Поможем зайчику погрузить чемоданы
Nbsp;
Л. Н. Шинкарёва
ИГРЫ
Для автоматизации
И дифференциации звуков
У детей дошкольного возраста
2-е издание
Мозырь
000 ИД«Белый Ветер»
2008
УДК 373.2
|
ББК 74.102 Ш83
Рецензенты: начальник отдела охраны прав детства и специального образования Могилевского областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования В. Ф. Жидков;
заведующая кафедрой управления и технологического образования Могилевского областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования
Е. А. Зайченко
Шинкарёва, Л. Н.
Ш83 Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста / Л. Н. Шинкарёва. — 2-е изд. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2008. — 36 с. ISBN 978-985-514-158-8.
Пособие включает игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста в процессе игры.
Практический материал для воспитателей детских дошкольных учреждений и дефектологов.
УДК 373.2 ББК 74.102
Учебное издание
Шинкарёва Лариса Николаевна
ИГРЫ
|
|
для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста
2-е издание
Главный редактор Т. Д. Прокопенко
Технический редактор Н. В. Белая
Корректор Ж А. Бообр
Художник О. Ф. Бобр
Подписано в печать с оригинал-макета 15.11.2007, Формат 60x84/16. Бумага офсетпия. Гарнитура школьная. Печать трафаретная. Усл. п«ч, л. 2,09. Уч.-иад- л. 1,47. Тираж 800 экя. Закм 45021. ООО ИД «Белый Ветер». ЛИ М 02330/0056758 or 27.01.2004. 247700, р. Мозырь. ул. Советская, 198/4.
Филиал: 220007, г. Минск, ул. Воподько, 30, оф. 417. Тел. (017) 224-66-89. 298-50-26. Отпечатано ризогряфнческим способом печати. ООО ИД «Белый Ветер». 247764), г. Мозырь,
ул. Советская. 1Э8/4. Тел./факс (02351) 2-51-03. 2-51-22. Е -mail: belvctcr@mail.gome1.by
© Шинкарёва Л. Н., 2003
ISBN 978-985-514-158-8 © ООО ИД «Белый Ветер», 2003
Предисловие
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи — феномена сложного и основного показателя готовности к успешному обучению.
Своевременное развитие речи малыша позволяет ему осознанно воспринимать окружающий мир. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети часто становятся замкнутыми, молчаливыми, упрямыми, а иногда и агрессивными. Это является следствием того, что недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, этим самым отрицательно влияя на его эмоционально-интеллектуальную сферу, а это еще больше задерживает развитие его речи.
|
|
Даже неправильное произношение нескольких звуков может привести к отставанию в развитии детей, так как их речь бывает малопонятной, что нарушает контакт с окружающими, мешает формированию фразовой речи, следовательно, сказывается и на логическом мышлении.
Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков в период обучения грамоте потому, что письменная речь формируется на основе устной, и даже незначительные недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Цель данного пособия — помочь логопедам практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста в играх.
От автора
Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве имеет игра для всестороннего развития ребенка. Она составляет основное содержание жизни малыша. В игре он активно знакомится с окружающим, познает как мир вещей, так и мир человеческих отношений. В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника. Причем в игре это происходит значительно легче и быстрее.
|
|
Особое значение имеет игра для детей с тяжелыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учетом психологических особенностей этих детей.
Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.
В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребенка — этапы закрепления приобретенных произносительных умений (так называемая автоматизация звука).
На каждое положение звука в слове — в начале, в середине, в конце — подбирается по 20-30 картинок. Т. е. около ста картинок должно быть предъявлено ребенку, чтобы автоматизация звука прошла успешно. Результативности этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребенка. Ели он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.
|
|
Надеемся, что предложенные игры помогут логопедам поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА "С"
Поможем слону
(Приложение 1, рис. 1)
Цель: автоматизация звука "с" в словах (цель во всех играх одинакова, поэтому в дальнейшем указываться не будет).
Материал: сюжетная картинка с изображением слона, поливающего из лейки клумбу с цветами размером 30 х 20; 10-15 ведерок, вырезанных из цветного картона, на обратной стороне их наклеены или нарисованы предметные картинки, в названии которых есть звук "с" в определенной позиции или в разных позициях.
Ход игры
Предлагаем ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Обращаем его внимание на то, что слону нужно помочь. Клумба большая, много цветов, и потребуется много воды, чтобы ее полить. Пусть слон поливает цветы, я мы ему будем помогать. Будем подносить ведерки с водой. Далее обращаем внимание ребенка на то, что в ведерках спрятаны картинки. Если он назовет картинку правильно, то относит ведерко с водой к слону, а если нет — ведерко откладывается в сторону.
В конце занятия подводится итог: много ли воды принесли слону? Помогли ли мы ему?
Примечание.
Хотим обратить внимание логопедов на то, что совсем необязательно картинки рисовать (это умение не каждому дано). Их можно вырезать из старых книг, журналов, даже использовать фантики от конфет. Мы, например, используем книжки-раскраски, где образец нарисован художником в цвете.
Так, в раскраске увидели красочную сюжетную картинку подходящего формата, на которой коза держит кувшинчик с молоком. Вырезали ее, наклеили на картон. Из зеленого картона вырезали маленькие кочанчики капусты. На обратной стороне их наклеили предметные картинки, в названии которых есть звук "с". Получилась игра "Накорми козу капустой" (см. Приложение 1, рис. 2).
Так можно придумать неограниченное количество игр на автоматизацию звуков.
Кто летит в самолете?
Материал: плоскостной самолет из картона с вырезанными окошками-иллюминаторами и вырезанные фигурки животных.
Ход игры
Предлагаем малышу рассмотреть животных (птиц), назвать их. Объясняем, что животным очень хотелось бы полететь на самолете. Ребенок берет фигурку животного, называет его, четко артикулируя звук "с", и помещает ее в окошко (как будто животное выглядывает в иллюминатор). Так рассматриваются все животные, и малышу предлагается покатать их (побегать по группе) в самолете. Затем самолет "идет на посадку", звери выходят, и их еще раз называют.
Соня едет в отпуск
Материал: плоскостная кукла большого размера и маленькие плоскостные сумочки из цветного картона с предметными картинками на обратной стороне.
Ход игры
Рассматриваем куклу, придумываем ей имя, в названии которого есть звук «с» Обращаем внимание на большое количество дорожных сумок рядом с ней. Уточняем: для чего нужны такие сумки? Куда можно поехать с такими сумками?
Предлагаем ребенку перевернуть сумку, посмотреть, что в ней лежит, и назвать предмет.
В конце занятия — вспомнить и назвать, какие предметы взяла с собой кукла Соня в отпуск.
Отнимем у мышки сосиски
(Приложение 2, рис. 1)
Материал: красочная сюжетная картинка с изображением мышки, проникшей на кухню, и вырезанные из картона сосиски, на обратной стороне которых есть предметные картинки.
Ход игры
Рассматриваем картинку, называем предметы и продукты, имеющиеся на кухне. Обращаем внимание ребенка на мышку, за которой тянется вереница сосисок (выкладываем заранее сосиски за мышкой так, будто она их тащит). Мышка стащила сосиски, и надо их у нее отнять.
Ребенку предлагается перевернуть сосиску и назвать изображенный на ее обороте предмет. Назвал правильно — сосиска отнята, сделал ошибку — сосиску съест мышка.
6
Угостим зверей соком
Материал: сюжетная картинка с изображением зверюшек или отдельные плоскостные фигурки животных и вырезанные из картона стаканчики с соком, на обратной стороне которых изображены овощи и фрукты.
Ход игры
Рассматриваем изображенных животных. Ребенку предлагается угостить их соком. Для этого надо перевернуть стаканчик и правильно назвать изображенный там предмет. Если предмет назван неправильно — стаканчик убирается, и кто-то из зверей остается без сока.
Для более старших детей эту игру можно усложнить. Им можно предложить не только назвать овощ или фрукт, но и образовать соответствующие прилагательные. Например: слива — сливовый, абрикос — абрикосовый, капуста — капустный и т. п.
Слон-циркач
Материал: картинка с изображением слона, жонглирующего цветными шариками — кружочками из цветного картона с предметными картинками на обороте.
Ход игры
Предлагаем ребенку рассмотреть волшебные кружочки, которые подбросил вверх слон, и назвать, что нарисовано на их обратной стороне.
Кого мы видим в окошках?
(Приложение 3, рис. 1)
Материал: многоэтажный дом из картона с вырезанными окошками; карточки из синего картона по величине окошек с предметными картинками на одной стороне.
Ход игры
В окошки-прорези вставляются синие карточки. Объясняем ребенку, что в домике еще все жители спят, поэтому и окошки темные. Сейчас наступило утро, жильцы просыпаются и выглядывают каждый в свое окошко. Ребенку предлагается открыть по очереди окошки, т. е. перевернуть синюю карточку и назвать, кто на ней нарисован.
7
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА "3"
Поставим в вазу букет
Материал: плоскостная вазочка крупного размера и небольшие цветочки разного или одинакового цветя (из картона), на обратной стороне которых есть изображения различных предметов.
Ход игры
Малыш берет цветок, переворачивает его, правильно называет предмет и только тогда ставит его в вазу. Чем больше правильно названных слов, тем пышнее букет.
Поможем зайчику погрузить чемоданы
(Приложение 4, рис. 1)
Встретилась сюжетная картинка с изображением зайчика, сидящего на вагоне (пособие по развитию речи для 1-го класса, 1999 года издания). Вырезали из цветного картона маленькие чемоданчики, дорисовали необходимые детали, наклеили на обратной стороне предметные картинки, и получилась игра.
Ребенок рассматривает и называет предмет, лежащий в чемодане. Называет правильно — чемодан грузится в вагон. Если в названии картинки звук "з" произнесен искаженно — чемодан остается на перроне.
Игра проходит интереснее, если чемоданы "грузятся" в щель, прорезанную в двери вагона.
Накорми зайчика
(Приложение 2, рис. 2)
Материал: сюжетная картинка с изображением зайчика, грызущего морковь, и нужное количество картонных кочанчиков капусты или морковок (или того и другого).
Ход игры
На столе раскладываются морковки. Ребенок называет картинки, изображенные на обороте морковок (кочанчиков), и угощает ими зайчика.
Соберем бусы
Материал: разноцветные кружочки из картона с картинками на обратной стороне и толстая нитка.
8
Ход игры
Рассказываем малышу, что у куклы Зои случилась беда — рассыпались бусы, и сейчас мы их будем собирать.
Ребенок берет любой кружочек, называет картинку на его обороте и накладывает кружочек на нить, лежащую на столе. Чем больше правильных ответов, тем длиннее бусы.
Подарим обезьянке краски
(Приложение 3, рис. 2)
На сюжетной картинке изображена обезьянка с кисточкой. Малышу предлагается подарить ей краски. Для этого он должен правильно назвать картинку, изображенную с обратной стороны "краски" — картонного прямоугольничка. Ребенок называет предметы и укладывает прямоугольнички-краски возле обезьянки.
Зажжем на небе звездочки
Материал: лист картона темно-синего цвета и небольшие звездочки из желтого картона с предметными картинками на обороте.
Ход игры
Уточняем, какое время суток наступило (во время игры), объясняем почему. Вспоминаем, какое небо бывает днем, ночью? Что светит ночью на небе? Ребенку предлагается зажечь на небе звездочки. Звездочки волшебные — с картинками на оборотной стороне. Малыш называет картинку, в названии которой есть звук "з", и располагает ее на "ночном небе" — листе синего картона.
Чья картинка?
Материал: карточки с изображением членов семьи (мама, пала, Бабушка и т. д.) и карточки поменьше с картинками, в названии которых есть звук "з".
Ход игры
Предлагаем ребенку рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточках: арбузы, тазы, розы, ваза, зонт, коза, замок, зубило, забор, блуза, береза и др. Далее ребенку предлагается подумать, кому из членов семьи какой предмет нужен и положить рядом с ним соответствующую картинку.
9
Например: маме — розы, зонтик; папе — замок, зубило; бабушке — козы и т. д.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!