Сфера автора и сфера персонажей. Диэремы (маркеры) этих зон.

СХЕМА РАЗБОРА ССЦ:

1. ССЦ в тексте. Совпадение или не совпадение ССЦ с абзацем, причина несовпадения.

2. Микротема, объединяющая предложения в составе сложного синтаксического целого.

3. Ведущая связь между предложениями: цепная, параллельная, присоединительная, смешанная.

4. Средства межпредложенческой связи:

а) семантические (повторяющиеся семы лексем ССЦ);

б) собственно лексические (использование лексики одной тематической или лексико-семантической группы, синонимические или антонимические ряды, лексические повторы, номинация сообщения, заключенного в ССЦ);

в) лексико-грамматические (анафорические местоименные слова);

г) грамматические (порядок слов, союзы, союзные слова, модально-временные формы глаголов, вводные слова, детерминированные члены предложения, неполнота предложений и др.);

5. Коммуникативная доминанта: предметная, статальная, качественная, статально-динамическая, импрессивная.

6. Логико-синтаксический тип ССЦ: динамический, статический, смешанный.

СХЕМА РАЗБОРА ТЕКСТА:

I. ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТА

· Тип текста, дифференциальные признаки типа текста.

II . МЕТАТЕКСТОВЫЕ ЗНАКИ:

· Заголовок;

· Эпиграф;

· Текст в тексте, интертекстуальность;

· Сильные позиции текста.

 

III. ДЕНОТАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА (фактуальная

информация, сюжет и фабула):

3.1. Глобальная ситуация текста и ее структура:

· Фрагменты глобальной ситуации – эпизоды;

· Отношения между эпизодами;

· Лексико-семантические репрезентации текстовых ситуаций.

3.2. Хронотоп текста:

3.2.1. Художественное пространство:

· Пространство космическое, географическое, социальное, психологическое, точечное, фантастическое;

· Пространство профанное и сакральное;

· Монотопическая и политопическая структура пространства;

· Мир как пейзаж/интерьер и как мировоззрение, идеология;

· Языковые и текстовые способы воплощения пространства;

· Текстообразующая роль топонимии.

3.2.2. Художественное время:

· Модели времени, реализованные в тексте: циклическая, линейная, вертикальная;

· Время сакральное и профанное;

· Ахронии в тексте, их функции;

· Способы текстового воплощения времени.

IV. СЕМАНТИЧЕСКОЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ (СМЫСЛОВОЕ) ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА (концептуальная и подтекстная информация, идея текста, средства ее выражения):

4.1. Семантическое пространство:

· Информация в тексте (фактуальная, концептуальная, эмотивная, подтекстная);.

4 .2. Концептуальное пространство:

· Ключевые слова;

· Базовый концепт;

· Концептосфера базового концепта (когнитивно-пропозициональная структура).

4.2.1. Образное пространство текста (язык и стиль автора текста):

· Номинация в художественном тексте: прямая (денотативная) и образная;

· Художественный образ как способ воспроизведения действительности с позиций определенного эстетического идеала;

·  «Перевернутый образ» (Ю.М.Лотман);

· Семантическая динамика слова в художественном тексте: снятие неопределенности значения слова как единицы словаря; актуализация скрытых смыслов; создание смысловой многоплановости слова;

· Синтагматика текста. Сквозные семы текстовой синтагматики как проявление семантической и концептуальной связности текста. Системный характер когерентности текста;

· Текстовые средства презентации и деривации концептуальной информации: лексические, грамматические (фонетические – аллитерация, ассонанс, морфологические, синтаксические – повторы, параллелизм, инверсия), стилистические (анафора, эпифора                                                                                                и пр.).

Подтекстное пространство текста. Виды подтекстной информации и способы ее презентации.

V . ПРАГМАТИЧЕСКОЕ (МОДАЛЬНОЕ) ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА (авторские оценки):

5 .1.Диктум и модус текста:

· Прагматическое содержание художественного текста: автор и его коммуникативная установка.

· Авторская модальность. Формы выражения авторской модальности. Триада «говорящий – субъект повествования – автор». Формы представления субъекта повествования;

· Эмоциональная тональность текста;

· Монотональное/ политональное оформление текста;

· Эмоциональная доминанта;

· Языковые способы оформления эмотивного пространства.

Сфера автора и сфера персонажей. Диэремы (маркеры) этих зон.

VI . СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА:

6.1. Структурные и структурно-информационные категории текста:

· Связность: когерентность и когезия, ее соответствие. Нарушение связности текста как литературно-эстетический прием;

· Семантические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические показатели связности текста;

· Членимость структурная и семантическая, их соотношение;

· Высказывание как минимальная единица текста. Высказывания информационные и верификационные;

· Структурная и семантическая композиция текста: пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог; главы, части, параграфы, абзацы. Разновидности абзаца и его функции: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, выделительно-акцентирующая, отделительная.

· Композиционно-речевые формы речи автора: описание, повествование, рассуждение.

6 .2. Поверхностная структура текста:

· Лексико-семантическая;

· Фонетико-графическая;

· Грамматико-морфологическая;

· Синтаксическая.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!