Список  используемой литературы

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №1» г. Шумерля Чувашской Республики

 

 

Основополагающая роль речевой интонации

В вокально-хоровой работе над интонационным строем

И способы её развития

Статья

Вишневской Татьяны Владимировны

Преподавателя высшей квалификационной категории

8 905 029 6878 vishnevsk70@mail.ru

 

 

 

                                            Аннотация

Цель:

 - помочь руководителям хоровых коллективов научить детей через речевую интонацию уловить музыкальную интонацию, дать представление о том, что интонация является средством музыкальной выразительности.

 Задачи:

-  Определить связь и различие между речевой интонацией и музыкальной

- формировать стремление хорового коллектива петь чище, исполнять музыку лучше.

 

Статья направлена для руководителей младшего хора как для ДМШ, так и для общеобразовательных школ и самодеятельных коллективов. В качестве целевой направленности использовать практические упражнения и задания для формирования навыков интонационно-мелодической выразительности речи авторов Е.Е.Шевцова и Л.В. Забродина.

 

Основополагающая роль речевой интонации в вокально-хоровой работе над интонационным строем и способы её развития

 Одной из главных и постоянных задач в вокально-хоровой  работе над интонацией  точное воспроизведение звука, с  эмоциональным напряжением и готовностью к исполнению произведения в равной степени всех поющих. Почти каждый хормейстер использует такие выражения: не кричать, прикрыть звук, держать позицию, петь на опоре, не тормозить, не опаздывать на сильную долю и т.д. Важно понимать, что выстраивая интонацию в хоровом коллективе, это значит, все должны петь одинаково – т.е. одним тембром, в одном регистре, выработанным чувством метроритма, лада. А главное с чёткой артикуляцией, т.к. при вокализации гласных букв незначительная неаккуратность в выстраивании звуков, даже простая вялость исполнения согласных букв певцами, слегка притупленное звучание их, в сумме дают опускание строя.

 В состав младшего хора входят дети с разными голосовыми возможностями, тембрами и манерами выразить свой голос, как можно ярче. Ведь для ребёнка хорошо петь – это значит, чтобы его было слышно, а значит, в первую очередь он должен слышать себя сам. Овладевая звуковыми средствами, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства, т.е. включается обратная связь «сначала произношу, потом слышу). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы, кото­рые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим.

Важными средствами речевой интонации являют­ся тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонацион­ный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться звуковой высотностью, темпом, громкостью произносить звуки, слова, фразы, предложения.

 Для развития навыков интонационного строя необходимо в распевание хора вводить специальные упражнения. Они должны быть разнообразные, и каждый дирижер может конструировать их в соответствии с особенностями своего хора и разучиваемой программой.

 Авторы учебного пособия «Технологии формирования интонационной стороны речи» Е.Е. Шевцова и Л.В. Забродина предлагают практические упражнения и задания, речевой материал по формированию навыков интонационно-мелодической выразительности речи.

    1. Дыхательная гимнастика:

    - упражнения для воспитания навыков правильного вдоха и выдоха;

    - упражнения для воспитания навыков полного выдоха;

    - упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом;

    - дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями;

    - упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога – «встречное дирижирование»).

    Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые  и мелодические отрезки, согласование процессов дыхания и голосоведения. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного певческого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет воспроизводить различные по длине мелодико-речевые отрезки.

    2. Артикуляционно-мимическая гимнастика (упражнения для мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц). Эта гимнастика помогает создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

    3. Голосовая и интонационная гимнастика:

    - упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса;

    - интонационные упражнения.

     Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.

    4. Ритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма певческого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и пение, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков.

    5. Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи. Мягкий тип голосообразования (голосовой атаки) – дыхание и включение в работу голосовых складок происходит одномоментно, что обеспечивает интонационную точность, и спокойное, плавное, без толчков и придыхания, начало звука. Предлагается проговаривать фразы и предложения, где гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).

    6. Формирование темпоритмической организации речи  и высоты звука (пение пословиц, поговорок, чистоговорок; согласование пения текста с плавным движением кисти ведущей руки).

Основу хорового произведения составляет, в большинстве случаев, мелодия. Требование чистоты строя в выстраивание мелодических линий («дотягивание») всех вершин, верхних звуков в горизонтальном движении хоровой партии должно быть постоянным. Это относится не только к верхнему звуку - кульминации всей мелодической линии, но и к вершине каждого восходящего звена, вплоть до мотива. Незначительная неаккуратность в выстраивании звуков, даже простая вялость исполнения, слегка притупленное звучание, в целом дают неустойчивость строя. Острота интонирования мелодических вершин во всех голосах - залог точного удерживания хором тональности произведения. Метод интонационного освоения партитуры может быть по партиям или сразу всем хором. Однако большинство хормейстеров (П. Г. Чесноков, У. И. Авранек и др.) предпочитали сначала тщательно выучивать хоровые голоса отдельно, и лишь потом сводить их вместе. В любой стадии подготовки произведения, нельзя достичь одним, хотя бы и большим усилием. Надо учитывать, что интонация дается временем (большим или меньшим), повторением, привычкой. Нельзя сразу добиться выстраивания трудного места, а вернее закрепления точности в сознании певцов. Надо возвращаться к трудному месту еще и еще, надо начинать с него последующую работу над произведением.

 

 Хормейстер в работе над строем хора нередко использует механизм памяти. В обычной репетиционной работе мы можем запомнить, например, как звучит нота «ля», или как звучит трезвучие «ре мажор». Для этого достаточно каждое занятие начинать с ноты «ля» или с трезвучия «ре мажор». Иногда хору помогает «мышечное» восприятие ноты. Если певец на распевке привык петь какую-либо ноту на какой-то определённый слог, он без труда сделает это всякий раз по памяти. Иногда в хоре очень хорошо работает «эмоциональная» память. Например, если в репертуаре хора есть произведение с ярким начальным аккордом и словом, то благодаря эмоциональной настройке на это произведение можно спеть первый аккорд, не задавая тон.

В заключение хочется пожелать хормейстерам, работающим с детскими хорами, быть внимательными к интонации. Она должна не только быть продуктом развитого слуха, её главное предназначение – передавать эмоции и чувства, вложенные композиторами в музыку. Тогда, наверно, все вокально-хоровые технологии, и в том числе, работа над строем будут подчинены главной цели – развитию детского хорового движения и хорового искусства.

Список  используемой литературы

Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель,  2009.- 222 с. (Высшая школа).

Чесноков П. Хор и управление им. М.: Музыка, 1967. –237с.

 Шварц Н. Строй хора: Метод.пос. М.: Сов. Россия, 1963. –15 с.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!