает собравшихся:
— Зрите ли меня, детушки?
— Не зрим, батюшка! — отвечают ему.
И тако — трижды. Затем волхв речёт:
— Так дайте, Боги, чтобы и на будущий год не зрели!
Все кланяются. Рекутся слова пищесвятия. Начинают лёгкую трапезу, горы не размётывая. Ждут последнего Гостя (Полазника). Сведущие люди рекут кощуны о Коляде.
Время заката
Время заката — особливый страж сторожит. Сторожит — всем знак подаёт. Народ выходит на улицу провожать старое Солнце. Когда Солнце скрылось, все вслушиваются в гласы леса, ждут знака. Из чащи слышатся вопли нежити. То — окрутники[222] на честной народ страху нагоняют. Волхвы рекут слово о времени Чернобога да Морены. Все, в молчании, спешат в избу. Кто-то из окрутников воет в лесу.
Встреча Полазника
Пока за окнами бушует непогода и нежить, безуспешно пытаясь прорваться в дом, народ в избе гасит все свечи, кроме одной, и сведущие люди капают воском в воду, гадая о будущем годе. Внезапно раздаётся стук в дверь, и входит Полазник — в вывороченной мехом наружу шубе, в шапке волохатой да в личине бородатой. Вся одёжа его — в снегу, вместо посоха — печной ухват со скотьими бубенцами. Женщины метут еловым лапником перед ним пол. Хозяин спрашивает его:
— Кто ты еси, Гость дорогой?
Гость молчит. Хозяин вопрошает его вдругорядь, а затем и в третий раз, подавая знак хозяюшке поднести Гостю блюдо с пирогами да чарочку пития хмельного. Отведав угощения человеческого, Гость ответствует:
— Роду я старым-старого, отец мой — Бык, мать моя — Корова!
— Откуда же ты путь держишь?
— Шёл я, шёл из стороны далёкой, из-за горы высокой. Шёл я через поля пустые да через леса густые. Шёл — по двенадцати камням, по двенадцати мостам. Как последний-то мост подо мною проломился, борода моя замочилася!
— Что ты несёшь?
— Жито да железо. Жито — в землю бросать; железо — топор ковать, древо рубить, мост мостить — трём Братьям ходить!
— А кто эти Братья?
— Первый Брат — красно Солнышко, второй Брат — ясен Месяц, третий Брат — дробный Дождичек! (Либо: Три Брата — три Огня[223]!)
После сих слов Полазник благословляет дом и всех собравшихся. Народ в ответ кланяется ему. Тут же: Предкам слава — круговая чара! Полазник коло замыкает, хозяин гору размётывает — честну братчину зачинает.
Бадняк
После братчины Полазник выкликает молодцов идти за Бадняком (сухим деревом, стоящим в лесу, кое заранее украшено цветными лентами). Хозяин остаётся в избе, напутствуя уходящих.
Дойдя до места, народ кланяется Бадняку, славит его и оказывает всяческое почтение. Затем вперёд выступают двое молодцов с топорами и начинают рубить Бадняк. Рекут: «Наш Бадняче, наш Бадняче! Буди нам весело!» Срубленный Бадняк с песнями несут к избе (прикасаясь к нему только через рушники либо рукавицы, но никак не голыми руками), где разрубают его на две неравные части: большую и малую. Большую часть оставляют на улице, а малую — пеленают как ребёнка и вносят в избу.
Затем все выходят во двор, где кормят кутьёй Мороз — ложкой через плечо. Подбрасывают ложки вверх — дабы на будущий год лён вырос высоким. Творят хлебочестие («А эту песню — хлебу поём, хлебу поём — хлебу честь воздаём! Старым людям — на услышанье, молодым — на потешанье! Всем добрым людям — на добро!»); заклинают-заговаривают дом и двор от всего нечистого, недоброго.
Жрецы, с наговорами, возжигают большой огонь. Приносят Бадняк (большой), коему «отверзают уста», «кормят», «поят» да со славою предают огню. Волхв спрашивает:
— Веселяк ли наш Бадняк?
— Веселяк, батюшка, веселяк! — следует ответ.
И так — до трёх раз. (Позже то же самое делают и с малым Бадняком, вкладывая его в очаг дома.)
Жрецы бьют по горящему Бадняку посохами, высекая из него искры — на счастье. Все прыгают через горящий Бадняк, рекут: «Через этот огонь перескочил, другого (Пекельного) не боюсь!» Водят хороводы вокруг огня, поют песни, веселятся.
Окрута
В разгар веселья из лесу появляются ряженые в хари (личины животных и нежити) окрутники. Со звериными криками — врываются во двор, побивая всех шелепугами, рекут: «Не я бью, удача бьёт!» Либо: «Сурова суровица — весела годица!» Либо: «Будь силён, как дуб! / Будь стройна, как берёзка!» Схватываются друг с другом, постепенно вовлекают в потасовку всех присутствующих. Народ окручивается, надевает личины, выворачивает одежду и предаётся бесчинству. Окрутники пляшут жёг (встают в коло и, обнявшись за плечи, кружатся: шаг вправо, два шага влево, поднимая колени как можно выше, чтобы жито на грядущий год выросло высоким).
Кудеса
Ряженые отправляются с факельным шествием по улице. Колядуют. Кудесят, куролесят, разыгрывают весёлые скоморошины (например, «Козу водят»), шумят, гремят, поют изменёнными голосами. Волхвы же тем временем уходят в лес, где до самого рассвета жгут костры и совершают особливые Духовные радения.
Встреча рассвета
Перед рассветом все сбрасывают окруту, снимают личины и бросают их в Огонь. Умываются снегом, прощаются со старым житиём. Жрецы возжигают Огненный Коловрат, славят Новое Солнце. Богам Родным — славу поют, людям честным — благо призывают.
Особливо для окрутников
Набрать заранее малую дружину, состав коей держать в строгой тайне. Вскоре после начала действа — удалиться незаметно, не вызывая ни у кого подозрений, дабы творить свои бесчинные действа. Оные суть: кобничество, речение на «звериных языках», всяческий шум, передвижение на четвереньках, устраивание всевозможных ловушек, явление звериных следов на крыльце и во дворе, ношение хвостов, рогов и т.п. Перед выходом с шелепугами — особый окрутный обряд, превращение в «иных». С каждым ударом шелепугой — наговор на благо. Заранее подготовить всевозможные игры с ярко выраженной «гойностью», вплоть до непристойных (например, игра в «Умруна» и т.п.). Перед самым рассветом — обязательный обряд снятия окруты и очищение Огнём...
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!