Каталоги цветов PANTONE и продукция PANTONE.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6.

 

Цветовые системы и цветовые пространства.

Система расположения цветов, или просто цветовая система, позволяет однозначно выражать взаи­мосвязь между цветами. Она обеспечивает передачу информации о цвете (ком­муникацию цвета) на расстоянии и во вре­мени даже в тех слу­чаях, когда физиче­ские образцы цвета отсутствуют либо их цвет претерпел изменения в процессе эксплуатации или старения. Технический комитет Ме­ждународной организации по стандартизации ISO/ TC 187 «Обозна­чения цвета» определил цветовую сис­тему как «набор правил по расположе­нию и обозначению цветов, которые устанавливают расположение цветов в про­странстве в соответствии с их свойствами таким образом, что чем бо­лее схожи свойства цветов, тем ближе друг к другу они должны распола­гаться, а также метод обозначения место­положения цвета в последова­тельности цве­тов».

Цвет является трехмерной величиной. Эти три измерения являются осно­войсистемы. Они должны быть независимыми друг от друга, то есть каждая из них может изменяться, не меняя остальных. Набор характеристик опре­де­ляет свое цветовое пространство – трехмерное пространство для геомет­риче­ского представления цветов. Цветовое тело представляет часть цвето­вого пространства, включающего все цвета отражающих и пропускающих цвет объектов в условиях данного освещения.Любая трехмерная система оп­реде­ляет цветовое пространство, и любое цветовое простран­ство позволяет рас­поло­жить цвета по порядку. Различие состоит в том, что цветовая система, глав­ным образом, определяется набором стандартных образцов цвета, в то время как цве­товое пространство является концептуальным понятием. Набор из трех параметров (цветовой тон, насыщенность и светлота) наглядно показывает, что видимый цвет трехмерен. Эти параметры можно интерпретировать как три координаты, с помощью которых можно графически представлять положение видимого цвета в цветовом пространстве. Базовое цветовое пространство строится по трем цилиндрическим координатам: цветовой тон, насыщенность и светлота. На центральной вертикальной оси откладывается светлота, а на горизонтальной – насыщенность. Цветовому тону соответствует угол, под которым ось насыщенности отходит от оси светлоты.

Всего было создано более 400 цветовых систем. Первой
была описана система, разработанная Аристотелем приблизительно 350 лет до нашей эры. Она была неявно трехмерной, и в ней белый цвет располагался напротив черного цвета, однако красный размещался между ними, как бы представляя цвет неба между ночью и днем. Считают, что у Леонардо да Винчи (1452–1519) имелись последовательности накрасов, в которых близкие цвета находились рядом друг с другом. Открыв зависимость между преломле­нием света и цветом, Ньютон первым попытался систематизировать мир цветов. Кругообразное расположение цветов, предложенное им, по­служило основой для дальнейшей систематизации цветовых тонов. Последующие классические работы в области теории цвета таких ученых, как Мариотта (ХVII в.), Ломоносов (ХVIII в.), Юнг (ХVII–ХVIII вв.), Гельмгольц, Грассман и Максвелл (XIX в.) оказывали в той или иной степени влияние на выбор цветов и характер их практической систематизации.

 

 

Рис. 1. Геометрическая модель расположения цветов в соответствии с цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

 

Цветовая система Манселла. Атлас Манселла. Альберт Генри Манселл (1858–1918 гг.), художник и преподаватель Массачусетской художественной школы, заин­тересовался методом для обучения де­тей цвету. Еще в начале прошлого века он выразил неудовлетворение «несоот­ветствием и причудливой природой наиме­нований цвета». Исходя из того, что музыка оснащена системой, с помо­щью ко­торой каждый звук определяется вы­сотой тона, интенсивностью и дли­тельно­стью, он решил, что для цвета следует использовать систему, основанную на цветовом тоне, светлоте и насыщенности. А. Манселл впервые описал свою сис­тему в 1905 г. в докладе, в котором он перечислил ее преимущества:

· наименования цвета, основанные на природных объектах, цвет которых часто меняется, заменены определенным обозначением;

· каждый цвет имеет свое обозначение и его можно записать и передать, что дает возможность достаточно точно определить цвет;

· система может быть расширена для размещения в ней других цветов.

 Он автор книги «Обозначение цвета» и атласа цветовой системы, которая носит его имя. Эта цветовая система с 1943 г., после ее усовершенство­вания (улучшения расположения образцов в пространстве) Комитетом Амери­канского оптиче­ского общества, превратилась в стандартную систему, с которой исследователи сравнивают многие новые системы и проверяют равномер­ность цветовых про­странств. В течение многих десятилетий эта система широко использова­лась в США, где ее обозначения были включены в государственные стандарты США и Американского общества испытания материалов ( ASTM). На обозначе­ниях цвета в системе Манселла основаны японские стандарты по цвету ( JIS Z 8102, JIS Z 8721) и цветовые системы (наборы цветов) Chroma Cosmos и 5000 Chromaton 707, созданные Институтом исследования цвета Японии. Британский инсти­тут стандартов использует ссылки на обозначения Манселла в стандартах ( BS 5252, BS 4800, BS 4900, BS 4901, BS 4902)на цвета декора­тивных материалов, включая эмали, краски, пластик.

В системе Манселла цвета отражающих предметов определяются тремя ха­рактеристиками: цветовым тоном по Манселлу, насыщенностью по Ман­селлу и светлотой по Манселлу. В его системе нет основных цветов – есть основные цветовые тона. В качестве основныхцветовых тонов он вы­брал пять: красный, желтый, зеленый, синий, пурпурный. Затем он ввел пять допол­нительных – промежу­точных между основными цветовыми тонами. Соот­ветст­венно, он разделил цветовой круг на 10 интервалов цветовых тонов, кото­рые обозначил: R (крас­ный), YR (желто - красный), Y (желтый), GY (желто - зеленый), G (зеленый), BG (сине - зеленый), B (синий), PB (пурпурно - синий) и RP (красно - пурпурный). Сектор каждого цветового тона он разделил на 10 частей, получив, таким обра­зом, круг из 100 цветовых тонов. Основные цветовые тона обознача­ются 5R, 5Y и т.д. Это середина интервала данного цветового тона. Цветовой круг по Ман­селлу является равномерно разделенным. Различия между сосед­ними цветами сохраняются равными вдоль всего цветового круга.

 

                   

Рис. 2. Основные цветовые тона по Манселлу

 

Светлота по Манселлу изменяется от 0 (черный) до 10 (белый). Первона­чально светлота V определялась в характеристиках координаты цвета Y МКО в виде зависимости V = Y1/2. Это было применение закона Вебера-Фехнера. В 1937 г. воспринимаемое положение цветов в системе Манселла было улучшено бла­годаря использованию полинома Джадда. Этот полином пятой степени точ­нее описывает зависимость светлоты V  и координаты цвета Y. Зная координату цвета У, равную коэффициенту отражения, с помощью таблиц можно получить значение V. Например, значение V, равное 0 соответствует У = 0, для V = 3 зна­чение У = 6,6, для V = 5 значение У = 19,8, для V = 7 значение У = 43,1, для V= 9,5 (самый светлый образец цвета в атласе) У = 90.

По насыщенности цвета не имеют одинакового разделения и количество ступеней насыщенности для различных цветовых тонов разное. Например, для красного цвета (цветовой тон = 5 Y ) максимальное значение насыщенно­сти равно 14. Этот цвет довольно близко приближается к границе Мак - Адама (гра­нице охвата цвета материалов). Также имеется малонасыщенный образец со значением насыщенности, равным 1. Интервал шкалы насыщенности 2 единицы.

 

                      

 

Рис. 3 «Дерево Манселла» – схематическое представление системы Манселла в пространстве

 

Шкала состоит из 7 образцов цвета с насыщенностью от 2 до 14. Для синих цветов, наоборот, максимальное значение насыщенности равно 8 и цвет далеко отстоит от границ Мак - Адама.

 Для точного обозначения цвета Манселл предложил задать последова­тельно все три характеристики цвета: Hue (цветовой тон), Value (светлота), Chroma(насыщенность). Например, красно-пурпурный цвет обозначается как 5RP 4/8, где 5RP – цветовой тон, расположенный между пурпурным и красным цветом, имеет светлоту 4 и насыщенность 8. Эти характеристики позволяют ко­личественно обозначить цвет поверхностей, рассматриваемых при определенных условиях наблюдения: обычный дневной свет (стандартное излучение С МКО), освещение под углом 45° и наблюдение по прямой линии зрения, перпендику­лярной к поверхности. Когда цвет образца определяется путем сравнения его с образцами цвета Ман­селла, обычно используется нейтральный серый фон. Же­лательно, чтобы его светлота была близка светлоте сравниваемых цветов.

Цветовую систему Манселла иллюстрируют два набора окрашенных об­разцов цвета (Munsell Book of Color): набор с матовой поверхностью (1325 образцов цвета) и набор с блестящей поверхностью (1568 образцов). Так как в настоящее время Munsel l Company входит в состав компании X - Rite. Каждый атлас содержит по 40 страниц – карт постоянного цветового тона (с интервалом по тону в 2,5, начиная с 2,5 R; 5 R; 7,5 R, 10 R, 2,5 YRи т.д.), на которых расположены цвета оди­нако­вого цветового тона, но отличающиеся по светлоте (вертикальная ось) и на­сы­щенности (горизонтальная ось).

Характеристики цвета х, у, Y, заданные в системе XYZ  МКО, при излуче­нии С МКО, можно преобразовать в обозначения системы Манселла с помо­щью таблиц и набора девяти карт. Это стандартный метод определения обозна­чений в системе Манселла (является стандартом не только США, но и дру­гих стра­н).

Атлас Манселла был и остается классическим пособием по цвету. Его ши­роко использовали в колориметрии для проверки равномерности цветовых про­странств. Тест Фарнсворта-Манселла на 100 цветов широко приме­няют для оценки цветового зрения и для его исследований. Равнокон­трастная цветовая система и обо­значение цвета в характеристиках цветового тона, насыщенности и светлоты яв­ляются очень удобными для цветового проектирования. Он ши­роко распростра­нен в США, Великобритании и Япо­нии. В России с атласом Манселла практиче­ски работали только во ВНИИТЭ, занимаясь с его помощью цветовым проекти­рованием.

 

RAL дизайн - система ( RDS).

 

RAL – аббревиатура названия центрального органа немец­кой промышленности, кото­рый, начиная с 1925г. осуществлял контроль каче­ства продукции и занимался рационализа­цией в области цвета. В настоящее время – это RAL Германский институт по обеспечению качества и сертификации, кото­рый выпускает различную цвето­вую продукцию для нормирования и контроля цвета материалов.

Кроме классического каталога RAL, представляющегостандартные цвета ЛКМ, в 1993 г. для современного цветового дизайна была создана RAL дизайн - система ( RDS). Цвета системы представляют визуализацию приблизительно равноконтрастной колориметрической системы С IELАВ МКО 1976 г. Эта сис­тема специально разработана для дизайнеров и архитекторов. Она удобна для обозначения цвета и расчета рецептур, для выбора цветов равномерно рас­положенных в цветовом пространстве. Цвета системы полностью охватывают цветовое пространство С IELАВ, насколько это возможно с обычно используе­мыми пигментами, то есть, каждый цвет может быть воспроизведен в реальном материале.

В RDS код ка­ждого из цветов обозначается семизначным числом, соответствующим характе­ристикам: h (углу цветового тона), L* (свет­лоте) и С* (насыщенности). Благо­даря этому, легко установить взаимосвязь ме­жду цветами и их характеристи­ками. В цветовом круге значение угла для крас­ного цвета равно 0°, желтого – 90°, зеленого – 180° и синего – 270°. Обозначение цвета, например, 090 80 90, относится к желтому цвету со значением светлоты 80 и насыщенности 90. Это самый насыщенный чисто желтый цвет в атласе. У самого насыщенного синего цвета обозначение: 270 30 45.

RDS выпускается в разных видах: атлас, альбом, веер цве­тов . Вначале в атласе содержалось 1688 цветов, но, начиная с конца 2007 г. по­сле существенного пересмотра, системаRDS была усовершенствована. В нее были включены 26 светлых пастельных цве­тов, необходимые дизайнерам, и исключены 89 темных малонасыщенных цветов, имеющих малое приме­нение в дизайне. A new two - component colour fan offering greater clarity and a new classification system provides additional comfort of use . Новый двух компонент цвета вентилятор, предлагающие больше ясности и новую систему классификации предоставляет дополнительные удобства в использовании. The D 4 RAL DESIGN Atlas comes in a new look . В D 4 RAL

 

 

 

 

 

 

 
Часть цветового тела с ахроматиче­ской осью     Схематическая структура RAL DESIGN System

 

Рис. 4 Схематичное представление RAL дизайн – системы

 

В настоящее время число цветов, входящих в эту систему, равно 1625. Кроме выпус­каемого классического атласа на 1688 цветов выпускаются продукты D 2 и D 4 на 1625 цветов (рис. 6.6.). Первый  (D 2) пред­ставляет все цвета в виде двух вееров, второй (D 4) – в виде классиче­ского атласа цве­тов. Точные размеры образцов цвета в каталогах и их стоимость указаны на сайте RAL.  

Естественная цветовая система NCS. Из всех систем восприятия цвета NCS (The Natural Color System) является наиболее значимой для дизайнеров. Её основной задачей является описание качества цветового восприятия; однородность цветового пространства, которой уделяется большое внимание, например, в системе Манселла, здесь рассматривается во вторую очередь.

Система NCS была соз­дана в результате научных исследований и разработок, проводи­мых психоло­гами, фи­зиками, архитекторами и дизайнерами Швеции в течение нескольких десятиле­тий. Является продуктом Скандинавского института цвета АВ. Научно обосно­ванная и документированная стандартами Швеции и других стран система NCS объединена с ко­лори­метрической системой МКО и широко используется в обучении, науке, цвето­вых исследованиях, но особенно велико ее значение в дизайне и архитек­туре.

The number of pastel colours has been increased by 26 new shades while the number of dark shades has been reduced . Число пастельные цвета был увеличен на 26 новых оттенков, а число темных оттенков была сокращена. Altogether , the system now includes 1625 colours . В общей сложности, эта система в настоящее время включает в себя 1625 цветВ основе NCS лежат идеи Леонардо да Винчи о шести простых (элементар­ных) цветах и Арона Зигфрида Форсиуса о трехмерной цветовой модели, а также теория оппонентных цветов Эвальда Геринга. Триггве Йохансон, Свен Хессельгрен и другие шведские ученые, архитекторы и дизайнеры, посвятившие свою работу цвету как визуальному явле­нию, развили теорию Геринга и реализовали ее в цветовом круге NCS. Предвестником NCS был широко известный цветовой атлас Хессельгрена.

К этому времени (семидесятые годы прошлого века) архитекторы, дизайнеры, художники, преподаватели и производители окрашенной продукции неоднократно высказывали идею о необходимости создания постоянной и общеприменимой цветовой системы. Основная задача заключалась в создании цветовой системы, основанной на том, как человек воспринимает цвета и использует их на практике.

Естественная цветовая система разрабатывалась с 1964 г. специалистами Шведского центра цвета и ее авторы: Андерс Хард, психолог Ларсом Сивик и физик Гуннар Тоннквист работали над ней почти 20 лет. Был проведен миллион тестовых оценок и для разрабатываемого атласа использовано более 50 тысяч оценок, выполненных группой, состоящей из 30 человек с нормальным цвето­вым зрением. Результатом явился атлас NCS. Шведский институт стандартов принял NCS в качестве шведского стандарта (сейчас это стандарт Норвегии, Испании, и Южной Африки).

Цветовая системаNCSявляется системой, основанной на психологически уни­кальных восприятиях шести цветов: черного, белого, красного, зеленого, желтого и синего. Цветовое восприятие определяется оценкой их сходства с основными (иногда называемыми элементарными, единичными или унитарными) восприятиями, а не оценкой отличия от них.

 

    

 

Рис. 5 Шесть основных цветов системы NCS: белый (W), черный (S), желтый (Y), красный (R), синий (В) и зеленый (G)

Эти основные цвета являются независимыми – «чистыми» с точки зрения восприятия: ни в одном из них нет ни малейшей примеси других. Т.е., эле­ментарный красный это такой цвет, в котором нет ни желтого, ни синего цветов; соот­ветственно, в синем нет примеси красного или зеленого цветов и т.д.

 

Цветовое пространство NCS. В этой трехмерной модели (двойной конус) могут быть пред­ставлены все возможные цвета несамосветя­щихся объектов и каждому может быть дано его обозначение NCS.

Цветовое пространство делится на две двухмерные модели: цветовой круг NCS и цветовой треугольник NCS.

 

                  

                      

Рис. 6. Цветовое пространство NCS

Проведя горизонтальное сечение модели цветового тела, мы получим цве­товой круг, в котором четыре хроматических цвета расположены подобно точ­кам на компасе. Области между соседними цветами разделены на 100 равных частей. Каждая точка, кратная 10 %, представляет страницу атласа NCS и указывает цветовой тон. Он обозначается одной буквой (Y, R, В, G) или двумя с цифрой перед второй буквой. Цифра указывает на сходство со вторым цветом. Следует обра­тить внимание на то, что обозначение тона начина­ется от чисто желтого цвета и увеличение содержания второго цвета считается по ходу часовой стрелки. Так, отмеченный на рис. 6.9 цветовой тон Y90R  означает, что у него сходство с желтым цветом на 10%, а с красным – на 90%. 

 

                     

                         

Рис. 6. 9. Цветовой круг NCS

 

Цве­товой тре­угольник NCS является вертикальным сечением модели NCS в каж­дой из этих точек (со значением кратным 10 %). В данном случае (рис. 6.10) это Y90R. Основу треугольника составляет ахроматическая шкала от белого (W) до черного (S), на вершине треугольника находится цвет с максимальным значением насыщенности С. Это сечение представляет все цвета атласа NCS с цветовым тоном Y90R, распо­ло­женные между белым ( W), черным ( S) и полным хроматическим цветом ( C).

Цветовые обозначения NCS основаны на принципе сходства: насколько данный цвет похож на каждый из шести элементарных цветов. В треуголь­нике выделен цвет, обозначенный S 2030-Y90R. Стоящая перед обозначе­нием буква S означает, что образец с этим обозначением является стандартным образцом из второго издания атласа NCS. Стандартные образцы цвета этого из­дания были воспроизведены с помощью нетоксичных пигментов.

 

 

 

Рис. 7. Цветовой треугольник NCS, выделенный цвет в треугольнике  NCS  и цве­товом пространстве NCS

 

Первое дву­значное число (s) описывает степень сходства с черным цветом в процентах. Второе дву­значное число (с) в процентах описывает степень сходства с цветом данного цветового тона с максимальной насыщенностью, то есть, это аналог чистоты или насыщенности цвета. Оба числа вместе (s и c) описывают оттенок (ню­анс).

Обозна­чение цветового тона записывается через черточку. Чистые серые цвета не имеют цветового тона и данные обозначения оканчиваются буквой N, чтобы указать, что это цвет нейтраль­ный. Шкала ахроматических цветов начи­нается с белого цвета 0300 - N и закан­чивается 9000 - N, который представляет черный цвет.

В обозначении NCS 2030 - Y90R, число 2030описывает оттенок (нюанс), т.е. степень сходства с черным цветом 20% и степень сходства с максимумом цветно­сти (цветом с максимальной насыщенностью) 30%. Цветовой тон Y90R описывает степень сходства цветового тона между желтым (Y) и красным (R) с этими цветами. Обозначение Y90R описывает тон, сходство кото­рого с желтым цветом составляет 10% , а с красным – 90%.

Для обеспечения высокого качества цвета Скандинавский институт цвета основал Центр качества NCS и с 1995 г. разработал систему контроля качества воспроизведения цвета в разных цветовых продуктах N CS в соответствии со «Стан­дартом контроля уровня качества N CS». Цель стандарта – установить и сохра­нить стабильными цвета системы. Стандарт устанавливает максимальные от­клонения в цвете и максимальную норму отклонений. Для измерений исполь­зу­ются два специально откалиброванных спектрофотометра. Измеренные вели­чины рассчитываются, следуя публикации МКО 15:2004 , цветовые различия D EСМС рассчитываются в соответствии с британским стандартом BS 6923:1988. Источ­ники света, применяемые при инструментальной и визуальной оценке – А, D65  и TL84.

Продукция NCS.  Во втором издании системы NCS в 1995г. набор содержал 1750 цветов, в 2004 г. в него специально для дизайнеров и колористов были добавлены 200 малонасыщенных светлых цветов, и число цветов в системе достигло 1950 цветов.

Наборы цветов существуют в виде различных продуктов NCS:стан­дартного набора образ­цов, ат­ласа, альбома, индекса (в виде одного веера), в виде 8 блоков, отдельных образцов и др.

 

Рис.8. Продукты NCS: стандартные цвета, альбом

 

Стандартные цвета NCSиндивидуальноизмерены, проверены и откалиброваны Центром качества NCS. Для каждого образца определены различия от первичного стандартного образца NCS. Это точный эталон для сравнения и контроля цвета. Используется профессиональными пользователями NCS.

Альбом NCS (Album 1950). Специально разработан для профессиональных цветовых студий. Каждая страница снабжена кармашками, в которых находятся по 3 образца цвета формата А9, которые могут быть использованы для сопоставления друг с другом в презентационных материалах и документах.

 Атлас NCS содержит цветовой круг, 40 цветовых треугольников постоянного цветового тона и страницу ахроматических и близких к ним цветов с незначительной цветностью. Рекомендуется для подбора цвета в цветовых студиях и для проведения презентаций для клиентов.

 

                      

              Рис.9. Продукты NCS: блок и веер

NCS Block 1950 представляет 8 небольших блоков образцов цвета NCS, сгруппированных по цветовому тону или нюансу (рис.6.12). В них облегчен подбор необходимого цвета, кроме того, их можно использовать при сопоставлении цветов, прикладывая образцы друг к другу.

 

                    

Рис.10. Измеритель светлоты NCS

Наиболее широко (благодаря его относительно невысокой стоимости) используется цветовой веер «NCS Index 1950». Цвета в нем разделены на 5 групп: серые, желтые (G80Y - Y70R), красные (Y80R - R70B), синие (R80B - B70G) и зеленые (B80G - G70Y). Отметки на каждом листе указывают точную позицию цвета в цветовом круге и цветовом треугольнике.

Кроме наборов цвета NCS, используемых для визуального сравнения с исследуемым образцом цвета, для определения обозначения цвета в системе NCS, разрабо­таны приборы, которые автоматически в течение секунды идентифицируют цвет любой поверхности с обозначением NCS, т. е. дают обозначение ближайшего цвета NCS:

      

 

Рис.11.  Сканер цветаNCSи измеритель цвета  NCS CECF - 9

 

Практическое использование NCS. Когда человек знаком с системой NCS, он может оценить качественные характеристики (атрибуты) цвета по его обозначению. Например, как много черного и цветности в данном цвете, и какой его цветовой тон? Это помогает коммуникации, проверке спецификации и идентификации цветов, которые имеют обозначения по системе NCS.

В мире тысячи пользователей работают с NCS – на уровне идеи, презентации, спецификации и реализации цветовых проектов, которые включают цветовые карты, продукцию, проектирование изделий, интерьеры и архитектуру. Основные группы пользователей NCS – архитекторы и дизайнеры (цветовое проектирование и спецификация цвета), лакокрасочная отрасль (контроль качества, торговля), магазины строительных материалов и материалов для интерьера (спецификация цвета и контроль качества).

В России Постановлением правительства Москвы № 740 от 25.12.1996 г. атлас NCS был принят для выбора и последующего контроля цвета фасадных красок. Основная цель – введение единства обозначения цвета фасадных красок и ограниченного набора стандартных цветов, охватывающих все цветовое пространство. В основном использовался набор второго уровня качества – указатель N CS ( NCS index).

Скандинавская школа цвета AB, основанная на системе NCS. Школа цвета, организованная Скандинавским институтом цвета уже более 15 лет, известна благодаря высокому качеству обучения и большому объему знаний в области цвета и предлагает курсы обучения для всех, кто профессионально работает с цветом. Это дизайнеры, архитектуры, проектировщики, декораторы, специалисты по маркетингу, заключению контрактов на краску и те, кто работает с цветом в различных отраслях промышленности и в рекламных агентствах.

Цель курса цвета NCSсостоит в том, чтобы обеспечить базу для более глубокого понимания цвета как визуального явления, постигая систему NCS как международный язык цвета. Он призван научить, как использовать NCS в качестве инструмента в ежедневной цветовой практике.

Курс состоит из теоретических и практических занятий. Основу практических занятий составляют упражнения, с которыми студенты работают на семинарах – «Учебные материалы NCS». Набор из 31 упражнения NCS различной сложности был создан Гретой Смедал (Grete Smedal), профессором Национальной Академия Искусств (Берген, Норвегия), которая много лет занималась обучением дизайнеров и архитекторов. Упражнения предназначены для развития способности к различению цветов и сопоставлению их характеристик. Они дают доступ к всестороннему методу изучения системы NCS и теории цвета в целом. Эти обучающие материалы на сегодняшний день используются в школах и институтах во всем мире .

Материалы для обучения NCS разработаны таким образом, чтобы быть приемлемыми для широкого ряда пользователей – от студента до профессионала. Цветовые упражнения одинаково полезны для представителей творческих и научных дисциплин.

В тщательно запланированной последовательности интересных задач глаз обучается распознавать сходство и различия между цветами. Это развивает навыки, необходимые, чтобы системно описывать свойства цветов, используя слова и символы. Упражнения помогают научиться безупречно различать цвета и уметь их обозначать, видеть соотношения ме­жду цветовыми характеристиками. При этом глаз выполняет функцию сортировочной машины. Акцент делается на визуальном наблюдении цветов и описании того, что видит глаз.

Художник, педагог и теоретик искусства Джозеф Альберсписал, что«...использование окрашенных кусочков бумаги предотвращает ненужное смешивание красок, которое утомляет и отнимает много времени...». Материалы для обучения NCS предоставляют уникальную возможность работы с образцами цвета, характеристики которых строго определены и находятся в определенных соотношениях друг с другом.

 

Описание отдельных упражнений. Упражнение «Элементарные цвета и элементарные признаки» показывает шесть первичных (элементарных) цветов и ряд цветов, близких к каждому из них. Обучает умению оценить главные и вспомогательные качественные характеристики. Упражнение «Цветовой круг» обучает умению оценивать цветовой тон и располагать образцы по цветовому кругу в соответствии с их цветовым тоном. Упражнение «Цветовой треугольник» обучает умению оценить нюанс цветов, т.е. их белизну, степень черноты и цветность и располагать их в цветовом треугольнике. Упражнение «Одновременный контраст – цветовой тон и оттенок (нюанс)» показывает, как различным образом изменяется цвет образца из-за влияния фона. Помещая один и тот же образец на восьми различных фонах, можно изучить, как цвет меняется по цветовому тону, белизне, черноте и цветности. Упражнения «Сходство по насыщенности», «Сходство по цветовым качественным характеристикам», «Сходство по оттенку» обучают определять сходство между цветами по отдельным характеристикам. Упражнение «Цветовые области» – превосходный суммарный обзор цветовой системы с обучением оценке одновременно цветового тона и оттенка на большом количестве образцов. Имеются усложненные задачи для обучения способности узнавать и анализировать визуальное сходство и отношения цветов. В упражнении «Цветовой круг в квадрате» студент оценивает цветовые области, размещая 121 образец цвета. Результат напоминает заполненный цветовой круг в форме квадрата с элементарными цветами в четырех углах. Это упражнение обычно используется как групповое.

 

   

                   

Рис.11. Примеры упражнений

 

На последнем конгрессе Международной ассоциации цвета AIC Colour 05 Грета Смедал представила «Chromascope» («Хромоскоп») – инструмент (основанный на системе NCS) для обучения цвету, основанному на цветовом восприятии с помощью персонального компьютера. Это профессиональный инструмент для преподавания и дизайна, основанный на системе NCS.

 

Каталоги цветов PANTONE и продукция PANTONE.

  В 1963 году владельцем компании PANTONE  Хербертом была разработана классифи­ка­ция тонов и полутонов. Система цве­тов выпу­щена в виде книги-веера с об­разцами цветов. Все они были полу­чены смешением 14 основных красок и на каждый цвет дана рецептура. На­зва­ние системы можно расшифровать так: приставка «pan» – «всеобщий, уни­вер­сальный» и слово «tone» – «цвет».

Впоследствии компания PANTONE собрала в специальные каталоги более 3000 различных цветов. Компания PANTONE является разработчиком и производителем техноло­гиче­ских решений в области выбора цвета и цветовой коммуникации для обще­ния заказчиков, дизайнеров и производителей полиграфической, текстильной и другой продукции. Система смешения красок PANTONE является доми­нирующей на рынке графического дизайна, печати, издательства, текстиля, ди­зайна оде­жды, интерьеров, архитектурного и промышленного дизайна.

Продукты PANTONE детально представлены в.PANTONE matching system – общепризнанный стандарт для выбора, обо­значения и контроля цвета в оф­сетном производстве. Только в этой линейке 10 разных каталогов. Основной цветовой справочник PANTONE Formula Guideиздания 2007 г. состоит из двух вееров на глянцевой и матовой бумаге, каждый из которых содержит 1114 смесе­вых цветов с указанием рецептуры смешения с помощью 14 базо­вых красок.

 

Цвет Обозначение носителя цвета
PANTONE 199 C C= Глянцевая бумага
PANTONE 199 U U= Мелованная бумага
PANTONE 199 M M= Матовая бумага
PANTONE 199 CV CV= Видео отображение
PANTONE199 CVU CVU= Видео отображение Мелованная бумага
PANTONE 199CVC CVC= Видео отображение Глянцевая бумага
 

На цвето­вой системе PANTONE Matching Systemоснована палитраPANTONE Solid Colors (смесевые цвета). Смесевые цвета PANTONEобозначаются трех или четырех­значной цифрой и буквами, указывающими на носитель цвета. Для примера, PANTONE 199 Red (Красный) может быть идентифицирован следующим образом.

Принципиально новая цветовая система Goe ( Pantone GoeGuide) содержит 2058 цветов, которые могут быть смешаны из 10 базовых красок (+ бесцветный Pantone Clear). Цвета организованы в хроматическом порядке и имеют собственную нумерацию, состоящую из 3 разделенных дефисами чисел. Принцип организации цветов следующий: первоначально были выделены 165 главных цветов, которые являлись либо базовыми цветами, либо смесью двух ба­зовых красок. Затем, для каждого из этих 165 цветов, путем добавления черной и прозрачной краски была создана цветовая семья, которая может включать от 14 до 35 цветов.

Нумерация цветов осуществляется следующим образом: первым идет число, указывающее номер цветовой семьи, являющимся порядковым номером одного из 165 «главных» цветов, затем через дефис указывается номер стра­ницы внутри цветовой семьи, он может иметь значение от 1 до 5, и, наконец, третьим, опять же через дефис, указывается номер цвета на выбранной стра­нице от 1 до 7. Цвета на страницах нумеруются сверху вниз.

С каждым веером GoeGuide или комплектом GoeBox поставляется про­грамма myPalette, которая обеспечивает возможность работы со всеми элек­тронными палитрами PANTON на компьютере. Возможно различными спосо­бами создавать и сохранять индивидуальные цветовые решения, управлять ими.

PANTONE Process Color System® содержит более 3000 цветов CMYK, которые могут быть воспроизведены методом стандартной офсетной печати.

PANTONE Textile System – инструмент для выбора и контроля цвета, а также цветовой коммуникации с производителями и заказ­чиками, широко ис­пользуемый дизайнерами моды и интерь­еров, стилистами, графическими дизай­нерами .

 

 

      Рис.12. PANTONE Textile Color Systemиздания 2007 г.

 

Цвета этой системы входят в линейку продуктов для моды и дома (PANTONE for fashion and home), для архитектуры и интерьера (PANTONE for Architecture and interiors)и для красок и интерьера (PANTONE Color guide for Paint and interiors ). Это один набор (Color guide), состоящий из 1925 цветов. Он выпускается на различных носителях (бумаге и хлопке) и в электронном виде.

 

Рис.13. Различные продукты PANTONE for fashion and home

 

Справочники содержат в разном формате все 1925 цветов PANTONE Textile с его шестизначным обозначе­нием.

Эти линейки продуктов PANTONEориен­тиро­ваны на дизайнеров интерьеров коммерческих, промышленных, учебных, меди­цинских и прочих учреждений. Справочники помогут дизайнеру точнее со­гласовывать цвета различных материалов, используемых при созда­нии проек­тов интерьеров – ламинатов, ковровых покрытий, дерева, пластика, тканей, кожи.

Специальная PANTONE Plastic Color System позволяет дизайнерам, про­изводителям и поставщикам, которые работают с пластиком, выбирать, точно определять, кон­тролировать и воспроизводить 1740 цветов пластмасс. Так, набор непрозрачных пластмасс охватывает 1005 цветов, набор прозрачных пластмасс – 735 цветов.

PANTONE VIEW Color Planner – это справочник, подсказывающий тен­денции развития цветовой моды на ближайшие 2 года. Выпускается 2 раза в год. Справочник с успехом используется дизайнерами мужской, женской и спортивной одежды, а также в индустрии косметики и промышлен­ного дизайна.

Аналогичнотому, что для определения соответствия цветаNCSимеются сканер и измеритель NCS,  длябыстрого опре­деления соответствия цвета любой поверхности одному из ближайших цветовPANTONE разработаны коло­риметры Color Cue и Color Cue2.

 

                   Рис.14. Колориметр Color Cue 2

Первый портативный колориметр Color Cue был пред­ставлен ком­панией в 2001 году. Он объединяет две биб­лиотеки PANTONE в одном переносном устройстве: PANTONE Matching System и PANTONE Textile Color System. В 2005 г. PANTONE выпус­тил но­вую усовершенствованную версию прибора Color Cue 2 .Color Cue 2 отличается расши­ренной функциональностью. Например, поль­зователь имеет возможность выбирать из пяти стандартных источников освеще­ния.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ (выделенное красным выполняется в учебной аудитории)

 

1. Дайте определение цветовой системе и цветовому пространству. Чем они отличаются?

2. Что такое NCS?

3. Назовите основные цвета NCS. Что из себя представляет цветовое тело NCS?

4. Как формируется номер цвета NCS?

5. Какие страны используют NCS в качестве стандарта?

6. Выполните 5 обучающих заданий NCS.

7. Что такое система PANTONE?

8. Сколько базовых цветов PANTONE?

9. Как получается вся палитра цветов PANTONE из базовых?

10. Как формируется номер цвета в PANTONE?

11. Назовите пять групп дизайнеров – пользователей PANTONE.

12. На листе плотной бумаги А4 сделайте эскиз проекта (одежда, обувь, аксессуар) в модных по версии PANTONE цветах сезона.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!