Горская беднота начинает пробуждаться



Среди большинства тёмного населения агитация духовенства встречает ещё поддержку. Это объясняется экономической зависимостью бедняка от кулачества и от низкой культурности. Но всё же следует отметить, что и среди чеченцев появляется критика своего вероучения, уже имеются безбожники. На первом месте, конечно, стоит комсомол, который насчитывает в Чечне до 1500 человек и иногда активно борется против кулачества и духовенства.

Кулаки и муллы, чувствуя в лице комсомола своего главного врага, яростно борются с ним, ведут среди населения агитацию против комсомольцев, как безбожников, отказываются хоронить умерших комсомольцев, чтобы запугать их родственников, отказываются выполнять религиозные обряды в отношении их, иногда даже устраивали избиения комсомольцев и разгон их собраний.

Несмотря на всё это, комсомол растёт и ясно, что при улучшении положения в Горной Чечне духовенство вынуждено будет примириться с Советской властью, как это пришлось сделать волей-неволей и русскому духовенству, которое в своё время боролось против Советов не хуже мулл.

Несмотря на такую контрреволюционную роль мусульманского духовенства, красноармеец всё же должен помнить, что чеченцы ещё очень религиозны и всецело подчиняются муллам. Поэтому никакого открытого проявления вражды к духовенству проявлять нельзя, так как это только усилит их агитацию против Советской власти. Нужно твёрдо помнить, что Советская власть никому7 не запрещает верить во что он хочет и проповедовать любую религию, а борется только против контрреволюции, объявляя ей беспощадную войну.

Вот те причины, которые мешают установить в горной Чечне крепкую Советскую власть, а тем самым мешают и хозяйственному, и культурному росту чеченцев. По мере общего укрепления Советской Власти улучшится и положение в Горной Чечне. Наша операция во многом будет содействовать этому улучшению.

Всё это должен усвоить каждый красноармеец для того, чтобы знать, как ему вести себя среди чеченцев во время манёвров и операции.

Коротко повторим:

I

Помни, что национальная вражда по отношению к русскому у чеченцев ещё совсем не изжита, чеченец всегда особенно внимательно следит за действиями и поступками русского. Помни это и всегда продумай свой поступок при встрече с населением, не вызовет ли он национальной неприязни, не будет ли он на руку врагам Советской Власти. Помни, что ты должен укрепить смычку чеченца-бедняка с русским рабочим и крестьянином.

II

Помни, что чеченцы отстали в культурном отношении, что среди них сильный религиозный фанатизм, что у них сохранилось много предрассудков и суеверий. С этим нужно считаться всегда:

Никогда не задевать религиозных чувств чеченца, не заводить разговоры о религии, не вести никакой антирелигиозной пропаганды, т.к. чеченец тебя не поймёт и только озлобится.

Не допускай ни малейшей насмешки, когда чеченец исполняет свой религиозный обряд — «намаз».

Не допускай насмешки, когда мулла кричит с мечети.

Не вноси в дом чеченца и не ешь в его доме свинины, тем более не предлагай её чеченцам, — это сочтут за оскорбление.

Не допускай неуважения к почётным старикам, — это озлобит против Красной Армии весь его род и всё селение.

Помни, что всякая твоя ошибка даст только пищу для враждебной, со стороны мулл, агитации против Советской Власти и Красной Армии.

III

Помни, что посторонний человек не должен по обычаям чеченцев разговаривать с женщиной чеченкой, касаться её рукой, продолжительно и пристально смотреть на неё, оставаться с ней наедине.

Не допускай насмешек над женщиной-чеченкой. Не нарушай этих обычаев, так как это ведёт к кровничеству.

IV

Помни, что у чеченцев есть обычай, за личные обиды, мстить кровью — кровничество; что оскорбив чеченца, ты сделаешь его кровником не только себе, но и всей Красной Армии.

V

Не злоупотребляй гостеприимством чеченцев.

Ни в коем случае не позволяй попрошайничества, а тем более вымогательства и насилия.

Это подорвёт уважение со стороны чеченцев ко всей Красной Армии.

VI

Помни, что чеченец привык ценить в воине молодцеватую выправку, опрятность и чистоту одежды, чистоту и исправность оружия, строгую исполнительность и дисциплину.

От кавалериста чеченец требует лихой посадки и джигитовки. Чеченец не любит и презирает много и без толку болтающих людей, трусов и т.п. Покажи чеченцу, что ты умеешь с честью носить звание воина Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Не допускай ни малейшего растяпства, халатности и разгильдяйства, так как этим ты подорвёшь уважение ко всей Красной Армии.

VII

Помни, что среди чеченцев распространены сильно венерические заболевания. Будь осторожен, но старайся не оскорбить горца своим пренебрежением.

VIII

При разговорах с чеченцами учти, что мало кто из них знает русский язык, и если тебе нужно что-либо спросить, проси толмача (перевод.).

Не сердись, если тебя не понимают.

IX

Помни, что злейшим врагом для Чечни является бандитизм. Разоружение и искоренение его обезопасит соседние с Чечнёй области и республики и обеспечит хозяйственный и культурный рост Чечни. Бандит и его пособник, укрыватель, злейший враг Советской Власти и всех трудящихся.

X

Помни, что от твоего поведения будет зависеть впечатление, какое останется у чеченцев о Красной Армии.

От твоего поведения зависит крепость смычки горца с рабочими и крестьянством СССР

Политуправление СКВО

Товарищу красноармейцу. Памятка, как относиться к населению во время манёвров в Чечне. Ростов-на-Дону, 1925.

Приложение 2 ХОД ОПЕРАЦИИ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ ЧЕЧНИ ПО ДНЯМ

Августа

Отряд т. Буриченко выступил в 5 часов из Владикавказа по дороге на Сунженская — Алкун и прибыл в последний пункт в 20 час. 22 мин., сделав, таким образом, 40 вёрст в течение 14 часов. Входящий в состав отряда эскадрон Северо-Кавказской Горских национальностей кавшколы, не закончив к сроку перековки, запоздал с выступлением и к 19 час. прибыл в Ак-Юртовская (на 10 вер. карте Воронцово-Дашковская), где и стал на ночлег. В последнем пункте остановился и весь колёсный обоз отряда. Начальник отряда доносил, что испорченные бывшими дождями дороги затрудняли движение конницы и обозов, почему в дальнейшем при отряде шёл только вьючный транспорт.

Приданная отряду полевая радиостанция развернута в Ал-куна в 21 час.

Отряд т. Король находился в пути к пункту высадки.

Отряд т. Апанасенко к 14 час. сосредоточился в г. Грозном в составе 29 и 30 кав. полков, эскадроны сапёрный и связи, 2 кон. горных орудия, 38, 82, 84 стр. полки, все части расположены биваком, причём кавалеристы, не имея палаток, расположились под открытым небом, несмотря на жару.

Группа т. Козицкого частью погрузилась на ст. Владикавказ, остальные части, назначенные для операции — в дороге.

Полевой штаб СКВО — г. Грозный.

Граница. К одному из Дагестанских постов в районе Алмак прибыло 10 конных чеченцев с предложением сняться, угрожая в случае отказа снять силой. После долгих споров чеченцы уехали.

Августа

В отряде т. Буриченко усиленный предыдущий переход сказался как на времени выступления, так и на величине следующего перехода: выступив из Алкуна в 10 часов, начальник отряда рассчитывал к ночи сосредоточиться в Торгим, т.е. сделать лишь 19 вёрст, и действительно, отрад закончил переход лишь в 20 часов. Сев. Кавк. Горских национ. кавшкола отряд не догнала, заночевав в Ерши.

Начиная от хут. Мужичий дорога идёт по ущелью р. Асса, часто по карнизам, находящимся на высоте 500-600 мтр. над дном долины. Часть вьюков отстала, почему вечером была уменьшена дача как фуража, так и продовольствия.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!